Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КАДЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О КАДЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КАДЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ»

К вопросу о кадетском образовании

в России

Полковник А.Ю. ГОЛУБЕВ, кандидат философских наук

В РОССИИ в настоящее время очень остро встает вопрос о пополнении кадров Вооруженных Сил. Руководство страны и Вооруженных Сил пытаются повысить привлекательность службы в армии в основном с помощью материальных стимулов (строительство жилья, увеличение жалованья и т. д.). Все это абсолютно правильно: военнослужащий для достойного исполнения своих нелегких обязанностей должен как можно менее быть отягощен бытовыми заботами. Однако корень проблемы лежит все-таки в иной плоскости: сегодня практически полностью разрушена система воспитания подрастающего поколения. Не будем касаться наших СМИ, об антигосударственной сущности множества из которых уже столько сказано, а остановимся на отечественной системе подготовки военных кадров.

Уже много лет путь военного человека по службе предполагает ряд образовательных ступенек. Если брать по максимуму, то это десять классов (восемь классов и суворовское училище), военное училище, «видовая» академия и Военная академия Генерального штаба. С военно-теоретической точки зрения каждая из этих ступенек одинаково важна для будущего военачальника, а вот с точки зрения воспитания важнее всего первая, когда формируются нравственные качества защитника Отечества.

Ни для кого не секрет, что за последнее время как средняя школа, так и суворовские училища весьма сильно деградировали в воспитательном и образовательном отношении. В военные училища большинство молодых людей приходят абсолютно не готовыми к учебе и службе — ни морально, ни интеллектуально (автор сам читал заявление в военкомат от выпускника школы, в котором было написано «Минестерство обороны» и «Росийская Федерация»). Введение в военных вузах приема по результатам единого государственного экзамена еще более ухудшило качество поступающего контингента. В результате сразу по окончании училища очень большой процент выпускников уходит из Вооруженных Сил, а большинство из оставшихся по своим моральным качествам абсолютно не подходит на роль младших командиров. Каких-либо признаков «морального выздоровления» нашей средней школы и суворовских училищ пока незаметно, а российской армии качественные кадры, особенно в младшем командирском звене, нужны немедленно. И такие кадры на самом деле есть — это выпускники недавно восстановленных кадетских корпусов.

Что из себя представляет современное кадетское образование? На сентябрь 2005 года — это 69 кадетских корпусов, в которых обучалось 20 290 кадет. По данным редакции журнала «Кадетская перекличка», в 2006 году из 1066 выпускников 33 самых крупных кадетских корпусов в военные вузы поступило 438 (41 %), в гражданские вузы — 425 (40 %), в средние специальные учебные заведения — 140 (13 %). Итого в вузы поступил 81 % кадет, а всего сумели продолжить образование — 94 %! И это с учетом того, что 643 выпускника (60 %) — дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (из неполных, малообеспеченных или многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, дети из семей риска).

Что же это за учебные заведения, дающие такое прекрасное образование? В настоящее время — это около сотни средних учебных заведений, названных кадетскими корпусами. В их числе кадетские корпуса Министерства образования и науки РФ (кадетские школы, кадетские школы-интернаты) и кадетские корпуса Министерства обороны РФ и других силовых ведомств (кадетские корпуса, суворовские военные и Нахимовское военно-морское училища).

Все эти учебные заведения созданы на основании: распоряжения Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 118-рп «О создании образовательных учреждений — кадетских школ (школ-интернатов)»; постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1427, утвердившего «Типовое положение о кадетской школе (школе-интернате)».

Как видим, название «кадетский корпус» нигде в этих документах не фигурирует. Да и создать полноценную систему кадетского образования с помощью одного распоряжения Президента и постановления Правительства невозможно. Не существует и самого главного для развития кадетского движения в России — стандарта кадетского образования. Очевидно, что кадетские корпуса Министерства образования и науки, где обучение продолжается семь лет, начиная с десятилетнего возраста, принципиально отличаются от кадетских корпусов силовых ведомств, где обучение в течение трех лет проходят юноши, начиная с пятнадцатилетнего возраста. Отличаются и предметы, которые преподают в кадетских корпусах разных ведомств, не говоря уже о том, что часть кадет живет в корпусах, а часть ходит в них как в обычную среднюю школу. Нет пока в России и системы подготовки офицеров-воспитателей для кадетских корпусов.

