Научная статья на тему 'Актуальные вопросы модернизации программы по физической культуре в общеобразовательных организациях МО РФ'

Актуальные вопросы модернизации программы по физической культуре в общеобразовательных организациях МО РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ (КАДЕТЫ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МО РФ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / STUDENTS (CADETS) OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN DEFENSE MINISTRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бенидзе Аминат Александровна, Сотников Евгений Сергеевич

Статья посвящена результатам исследований причин недостаточного уровня физической подготовленности кадет для получения положительной оценки при сдаче вступительных экзаменов по физической подготовке в образовательные организации высшего образования МО РФ. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности интеграции упражнений комплекса «Готов к труду и обороне» в программу подготовки кадет. В статье предлагается механизм модернизации программы по учебному предмету «Физическая культура» для общеобразовательных организаций МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бенидзе Аминат Александровна, Сотников Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of modernization of the program for physical culture in educational organizations of the Russian Defense Ministry

The article is devoted to the results of studies of the reasons for the insufficient level of physical fitness of cadets to obtain a positive assessment when passing entrance examinations for physical training in educational institutions of higher education of the Russian Defense Ministry. The results of the experiment show the effectiveness of the "Ready for Labor and Defense" complex exercises integration into cadet training program. The article offers the mechanism of modernization of the program on the subject "Physical culture" for General educational organizations of the Russian Defense Ministry.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы модернизации программы по физической культуре в общеобразовательных организациях МО РФ»

В таблице 5 представлены коэффициенты корреляции между показателями максимальной абсолютной и относительной мощности с результатами в рывке. Показатели максимальной абсолютной вертикальной мощности достаточно высоко коррелируют с результатами в рывке у женщин (0,85), тогда как у мужчин эта связь имеет среднюю величину (0,54). Параметры относительной вертикальной мощности у женщин в рывке также существенно коррелируют (0,50) с результатом в этом упражнении.

Таким образом, в сравниваемых группах спортсменов закономерности изменения динамических показателей движения ЦМ штанги и их взаимосвязь с результатами в рывке во многом совпадают. Различия в основном связаны с величинами рассматриваемых показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шалманов, А.А. Биомеханический контроль технической и скоростно-силовой подготовленности спортсменов в тяжелой атлетике / А.А. Шалманов, В.Ф. Скотников // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 103-106.

2. Горизонтальная скорость и показатели горизонтального перемещения ЦМ штанги при выполнении классических тяжелоатлетических упражнений / А.А. Шалманов, В.Ф. Скотников, А.А. Атлас, А.П. Баюрин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте». 24-26 ноября 2016. - М., 2016. - С. 224-231.

3. Harbili, E. Comparative kinematic analysis of the snatch lifts in elite male adolescent weight-lifters / E. Harbili, A. Alptekin // Journal of sports science and medicine. - 2014. - No. 13. - P. 97-101.

REFERENCES

1. Shalmanov, A. A. and Skotnikov, V. F. (2013) "Biomechanical control of technical and speed-strength training of athletes in weightlifting", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 103-106.

2. Shalmanov, A.A., Skotnikov, V.F., Atlas, A.A. and Baurin, A.P. (2016), "Horizontal speed indicators and horizontal displacement of center of mass of the barbell when performing a classical weightlifting exercise", Materials of the all-Russian scientific practice conference ¡Biomechanics of motor actions and biomechanical control in sport','November 24-26 2016, Moscow, pp. 224-231.

3. Herbal, E. and Alptekin, A. (2014), "Comparative kinematic analysis of the snatch left sin elite male adolescent weightlifters", Journal of sports science and medicine, Vol. 13, pp. 97-101.

Контактная информация: Water8ko@gmail.com

Статья поступила в редакцию 04.04.2019

УДК 796.011.3

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МО РФ

Аминат Александровна Бенидзе, адъюнкт, Евгений Сергеевич Сотников, преподаватель, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена результатам исследований причин недостаточного уровня физической подготовленности кадет для получения положительной оценки при сдаче вступительных экзаменов по физической подготовке в образовательные организации высшего образования МО РФ. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности интеграции упражнений комплекса «Готов к труду и обороне» в программу подготовки кадет. В статье предлагается механизм модернизации программы по учебному предмету «Физическая культура» для общеобразовательных организаций МО РФ.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, обучающиеся (кадеты) общеобразовательных организаций МО РФ.

