Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 5-Х КЛАССОВ НАХИМОВСКОГО ВОЕННОМОРСКОГО УЧИЛИЩА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 5-Х КЛАССОВ НАХИМОВСКОГО ВОЕННОМОРСКОГО УЧИЛИЩА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION / DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS / PLANNING OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Вячеслав Васильевич, Мартынов Яков Александрович, Гурьянов Владимир Сергеевич, Кузнецова Ольга Михайловна, Разенкова Юлия Эльмановна

В статье рассматриваются вопросы соответствия уровня физической подготовленности обучающихся 5-х классов с требованиями к диагностике физической подготовленности в Нахимовском военно-морском училище (далее НВМУ). Проведен анализ данных мониторинга уровня физической подготовленности поступивших в училище школьников в период с 2018 г. по 2020 г.; оценен уровень развития у них основных физических качеств (двигательных способностей) - силы, быстроты и выносливости, с учетом требований Программы НВМУ по учебному предмету «Физическая культура». Для развития выносливости и быстроты, в содержание программы были дополнительно включены следующие упражнения: спортивная ходьба, бег на 1500 и 2000 м, бег на лыжах 2 км (в зимний период времени), бег на 30 м, челночный бег 3х10 м, 6х10 м; а для развития силы - подтягивание из виса лежа на низкой перекладине высотой 90 см.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Вячеслав Васильевич, Мартынов Яков Александрович, Гурьянов Владимир Сергеевич, Кузнецова Ольга Михайловна, Разенкова Юлия Эльмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE PHYSICAL TRAINING OF 5TH CLASS STUDENTS OF THE NAKHIMOV NAVAL SCHOOL AS INFORMATION BASIS FOR PLANNING THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION"

The article examines the issues of compliance of the level of physical fitness of the 5th grade students with the requirements for the diagnosis of physical fitness at the Nakhimov Naval School (further NVMU). The analysis of the monitoring data of the level of physical fitness of schoolchildren who entered the school in the period 2018-2020; the level of the development of their basic physical qualities (motor abilities) - strength, speed and endurance, was assessed, taking into account the requirements of the NVMU curricular on the subject "Physical Education". For the development of endurance and speed, the following exercises were additionally included in the content of the program: race walking, running at 1500 and 2000 m, skiing 2 km (in winter), running 30 m, shuttle running 3x10 m, 6x10 m; and for the development of strength - pull-up from the hang while lying on a low crossbar 90 cm high.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 5-Х КЛАССОВ НАХИМОВСКОГО ВОЕННОМОРСКОГО УЧИЛИЩА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

8. Wayneberg, R.S., Gould, D. (1998), Fundamentals of the psychology of sports and physical culture, Olympic Literature, Kiev.

Контактная информация: mty777@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2020

УДК 796.015.6

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 5-

Х КЛАССОВ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Яков Александрович Мартынов, старший преподаватель, Владимир Сергеевич Гурьянов, старший преподаватель, Ольга Михайловна Кузнецова, преподаватель, Юлия Эльмановна Разенкова, инструктор по физической культуре, Нахимовское военно-морское училище, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы соответствия уровня физической подготовленности обучающихся 5-х классов с требованиями к диагностике физической подготовленности в Нахимовском военно-морском училище (далее НВМУ). Проведен анализ данных мониторинга уровня физической подготовленности поступивших в училище школьников в период с 2018 г. по 2020 г.; оценен уровень развития у них основных физических качеств (двигательных способностей) - силы, быстроты и выносливости, с учетом требований Программы НВМУ по учебному предмету «Физическая культура». Для развития выносливости и быстроты, в содержание программы были дополнительно включены следующие упражнения: спортивная ходьба, бег на 1500 и 2000 м, бег на лыжах 2 км (в зимний период времени), бег на 30 м, челночный бег 3х10 м, 6х10 м; а для развития силы - подтягивание из виса лежа на низкой перекладине высотой 90 см.

Ключевые слова: обучающиеся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, диагностика уровня физической подготовленности, планирование учебного процесса, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p242-245

DIAGNOSTICS OF THE PHYSICAL TRAINING OF 5TH CLASS STUDENTS OF THE NAKHIMOV NAVAL SCHOOL AS INFORMATION BASIS FOR PLANNING THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION"

Vyacheslav Vasilievich Mironov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Yakov Alexandrovich Martynov, the senior teacher, Vladimir Sergeevich Guryanov, the senior teacher, Olga Mikhaylovna Kuznetsova, the teacher, Yulia Elmanovna Razenkova, the physical education instructor, Nakhimov Naval School,

St. Petersburg

Abstract

The article examines the issues of compliance of the level of physical fitness of the 5th grade students with the requirements for the diagnosis of physical fitness at the Nakhimov Naval School (further NVMU). The analysis of the monitoring data of the level of physical fitness of schoolchildren who entered the school in the period 2018-2020; the level of the development of their basic physical qualities (motor abilities) - strength, speed and endurance, was assessed, taking into account the requirements of the NVMU curricular on the subject "Physical Education". For the development of endurance and speed, the following exercises were additionally included in the content of the program: race walking, running at 1500 and 2000 m, skiing 2 km (in winter), running 30 m, shuttle running 3x10 m, 6x10 m; and for the development of strength - pull-up from the hang while lying on a low crossbar 90 cm high.