Как решить эти проблемы? Ответы на многие вопросы, стоящие перед кадетским движением нашего Отечества, можно найти в истории этого движения, на которой мы сейчас кратко и остановимся.

Прародителем российского кадетского движения можно назвать Петра I, основавшего в 1701 году в Москве Школу математических и навигацких наук, которая, по его словам, была «нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии, и инженерству». Позже на базе этого первого в России светского учебного заведения возникли специальные инженерные и артиллерийские школы. Следует сразу сказать, что На-вигацкая школа в первую очередь готовила не узких специалистов, а людей с государственным мышлением.

«В Навигацкой школе Петра I была использована... присмотренная у наших западных соседей особая модель подготовки юношей. В ней можно выделить следующие составляющие: закрытое учебное заведение с постоянным проживанием в его стенах; четкий распорядок и дисциплина, приближающаяся к воинской; равенство воспитанников по возрасту, правам и обязанностям; единая форма и единые требования к качеству подготовки; общая система поощрений и наказаний; культ традиций, в том числе воинских; соблюдение ритуалов и безусловный приоритет духовно-нравственных ценностей»1.

Но основанные Петром Великим военные школы не могли в полном объеме обеспечить государство офицерскими и руководящими гражданскими кадрами. Испытывая нужду в квалифицированных кадрах, императрица Анна Иоанновна с радостью откликнулась на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского об учреждении в России кадетского

1 Гурковский В, Воробьев А. Кадеты, виват! // Российская кадетская перекличка. 2006. № 1. С. 50.

корпуса. Граф Миних по поручению императрицы и занялся разработкой положения о корпусе. Поскольку в те времена серьезных границ между военной и гражданской службой не существовало, то и кадеты должны были быть готовы после окончания корпуса пойти на любую из этих служб, что предполагало преподавание им довольно широкого круга предметов.

«В основу же первого устава корпуса были положены уставы прусского и датского кадетских корпусов.

Из устава прусского кадетского корпуса были взяты не только требования обучения воинскому искусству, но и идеи патриотического воспитания офицеров. Без начальников, воодушевленных сознанием чести и долга и в особенности обладающих необходимыми качествами полководца — основательным знанием в области военных наук и умением возбуждать в своих подчиненных энергетический дух и горячую привязанность к трудному призванию воина, — без таких начальников и многочисленная армия не даст Отечеству твердой защиты. Таких военачальников и должен воспитать кадетский корпус»2.

29 июля 1731 года указом императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге был учрежден Корпус кадетов шляхетских детей, а 17 февраля 1732 года состоялось его открытие.

«Кадетские корпуса в дальнейшем создавались по личному указанию императоров. Каждый корпус функционировал на основе положения, утвержденного для корпуса также лично императором. Российские императоры стремились внести свой личный вклад в развитие системы кадетских корпусов, считая их не просто базой для подготовки офицерской элиты Русской армии, но и надежной опорой самодержавия. Императоры принимали непосредственное участие в назначении директоров кадетских корпусов, посещали их при первой возможности.

Столь повышенное, особое августейшее внимание лишний раз свидетельствует, что в кадетской среде растили не только военных. А может быть, и не столько военных. Иначе был бы резон отдать корпуса под попечительство опытных, заслуженных генералов и тем ограничиться. Нет, постепенно складывалась система воспитания элиты государственных служащих»3.

Важной вехой в истории кадетского образования стало царствование императора Николая I. Лично он учредил 17 новых кадетских корпусов, а в 1832 году — штаб по управлению военно-учебными заведениями. Также им утверждаются централизованные учебные программы для корпусов, а в 1848 году выходит в свет «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений». Позже в основу устава о военно-учебных заведениях было положено указание императора Николая I, гласившее: «Воспитанник кадетского корпуса должен стать христианином, верноподданным, добрым сыном, надежным товарищем, скромным и образованным юношей, исполнительным, терпеливым и расторопным офицером»4.

Также со времени царствования Николая I в списки кадетских корпусов стали зачислять царевичей, детей великих князей и других родственников российских императоров для прохождения ими обучения строевой подготовке и знакомства с военной службой на летних лагерных сборах.

