Научная статья на тему 'Институционализация социальной сети в сфере публичной политики (на примере кадетского движения в современной России)'

Институционализация социальной сети в сфере публичной политики (на примере кадетского движения в современной России) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЕТИ / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / КАДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЛОББИЗМ / КЕЙС-СТАДИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозова Елена Васильевна, Мирошниченко Инна Валерьевна

В статье рассматриваются проблемы использования сетевой методологии в отечественной политологии, обоснована потребность интеграции теоретического моделирования и эмпирических исследований. Используя метод кейс-стади, авторы анализируют социальную сеть кадетов, имеющую богатые исторические традиции, огромный человеческий и социальный капитал. Интерпретированы разнообразные практики и проблемы институализации сети в сфере публичной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Морозова Елена Васильевна, Мирошниченко Инна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институционализация социальной сети в сфере публичной политики (на примере кадетского движения в современной России)»

УДК-323(470+571)

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ)*

Е.В. Морозова, И.В. Мирошниченко

В статье рассматриваются проблемы использования сетевой методологии в отечественной политологии, обоснована потребность интеграции теоретического моделирования и эмпирических исследований. Используя метод кейс-стади, авторы анализируют социальную сеть кадетов, имеющую богатые исторические традиции, огромный человеческий и социальный капитал. Интерпретированы разнообразные практики и проблемы институализации сети в сфере публичной политики.

Ключевые слова: социальные сети, политические сети, публичная политика, кадетское движение, кадетское образование, социальный лоббизм, кейс-стади

Концептуальные основания сетевой методологии и эмпирические исследования

Исследование различных аспектов политики всё чаще осуществляется с помощью сетевой методологии, в которой социальные сети, с одной стороны представляют собой аналитическую модель познания, с другой - объект социальной реальности. Состояние сетевой парадигмы в политической науке на сегодняшний день характеризуется, с одной стороны, эклектичностью теоретических концепций, с другой - отсутствием интеграции теоретических и эмпирических исследований. Можно выделить следующие концептуальные направления, формирующие сетевую методологию:

- теории социальных сетей, социального капитала и обмена, позволяющие описывать сетевые основания функционирования гражданского общества;

- теории политических сетей, связанные с когнитивными схемами познания процесса публичной политики и принятия политических решений;

- объяснительные модели новых информационно-коммуникативных возможностей взаимодействия власти и граждан в online среде.

* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ «Конструктивный потенциал социальных сетей в сфере публичной политики в условиях модернизации современного российского общества», № 11-03-00519а.

На стыке социологических сетевых моделей, выполненных С. Вассерманом, Б. Веллманом, Д. Грановеттером, теорий обмена Дж. Хо-манса, П. Блау и теорий социального капитала Дж. Коулмена, Г. Беккера сложилось представление о социальной сети как явлении, обладающим объективной предметностью и представляющим собой совокупность социальных взаимоотношений и социальных связей между определенными индивидами и, самих индивидов, позволяющих обмениваться различными видами ресурсов в процессе их взаимодействия1. Как аналитическая модель познания, социальная сеть позволяет описывать реально существующие процессы взаимодействия и обмена (одностороннего/взаимного) между различными социальными единицами (индивидами или общностями).

В политической науке обозначенные концептуальные подходы были интегрированы в политологическое обоснование социального капитала. Всплеск интереса к изучению социального капитала российского общества, который возник в середине 1990-х гг. у отечественных и западных исследователей, был определен трансформационными процессами и поиском механизмов, способствующих развитию гражданского общества и публичной сферы в целом. Однако большинство работ, выполненных с позиций сетевого подхода, носят скорее постановочный характер. В ряде работ анализиру-

2

ются элементы социального капитала и их взаимосвязь .

Второе направление в сетевой методологии - теории политический сетей, общие методологические установки которых, как отмечает Л.В. Сморгунов, характеризуются следующими моментами:

- теория политических сетей реконструирует отношения между государственным управлением и современным обществом. Вместо попытки редукции сложности общества для эффективного управления, она включает в себя рост сложности в качестве необходимой предпосылки выработки политики и осуществления управления;

- концепция политических сетей меняет ракурс рассмотрения государства как агента политики, восстанавливая связь между политикой и управлением: при сетевом подходе государство и его институты являются хотя и важным, но лишь одним из акторов производства политических решений;

- ключевым пунктом рассмотрения является не понятие «институт», а связи и отношения внутри института. Проблема эффективности управления рассматривается не в аспекте отношения «цели-средства», а в аспекте отно-

3

шения «цели-процессы» .

