Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧИЛИЩЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧИЛИЩЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА) / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов В.В., Кузнецова О.М., Мартынов Я.А., Гурьянов В. С., Ткач А.В.

В статье рассматриваются особенности организации и проведения форм физической подготовки в Нахимовском военно-морском училище в условиях пандемии. Сложившейся эпидемиологическая ситуация в нашей стране внесла свои коррективы в образовательный процесс общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Педагогический коллектив отдельной дисциплины (физической культуры) Нахимовского военно-морского училища разработал комплекс мероприятий по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, при проведении всех форм физической подготовки с нахимовцами. Он включает в себя определенный арсенал действий педагогического коллектива по предупреждению распространения инфекции на учебных занятиях, на утреней физической зарядке и спортивной работе. Среди них наиболее значимыми являются: закрепление за каждым учебным классом отдельного спортивного объекта (согласно графику учебных занятий); проведение учебных занятий преподавателями в средствах индивидуальной защиты; проветривание помещений и обработка спортивного инвентаря после каждого занятия; проведение уфз в спальных корпусах (в случае введения карантина в классе учебном курсе); дистанционное проведение соревнований в системе довузовского звена и другие мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов В.В., Кузнецова О.М., Мартынов Я.А., Гурьянов В. С., Ткач А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF FORMS OF PHYSICAL TRAINING IN THE NAKHIMOV NAVAL SCHOOL IN A PANDEMIC

In this article the authors review the features of organizing and holding forms of physical training in the Nakhimov Naval School in situations of pandemics. The current epidemiological situation in our country had made adjustments in the curricula of educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The teaching staff of the separate subject (physical education) of the Nakhimov Naval School has developed a range of measures in contracting the speed of new coronavirus infection, during all forms of physical training with cadets of the school.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧИЛИЩЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

3. Черных А.И. Подготовка студентов инженерного вуза к производственной практике в условиях информатизации образования: монография / А.И. Черных, К.В. Хорошун, Т. Л. Шапошникова . - Краснодар: КубГТУ, 2014. - 264 с.

4. Шафоростова Е.Н. Проектирование компетентностной модели выпускника как средство оценки качества обучения / Е.Н. Шафоростова, А.А. Валова // Открытое образование. - 2019. - Т. 23, № 5. - С. 54-63.

5. Silalaiy, K. The Sustainable Leadership for Vocational Schools in Thailand: A Structural Equation Model / K. Silalaiy, T. Ratanaolarm, M. Thaveesuk // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2018. - Vol. 9, No. 3. - P. 79-89.

REFERENCES

1. Bulgakov, Yu.V, Komarov, A.P. and Shesternina, VV. (2018) "Students learning activity results evaluation and ranking structure", Obschestvo: sotsiologia, psihologia, pedagogika, No. 6, pp. 49-55.

2. Dranitsyina, E.G. and Kolyivanova, L.A. (2020) "To the question of the organization of modular training of students in the conditions of secondary vocational education", Srednee professionalnoe obrazovanie, Vol. 296, No. 4, pp. 8-11.

3. Chernyikh, A.I., Horoshun, C.V. and Shaposhnikova, T.L. (2014), Preparation of engineering higher educational establishment students in conditions of computerization of education, KubGTU, Krasnodar.

4. Shaforostova, E.N., and Valova, A.A. (2019) "Designing a graduate competence model as a means of evaluating the quality of training", Otkryitoe obrazovanie, Vol. 23, No. 5, pp. 54-63.

5. Silalaiy, K., Ratanaolarm, T., and Thaveesuk, M. (2018), "The Sustainable Leadership for Vocational Schools in Thailand: A Structural Equation Model", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 9, No. 3, pp. 79-89.