Контингент лиц, обучающихся в кадетских корпусах, постепенно менялся. Если изначально там могли быть только дети дворян, заслуженных

2 Гурковский В., Воробьев А. Кадеты, виват! С. 50.

3 Там же. С. 51.

4 Цит. по: Марков А. Кадеты и юнкера. Буэнос-Айрес: Издание общекадетского объединения в Сан-Франциско, 1961. С. 3.

офицеров и чиновников, а также сироты из семей офицеров, погибших при исполнении воинского долга, то к началу XX века в них находились дети разных сословий, включая детей лиц духовного звания.

Директорами кадетских корпусов в большинстве своем являлись выпускники Пажеского* или кадетских корпусов, а на должности офицеров-воспитателей брали строевых офицеров, тоже преимущественно бывших кадет.

«Требования к воспитателям постоянно повышались. Со временем офицеры, направленные в корпус, стали проходить испытательный срок и только после этого утверждались в должности. Категорически запрещалось направлять в воспитатели офицеров, допустивших в ходе службы какие-либо нарушения дисциплины. С 1862 года для нужд преподавательского и воспитательского состава кадетских корпусов начал выходить «Педагогический сборник». Заботясь о качественной подготовке кадров для кадетских корпусов, в 1900 году Главное управление военно-учебных заведений открыло в Санкт-Петербурге Педагогические курсы для подготовки офицеров-воспитателей для кадетских корпусов»5.

Чтобы понять, какие это были замечательные люди — офицеры-воспитатели кадет и насколько тяжел был их труд (и таким является и в настоящее время), приведем небольшой фрагмент из воспоминаний о своем кадетском прошлом А. Маркова. Чтобы встретиться со своим младшим братом он пришел к кадетам-первогодкам, которые только что поступили в корпус и ужасно скучали по дому. «Когда я пришел в младшую роту в первый раз, у меня буквально зазвенело в ушах от неистового крика и топота по паркету сотен маленьких ног. Явившись по уставу в дежурную комнату за разрешением «повидать брата», я застал в ней на редкость колоритную картину: оглушенный и совершенно ошалевший бравый подполковник сидел посреди комнаты на стуле, в обществе десятка ревущих во весь голос ребят, из которых двое лежали головами на его коленях. На мой рапорт подполковник только жалко улыбнулся и развел руками, показывая всю свою беспомощность»6.

Важнейшей составляющей воспитания кадет являлось церковное воспитание. Свою жизнь кадеты вели по православному календарю, а в основе их нравственности лежали православные этические нормы. Однако это вовсе не означало, что в корпусах обучались только православные. Там можно было встретить и католиков, и лютеран, и мусульман, и даже старообрядцев. Каждый из них мог отправлять свои религиозные обряды.

Общей же целью нравственного воспитания кадет было «соделание их добродетельными и благочестивыми». Были в истории кадетского движения и темные страницы. Первый раз кадетские корпуса были упразднены Д.А. Милютиным в ходе известной реформы Российской армии 1860-х годов, когда все корпуса, кроме Морского и Пажеского, были преобразованы в военные гимназии.

* Пажеский корпус был учрежден указом императрицы Елизаветы Петровны 25 октября (5 ноября по новому стилю) 1759 года для обучения пажей. В программу обучения входило изучение немецкого, латинского и французского языков, физики, географии, геометрии, алгебры, фортификации, истории, геральдики. Согласно «Положению», разработанному совместно шефом корпуса Шереметевым и педагогом-практиком Клингерном, «Пажеский корпус есть училище для образования нравов и характера, в котором имеют быть преподаваемые нужные офицеру познания. Корпус есть такое совокупное воинское установление, где благородное юношество через воспитание придет к воинской службе. Готовить дворян к офицерскому званию и средство для этого — дисциплина и нужные офицеру познания для удовлетворения требованиям военного искусства. Дисциплину внедрять по заветам Суворова — показом» (Х аз и н О. Пажи, кадеты, юнкера. Исторический очерк. М.: Социально-политическая мысль, 2005. С. 19).

5 Гурковский В., Воробьев А. Кадеты, виват! С. 52.

6 Марков А. Кадеты и юнкера. С. 20.

