Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ «ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ» - В ПРОШЛОМ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФИЛИАЛЕ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА (ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ)'

МОДЕЛЬ «ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ» - В ПРОШЛОМ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФИЛИАЛЕ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА (ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ / НАХИМОВЕЦ / MILITARY EDUCATION / MILITARY COMPONENT / EDUCATIONAL PROCESS / WEAPONS OF MASS DESTRUCTION / NAKHIMOVETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бураков Владимир Васильевич, Глухов Владимир Владимирович, Голобоков Сергей Анатольевич

Статья посвящена повышению эффективности военного образования, внедрению и реализации военного компонента в учебном плане дисциплин филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище), для формирования в рамках школьной программы, представления о том каким образом он будет осуществлен в рамках обеспечения национальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бураков Владимир Васильевич, Глухов Владимир Владимирович, Голобоков Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL «READY KNOWLEDGE» - IN THE PAST IMPLEMENTATION OF THE MILITARY COMPONENT IN THE STUDY OF ACADEMIC DISCI - PLINES IN THE BRANCH OF THE NAKHIMOV NAVAL SCHOOL (VLADIVOSTOK PRESIDENTIAL CADET SCHOOL)

The article is devoted to improving the effectiveness of military education, the introduction and implementation of the military component in the curriculum of disciplines of the branch of the Nakhimov Naval School (Vladivostok Presidential Cadet School), to form within the school program, an idea of how it will be implemented as part of ensuring national security of the state.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ «ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ» - В ПРОШЛОМ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФИЛИАЛЕ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА (ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ)»

В.В. БУРАКОВ,

B. В. ГЛУХОВ,

C.А. ГОЛОБОКОВ

V.V. BURAKOV, V.V. GLUKHOV, S.A. GOLOBOKOV

МОДЕЛЬ «ГОТОВЫХ ЗНАНИИ» -В ПРОШЛОМ

THE MODEL «READY KNOWLEDGE» - IN THE PAST

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФИЛИАЛЕ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА (ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ)

IMPLEMENTATION OF THE MILITARY COMPONENT IN THE STUDY OF ACADEMIC DISCIPLINES IN THE BRANCH OF THE NAKHIMOV NAVAL SCHOOL (VLADIVOSTOK PRESIDENTIAL CADET SCHOOL)

Сведения об авторах: Бураков Владимир Васильевич - начальник филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище), контр-адмирал запаса (г. Владивосток. Е-mail: burakov. vv@mail. ru. );

Глухов Владимир Владимирович - заместитель начальника филиала НВМУ (ВПКУ) (по инновационным и образовательным технологиям) (г. Владивосток. Е-mail: gvv61@bk. ru.);

Голобоков Сергей Анатольевич - преподаватель-организатор филиала НВМУ (ВПКУ), капитан 1-го ранга запаса (г. Владивосток. E-mail: Golobokov_san@bk. ru.).

Аннотация. Статья посвящена повышению эффективности военного образования, внедрению и реализации военного компонента в учебном плане дисциплин филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище), для формирования в рамках школьной программы, представления о том, каким образом он будет осуществлен в рамках обеспечения национальной безопасности государства.

Ключевые слова: военное образование, военный компонент, учебный процесс, оружие массового поражения, нахимовец.

Information about the authors: Vladimir Burakov - неad of the

Nakhimov Naval School branch (Vladivostok Presidential Cadet School, rear Admiral of the reserve (Vladivostok. E-mail: burakov. vv@mail. ru.);

Vladimir Glukhov - deputy head of the branch NWSB (VPCS) (on innovative and educational technologies (Vladivostok. E-mail: gvv61@bk.rb);

Sergey Golobokov - teacher organizer, NWSB (VPCS), captain 1st rank of reserve (Vladivostok. E-mail: Golobokov_san@bk. ru.).

Summary. The article is devoted to improving the effectiveness of military education, the introduction and implementation of the military component in the curriculum of disciplines of the branch of the Nakhimov Naval School (Vladivostok Presidential Cadet School), to form within the school program, an idea of how it will be implemented as part of ensuring national security of the state.

Keywords: military education, military component, educational process, weapons of mass destruction, nakhimovets.

«

Подготовка молодых людей к военно-профессиональной деятельности является одной из задач системы начального профессионального военного образования, направленной на постоянное совершенствование своих знаний, умений и навыков, поддержание соответствующего уровня военно-профессиональной культуры».