В этой связи политическая сеть представляет собой «набор относительно стабильных взаимоотношений, по природе неиерархических и взаимозави-

1 Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 53

2 Кертман Г. Межличностное доверие в России // Социальная реальность, 2006, №4; Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения: международные сравнения. М. 2008..

3 Сморгунов Л.В. Сетевая методология исследования политики. - Режим доступа: http://politanalysis.narod.ru/smorgunov2.htm.

симых, связывающих многообразие акторов, которые разделяют относительно политики общие интересы и которые обмениваются ресурсами для того, чтобы продвинуть эти интересы, признавая, что кооперация является наилучшим способом достижения общих целей»1. В этом определении обращает на себя внимание то, что участники политической сети преследуют не сепаратные, а общие интересы, и что они выбирают для их достижения кооперативные способы деятельности.

Третий подход в сетевой методологии включает в себя исследования новых информационно-коммуникативных возможностей взаимодействия власти и граждан в online среде. А. Тоффлер, Х. Тоффлер, Н. Негропонте, В. Рэш, Г. Рейнгольд, И. Дайсон считают, что Интернет, наряду с другими цифровыми технологиями, представляет собой новую сетевую инфраструктуру, которая делает возможным функционирование цифровой демократии. Как считают ряд ученых, граждане получат возможность создавать сетевые сообщества, а это будет способствовать росту социального и политического капитала вне зависимости от пространственных ограничений.

Дифференциация методологических установок в сетевом подходе препятствует интеграции концепций социальных сетей/капитала и политических сетей в метатеоретическую конструкцию, позволяющую выстроить методическую основу для эмпирических исследований в сфере публичной политики и найти объяснительные модели для «новых» политических явлений и феноменов, которые пока не вписываются в существующие объяснительные парадигмы. Как отмечает Д. Дзола, современная политическая теория не учитывает сложность и многосоставность социально-политических процессов, которые сводятся к следующим характеристикам когнитивных ситуаций, применимых к сетевым исследованиям:

- чем шире масштаб возможных вариантов выбора и чем больше переменных, которые приходится учитывать сетевым акторам в своих попытках разрешения проблем знания, адаптации и организации, тем сложнее становится окружающая их среда;

- чем сложнее становится среда, тем сильнее взаимозависимость переменных; изменение значения одной переменной неизбежно сказывается на других переменных, что неизбежно усложняет задачу познания и/или действия;

- нестабильность и турбулентость среды ее по быстрым и непредсказуемым траекториям; этот аспект сложности обладает динамичной природой и тем более важен, что он связан с процессами, которые приводят к переходу от порядка к беспорядку (к революции, хаотичной эволюции, катастрофиче-

1 Олескин А.В. Сеть как метафорический образ культурной онтологии и сетевые структуры в социуме: приложимость к экологической проблематике [эл. документ]. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/~imosk/Seminar/oleskin/Oleskin.htm

ской бифуркации и т.д.), или, что еще более важно, к возникновению порядка из беспорядка1.

Шагом к интеграции трех методологических направлений сетевых исследований является когнитивная конструкция изучения институционализации социальной сети в сфере публичной политики, которая позволяет рассматривать взаимообусловленность следующих аспектов:

- во-первых, актуализацию политической субъектности социальных сетей, способствующих возникновению позитивных и негативных экстерналь-ных эффектов в политическом пространстве2. Позитивные сетевые эффекты связаны с процессом формирования и развития гражданского общества посредством мобилизации социального капитала горизонтальных сетевых структур. Развивая традиции, заложенные Р. Патнэмом, ряд зарубежных исследователей проецируют проблему гражданского участия на социальные сети незападных политических систем и развивающихся по пути демократии обществ3. В случае ослабления политических партий и иных институционализированных структур способность социальных сетей выдвигать эффективные требования и санкционировать действия органов властей остается ограниченной. Кроме того, отсутствие дееспособных медиативных агентов ведет к негативным экстернальным эффектам актуализации социальных сетей в политическом процессе. Впоследствии в интерпретации М. Олсона данные эффекты были определены как «негативный социальный капитал» или социальные связи, препятствующие политическому и экономическому процветанию государства4.

- во-вторых, динамику и характер институционализации социальных сетей в сферу публичной политики в online и offline пространстве. Большинство политологических работ, выполненных в рамках сетевого подхода, описывают структуру политических сетей, действующих в секторе госуправления, оставляя без внимания вопросы, связанные с их инкорпорированием в процесс принятия политико-управленческих решений, оценки взаимосвязи конструктивных практик и уровня институционализации сетевых структур в современном политическом пространстве5.