Военные гимназисты мало чем отличались от обычных гимназистов и были непривычны к строгой военной жизни. К гражданской службе по выпуску они тоже оказывались мало приспособленными, поскольку не имели необходимых знаний. Многие из них оказывались невостребованными в обществе и пополняли ряды левых организаций.

Восстановил кадетские корпуса в их прежнем виде император Александр III в 1882 году. Требовалось спешно восполнить в российском обществе контингент государственников и патриотов. Благодаря кадетским корпусам это удалось сделать довольно быстро. Уже во время революции 1905 года кадеты зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, когда «только одни кадетские корпуса остались стоять спокойными островами среди взбаламученного революционного моря. Каковы были настроения в это время в кадетских корпусах, можно судить по тому, что когда в одном из них нашлось два кадета, которые в разговоре с товарищами позволили себе высказать некоторое сочувствие революции и были отданы директором корпуса на суд товарищей, то даже его, опытного педагога, хорошо знающего кадетскую среду, — поразил приговор. Он гласил единогласно: смертная казнь! Виновные были настолько потрясены товарищеским приговором, что публично раскаялись и дали торжественное обещание навсегда отказаться от своих заблуждений. Они впоследствии свято выполнили свое обещание и, окончив корпус и военные училища, стали лояльными и достойными офицерами»7.

С самой лучшей стороны проявили себя кадеты и во время боевых действий на фронте. В Русско-японскую войну (1904—1905) во время летних каникул (!) несколько кадет из различных корпусов, отцы которых в это время воевали, добровольцами отправились на фронт. За храбрость, проявленную в боях, паж Верховский, кадет Первого кадетского корпуса Сергей Селезнев и Хабаровского корпуса — Роман Троянович-Пиотровский были награждены Георгиевскими крестами, а остальные — Георгиевскими медалями. К началу занятий прямо с фронта кадеты Троянович и Селезнев вернулись в корпуса.

«Второе покушение на кадетские корпуса пришлось на февраль 1917-го. По решению Временного правительства они были переименованы в гимназии военного ведомства, выпущено распоряжение, отменявшее воинские звания, погоны и отдание чести. То есть корпуса снова попытались низвести до уровня унтер-офицерских школ.

Однако, сохраняя верность престолу и Отечеству, своим традициям и идеалам, кадеты всех без исключения корпусов отказывались снимать погоны, считая это чуть ли не предательством монархии. И демонстративно игнорировали шествия по случаю новых революционных торжеств. При каждом удобном поводе, несмотря на возможность навлечь на себя гнев новых властей, они исполняли царский гимн при широко открытых окнах классов.

Последовали увольнения преподавателей, покидали кадетские корпуса директора, заслуженные офицеры, которым Временное правительство отказывало в праве на руководство новыми учебными заведениями.

Октябрьский переворот и первые декреты новой власти кадеты категорически не приняли. В начале 1918 года все кадетские корпуса были закрыты. Воспитанники среднего и старшего возраста стали ярыми противниками советской власти. Мальчишеский максимализм привел сотни их к гибели в годы Гражданской войны. Однако кадетский дух продолжал жить. Кадетские корпуса восстанавливались и продолжали

7 Марков А. Кадеты и юнкера. С. 6—7.

действовать на территории, находившейся под контролем белой армии до 1922 года, когда последние кадеты покинули остров Русский под Владивостоком»8.

В дореволюционные годы Пажеский и кадетские корпуса подготовили огромное количество людей, которыми гордилась Россия. «Многие из них стали выдающимися военными и государственными деятелями (фельдмаршалы П.А. Румянцев-Задунайский и М.И. Кутузов, генерал от инфантерии М.И. Драгомиров, адмиралы Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, И.Ф. Крузенштерн, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов), известными музыкантами (А.Н. Скрябин, Н.А. Римский-Корсаков), писателями (К.М. Станюкович, А.И. Куприн, В.И. Даль), изобретателями (А.Ф. Можайский, С.И. Мосин, Б.С. Стечкин), учеными (Н.С. Курна-ков, И.М. Сеченов), художниками (В.В. Верещагин, А.П. Боголюбов, Н.Н. Каразин, А.Е. Коцебу), губернаторами, министрами, государственными деятелями различного уровня»9.