В условиях трансформации всех

сфер обеспечения жизнедеятельности российского общества большую роль играет целенаправленная подготовка обучающихся на всех уровнях образовательной системы с учетом специфики учебного процесса и возрастных категорий. Модернизация существующей системы российского образования направлена на расширение компе-тентностного подхода, комплексного формирования личности обучающихся, использование современных информационно-коммуникационных технологий, расширение мотивации к получению знаний, которые в дальнейшем могут быть реализованы в выбранной ими профессиональной сфере.

Повышение эффективности военного образования относится к основным приоритетам развития системы военной организации государства и должно своевременно реагировать на изменения в средствах и способах вооруженной борьбы, в структуре и задачах деятельности вооруженных сил, учитывать возрастающие требования к подготовке офицерских кадров.

Военное образование в Российской Федерации (далее - РФ) проходит модернизацию, главной целью которой является создание механизма его устойчивого развития, направленного на обеспечение высококвалифицированными специалистами Вооруженных Сил РФ, реализацию положений Военной доктрины в части формирования кадрового резерва Российской армии.

Все это в полном объеме распространяется и на довузовские образовательные учреждения Министерства обороны Российской Федерации (президентские кадетские, нахимовские и суворовские военные училища, кадетские школы и корпуса и т.д.) (далее - ДОУ МО РФ), основной целью которых является подготовка кадров для государственной службы, Вооруженных Сил и Военно-морского флота России.

Составной частью ДОУ МО РФ является филиал Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище) (далее - филиал НВМУ (ВПКУ). Направленность подготовки к воинской службе, воспитание уважения к государству, значение Вооруженных Сил и Военно-морского флота для безопасности российского общества предъявляют к нахимовцам филиала НВМУ (ВПКУ) определенные обязательства и требуют необходимости введения военного компонента в их учебные планы. Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, проведение совместных учений, мероприятий в части обеспечения международной и национальной безопасности, равно как и переменчивость геополитической обстановки и конфронтация мировых держав в разных сферах, обуславливают необходимость «сквозной» подготовки кадров на всех уровнях военного образования.

Все это в целом подводит к важности формирования целевого заказа государства и формированию требований к подготовке специалистов, обладающих профессиональной компетентностью в выбранной сфере применения.

Это закономерное и обоснованное требование, потому что государство в данном случае выступает и как регулятор, и как инвестор, и как целевой заказчик в подготовке кадров как для поступления в высшие военные учебные заведения МО РФ, так и для комплектования состава Вооруженных Сил в целом.

А.Ю. Асриев

Для реализации этого в филиале НВМУ (ВПКУ) сформировано профессионально-ориентированное образовательное пространство с учетом ведомственной специфики, отражаемой в учебных планах, программах, адаптации воспитанников, профессиональной направленности подготовки и т.д.

Исследователи, занимающиеся изучением данной тематики, отмечают важность наличия военного компонента в дисциплинах учебного плана ДОУ МО РФ, положительные стороны его реализации в части подготовки воспитанников к поступлению в высшие военные учебные заведения, который в дальнейшем реализуется в профессиональной деятельности офицера.

Анализ информационных источников, посвященных использованию военного компонента в дисциплинах учебного плана ДОУ МО РФ, показал дискуссионность предлагаемых терминов, в зависимости от авторской точки зрения исследователя - военно-морской, военно-космический, военно-профессиональный и т.д. компонент (подготовка, составляющая, направленность и т.д.).

По мнению Д. К. Бондаренко, средние военные учебные заведения - это учебные заведения со специфическими задачами учебного процесса, предполагающего интегральное решение задач обучения, воспитания и военной профессиональной компетентной службы.

В свою очередь А.И. Мельник отмечает необходимость усиления военно-прикладной направленности обучения военных специалистов в подготовительных военно-учебных заведениях с акцентом на

военно-профессиональную деятельность, которая находится в прямой зависимости от их общеобразовательной подготовки.

Необходимость наличия военного компонента в учебном плане дисциплин филиала НВМУ (ВПКУ) объясняется тем, что еще в рамках освоения школьной программы нахимовцы должны понимать и представлять, каким образом он будет реализовываться в рамках обеспечения национальной безопасности государства. В период своего обучения нахимовцы должны быть не только ориентированы на свою будущую военную профессию, но и получать базовые знания по предполагаемой военной учетной специальности, в общих чертах иметь представление о специфике ведения боевых действий в современных вооруженных конфликтах.