Keywords: students of general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, diagnostics of the level of physical fitness, planning of the educational process, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день систему военного образования можно считать отлаженным и эффективно работающим механизмом, задачей которого является привлечение в указанную систему наиболее способной молодежи и ее ранняя профориентация на выбор профессии офицера [1]. К решению этой задачи, а также подготовке несовершеннолетних граждан к военной службе привлечены все общеобразовательные организации Министерства обороны Российской Федерации (далее - ОО МО РФ).

В настоящее время сформирована сеть ОО МО РФ «довузовского» образования, которая представлена: суворовскими военными училищами, Нахимовским военно-морским училищем с четырьмя филиалами, кадетскими (в том числе морскими кадетскими) корпусами, военно-музыкальным училищем и тремя школами для одаренных детей. Всего - 32 ОО МО РФ. Эти общеобразовательные организации оснащены новейшим учебно-лабораторным оборудованием, специализированными классами для углубленного изучения учебных предметов и освоение дополнительных общеразвивающих программ военно-прикладной направленности, а также многофункциональными спортивными комплексами. Прием в ОО ВО МО РФ осуществляется на конкурсной основе из числа годных по состоянию здоровья несовершеннолетних граждан Российской Федерации имеющих общее начальное образование, по результатам: вступительных испытаний по отдельным учебным предметам (русскому языку, математике и иностранному языку); оценки психологической готовности кандидатов к обучению в училище; определения уровня физической подготовленности «вчерашних школьников» как средство адаптации к непривычному для них режиму дня в училище, в основном в 5-х классах [2].

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Уровень физической подготовленности кандидатов мужского пола проверяется по следующим физическим упражнениям: подтягивание на перекладине, бег на 60 м, бег на 1 км. Оценка за уровень физической подготовленности выставляется индивидуально каждому кандидату в соответствии с приказом МО РФ №352 от 30.10.2004 г. [3].

Анализ поступивших несовершеннолетних граждан мужского пола в 5 класс Нахимовского военно-морского училища (г. Санкт-Петербург) с 2018 по 2020 г. показал, что ежегодно от 19,4% до 28,7% кандидатов на обучение имеют низкий уровень физической подготовленности (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты входного контроля обучающихся 5-х классов НВМУ по учебному предмету «Физическая культура»_

Количество обучающихся Год поступления

2018 2019 2020

Всего сдающих, чел. (%) 76 100% 73 100% 67 100%

Высокий уровень ФП - «5» 25 32,9% 13 17,8% 25 37,4%

Средний уровень ФП - «4» и «3» 33 43,5% 39 53,5% 29 43,2%

Низкий уровень ФП - «2» 18 23,6% 21 28,7% 13 19,4%

Результаты тестирования уровня развития основных физических качеств обучающихся 5-х классов НВМУ с 2018 г. по 2020 г. представлены в таблице 2.

Как следует из таблицы 2, большинство обучающихся испытывают трудности, при выполнении упражнения, оценивающие такое качество как быстрота, оценки «2» - «3» балла получили в 2018 г. - 46,6%, 2019 г. - 51,9%, 2020 г. - 55,8% . Среднее значение результатов выполнения упражнений, характеризующих уровень развития основных физических качеств, соответствует оценке «3» (таблица 3).

Таблица 2 - Результаты тестирования уровня развития основных физических качеств обучающихся 5-х классов НВМУ с 2018 г. по 2020 г._

Уровень физической подготовленности

Тестируемые качества Контрольное набор высокий средний низкий

упражнение баллы

5 4 3 2

2018 28,8% 24,6% 25,9% 20,7%

Быстрота Бег на 60 м 2019 17,7% 30,4% 27,8% 24,1%

2020 11,9% 32,3% 17,9% 37,9%

2018 55,9% 14,3% 16,8% 13,0%

Выносливость Бег на 1 км 2019 25,4% 21,5% 48,1% 5,0%

2020 19,3% 28,4% 26,9% 25,4%

Подтягивание на перекладине 2018 46,7% 10,4% 9,2% 33,7%

Сила 2019 24,1% 24,1% 12,9% 37,9%

2020 49,3% 13,4% 14,9% 22,4%

Таблица 3 - Средне-групповые данные тестирования основных физических качеств у

обучающихся 5-х классов с 2018 г. по 2020 г.

