Научная статья на тему 'БУДЬ ДОСТОИН ПОДВИГА ГЕРОЕВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ, ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ДОВУЗОВСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БУДЬ ДОСТОИН ПОДВИГА ГЕРОЕВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ, ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ДОВУЗОВСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТА / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОБЕДА / ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ / PROJECT METHOD / EDUCATION / PATRIOTISM / MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCES / VICTORY / GREAT FEAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головин Сергей Михайлович, Першина Татьяна Игоревна

В статье рассматривается опыт внедрения метода проекта по военно-патриотическому воспитанию в обеспечение повышения качества учебы в довузовской общеобразовательной организации Министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головин Сергей Михайлович, Першина Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BE WORTHY OF HEROISM THE USE OF THE PROJECT METHOD IN THE MILITARY-PATRIOTIC, MILITARY-PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article deals with the experience of the integration the project method in the sphere of military patriotic indoctrination and maintenance of quality of education in pre-University educational institions of Ministry of defence of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «БУДЬ ДОСТОИН ПОДВИГА ГЕРОЕВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ, ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ДОВУЗОВСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



<*- ill]! Mi Ijfl i гУ-гШ

К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

С.М. ГОЛОВИН, S.M. GOLOVIN,

Т.И. ПЕРШИНА T.I. PERSHINA

БУДЬ ДОСТОИН ПОДВИГА ГЕРОЕВ

BE WORTHY OF HEROISM

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ, ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ДОВУЗОВСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE USE OF THE PROJECT METHOD IN THE MILITARY-PATRIOTIC, MILITARYPROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION.

Сведения об авторах: Головин Сергей Михайлович - старший воспитатель (начальник 4 учебного курса) филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Севастопольское президентское кадетское училище), капитан 2-горанга(г. Севастополь. E-mail: svetgoll982@mail.ru);

Першина Татьяна Игоревна - педагог-организатор 4 учебного курса филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Севастопольское президентское кадетское училище) (г. Севастополь. E-mail: new_tan@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматривается опыт внедрения метода проекта по военно-патриотическому воспитанию в обеспечение повышения качества учебы в довузовской общеобразовательной организации Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: метод проекта, воспитание, патриотизм, военно-профессиональные компетенции, победа, великий подвиг.

Information about the authors: Sergey Golovin - Senior tutor (the chief of the 4th educational course) of the branch of FSPEI «Nakhimov naval School of the Ministry of defence of the Russian Federation» the Sevastopol presidential cadet Akademy, captain of rank 2 (Sevastopol. E-mail: svetgoll982@mail.ru);

Tatyana Pershina - Theacher-organizer of the 4th educational course of the branch of FSPEI «Nakhimov naval School of the Ministry of defence of the Russian Federation» the Sevastopol presidential cadet Akademy (Sevastopol. E-mail: new_tan@mail.ru).

Summary. This article deals with the experience of the integration the project method in the sphere of military patriotic indoctrination and maintenance of quality of education in pre-University educational institions of Ministry of defence of the Russian Federation.

Keywords: project method, education, patriotism, military professional competences, victory, great Feat.

Активно используя опыт проведенного в прошлом учебном году курсового проекта «Ты бессмертье обрел, Сталинград!», воспитанники не словом, а делом стремятся показать высокий уровень качества учебы и дисципли-

ны в новом учебном году, что они достойны подвига героев Великой Отечественной войны.

Что же натолкнуло педагогов вновь вернуться к опыту использования метода проекта в воспитательной работе не конкретного

класса, а всего курса? Ответ на этот вопрос мы и постарались изложить в данной статье.

Подводя итоги успеваемости 2016-2017 учебного года, у педагогического состава тогда еще 2 учебного курса возникли следу-

МАЙ - ИЮНЬ 2019 №3(18)

К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

ющие вопросы: каким способом можно повысить уровень успеваемости на курсе? Какие методы можно использовать для охвата большого количества нахимовцев? Стандартные методы мотивации обучающихся, такие, как поощрение и наказание, и так широко используются в работе как старшим воспитателем, так и воспитателями курса и, несомненно, дают положительный эффект. Рассмотрев различные варианты, наиболее отвечающим требованиям воспитательной работы оказался метод проекта.