Для чего это нужно. В условиях усиления полярности и глобализации отношений, расширения санкционной политики со стороны отдельных стран в отношении Российской Федерации, специфики внешней политики государств, объединенных в различные коалиции, следует отметить тенденцию к возможному применению военных действий, вследствие наличия угроз международной и национальной безопасности. Таким образом, актуальным и востребованным является формирование военно-прикладной компетенции нахимовцев филиала НВМУ (ВПКУ) посредством реализации военного компонента в период их обучения. Тем более, что в рамках стратегии модернизации системы российского образования компе-тентностный принцип является одним из приоритетных направлений ее развития.

Организация учебного процесса в филиале НВМУ (ВПКУ) направлена на развитие у нахимовцев необходимых профессионально-ценностных компетенций, направленных на формирование военно-прикладных знаний

и навыков. В период обучения в филиале НВМУ (ВПКУ) важно сформировать у воспитанников целеполагание и целенаправленность профессии военного моряка, понимание ее значения и важности в современном мире.

Складывающаяся образовательная ситуация требует внедрения инновационных форм учебно-воспитательного взаимодействия между педагогами и нахимовцами, которые помогают быстрее и качественнее решать текущие задачи и «работают на перспективу».

Модель обучения, ориентированная на «передачу» нахимовцам «готовых знаний», осталась в прошлом. Педагог должен найти оптимальный «набор» методов и методик обучения, который будет соответствовать целям овладения конкретной учебной дисциплиной.

Изучение военного, военно-морского компонентов направлено на военно-профессиональное ориентирование, включено в дисциплины учебного плана и реализуется на уроках:

- физкультуры в виде элементов военно-морского многоборья;

- ОБЖ, включающей в себя основы военно-морской подготовки;

- математики и геометрии (изучение тригонометрических функций, векторной алгебры, на примере торпедного треугольника и расчета углов атаки, теоретического чертежа устройства подводных и надводных кораблей и т.д.);

- истории, географии, обще-ствознания (Владивосток - город русской воинской славы; военно-исторические памятники Владивостока и т.д.);

- иностранного языка (формирование профессиональных компетенций через «Военно-морской английский»);

- русского языка и литературы (исследования на тему «Адмиралы российского флота») и т.д.

Отдельно остановимся на подготовке нахимовцев к защите от оружия массового поражения (далее - ОМП) по современным документам - по радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) защите.

Реалии последних лет свидетельствуют о том, что запрещенная в России террористическая организация «Исламское государство» и другие ближневосточные террористические группировки все чаще применяют химическое оружие в Сирии и Ираке. ИГИЛ и другие радикальные исламские группировки на Ближнем Востоке получили доступ к компонентам и технологиям производства в кустарных условиях химического оружия и все более активно применяют его. Если некоторое время назад речь шла об использовании ими в качестве химического оружия бытового и промышленного хлора, то сейчас имеется подтвержденная информация об использовании полноценных боевых отравляющих веществ, в частности, иприта.

Выживание в условиях природной среды. Макет костра

Нельзя исключить подготовку применения террористами и биологического оружия. При этом возможны утечки в окружающую среду опасных штаммов микроорганизмов. Таким образом, в современных условиях необходимо усилить внимание на подготовку воспитанников по Основам военно-морской подготовки (далее - ОВМП) и особенно по элементам РХБ защиты.

Компоненты ОВМП с бюджетом учебного времени 24 часа нахимовцы филиала НВМУ (ВПКУ) проходят в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ), ограниченной 34 часами учебного времени в год. Дисциплина изучается с 5 по 11 класс и включает в себя важные для будущего морского офицера темы, практически не затрагивающие вопросы радиационной, химической и биологической защиты.

Междисциплинарный, комплексный характер содержания ОБЖ помогает нахимовцам на практике осуществлять межпредметные связи, формировать научное мировоззрение, участники соревнуются в эрудированности, осведомленности в различных направлениях науки, связанных с вопросами личной, общественной, государственной и международной безопасности.