Для исследования публичной политики этот подход приобретает еще большее значение в результате того, что «государственная политика сегодня включена во все шире разветвляющуюся и все более плотную сеть транснациональных и внутриобщественных зависимостей и договорных отноше-

1 Дзола Д. Демократия и сложность: реалистический подход. - М.; Изд. дом Гос. ун-т - высшая школа экономики, 2010. С.35-37.

2 Морозова. Е.В., Мирошниченко И.В. «Инвесторы» политического капитала: социальные сети в политическом пространстве региона // Полис. 2009. №2.

3 Krishna A. Enhancing Political Participation in Democracies: What is the Role of Social Capital? // Comparative Political Studies. 2002. Vol. 35. №4.

4 Алексеенкова Е.С. Когнитивные механизмы интеграции социальных сетей // Полис. 2007. №3.

5 Рябченко Н.А. Online публичная сфера России в преддверии электорального цикла 2011-2012 гг. // Экстраординарность, случайность и протест в политике: тематическое и методологическое поле сравнительных исследований: Сб. науч.ст. Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2011.

ний»1. При этом, как отмечает М. Кастельс, сетевая форма общественной организации, в том числе и публичной политики, становится доминирующей, образуя новую общественную морфологию, где «власть структуры оказывается сильнее структуры власти»2.

Исследование динамики и характера институционализации социальных сетей в публичную сферу политики без эмпирических исследований, весьма эффективной в их проведении показала себя стратегия кейс-стади. Качественная методология кейс-стади, объединяя разнообразные методы и процедуры, используется для исследования новых неизученных областей и проблем, которые требуют концептуализации в процессе эмпирического исследования. «Очевидным достоинством метода является возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений»3. Метод позволяет обеспечить лучшее понимание политической реальности, уникальности каждого объекта и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения, которое проистекает из качественной парадигмы.

Интеграция методологических установок сетевого подхода в эмпирические политологические исследования позволяет расширить научные знания о конструктивном потенциале сетевых структур гражданского общества, их инкорпорировании в процесс принятия политических решений и публичную политику. Объектом нашего исследовательского интереса стала международная кадетская сеть.

Человеческий и социальный капитал кадетского движения

Кадеты в отечественной политологии больше ассоциируются с партией конституционных демократов. Мы ведем речь о кадетах - выпускниках кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ. Кадет (фр. — младший, несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1 -й офицерский чин. Слово кадет происходит от уменьшительного “капдет” на гасконском наречии, производного от латинского “капителлеум”, что буквально значит “маленький капи-

'¡'1 _ ц »_» ??4

тан или маленький глава .

IScharpf F.W. Die Handlungsfähigkeit des Staates am Ende des zwanzigsten Jahrhunderts // Politische Vierteljahresschrift. 1991. Heft 4. S. 621.

2 Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 494.

3 Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс-стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. С. 21.

4 Гурковский В. Кадетские корпуса в России // Народное образование 2002. №7. С.17.

В царской России в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов. Последний кадетский корпус русского зарубежья был закрыт в Версале в 1964 году. За все время своего существования кадетские корпуса дали России выдающихся государственных и общественных деятелей: канцлер Горчаков А. М., полководцы Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н., адмиралы Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; поэты и писатели Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; композиторы Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.; мореплаватели Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; живописцы Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А.

В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные военно-учебные заведения, которые должны были дать возможность детям получить наряду со средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и последующей службы в офицерских званиях. Училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия “суворовские” в честь великого русского полководца.

Базовыми социальными функциями кадетского образования, по мнению А. Владимирова, исторически были:

• "Поглощение" сирот войны или решение задач "военного сиротства", но никогда проблемы детской беспризорности;

• Коррекция поведения и судеб воспитанников;

• Ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы;

• Государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников1.

За время своей работы училища воспитали 70 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; трех летчиков-космонавтов; около 1000 генералов и несколько десятков тысяч офицеров; более 20 командующих войсками военных округов (флотов); 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; двух ака-

1 Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования: Исторический аспект и современность - Режим доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm

- 102 -

демиков РАН; около 500 докторов наук; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, многих десятков чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

Начиная с 1993 года, по инициативе Московского суворовско-нахимовского содружества и русских зарубежных кадетов в России на базе школ-интернатов стала формироваться система кадетских корпусов общегражданской образовательной и патриотической воспитательной ориентации. Сегодня в стране более 100 кадетских корпусов субъектов Федерации, более 1000 кадетских классов, более 20 суворовских военных училищ и кадетских корпусов силовых структур, создаются Президентские кадетские училища, по одному в каждом федеральном округе страны1.