Тестируемые качества Контрольное упражнение Результаты 5-х классов (х±т)

2018 (n =76) 2019 (n =73) 2020 (n =67)

Быстрота Бег на 60 м, с 10,6±0,09 10,6±0,09 10,8±0,09

Выносливость Бег на 1 км, с 270,0±6 276,0±3 291,0±5

Сила Подтягивание на перекладине, кол-во раз 4,64±0,50 3,92±0,44 5,18±0,47

Наблюдаемая устойчивая тенденция снижения уровня физической подготовленности связана в первую очередь, с большим объемом учебной нагрузки, приводящей к переутомлению и гиподинамии. Кроме того в общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по программам начального общего образования, существуют проблемы связанные с оснащением спортивным инвентарем спортивных залов и дефицитом самих спортивных комплексов. Следует также отметить, что традиционная физическая культура, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков у обучающихся 1-4 классов, не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к обучающимся Нахимовского-военно-морского училища, а фактически ко всем обучающимся «довузовского» звена Министерства обороны РФ. Диагностика уровня физической подготовленности обучающихся 5-х классов, свидетельствует о невысоком уровне тренированности, что может негативно сказаться на освоении программного материала по физической культуре в Нахимовском военно-морском училище. Показатели тестирования уровня физической подготовленности заставили педагогический коллектив отдельной дисциплины «Физическая культура» Нахимовского военно-морского училища скорректировать содержание рабочей Программы учебного предмета «Физическая культура» в 5-х классах, что тесно связано с вопросами планирования учебных занятий по предмету «Физическая культура». В первую очередь, для развития выносливости и быстроты, в содержание программы были дополнительно включены следующие упражнения: спортивная ходьба, бег на 1500 и 2000 м, бег на лыжах 2 км (в зимний период времени), бег на 30 м, челночный бег 3^10 м, 6x10 м; а для развития силы - подтягивание из виса, лежа на низкой перекладине высотой 90 см. Также было увеличено количество часов направленных на изучение раздела «Спортивные и подвижные игры» учебного предмета «Физическая культура». Это связано с тем, что использование различных спортивных и подвижных игр способствует развитию быстроты движений и ловкости, необходимых морякам при передвижении в узкостях корабля, и сопровождается положительной эмоциональной окраской на уроке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, занятия физической культурой занимают важное место в системе начальной профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Оценка дан-

ных мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся 5-го класса свидетельствует об отрицательной динамике показателей тестирования основных физических качеств, особенно выносливости и силы.

Отсюда следует, что перед педагогическим коллективом отдельной дисциплины «Физическая культура» Нахимовского военно-морского училища, ставится трудная задача - повышение уровня физической подготовленности до среднего, предъявляемого Программой учебного предмета «Физическая культура» к нахимовцам 5 класса, используя весь свой педагогический арсенал средств и методических приемов физического воспитания, без увеличения общего объема часов на учебные занятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горемыкин В.П. Готовить квалифицированные кадры - приоритетная задача / В.П. Го -ремыкин // Вестник военного образования. - 2019. - № 5 (20). - С. 4-9.

2. Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации : приказ Министра обороны РФ от 7.04.2015 г. № 185 // Гарант : [справочно-правовая система]. - URL: https://base.garant.ru/71003986/ (дата обращения: 01.05.2019).

3. Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны : приказ Министра обороны РФ № 352 от 30.10.2004 // Гарант : [справочно-правовая система]. - URL: https://base.garant.ru/6391601/ (дата обращения: 22.03.2019).

REFFERENCES

1. Goremykin, V.P. (2019), "Preparing qualified personnel is a priority", Journal of Bulletin of Military Education, No. 5 (20), pp. 4-9.

2. Minister of Defense of the Russian Federation (2015), "On approval of the Procedure and conditions for admission to educational institutions of higher education administered by the Ministry of Defense of the Russian Federation", Order of the of April 7, 2015 No. 185, available at: http://base.garant.ru.// (accessed 05 January 2019).

3. Minister of Defense of the Russian Federation (2004), About the approval Physical training and sports manual for Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, naval cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Order of October 30, 2004 No. 352, available at: http://www.base.garant.ru/6391601/ (accessed 22 March 2019).

Контактная информация: olenka_kuznetsova_93@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.10.2020

УДК 796.07

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И РЕЗЕРВОВ ДЫХАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Любовь Вячеславовна Митенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Михайлович Комиссарчик, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Александровна Комиссарова, старший преподаватель, Алексей Викторович Шигабудинов,

старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Светлана Станиславовна Плотникова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

В работе предпринята попытка усиления аспекта формирования у студентов осознанной важности физической культуры, разработаны элементы дистанционного образования дисциплины «Физическая культура». Курс включал выполнение самодиагностики адаптационного потенциала и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.