УДК 37.035.7 ББК Ч 421.350.4
Максимов Максим Федорович
преподаватель Профессиональный лицей №16 г. Камышлов Maximov Maxim Fedorovich Teacher Professional Lyceum №16 Kamyshlov
Исторические аспекты становления и развития системы военно-патриотического воспитания подростков в России Historical Aspects of Teenagers’ Military-Patriotic Educational System Formation and Development in Russia
В работе раскрывается значимость военно-патриотического воспитания подростков в России, формирования у допризывников мотивации и установки на предстоящую военную службу. Представлены исторические аспекты развития военно-патриотического воспитания подростков в России, методы военно-патриотического воспитания молодежи, укрепления престижа воинского долга и армейской службы.
The importance of military-patriotic education of teenagers in Russia, their motivation and attitudes forming for the forthcoming military service are revealed in the article. Historical aspects of teenagers’ military-patriotic education development in Russia, methods of military-patriotic education of the youth, the strengthening of a soldier's duty and army service prestige are presented as well.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, кадет, суворовец, воинский долг, служба в армии.
Key words: military-patriotic education, cadet, Suvorov's cadet, soldier's duty, army service.
Военная история - яркое свидетельство того, что во все времена героизм, мужество защитников Отечества, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства, гарантией целостности, суверенитета и независимости родной земли.
Полководцы во все времена неустанно заботились о воинском обучении и воспитании своих воинов, под которым понималось организованное и целенаправленное формирование у них моральных и боевых качеств, отвечающих задачам вооруженных сил и необходимых для успешного их решения. Особое внимание при этом уделялось формированию тех качеств, которые должны быть свойственны каждому военнослужащему независимо от его профессии и служебного положения. Именно эти качества, лежащие в
основе отечественной школы обучения и воспитания войск, помогали российской армии одерживать победы в многочисленных войнах в защиту Отечества [3 с. 155].
Когда в 1689 г. Петр был провозглашен императором, одной из его первоочередных задач стала забота о создании в России постоянного войска с грамотным командным составом и защите государства от внешних врагов. Петр сознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границу, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии.
В 1701 г. Петр основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» (с 1715 г. — Академия морской гвардии, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус), которая, по словам самого Петра, была «нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству» [1 с.213]. По указу 1744 г. в этих школах обучали: словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной науке. По достижении 16-ти лет большинство учеников определялось на службу в армейские полки и гарнизоны. Однако все перечисленные выше военноучебные заведения не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить в 20-х гг. XVIII в. подготовку кадров для армии и флота России. Это понимала и императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 г. и откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П. И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус.
Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний) так назывались в
дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин. Вот какую справку по этому вопросу дает Игорь Андрушевич, в своем докладе «Воспитание русской военной молодежи»: «Слово кадет происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлеум», что буквально значит «маленький
капитан» или «маленький глава» [1 с.223]. Французские «кадеты», собранные в специальные школы, и стали провозвестниками будущих кадетских корпусов в Пруссии и России. Впоследствии во всех кадетских корпусах России вторым после директора корпуса лицом был инспектор классов. В обязанности обер-профессора было вменено вести журнал успеваемости кадетов и оценивать возможности и способности их в каждый конкретный период времени, с тем, чтобы можно было заранее определить возможные перспективы использования того или иного кадета после выпуск. 17 февраля 1732 г. состоялось открытие кадетского корпуса. В день открытия корпуса в строю стояло 56
воспитанников. Общая численность их корпуса была определена в 200 человек. Однако вскоре по просьбе Миниха число воспитанников было увеличено до 300. С увеличением обшей численности воспитанников в корпусе
насчитывалось 223 российских кадета, 27 эстляндских, 16 лифляндских и 16 детей офицеров-иностранцев, находившихся на службе в русской армии, в возрасте от 13 до 18 лет. Корпус был разделен на три роты. Разрешение на прием в кадеты давалось Правительствующим Сенатом, графом Минихом или кабинетом министров. [2 с 169]. Опираясь на опыт Дании и Пруссии, в программу обучения кадетского корпуса наряду со специальными военными предметами были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Преподаванию последних уделялось особое внимание. В корпусе
изучались «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия, кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам,
юриспруденции, новым и древним языкам.
25 октября 1762 г. по указу Екатерины II (1762 — 1796) на базе Соединенной артиллерийской и инженерной школы создается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус (с 1800 г. — 2-й кадетский корпус) для подготовки офицеров для артиллерийских и инженерных частей. Корпус создавался по инициативе и при непосредственном участии генерал-
фельдцейхмейстера П.И. Шувалова. Таким образом, он создал Соединенную артиллерийскую и инженерную школу и принял это учебное заведение под свое командование. В школе первоначально обучалось до 135 дворянских детей. От преподавателей школы Шувалов требовал высококачественного преподавания военных наук и математики. П.И. Шувалов лично утверждал в должности каждого из учителей, для чего сам присутствовал на экзаменах и практических занятиях воспитанников школы. «Надо взрастить младенца, — было сказано в приложении к уставу, — здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость» [4 с.341]. Таким образом, в Екатерининскую эпоху кадетское образование шагнуло далеко вперед. Новый устав был направлен на улучшение образования и воспитания в кадетских корпусах.
Павел I (1796-1801) внес свой вклад в систему подготовки молодых людей к службе в российской армии. В 1798 году он учреждает Военносиротский дом и его отделения при гарнизонных полках. В 1829 году Императорский сиротский дом получил наименование Павловского кадетского корпуса (прекратил свое существование в 1863 г.). Сторонник прусской военной системы, Павел велел и в кадетских корпусах установить жесткую военную дисциплину [ 4 с.213].