Что определяет качество человеческого капитала современных кадет? Прежде всего, апробированная столетиями система воспитания государственно-ориентированного молодого поколения с лидерскими качествами для служения России на военном и гражданском поприщах. 63 процента воспитанников кадетских корпусов - сироты, дети из неполных и малообеспеченных семей, погибших военнослужащих и т.д., кадетская сеть «держит их на плаву». Об уровне подготовки красноречиво говорит следующая статистика: 94 процента выпускников кадетских корпусов 2006 года поступили в вузы, из них примерно половина - в гражданские. Для сравнения можно отметить, что только 1 -2 процента выпускников детских домов-интернатов поступают в высшие и средние специальные учебные заведения2.

Важнейшей составляющей человеческого и социального капитала кадетского движения является система корпоративного воспитания в специально организованной военно-профессиональной среде. Такое воспитание возможно при наличии разделяемых педагогами и воспитанниками общих установок, ценностей, свода формальных и неформальных правил поведения. «Там, где вся деятельность военной корпорации не только в военное, но и в мирное время основана на внутренней спайке, чувстве взаимного доверия и взаимовыручке, не может не образовываться тесная солидарность, товарищеская связь, возможная только при стремлении каждого к общему нравственному идеалу»3.

Органичная корпоративная культура, доверие и солидарность - именно на этом фундаменте строится социальная сеть кадет. Современная сеть имеет сложную структуру, включая сети выпускников отдельных училищ, сети ближнего и дальнего зарубежья. Корпоративные связи подчеркиваются с помощью соответствующей символики и атрибутики. В эмоциональном от-

1 Там же.

2 Йордан Б. Кадетские корпуса - кадровый резерв страны // Российская кадетская перекличка. 2007. №3. - Режим доступа: http://www.fskk.ru/journal/?aID=89

3 Цит. по: Беляев А.В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания // Педагогика. 2008. №1. С.92.

ношении военный корпоративизм переживается как ощущение единого братства, радость похожести, общности.

Михаил Лермонтов, председатель Нью-Йоркского объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом, считает, что кадеты - это особым образом сформированный образ и военного человека, и гражданского служащего, и просто гражданина своей страны. Где бы они не находились, какое бы положение в обществе не занимали, они обязательно узнают друг друга при встрече. «Во время одного из визитов в Москву мне довелось встретиться с Секретарем Совета Безопасности РФ Игорем Ивановым, -вспоминает М. Лермонтов. - И мы с первого взгляда, с первых слов почувствовали, что оба - кадеты! Хотя, казалось бы, у нас большие отличия и в возрасте, и в жизненном пути. Мне пришлось учиться в кадетском корпусе в Сербии еще в первой половине ХХ века, по старым императорским уставам, где практиковалась императорская система преподавания. Игорь Иванов заканчивал суворовское училище в послевоенном Советском Союзе. Однако в нас оказалось так много общего! Кадет - он на всю жизнь кадет. И бывших кадет не бывает!»1.

Важным компонентом социального капитала является преемственность поколений, причем не только в рамках сети в целом или отдельных училищ, но нередко - в рамках семей. Один из организаторов современного кадетского движения в России, А. Владимиров, рассказывает: «Мой прапрадед поручик 73 пехотного полка Владимиров погиб в Битве народов под городом Лейпциг в Германии, когда русские войска вместе с англичанами и другими европейцами выиграли эту битву у Наполеона Бонапарта в 1813 году... Мой отец, Владимиров Иван Владимирович был вообще выдающимся человеком. В 1915 году он закончил Александровское офицерское училище в Москве, четвертым в выпуске, был произведен в поручики Русской Императорской армии, и получил назначение на Западный фронт.Он был много раз ранен, но остался жив. Потом мой отец воевал в Финской компании. В Великой Отечественной войне мой отец воевал на Ленинградском фронте на Пулковских высотах. Там он командовал бригадой. В 1943 году моего отца отозвал с фронта Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин для того, чтобы он организовал Суворовские военные училища. К этому времени отец был уже полковником Советской армии... Он работал заместителем начальника отдела суворовских училищ в ГУВУЗе и был Г лавным инспектором суворовских училищ. В 1956 году я поступил в Московское суворовское военное училище, которое закончил в 1963 году. Потом учился в Московском высшем общевойсковом командном училище, Военной академии имени М. В. Фрунзе и Военной академии Генерального штаба. Служил и командовал войсками на Дальнем Востоке, в Германии, Чехословакии и Белоруссии, объездил весь мир, воевал и был ранен в одной из стран Азиатско-