Для решения поставленной цели мы поставили перед собой ряд основных задач:

1. Повысить качество учебы и дисциплины.

2. Сплотить курс (пять классов параллели 7-х классов).

3. Побудить интерес нахимовцев к изучению истории своей страны.

Подходящей темой для реализации проекта оказалась приближающаяся юбилейная дата: 75-летие Сталинградской битвы. Старшим воспитателем совместно с педагогом-организатором курса был спланирован комплекс мероприятий, направленных на изучение данной темы.

Каждый день с сентября 2017 г. по 2 февраля 2018 г. с первыми аккордами «Священной войны» (Музыка - А. Александров, слова -В. Лебедев-Кумач) из радиорубки курса звучали ежедневные сводки Совинформбюро со Сталинград-

ского направления. Это позволило нахимовцам отследить ход битвы, погрузиться в те события, которые послужили переломным моментом во всей истории Великой Отечественной войны. Старт проекту дала литературно-музыкальная композиция «Письма с фронта», отразившая период начала боевых действий. Проведенные курсовые конкурсы военного плаката, конкурс боевых листков, стенгазет, городской конкурс творческих работ «Помним подвиг твой, Сталинград» позволили открыть художественные и литературные способности нахимовцев. Конкурс буклетов, посвященный героям Сталинградской битвы, подготовка презентаций, докладов к классным часам раскрыли способности в информационно-коммуникационной сфере.

Одним из этапов стала интеллектуальная игра «Отстоим нее наш Сталинград!», которая дала возможность увидеть промежуточные результаты проекта. В игре педагоги сделали акцент на военно-морской составляющей: включили вопросы об участии Волжской флотилии в легендарном сражении. Результаты игры превзошли ожидания организаторов: нахимовцы отвечали на вопросы развернуто и четко, показав глубину знаний и личную заинтересованность, проявив высокий уровень познавательной активности.

Итоговым мероприятием проекта стал открытый классный час «Сталинград», проходивший 2 февраля 2018 года в день 75-ле-

Л^злШШШ

тия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, где педагогами были подведены итоги всего проекта, отмечены самые активные нахимовцы. Представленная нахимовцами театральная постановка позволила рассказать зрителям об основных героях, таких, как Михаил Паникаха, Василий Зайцев, Яков Павлов и др. А воспроизведенный на сцене силами нахимовцев момент пленения фельдмаршала Паулюса возвратил воспитанников к историческим событиям окончания битвы.

Подводя итоги проекта, проанализировав его ход, сделан вывод о том, что цель проекта реализована в полном объеме. В приведенной диаграмме показано, что по сравнению с 2016-2017 учебным годом успеваемость в 2017-2018 учебном году выросла.

Возникли ли проблемы в ходе проекта? Несомненно. Все они стали предметом серьезного обсуждения, в том числе и на научно-практической конференции по вопросам патриотического воспитания молодежи города Севастополя «Гражданская ответственность за судьбу России». Мы привлекали наглядно-агитационные средства - информационные стенгазеты, плакаты с ходом битвы, показом художественных и документальных фильмов, и, как уже было выше сказано, с помощью радиотрансляции сводок Совинформбюро. Воплотить в жизнь подобный долгосрочный

00% 85% 85% 94>4% 94%

80% 68% 65%

II II I II II

7-А класс 7-Б класс 7-В класс 7-Г класс 7-Д класс

■ 2016-2017 уч. год ■ 2017-2018 уч.год

Диаграмма. Мониторинг успеваемости воспитанников за 2016-2017 и 2017-2018 учебные годы

МАЙ - ИЮНЬ 2019 № 3 (18)

ш

К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

ш

проект - достаточно трудоемкая задача, она потребовала от педагогов много сил и времени. Однако те положительные результаты, которые мы увидели в итоге, спод-вигли нас на реализацию нового курсового проекта. На итоговом классном часе, посвященном окончанию проекта «Ты бессмертье обрел, Сталинград!», нахимовцами курса было принято решение продолжить изучение героических страниц нашей истории.