Но и на чужбине наши предки не отказались от кадетского воспитания, несмотря на все те трудности, с которыми им пришлось там столкнуться. А трудности были, и не только материального, но и психологического плана. Для детей, которые буквально только что пережили ужасы Гражданской войны и тяжелейшей эвакуации из России, долгое время вели полуголодное существование, были совершенно чужды «понятия строгой дисциплины и соблюдение правил внутреннего распорядка. Директорам корпусов и персоналу предстояло думать о развитии у кадет чувств и настроений, которые помогли бы преодолеть неверие в справедливость, поселившееся в их душах в годы лихолетья. В кадетах следовало заново воспитать чувство, что каждый из них всегда и везде является представителем своей родины — России»10.

В тяжелейших условиях зарубежья, фактически на пустом месте, директора кадетских корпусов генерал-лейтенанты Б.В. Адамович, В.В. Римский-Корсаков и М.Н. Промтов, вице-адмирал А.М. Герасимов, генерал-майоры Е.В. Перрет и А.Г. Попов сумели организовать детские военные учебные заведения, бережно сохранить лучшие элементы воспитания русских кадет.

Этим людям приходилось постоянно вести переговоры с руководством стран, где размещались кадетские корпуса, изыскивать средства для содержания воспитанников. Следует учесть и то, что кадеты к началу своего воспитания в зарубежных корпусах серьезно отстали в освоении школьной программы (примерно на 1,5 года). Если еще добавить почти полное отсутствие учебников и прочих пособий, то можно представить, как трудно было организовать учебный процесс. Но, несмотря на это, к концу 1921/22 учебного года уровень знаний кадет всех классов соответствовал их возрасту.

В Сербии «кадетские корпуса получили право выдавать аттестаты зрелости на русском языке по сербской форме со специальной надписью в заглавии аттестата, объясняющей действие настоящего аттестата на территории королевства. Выпускникам кадетских корпусов была предоставлена возможность поступать в высшие учебные заведения. В 1930 году впервые были выданы аттестаты на сербских бланках и на сербском языке»11.

Именно следование традициям кадетских корпусов России, сохранение принципов кадетского образования позволило воссоздать за рубежом эти уникальные учебные заведения, сохранив качество воспитания

8 Марков А. Кадеты и юнкера. С. 6—7.

9 Гурковский В., Воробьев А. Кадеты, виват! С. 52—53.

10 Там же. С. 56-57.

11 Там же. С. 58.

и образования. О высоких нравственных качествах кадет зарубежья говорит тот факт, что во время голода в Поволжье в 1921 году воспитанники русских кадетских корпусов Югославии приняли решение собрать средства для закупки продовольствия для голодающих. Напомню, что речь идет о мальчишках, которые совсем недавно были буквально выкинуты большевиками из России.

Последний из зарубежных российских кадетских корпусов — Корпус-лицей Императора Николая II во Франции прекратил свое существование в 1964 году. Эмиграция не смогла создать достойных педагогов.

В настоящее время выпускники русских кадетских корпусов за рубежом хранят кадетское братство. Их объединения продолжают существовать в США, Франции, Аргентине, Венесуэле, Австралии. «С 1968 года проводятся съезды кадетских объединений, появляется лозунг «Рассеяны, но не расторгнуты». С 1971 года в Нью-Йоркском объединении издается журнал «Кадетская перекличка»12.

Элементы кадетского воспитания в Советской России были возрождены, например, в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, основанной С. Макаренко. Упор на постоянный интеллектуальный и физический труд, а также воспитание у детей высоких моральных качеств, как и в дореволюционных кадетских корпусах, дали поразительные результаты.

В 1943 году история советского кадетского движения получила свое продолжение на новой качественной основе. Для чего И.В. Сталину в то тяжелое, хотя уже и победоносное время вдруг понадобилось восстанавливать кадетские корпуса, хотя и названные несколько по-другому — суворовские и нахимовские училища? Для того, чтобы пристроить детей погибших на войне? Но для этого существовали школы-интернаты, которые успешно боролись с беспризорничеством. Для того, чтобы готовить офицерские кадры? Но с этим довольно успешно справлялись военные училища. Да и победа была уже не за горами, а здесь речь шла о десятилетних мальчишках.