1 Российская кадетская перекличка. 2007. №2. - Режим доступа: Ь|Нр7^кк.ш/рита1/?аЮ=66

- 104 -

Тихоокеанского региона. На следующий год мой сын Александр Владимиров будет поступать в Московское суворовское военное училище, в училище, которое основал мой отец и учился я сам»1.

Важную роль в поддержании устойчивости сети и создании социального капитала играют традиции, передаваемые из поколения в поколение. Одной из таких традиций является благотворительность, причем направленная как «внутрь», так и «вовне» сети. Корпоративная благотворительность кадет была широко распространена в дореволюционные годы. На именные стипендии и на проценты с пожертвованных кадетским корпусам капиталов принимались на учебу дети-сироты и дети из малоимущих семей2. Известен такой исторический факт: в день выступления декабристов 14 декабря 1825 года сердобольные кадеты приютили и оказали помощь раненым во время событий на Сенатской площади. Император Николай I был в ярости и, прибыв в корпус, обвинил кадет в том, что они кормили бунтовщиков, на что директор кадетского корпуса М.С. Перский ответил: «Они так воспитаны, Ваше Величество, драться с неприятелем, но после победы призревать раненых, как своих»3. Среди современных благотворительных кадетских фондов наиболее известны Фонд поддержки кадетских корпусов им. А.Б. Йордана, «Суворов-ско-Нахимовкий фонд» в Москве, благотворительный фонд «Слава морская» в Санкт-Петербурге, межрегиональный фонд «Алые погоны».

Фонд поддержки кадетских корпусов им. А.Б. Йордана4 проводит Всероссийский кадетский конкурс «Добро творим вместе» на лучший благотворительный проект. В рамках конкурса воспитанники и руководство Ачинского кадетского корпуса Красноярского края в рамках проведения Всероссийского кадетского конкурса «Добро творим вместе» разработали проект «Скорая детская помощь». помочь одиноким пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам, детям, проживающим в детских домах и интернатах. Лесосибирский кадетский корпус имени А.Б. Йордана осуществляет благотворительную деятельность в рамках проекта «Живая память». За последние несколько лет: отредактированы и изданы книги воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны города Лесосибирска: Федора Арсентьевича Петрова - «След на земле» (две части), Татьяны Филипповны Никифоровой - «Мой жизненный путь», издан сборник воспоминаний ветеранов города и готовится его второе, дополненное издание. Буквально с пер-

1 Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования: Исторический аспект и современность - Режим доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm

2 Беляев А.В. Указ. соч. С.96.

3 Йордан Б.А. Об этом не говорят // Отечественные записки. 2006. №4.

4 Борис Йордан, руководитель Фонда, вспоминает: « Папа окончил кадетский корпус, его отец окончил кадетский корпус. Мы каждые два года ездили на международные съезды - кадеты съезжались со всего мира, и многие мои друзья - это дети одноклассников моего отца, с которыми я вырос в США. Эта среда оказывала на нас большое влияние. Я видел, какие отношения у моего отца с его одноклассниками - они стали его друзьями на всю жизнь. Когда после смерти папы я разбирал вещи в его кабинете, мы впервые узнали, что до последних дней своей жизни он ухаживал за восьмью вдовами своих друзей - оплачивал их счета, поздравлял с праздниками».

вых лет существования Уваровского кадетского корпуса имени Святого Георгия Победоносца кадеты взяли шефство над усадьбой героя Отечественной войны 1812 года А.В. Воейкова в селе Старая Ольшанка Уваровского района. Об этих и других благотворительных акциях кадет регулярно рассказывает журнал «Российская кадетская перекличка».

Практики институционализации кадетской сети в российской публичной политике

В большинстве социальных сетей происходит постоянный обмен ресурсами (материальными, информационными, эмоциональными) и возможна конвертация социального капитала (который и является главным результатом функционирования сети) в другие виды капитала. Для появления политического капитала сети1 необходимым шагом является институционализация социальной сети, что даёт дальнейший импульс развитию сети и возможность с помощью собственных структур артикулировать, агрегировать и позиционировать собственные интересы в сфере публичной политики.