Изучение современных проблем как национальной, так и международной безопасности требует применения новых педагогических технологий и методов организации учебно-воспитательного процесса. К таким формам можно отнести и Всероссийскую олимпиаду школьников (далее - ВРО) по ОБЖ, которая имеет ярко выраженную массовую направленность на привлечение большего количества участников.

Первый этап ВРО по ОБЖ в филиале НВМУ (ВПКУ), включивший в себя тестовые задания, теоретико-методическую и практическую секции, позволил выявить проблемные вопросы по подготовке нахимовцев. Заданием по организации жизнеобеспечения в условиях вынужденного автономного существования предусматривались: укладка рюкзака; добывание огня без спичек; разжигание костра, кипячение воды (пережигание нити); распознавание съедобных и ядовитых растений и грибов; подача сигналов бедствия.

Второй (практический) этап «Оказание первой помощи пострадавшим» проводился в специализированном кабинете ОБЖ.

Практические задания представлены следующими тематическими линиями по оказанию первой помощи при: отмороже-

ниях, тепловых и солнечных ударах, химических и термических ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током, кровотечениях, ушибах, вывихах, растяжениях, переломах, а также проведении реанимационных мероприятий. Для проведения практического этапа организаторами предусмотрено необходимое оборудование: робот-тренажер «Гоша», робот «Гаврюша», кровоостанавливающий жгут, транспортная шина, косынка, перевязочный материал, носилки, гипотермический пакет, таблетки анальгина, бутылка с водой.

На этом же этапе были включены общие для участников задания: преодоление зоны радиоактивного заражения; действия в районе аварии с утечкой аварийно-химических опасных веществ; действия по применению средств индивидуальной защиты.

Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у нахимовцев системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности, способности защищаться от них, наличие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому ВРО школьников по ОБЖ можно считать одним из способов достижения данной цели.

После подведения итогов олимпиады сформирована следующая методика подготовки нахимовцев в училище по РХБ защите:

- изучение поражающих факторов ядерного, химического и биологического оружия, средств, способов и организации защиты от него;

- отработка организации защиты от РВ, ОВ и БС в ротных подразделениях посредством систематического проведения тренировок (день РХБЗ);

- еженедельная проверка исправности средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа.

С личным составом подразделений нахимовцев отрабатываются:

- порядок получения и доведения сигналов оповещения до воспитанников и воспитателей, подаваемые команды;

- организация радиационного, химического и биологического наблюдения во всех подразделениях;

- действия по принятию мер защиты при нахождении в помещении;

- практическое выполнение нормативов по РХБ защите.

Накануне проведения тренировки командиры подразделений готовят личный состав и материальное обеспечение.

В современных условиях должна быть усилена роль индивидуальной подготовки (система дополнительного образования).

Индивидуальная подготовка - смешанная форма обучения, применяемая для поддержания

и совершенствования знаний, умений, начальных навыков и качеств, впоследствии необходимых для выполнения нахимовцами, будущими офицерами, должностных и специальных обязанностей.

В ходе индивидуальной подготовки, под руководством педагогов и воспитателей, необходимо совершенствовать теоретические знания и практические навыки, полученные на всех курсах обучения

Вывод. Необходимо отметить ряд существующих проблем, связанных с включением военного компонента в учебный план ДОУ МО РФ, прежде всего на количество часов учебного времени, отводимого на реализацию дисциплин учебного плана, регламентированных ФГОС.

При этом целесообразно предусмотреть выделение часов в рамках программ дополнительного образования второй половины дня.

Кроме того, для ДОУ МО РФ, в целом, и для НВМУ, в частности, необходимо пересмотреть изложение военной истории России в учебниках, сделать акцент на

военно-морскую тематику в учебно-методических материалах и программах, равно как и количество часов в учебных планах общеобразовательных организаций Российской Федерации.

Несмотря на то, что филиал НВМУ (ВПКУ) является специализированным образовательным учреждением интернатного типа, здесь в полном объеме реализуется ФГОС, и для введения военного компонента, в качестве отдельной дисциплины, необходимо структурировать и корректировать содержание всех изучаемых дисциплин, определить соотношение между теоретической и практической частью его направленности, конкретизировать учебные задачи и методики, используемые в учебном процессе.

Предлагаемые изменения позволят переформатировать учебный процесс, направить его на формирование военно-прикладной компетенции в части междисци-плинарности и многофункциональности. Чг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.