Сталину, занимавшемуся труднейшей задачей восстановления могучей державы, требовались элитные кадры как для военной, так и для гражданской сфер деятельности. Такие кадры и должны были дать эти училища. Сталин решил опереться на богатейший исторический опыт подготовки элиты государства Российского.

В тяжелейших условиях войны руководство страны выделило весьма большие деньги для организации в СССР суворовских и нахимовских училищ. В 1943 году их было создано одиннадцать, а в 1944-м — еще шесть суворовских и два нахимовских. Всего одновременно в них начали обучение 9500 воспитанников.

«Из опыта старых кадетских корпусов суворовские училища, прежде всего, переняли комплексный подход к обучению воспитанников, который строился на основе духовно-нравственного, патриотического, физического, воинского воспитания юношества. История российских кадетских корпусов свидетельствует, что их воспитанников, где бы они ни служили, всегда отличали любовь к Отечеству, истинная доблесть, рыцарское отношение к женщине. А такие воспитанники «ко двору» при любой общественной и политической системе»13.

Для привития лучших качеств вновь появившимся кадетам — суворовцам и нахимовцам с фронтов Великой Отечественной войны срочно были отозваны офицеры и генералы — выпускники еще царских кадетских корпусов. Отбор в воспитатели для питомцев этих учебных заведе-

ний был очень строг. Ими могли стать только офицеры, имеющие боевой опыт и педагогическое образование.

В качестве дополнительных предметов для обучения суворовцев и нахимовцев были введены танцы, факультативно - конная подготовка и фехтование. На уроках труда они изучали столярное ремесло и переплетное дело.

Довольно любопытный эксперимент был проведен в суворовских училищах с конца 50-х годов до начала 70-х. В них ввели углубленное изучение иностранных языков. Кроме собственно языковой подготовки в программу были включены военный перевод, страноведение, экономическая география зарубежных стран на изучаемом языке. «Этот эксперимент дал стране министра и заместителя министра иностранных дел, десятки чиновников Министерства иностранных дел Советского Союза и России, Организации Объединенных Наций, сотрудников военной и внешней разведки, сотни высококвалифицированных переводчиков в различных областях»14.

С честью выдержали первые выпускники суворовских и нахимовских училищ и серьезнейшее жизненное испытание. Дело в том, что элитное военное воспитание и образование выгодно отличали бывших суворовцев и нахимовцев в военных училищах на фоне не только их сверстников, прибывших из средних школ, но и самих преподавателей, не имевших этого кадетского опыта.

Об этом еще в 1947 году предупреждал в своем письме к начальнику Главного управления кадров Вооруженных Сил СССР генерал-полковнику Ф.И. Голикову выпускник Сумского кадетского корпуса, военный педагог полковник Николай Сергеевич Неелов.

Он писал: «Самое опасное в воспитании ребенка, а тем более юноши — это когда он видит, что его воспитатель по своей общей подготовке стоит ниже воспитуемого. Во всяком случае, грамотность и общая культура юноши, окончившего суворовское училище, потребует от его начальника в военном училище не меньшей культуры и грамотности.

Если не влить в военные училища руководителей из суворовских, то суворовец растворится в общей массе, забудет славные традиции, и о степени подготовки его именно в суворовском военном училище может создаться ложное представление»15.

К счастью, элитная кадетская подготовка помогла выпускникам суворовских и нахимовских училищ справиться с этой опасностью, они смогли переломить ситуацию в свою пользу. Этому способствовала крепчайшая дружба и те идеалы, которые им привили в училищах. А значит, не зря в Советском Союзе была возрождена традиция кадетского воспитания. Об этом говорят и результаты деятельности суворовских и нахимовских военных училищ.

«За 60 лет существования суворовские и нахимовские училища в общей сложности выпустили 150 тысяч воспитанников. Среди них 60 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России, более 1000 генералов, три министра Правительства СССР и России, четыре заместителя министра обороны, более 20 командующих войсками военных округов, более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня, два академика РАН, около 500 докторов и кандидатов наук, несколько народных артистов России, более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, десятки чемпионов мира.

Ни одна национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов»16.

К сожалению, в конце 60-х годов руководство Советского Союза отказалось от «кадетского стандарта». Суворовские и Нахимовское училища перешли на двухгодичный срок подготовки. В результате этого решения в очередной раз была уничтожена уникальная система элитной подготовки будущих офицеров. И кто знает, не сыграло ли злую шутку с нашим государством в конце 80-х — начале 90-х именно это решение, когда не нашлось в стране достаточного количества государственно мыслящих людей, чтобы остановить наступавший хаос.