Наиболее распространёнными практиками институционализации кадетской сети в современной российской публичной политике являются создание и организация деятельности кадетских общественных организаций, социальный лоббизм, издание и распространение специализированных СМИ, рекрутирование политических элит, практика петиций.

В постсоветское время первая попытка создания общественно -политической организации кадет была предпринята в 1987 году, когда на собрании представителей 16 суворовских училищ был создан Центральный Совет Всесоюзного клуба суворовцев. Совет возглавил летчик-космонавт Владимир Джанибеков, выпускник Ташкентского суворовского училища 1960 года2.

В 2004 г. была создана МАСНКО - Международная Ассоциация Суворовских, Нахимовских и Кадетских Объединений "Кадетское братство", а в 2007 году - Всероссийское общественное объединение кадет «Российское кадетское братство". При проведении учредительной конференции было заявлено, что «основная причина создания общероссийской кадетской организации - необходимость более четкого планирования и организации на местах воспитательной, военно-патриотической работы, обмена опытом в проведении такой работы его обобщения. Основная цель организационного объединения всех кадетов России состоит в подготовке молодой смены защитников Отечества, граждан, проникнутых духом патриотизма. Ради процветания

1 Под политическим капиталом понимается инкорпорированная способность к мобилизации коллективных действий и участию в этих действиях, способность субъекта репрезентировать интересы других агентов, которые делегируют ему права на представительство своих интересов (Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология.2002. Т. 3, № 4).

2 www.ruscadet.ru/units/ussr/mrass/vks-1987.htm

России, укрепления ее могущества готовы продолжать вносить свой вклад российские кадеты, смысл жизни которых с детских лет - верное служение Отечеству»1. В работе учредительной конференции приняли участие тогдашний председатель Совета Федерации, шеф-попечитель кадетов России Сергей Миронов, губернатор Московской области Борис Громов, представители министерства обороны, МВД, МЧС, многих других министерств и ведомств.

22 августа 2008 г. состоялась Учредительная конференция представителей десяти государств СНГ и Дальнего зарубежья, в которых действуют кадетские организации. В работе конференции приняли участие представители кадетских организаций России, Армении, Белоруссии, Болгарии, Латвии, Литвы, Казахстана, Молдовы, Сербии, Украины, Эстонии. В ходе работы конференции был утвержден Устав, определяющий новый формат Международной ассоциации "Кадетское братство", избраны руководящие органы2.

Общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов Российской Федерации. Они насчитывают около 100тысяч членов и объединены в Общероссийский союз кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России", который стал весомой и авторитетной частью гражданского общества России.

В Екатеринбурге 16-20 сентября 2011 года проходил Третий Общекадетский съезд Открытого Содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России. Более ста делегатов от объединений кадет России, Белоруссии, Украины, США, Канады и Аргентины обсуждали проблемы сохранения суворовской национальной военной школы;

определяли свое место в общественно-политической жизни России; решали конкретные вопросы взаимодействия объединений кадет России и стран СНГ, вопросы организации своей жизни и кадетской этики. Съезд принял обращение к гражданам, объединениям кадет и кадетам России, Президенту России и Правительству Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, иерархам Русской Православной Церкви, к институтам гражданского общества страны, к общественным организациям стран СНГ и Дальнего зарубежья «О необходимости сохранения суворовской военной школы как исторической школы подготовки и воспитания государственных служащих с детства и дальнейшего развития кадетского образования и воспитания в сис-

3

теме суворовских военных училищ и кадетских корпусов» .

1 www.nta-nn.ru/news/item/?ID=110278

2 www.ruscadet.ru/units/ussr/mrass/21-08-08.htm

3 www.rv.ru/content.php3?id=9208

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различного рода обращения используются кадетскими организациями довольно часто. 16 февраля 2009 г. представители 60 выпусков суворовских и нахимовских училищ направили Президенту России письмо с просьбой защитить эту структуру патриотического воспитания молодежи от министерства обороны, возглавляемого Анатолием Сердюковым. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, как подчеркивается в письме, стало решение министра обороны РФ прекратить участие в Параде Победы 9 мая на Красной Площади воспитанников суворовских, нахимовского и военного музыкального училищ. Участие суворовцев и нахимовцев в военном Параде стало не просто привычным ритуалом, а нашей национальной традицией и предметом государственной гордости, олицетворением заботы государства о воспитании молодых поколений защитников Родины. Суворовцы разных поколений видят в позиции Минобороны не просто административные ошибки, а целенаправленные шаги по уничтожению суворовской военной школы. Похоже, что суворовские училища уже попали в «список непрофильных активов» и подлежат тихой ликвидации в ходе «реформирования армии» - считают авторы письма1. Действенность петиций невелика, что признается и самими кадетами.