Уже 1 сентября 2018 года единодушно принятая резолюция митинга воспитателей, нахимовцев и родительской общественности курса послужила отправной точкой курсового проекта «В кильватере Победы» и развертывании соревнования между классами под девизом «Будь достоин подвига героев!».

Чтобы охватить изучение героических страниц основных городов Крыма, было принято решение распределить их между классами. Так, 8-А класс осветил всему курсу историю освобождения городов Ялты и Алушты, 8-Б - г. Судака, 8-В - г. Симферополя, 8-Г - г. Евпатории, 8-Д - г. Керчи и Феодосии. Согласно утвержденного плана проекта, силами воспитанников подготавливались отчетные материалы о ходе проведения Крымской наступательной операции (8 апреля -12 мая 1944 г.), которые активно использовались в общекурсовых мероприятий, открытых классных часах. При этом основной упор делался на широкое вовлечение воспитанников в подготовку и проведение данных мероприятий. На подготовительном этапе нахимовцы классов, находясь в каникулярном отпуске, посетили мемориальные комплексы в городах Крыма, возложили цветы к монументам погибших героев - защитников Родины. Подготовленные фотоотчеты, отснятые видеоролики, документальные видеорассказы о Евпаторийском и Судакском десантах легли в основу проводимых открытых классных часов, литера-

турно-музыкальных композиций, что содействовало воспитанию патриотизма. Группа курсовых сигнальщиков изучила особенности сигнального дела и его специфику при проведении высадки десанта. Тактические приемы участия корабельной группировки Черноморского флота в обеспечении Крымской наступательной операции являются темами обсуждения на круглых столах, викторинах и беседах с нахимовцами.

По итогам I полугодия 20182019 учебного года лучшие воспитанники курса были награждены грамотами начальника филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ), личными фотографическими карточками у развернутого Андреевского Военно-Морского флага, а их родителям написаны и отправлены благодарственные письма за воспитание сыновей, которые показали высокий уровень учебы и дисциплины.

В рамках курсового проекта «В кильватере Победы» силами нахимовцев и представителей родительской общественности была проведена акция «Посади дерево», в ходе которой перед спальным корпусом была высажена аллея Памяти. Осуществлялись поездки актива курса с концертами в Дом-интернат престарелых и инвалидов, в том числе и ветеранов Великой Отечественной войны. Совместно со 2 курсом создан видеоролик «Маленькие жизни большой войны», рассказывающий о жизни севастопольских школьников в 1941-1942 гг., который получил диплом за лучшую режиссуру в номинации «Документальный фильм» в III Всеармейском кинофестивале любительских короткометражных фильмов «Кадетский взгляд». В Музейном историко-ме-мориальном комплексе героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» проведен конкурс чтецов «Опаленные страницы Севастополя», дипломом IV Всероссийского творческого

конкурса «Дорога к обелиску» отмечен документальный фильм «Евпаторийский десант: история одного подвига», созданный нахимовцами 8-Г класса.

Подводя итоги использования метода проекта в воспитательной работе нашего курса, следует отметить, что реализация подобных проектов способствует синтезу урочной и внеурочной деятельности. Через нестандартные формы проведения классных часов, творческие конкурсы мы раскрываем личностный потенциал каждого воспитанника. Мероприятия составлены таким образом, чтобы нахимовец мог выбрать себе объект исследования или творчества, проявить инициативу, попробовать себя в новом виде деятельности. Поиск информации по теме проекта, изучение новых компьютерных программ, необходимых для создания презентаций и видеороликов, - все это стимулирует познавательную деятельность воспитанников. Стремление учиться лучше, узнавать новое обеспечивает нахимовцам успешность общения со сверстниками и способствует налаживанию взаимопонимания с родителями и педагогами.

Также следует отметить и то, что одной из основных задач филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) является подготовка несовершеннолетних обучающихся к государственной и военной службе. Данные проекты, несомненно, обеспечивают повышение качества учебы, в том числе и военно-профессиональной направленности обучения и воспитания нахимовцев. В ходе реализации проекта у них формируются профессионально важные качества, необходимые будущему офицеру Вооруженных Сил Российской Федерации, приобретаются военно-профессиональные компетенции, необходимые для дальнейшего успешного обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации.

МАЙ - ИЮНЬ 2019 №3(18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.