В эти смутные годы, как и всегда в трудную годину, первыми на помощь своему тяжелобольному Отечеству поспешили выпускники кадетских корпусов. «В начале 90-х годов выпускники русских зарубежных кадетских корпусов приехали в Россию, чтобы передать лучшие традиции воинского воспитания, сложившиеся в их корпусах, и тем самым продолжить самобытную историю кадетского образования на российской земле. Им удалось найти единомышленников среди офицеров и генералов, выпускников суворовских и нахимовских училищ.

Возникло новое неформальное сообщество зарубежных и советских кадет, новое кадетское братство, которое и взялось возрождать в после-реформенной России систему кадетского образования и воспитания»17.

Уже в 1992 году в Новочеркасске открывается Донской Императора Александра III кадетский корпус, действующий как частное учебное заведение. В этом же году появляется и первое официально зарегистрированное кадетское учебное заведение — Новосибирский кадетский корпус. Появляются кадетские корпуса и во многих других городах России. Следует отметить, что создавались они при активной финансовой поддержке выпускников кадетских корпусов русского зарубежья.

«Беспрецедентный случай для нашей страны (да и всего мира, пожалуй. — Прим. авт.): за 15 лет в России по инициативе не центральной власти, а отдельных личностей и общества сложилась государственная система образования с уникальными технологиями и фантастическими результатами. Такое могло произойти только при том условии, что именно кадетские корпуса вновь оказались востребованы временем, вновь призваны позаботиться о новых поколениях патриотов России»18.

К сожалению, приходится говорить о том, что чиновники самых разных министерств, в первую очередь Министерства образования и науки, очень мало внимания уделяют развитию этой уникальной системы элитного и вместе с тем общедоступного образования. Кадетское движение, как и при его возрождении в России в начале 90-х, в основном продолжает держаться за счет энтузиастов и местных властей. Есть, конечно, и положительные моменты. Так, в 2006 году начала формироваться система попечительства над кадетскими корпусами. Ее главой назначен Председатель Совета Федерации Российской Федерации С.М. Миронов. Однако делается все очень медленно, а время не ждет.

Что же нужно сделать для государственной поддержки благородного дела возрождения кадетского движения как системы подготовки патриотов-государственников?

Прежде всего необходимо сформировать государственный орган по управлению кадетскими корпусами. В него должны войти люди, занимающиеся профессиональным образованием от всех заинтересованных ведомств (министерств образования и науки, обороны, внутренних

16 Гурковский В., Воробьев А. Кадеты, виват! С. 61.

17 Там же. С. 64.

18 Там же. С. 65.

дел, по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службы безопасности и т. д.). Состав этого управленческого органа может формироваться за счет этих министерств, но руководство должно быть от них независимым и подчиняться напрямую Президенту России.

Также необходимо четко сформулировать нормы стандарта кадетского образования. Что имеется в виду?

Во-первых, не может называться кадетским образованием трехлетнее образование, получаемое в так называемых кадетских корпусах силовых ведомств, в том числе и в современных суворовских и нахимовских училищах. Эти учебные заведения посещают обычные школьники, которые по окончании учебного дня в большинстве случаев расходятся по домам. Такое обучение больше похоже на репетиторство от вуза, в который юноши собираются поступать. Данные учебные заведения и нужно называть школами с углубленным изучением военного дела (артиллерийские, военно-морские школы; школы ФСБ, МЧС и т. д.). К кадетскому образованию они не имеют никакого отношения.

Само собой разумеется, что не может называться кадетским образованием и семилетнее образование, если оно ограничивается только учебными часами, т. е. если юноши не живут в корпусе.

Кадеты живут, учатся и работают в корпусе начиная с десятилетнего возраста до выпуска из него. Любая другая форма обучения к кадетской не имеет отношения.

Во-вторых, не имеет смысла ведомствам создавать специализированные кадетские корпуса. Все кадеты должны иметь нормальное элитное среднее образование «без перекосов». Единственное, что целесообразно сделать, — это выделить военно-морские и военно-воздушные кадетские корпуса.