При Александре I в корпусах продолжало укрепляться военное начало, заложенное Павлом I. Различия с системой гражданского образования становились все более очевидными. Анализ исторических источников свмдетельствует, что наибольший вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов внес император Николай I (1825 -1855). При Николае I складывается наиболее стройная и рациональная система устройства кадетских корпусов и управление ими. Для разработки нового положения о военноучебных заведениях по указанию императора 11 мая 1826 г. был образован комитет под председательством инженер-генерала Оппермана. Результатом четырехлетней работы явился проект «Общего положения и Устава для военноучебных заведений». По новому положению все военно-учебные заведения делились на три класса. Цель всех учебных заведений состояла в подготовке сыновей дворян к военной службе.
К 1917 году в России действовали 31 кадетский корпус, включая Морской и Пажеский. Где только не пришлось жить бывшим воспитанникам кадетских корпусов России и зарубежья, но они достойно пронесли по жизни верность России и чувство кадетского братства. Так, российское кадетское образование, возникшее в первой половине ХVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования на рубеже ХХ и ХХ! веков.
Специализированные военные училища были созданы во время Великой отечественной войны в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Тогда же они получили свое название в честь русского полководца Александра Васильевича Суворова. В 1943 году по Постановлению правительства № 901 Наркомату обороны в течение октября и ноября предписывалось сформировать «по типу старых кадетских корпусов» девять Суворовских училищ: Краснодарское (в Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (Астрахань), Воронежское, Харьковское (в Чугуеве), Курское, Орловское (в Ельце), Калининское и Ставропольское. Тогда же были созданы специальные училища для детей пограничников (в Ташкенте и Кутаиси) и мальчишек из семей моряков: Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские училища. В 1975 году в СССР действовало 8 СВУ: Казанское, Калининское, Киевское (бывшее Харьковское), Ленинградское, Минское, Московское (бывшее Горьковское), Свердловское и Уссурийское (бывшее Курское). 12 мая 1991 года были подготовлены проекты постановления Кабинета Министров СССР о создании Ульяновского и Бишкекского Суворовских военных училищ. Переформирование Ульяновского гвардейского высшего танкового командного дважды Краснознаменного ордена красной Звезды училища имени В. И. Ленина в Ульяновское Гвардейское дважды Краснознаменное ордена Красной звезды Суворовское Военное училище было выполнено в 1991 году.
Кадетское воспитание - строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности
воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, которые служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения. [ 2 с.211]. Обучение и воспитание в кадетском корпусе, проникнутое духом гуманизма и имеет главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех согласованных с общими началами российского государственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине, сознательного повиновения власти и закону и чувства чести, добра и правды. Военно-патриотическое воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем. Формирование с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным. Кадеты должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти честь кадета, защищать своё достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести кадетского корпуса в целом. Взаимоотношения между кадетами строятся на основе взаимного уважения.
Таким образом, основой для формирования обучающихся кадетских корпусов военно-патриотических качеств являются, особенности воспитания.
С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным. По утверждению А.Аглушевича директора ФГУП «Московское Суворовское военное училище» появляется новый педагогический термин, такой как «индекс мобильности»-приспособленность к условиям самостоятельной жизни. Профессиональная ориентация современных суворовцев ведётся по четырём направлениям: физико-математическое, оборонно-спортивное, гуманитарное и социальное.
Результаты исследования позволяют утверждать, что в течение многих лет кадетские корпуса были достойными представителями Великой России, кадетское образование бережно сохранялось и развивалось в течение всего времени. Помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений. Воспитание учащихся кадетских корпусов, построенное на традициях взаимоотношений равных, и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей, выполнением всех основных требований внутреннего порядка, привитии с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, подчинения законам и требованиям. Приводит к тому, что с раннего возраста у воспитанников кадетских корпусов формируются деятельно-волевые качества.
В настоящее время в числе первоочередных задач, которые нужно решить для качественного развития кадетского образования - это подготовка законодательной базы, а также вопросы финансирования кадетских образовательных учреждений. Необходимо разработать общие правила открытия и регистрации кадетского корпуса, его финансирования и функционирования, разработка образовательных стандартов, повышение квалификации педагогов. Сейчас ставится вопрос о создании единой системы кадетского образования и военно-патриотического воспитания подростков в России.
Библиографический список
1. Гурковский, В. А. Кадетские корпуса в России (XVIII — начало XX вв.) [Текст] / В. А. Гурковский // Образование и общество. - 2002. - № 1.- 284с.
2. Красавин, О.А. В Суворовском кадетском корпусе [Текст]: монография / О.А. Красавин - М.: 1999. - 240с.
3. Азаров, В.М. Общественно-государственная подготовка офицеров и прапорщиков Вооруженных сил Российской Федерации [Текст]: учеб. - метод. пособие /
В.М. Азаров - М.: Воениздат, 2001. - 198с.
4. Сахаров, А.Н. «История России» [Текст]: учеб. для вузов / А.Н. Сахаров - М.: АСТ, 2001. - 360с.
Bibliography
1. Azarov, V.M. Social-and-Governmental Training of the Officers and Warrant Officers of the Armed Forces of the Russian Federation [Text]: Guidance Manual / V.M. Azarov. - М.: Voenizdan, 2001. - 198 p.
2. Gurkovsky, V.A. Cadet Corps in Russia (XVIII — the Beginning of XX Century) [Text] / V.A.Gurkovsky // Education and Society. - 2002. - № 1. - 284 p.
3. ^asavin, O.A. In Suvorov's Cadet Corps [Text]: Monograph / O.A.Krasavin. - М., 1999. - 240 p.
4. Sakharov, АЖ «History of Russia» [Text]: Textbook for Higher Schools / A.N. Sakharov. - М.: AST, 2001. - 360 p.