Контактная информация: minenko170753@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2021

УДК 372.879.6

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧИЛИЩЕ В

УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Ольга Михайловна Кузнецова, преподаватель, Яков Александрович Мартынов, старший преподаватель, Нахимовское военно-морское училище, Санкт-Петербург; Владимир Сергеевич Гурьянов, старший инструктор, Александр Валерьевич Ткач, преподаватель, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации и проведения форм физической подготовки в Нахимовском военно-морском училище в условиях пандемии. Сложившейся эпидемиологическая ситуация в нашей стране внесла свои коррективы в образовательный процесс общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Педагогический коллектив отдельной дисциплины (физической культуры) Нахимовского военно-морского училища разработал комплекс мероприятий по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, при проведении всех форм физической подготовки с нахимовцами. Он включает в себя определенный арсенал действий педагогического коллектива по предупреждению распространения инфекции на учебных занятиях, на утреней физической зарядке и спортивной работе. Среди них наиболее значимыми являются: закрепление за каждым учебным классом отдельного спортивного объекта (согласно графику учебных занятий); проведение учебных занятий преподавателями в средствах индивидуальной защиты; проветривание помещений и обработка спортивного инвентаря после каждого занятия; проведение уфз в спальных корпусах (в случае введения карантина в классе учебном курсе); дистанционное проведение соревнований в системе довузовского звена и другие

мероприятия.

Ключевые слова: обучающиеся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, планирование учебного процесса, физическая культура (физическая подготовка), физическое воспитание, новая коронавирусная инфекция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p243-247

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF FORMS OF PHYSICAL TRAINING IN THE NAKHIMOV NAVAL SCHOOL IN A PANDEMIC

Vyacheslav Vasilievich Mironov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Olga Mikhaylovna Kuznetsova, the teacher, Yakov Aleksandrovich Martynov, the senior teacher, Nakhimov Naval School, St. Petersburg; Vladimir Sergeevich Guryanov, the senior instructor, Alexander Valerievich Tkach, the teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Abstract

In this article the authors review the features of organizing and holding forms of physical training in the Nakhimov Naval School in situations of pandemics. The current epidemiological situation in our country had made adjustments in the curricula of educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The teaching staff of the separate subject (physical education) of the Nakhimov Naval School has developed a range of measures in contracting the speed of new coronavirus infection, during all forms of physical training with cadets of the school.

Keywords: students of educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, educational planning, physical education (physical training), sports education, new coronavirus infection.

ВВЕДЕНИЕ

Нахимовскому военно-морскому училищу в прошлом году исполнилось 75 лет. Начиная с 1944 года, года своего основания, оно было ориентировано на подготовку воспитанников к поступлению в высшие военные (военно-морские) учебные заведения.

Училище гордится своими выпускниками. Из них около 60 человек удостоены адмиральских званий и 14 стали генералами. Пятеро выпускников училища получили звезды Героя Российской Федерации. Значительная часть воспитанников Нахимовского военно-морского училища (далее - НВМУ) нашла применение своих талантов и способностей на научно-педагогическом поприще и в общественной деятельности.

За время своего существования училищем накоплен богатейший опыт подготовки воспитанников-патриотов своего Отечества. Однако время вносит свои изменения в особенности образовательного процесса воспитанников. В данный момент это связано не только с общественным и техническим прогрессом, появлением новых требований государства к качеству подготовки воспитанников, но и со сложившейся эпидемиологической ситуацией в Российской Федерации.

Исходя из неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, руководство, совместно со структурными подразделениями училища, разработало, на основании нормативно-правовых актов, ряд инструктивных документов, направленных на предупреждение и противодействие распространению новой коронавирусной инфекции. К ним относятся Стандарт безопасности деятельности НВМУ, Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционными образовательными технологиями и др.

Вышеперечисленные документы внесли определенные изменения в образовательную деятельность Нахимовского военно-морского училища (далее - НВМУ) при реализации общеобразовательных программ основного и дополнительного образования, включая программы отдельной дисциплины (физическая культура), которые будут подробно раскрыты ниже.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Приказом МО РФ от 30.10.2004 г. №352 «Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации» (далее НФП - 2004) формами организации и проведения физической подготовки в НВМУ являются: учебные занятия по дисциплине «Физическая культура». утренняя физическая зарядка, спортивная работа.

Учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» несут основную нагрузку в вопросах физического совершенствования и духовного развития обучающихся [1]. Основным руководящим документом нормативно-правового регулирования занятий по физической культуре в урочное время является образовательная программа, которая разработана на основании нормативных и инструктивных документах Министерства просвещения и Министерства обороны. Программа состоит из следующих разделов: «Физическая культура как область знаний» (информационный компонент деятельности); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности) [2].

Раздел 1. «Физическая культура как область знаний» представлен изучением тем, соответствующих основопологающим представлениям о развитии познавательной активности человека в сфере физического воспитания.

Раздел 2. «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» сориентирован на включение обучающимися физических упражнений в свою повседневную деятельность.

Содержание раздела 3. «Физическое совершенствование» направлено на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовленность и повышение функциональных возможностей занимающихся. На учебных занятиях практического блока, в зависимости от года обучения, совершенствуются двигательно-координационные способности обучающихся средсвами игровых видов спорта (баскетбол, гандбол, волейбол, мини-футбол), проходят обязательные занятия: по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, плаванию, рукопашному бою, пулевой стрельбе (с 7 по 11-й класс), скалолазанию (с 7 по 11-й класс), катанию на коньках (с 6 по 11-й класс).

Учебные занятия проводятся в виде 3-х уроков по 40 мин. в неделю с 5-го по 10-й и в 11-х классах физико-математического профиля; 4-х уроков по 40 мин. в 11-х классах оборонно-спортивного профиля.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, занятия по учебному предмету «Физическая культура» в 2020 - 2021 учебном году с воспитанниками были спланированы, в ходе заседания предметно-методической комиссии отдельной дисциплины (физическая культура) (далее - ОД (ФК), таким образом, чтобы каждый класс занимался на закрепленном, согласно графику учебных занятий, отдельном спортивном объекте.

Преподаватели отдельной дисциплины (физическая культура) занятия проводят обязательно в средствах индивидуальной защиты (в маске и перчатках).

После проведения занятий на каждом спортивном объекте преподаватель проводит проветривание и обработку, задействованного на уроке, специального оборудования.

В случае введения в классе/учебном курсе карантина занятия по физической культуре проводятся с использованием программы ТеатБ,на которых рассматривается материал из разделов «Физическая культура как область знаний» и «Способы двигательной (физкультурной) деятельности».

Дополнительные занятия с обучающимися, имеющими затруднения в усвоении учебной программы по учебному предмету «Физическая культура» проводятся в течение

1 часа в неделю с каждым классом отдельно, согласно установленного графика, утвержденного руководством училища. Порядок подготовки и проведения занятий аналогичный учебным занятиям.

Утренняя физическая зарядка (далее - УФЗ) представляет очередную форму физической подготовки. Зарядка является обязательным элементом распорядка дня и проводится ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) через 10 минут после сна. УФЗ проводится младшими воспитателями в составе учебного курса и контролируется офицерами преподавателями ОД (ФК). Утренняя физическая зарядка с 5 по 9-й классы длится 20 мин., а с 10 по 11-й классы - 35 минут, осуществляется по 3-м вариантам: 1-й вариант - ускоренное передвижение проводится на открытом воздухе; 2-й вариант - прогулка проводится в холодную погоду (от - 16 градусов и ниже); 3-й вариант - общеразвиваю-щие упражнения - в спальных корпусах (в случае введения карантина в классе/учебном курсе).

Важной формой физического совершенствования нахимовцев является спортивная работа, организация которой предусмотрена программами дополнительного образования и внеурочной деятельности. Основу этих программ составляет учебный материал, направленный на развитие основных составляющих спортивной подготовки воспитанников в виде: физической (общей и специальной), технической, тактической, психологической подготовки, как интегральной характериститики их готовности к соревнованиям. Программы не только обеспечивают последовательность и непрерывность процесса спортивного совершенствования в избранном виде спорта, но и повышение общей физической подготовленности и укрепление здоровья. Целью занятий в спортивных секциях для нахимовцев училища является: выполнение требований для присвоения спортивного разряда по видам спорта, а также победа на спортивных состязаниях различного уровня, включая Спартакиаду и Первенства Вооруженных сил Российской Федерации по различным видам спорта среди сборных команд общеобразовательных организаций МО РФ [3].

С целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в 2020-2021 учебном году в период зачисления воспитанников в секции физкультурно-спортивного направления, было исключено объединение воспитанников из разных курсов в одну группу. Дополнительно отдельной дисциплиной (физическая культура) предусмотрено распределение и закрепление секций за учебным курсом.

Внеурочная деятельность по программам спортивно-оздоровительной направленности проводится 1 раз в неделю с каждым классом, на отдельно закрепленном спортивном объекте.

В связи с запретом массовых мероприятий с участием воспитанников разных классов, а также проведением массовых мероприятий с участием приглашенных лиц, педагогический коллектив отдельной дисциплины (физическая культура) в сотрудничестве с Центром физической культуры спорта и здоровья Петроградского района Санкт-Петербурга дистанционно провели соревнования по легкой атлетике, в беге на короткие и длинные дистанции.

Помимо этого на базе спортивного комплекса Нахимовского-военно-морского училища, во исполнение Приказа Министра обороны об обязательном участии воспитаников суворовских, нахимовских училищ в Фестивале «ГТО», был дистационно проведен прием норм и требований «ГТО» в каждом учебном классе отдельно [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все формы физической подготовки в Нахимовском военно-морском училище проводится в соответствии с руководящими документами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства просвещения с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В процессе организации и проведения урочных и внеурочных форм физического

воспитания нахимовцев главной задачей остается обучение и воспитание будущего кадрового потенцеала Военно-Морского Флота, патриотов своего Отечества.

Таким образом, санитарно-эпидимиологическое благополучие, в настоящий момент, занимает важное место в системе физической подготовки и образовательного про-цессса в целом Нахимовского военно-морского училища.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов И.А. Особенности физической культуры в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации / И. А. Кузнецов, В. В. Миронов, В. Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2013. - № 4. - С. 25-30.

2. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» / О.М. Кузнецова, А.В. Литвинцева, И.С. Муромцева [и др.]. - Санкт-Петербург, 2020. - 59 с.

3. Миронов В.В. Значимость занятий физической культурой в военно-профессиональном самоопределении воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации / В.В. Миронов, О.М. Кузнецова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019. - № 4. - С. 132-135.

4. Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны: приказ Министра обороны РФ №352 от 30.10.2004 // Гарант: [справочно-правовая система]. - URL: http://www.base.garant.ru/6391601/ (дата обращения: 22.03.2021).

REFERENCES

1. Kuznecov I.A., Mironov V.V., Pashuta, V.L. (2013), "Features of physical culture in the pre-university educational institutions of the ministry of defence of the Russian Federation", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 25-30.

2. Kuznecova O. M., Litvinceva A.V., Muromceva I.S. et al (2020), Work program for the academic subject "Physical culture", St. Petersburg.

3. Mironov, V.V. and Kuznecova, O.M. (2019), "The importance of physical exercices in student military-professional self-determination of the Russian Federation Ministery of defense educational organizations", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 4, pp. 132-135.

4. Minister of Defense of the Russian Federation (2004), About the approval Physical training and sports manual for Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, naval cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Order of October 30, 2004 No. 352 available at: http://www.base.garant.ru/6391601/ (accessed 22 March 2021).

Контактная информация: olenka_kuznetsova_93@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2021

УДК 796.92.093.642

СТОИМОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ БИАТЛОНОМ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Вячеслав Дмитриевич Миронов, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер СССР; Саид Каримулла Саид Вахидулла Халили, бакалавр, призер чемпионата Европы и мира по биатлону, Российский Университет Транспорта, г. Москва

Аннотация

Цифровизация - это преобразование информации в цифровую форму, используемую во всех сферах нашей жизни. Это открытая информация, которая влияет на социальные и бизнес-процессы. Она призвана обеспечить принятие жизненно важных решений, которые имеют большое значение для отрасли физической культуры и спорта. В настоящей статье рассматривается вопрос стоимости занятий биатлоном на различных этапах подготовки спортсменов: начальном, учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.