В-третьих, следует самым серьезным образом подойти к подбору и обучению офицеров-воспитателей для кадет. В настоящее время воспитанием занимаются в основном энтузиасты. У них есть главное — любовь к детям, но зачастую не хватает педагогических знаний.

Иногда же, что совсем недопустимо, в кадетские корпуса «ссылают» офицеров за ненадобностью в частях.

В-четвертых, в кадетских корпусах обязательно должны преподаваться «Основы православной культуры», как стержневой предмет в деле воспитания нравственности подрастающего поколения. Само собой разумеется, что в корпусе должны быть корпусная церковь и молельные комнаты. Если корпуса будут создаваться в мусульманских или буддистских республиках России, то должны преподаваться основы соответственно Ислама или учения Будды, но обязательно наряду с основами Православия.

В-пятых, должна быть утверждена единая программа обучения кадет (с учетом военно-морской и военно-воздушной специфики), в которой нужно предусмотреть курс по истории кадетского образования в России.

В-шестых, не следует создавать «девичьи» кадетские корпуса или брать девочек для обучения в кадетские корпуса. Целесообразно создавать женские пансионы для элитного и общедоступного образования. Причем располагать их надо рядом с кадетскими корпусами, чтобы досуг воспитанницы пансионов проводили вместе с кадетами.

Конечно, если девушка захочет служить в Вооруженных Силах России, в том числе офицером, ей не следует в этом препятствовать, но готовить ее к этому «с младых ногтей» нецелесообразно.

Очевидно, что решение всех этих проблем недешево обойдется России, но выигрыш окупит все издержки. Качество подготовки в кадетских

корпусах заставит Министерство образования и науки серьезно пересмотреть и школьные программы. Таким образом кадетское образование станет локомотивом для всего российского среднего образования.

Еще одним огромным плюсом широкого внедрения кадетского образования будет внутреннее укрепление России: кадеты всех национальностей, выходцы из разных социальных слоев нашего Отечества станут братьями, как это всегда и было в корпусах**.

Россия получит грамотнейших специалистов во всех сферах деятельности, прежде всего в военной. Самое важное то, что эти специалисты будут преданы своему Отечеству и служить на всех поприщах будут именно ему, а не тому, кто больше заплатит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что же касается опасений, что эти идеалисты не впишутся в современную жизнь, то здесь следует сказать: а им и не надо «вписываться» в эту реальность. Кадеты сумеют изменить ее под те идеалы, на которых их воспитают в кадетском корпусе. Для этого их и готовят!

Учредитель: Министерство обороны Российской Федерации Регистрационный № 01974 от 30.12.1992 г.

В подготовке номера принимали участие: Научные редакторы: Ю.Н. Голубев, В.Н. Каранкевич, Д.В. Козин, Ю.М. Корольков,В.М. Прилуцкий, И.П. Русанов, В.В. Юдин Литературные редакторы: Н.В. Ефремова, С.Г. Коденко, О.Н. Чупшева (зам. отв. секретаря)

Компьютерная верстка: Н.В. Гаврилова

Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения редакции

Сдано в набор 26.05.08 Подписано к печати 17.06.08

Формат 70х108 1/16 Бумага офсетная 5 п.л.

Печать офсетная Тираж экз. Заказ №

Допечатная подготовка — Редакционно-издательский центр МО РФ

Отпечатано в типографии ФГУП «Военное издательство МО РФ «Типография Воениздата»

** «Кадетская спайка всегда основывалась на чувстве абсолютного равенства между кадетами; сын армейского капитана и сын начальника дивизии, кадет, носящий громкую, историческую фамилию, и носящий самую ординарную, богатый и бедный, русский, грузин, черкес, армянин или болгарин — все в стенах корпуса чувствовали себя совершенно равными. Только по своим личным качествам, по тому — были ли они хорошими или плохими товарищами, различались кадеты в корпусе среди других. И всегда, как в стенах родного корпуса, так и потом в жизни, кадет кадету был и оставался друг и брат. Кроме того, мы, старые кадеты, твердо верим в то, что наш голос последних носителей кадетских преданий и традиций найдет отзвук в душах всех будущих кадет, которым будет суждено создать новую и свободную Россию» (Марк о в А. Кадеты и юнкера. С. 5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.