Кадетские организации используют технологии социального лобиззма, причем основным предметом лоббистской деятельности выступает два пункта: законодательное обеспечение системы кадетского образования и закрепление за кадетами статуса резерва государственной гражданской службы. Особый ресурс социального лоббизма - деятельность кадет в органах федеральной и региональной государственной власти. Выпускник Кавказского краснознаменного суворовского военного училища (СВУ) генерал-лейтенант А. Шишков на протяжении ряда лет являлся первым заместителем Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, выпускник Калининского СВУ Б. Громов, в прошлом депутат Государственной Думы, занимает пост губернатора Московской области, министром иностранных дел РФ в 19982004 годах был выпускник Московского СВУ И. Иванов. Кадеты широко представлены в депутатском корпусе всех уровней, в руководящем составе силовых ведомств.

Основными технологиями выступают информационные компании и публичные слушания в федеральных и региональных органах законодательной и представительной власти, представительных органах местного самоуправления. Целью этой деятельности, по мнению одного из лидеров кадетского движения России А.Н. Шишкова, является выработка единого государственного подхода к формированию государственной политики по развитию законодательной поддержки системы кадетского образования и воспитания, исключающей ведомственную обособленность2. Сложилась парадоксальная

1 Суворовцы написали президенту «телегу» на министра Сердюкова - Режим доступа: http://svpressa.ru/all/article/4424/

2 Шишков А.Н. Этим должны заниматься заинтересованные люди // Российская кадетская перекличка. 2007.№3 - Режим доступа: ^Кр:Ш<к.ш^оита1/?аЮ=86

ситуация: кадетское образование не имеет четкого правового статуса, полноценной образовательной программы и поддержки федерального центра. 70 кадетских корпусов находятся в ведении Министерства образования и науки, 19 учебных кадетских учреждений - ведомственные. Прежде всего закон должен ввести в правовое поле понятие «кадетское образование», четко сформулировав его специфику. Кадетское образование должно квалифицироваться как начальное профессиональное образование для государственной военной службы и первая ступень системы непрерывного профессионального военного образования.

В подготовленных общероссийским союзом кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России» поправках к федеральному закону «Об образовании» говорится, что России необходим еще один нацпроект - по созданию системы подготовки национальных управленческих элит, а его отсутствие - «стратегическая ошибка государства». Госзаказ на подготовку госслужащих в системе кадетского образования

- оптимальный путь реализации этого проекта, считают члены союза. «России необходима система подготовки своей управленческой элиты как ее служилого слоя, в том числе ее выращивания и государственнопатриотической социализации с детства», - заявил на слушаниях председатель союза, генерал-майор Александр Владимиров1.

Важной формой институционализации кадетской сети является издание и распространение специализированных СМИ, аккумулирующих и защищающих интересы кадет. Речь идет прежде всего о газете «Кадетское братство», журнале «Российская кадетская перекличка», многочисленных региональных печатных СМИ. Сеть и созданные ею общественные организации широко и разнообразно представлены в Интернете. Крупнейшими информационными ресурсами являются Кадетский портал (www. intercadet. ru и Кадеты России: Энциклопедия кадетского образования и воспитания

(www.ruscadet.ru). Всего же, по данным последнего портала, в Рунете сегодня насчитывается 208 кадетских порталов и сайтов.

Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кадетских организаций к электоральному процессу, включая взаимодействие с политическими партиями. В декларации «О принципах деятельности кадетского движения в России» говорится: «Кадетское движение является непартийным общественным движением, направленным на укрепление и развитие России; на формирование её национальных элит...Кадетское движение строится на принципах равенства кадет и кадетских объединений между собой, открытости и прозрачности их деятельности, признается недопустимость приватизации идей, принципов, лозунгов и структур кадетского движения и их коммерциализа-

1 Кадетов отправят в кадровый резерв - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/social/2009/03/20/2961145.shtml

ция»;. На Третьем съезде кадетского движения в Екатеринбурге в 2011 году эти принципы были дополнены сводом общих принципов участия кадет в политической жизни страны:

1. Каждый кадет, в своем собственном индивидуальном качестве, может и должен быть политически активным гражданином России и сам выбирать форму своей политической активности вне кадетского движения.

2. Кадеты, как личности и граждане страны - имеют право заниматься политикой, и быть участниками любых политических партий и движений.

3. В то же время, кадеты - как корпорация, основа, центр, ствол и опора государства - не имеют права колебаться вместе с линией любой партии, так как все они временны, коррумпированы и не отражают надежд нации, поэтому - никаких политических партий и "политических фронтов"2.

Соблюсти эти принципы на практике оказывается достаточно сложно, что показывает начало электорального цикла 2011-2012 годов. Одни кадеты, в основном в составе десятков ветеранских организаций, боевых братств, офицерских союзов, присоединились к Народному фронту. Другие декларируют оппозиционную по отношению к политическому режиму позицию. «Кто нами управляет? За кого голосовать?» - задают вопрос модераторы одного из кадетских сайтов3 . И дальше дают совет: думай, кадет, крепко думай! А чтобы думать было проще, даются подсказки - выдержки из протоколов сионистского конгресса, целенаправленные подборки цитат (к примеру, фраза генерала М. Д. Скобелева, героя русско-турецкой войны: «Я готов написать на своём знамени — Россия для русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше»).

Как показывает анализ практик институционализации кадетской сети в публичной политике современной России, этот процесс отличается разнообразием форм и внутренней, зачастую латентной, конфликтностью. В нашем случае созданные кадетами общественные структуры охватывают разные сегменты сети, и между ними нет понимания по ряду принципиальных вопросов организации деятельности движения и его позиционирования в политическом пространстве. При существующих разногласиях и противоречиях между организациями, сама сеть воспринимается всеми участниками как безусловная ценность.

Власть демонстрирует по отношению к кадетскому движению непоследовательную позицию. С одной стороны, Президент России Д.А. Медведев в публичных выступлениях всячески подчеркивает значимость движения и кадетского образования для нашей страны. Вполне символично, что последние Президент 1 сентября открывает президентские кадетские училища: в 2010 г. В Оренбурге, в 2011 г. - в Ставрополе. С другой стороны, кадеты сталкиваются с игнорированием движения со стороны самых, казалось бы,

1 kadet.ru/s_ezd/Declaraciya.htm

2 http://www.kadet.ru/3_s_ezd/Ob_uchastiii.htm

3 www.ruscadet.ru/znanie/common.htm

заинтересованных государственных структур. В 2008 году суворовцы и нахимовцы страны праздновали 65-летие образования суворовских военных училищ и 60-летие их первого выпуска. Министерство обороны об этом знало на всех уровнях, но юбилей проигнорировало. Собравшихся со всей России на юбилейную конференцию 500 ветеранов-суворовцев, по звонку из министерства, даже не пустили в Московское СВУ, где должна была состояться встреча ветеранов с юными суворовцами. Письмо ветеранов к А. Сердюкову с просьбой разобраться с этим безобразием было дважды утеряно в канцелярии Минобороны, и до сих пор перед суворовцами никто даже не извинился1.

Кадетское образование будет оставаться востребованным в ситуации «социального дефолта» (А. Шишков), поиск выходов из которого привел гражданское общество к опыту старой отечественной школы. Дополнительными стимулами развития кадетского движения и кадетского образования являются востребованность патриотических идей и дефицит социальной справедливости в современной России. Основанное на высоких идеалах служения Отечеству, доверии и солидарности, кадетское движение являет пример самоорганизации гражданского общества.

Список литературы

1. Алексеенкова Е.С. Когнитивные механизмы интеграции социальных сетей // Полис. 2007. №3.

2. Беляев А.В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания// Педагогика. 2008. №1.

3. Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского

образования: Исторический аспект и современность - Режим доступа:

http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm

4. Дзола Д. Демократия и сложность: реалистический подход. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010.

5. Йордан Б.А. Об этом не говорят // Отечественные записки. 2006. №4.

6. Кастельс М. Становление общества сетевых структур// Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999

7. Морозова. Е.В., Мирошниченко И.В. «Инвесторы» политического капитала: социальные сети в политическом пространстве региона // Полис. 2009. №2.

8. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4.

9. Шишков А.Н. Этим должны заниматься заинтересованные люди // Российская кадетская перекличка. 2007. №3

1 Суворовцы написали президенту «телегу» на министра Сердюкова - Режим доступа: http://svpressa.ru/all/article/4424/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.