TOPICAL ISSUES OF MODERNIZATION OF THE PROGRAM FOR PHYSICAL CULTURE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN DEFENSE

MINISTRY

Aminat Alexandrovna Benidze, the adjunct, Evgeniy Sergeevich Sotnikov, the teacher, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to the results of studies of the reasons for the insufficient level of physical fitness of cadets to obtain a positive assessment when passing entrance examinations for physical training in educational institutions of higher education of the Russian Defense Ministry. The results of the experiment show the effectiveness of the "Ready for Labor and Defense" complex exercises integration into cadet training program. The article offers the mechanism of modernization of the program on the subject "Physical culture" for General educational organizations of the Russian Defense Ministry.

Keywords: physical education, physical training, students (cadets) of general education organizations of the Russian Defense Ministry.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ ежегодных отчетов и результатов, проведенных ранее исследований о количестве поступивших кадет в образовательные организации высшего образования МО РФ свидетельствуют, о том, что с каждым годом возрастает процент не поступивших кадетов по причине их недостаточного уровня физической подготовленности для получения положительной оценки при сдаче вступительных экзаменов по физической подготовке [1].

Решением данной проблемы, по нашему мнению, должна стать модернизация программы по учебному предмету «Физическая культура», в основе которой будет лежать оптимизация содержания программы в соответствии с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС), интеграции новых физических упражнений, переход к более совершенным методикам физической культуры. С этой целью и были проведены данные исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для поиска первопричин - недостаточного уровня физической подготовленности обучающихся выпускных классов общеобразовательных организаций МО РФ были проанализированы рабочие программы по учебному предмету «Физическая культура» (далее программы по физической культуре) [2]. Были выявлены некоторые расхождения в содержательной части программы по физической культуре: неравномерное и неразностороннее планирование развития физических качеств у обучающихся; занятия планируются только по «натаскиванию» на выполнение нормативов по подтягиванию на перекладине, бегу на 100 м и бегу на 3 км; отсутствие физических упражнений на развитие гибкости; расхождение между нормативной частью вступительных экзаменов в образовательных организациях МО РФ и общеобразовательной программой по дисциплине «Физическая культура».

В соответствии с этим на базе Кронштадтского морского кадетского военного корпуса были организованы исследования, которые проводились в несколько этапов. В исследованиях принимали участие обучающиеся 11-х классов в количестве 54 человек. На первом этапе была проведена практическая проверка по выполнению физических упражнений, таких как: подтягивание на перекладине, бег на 100 м., бег на 3 км. Целью первого этапа было определение уровня физической подготовленности кадет на настоящее время и определение количества обучающиеся, которые могли бы успешно выполнить нормативы вступительных экзаменов в образовательных организациях высшего образования МО РФ на сегодняшний момент. Все полученные результаты в выполнении физических упражнений были переведены в 100 - балльную систему. Анализ полученных результатов подтвердил и показал, что в настоящий момент существует проблема недостаточного уровня

физической подготовленности кадет (средний результат составил 142 балла - эквивалент оценки «удовлетворительно»), и слабого уровня развития такого физического качества как выносливость (таблица 1).

По нормативной По оценочной По балловой

Физические упражнения системе системе системе

х±т х±т х±т

Бег на 100 м (с) 14,4±0,13 3,8±0,15 45,2±2,2

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 9,9±0,61 3,6±0,18 49,6±2,5

Бег на 3 км (мин, с) 13,40±0,22 2,5±0,12 47,5±2,6

Общий результат - 3,3±0,12 142,2±6,0

Только 12 из 54 человек (кадет) набрали нужный балл, при котором результат в 170 баллов может гарантировать оптимальный уровень физической подготовленности, необходимый для положительной сдачи вступительных экзаменов по физической подготовке.

Таким образом, по полученным результатам были сделаны выводы об актуальности проблемы и намечены пути дальнейших исследований на втором этапе.

Для дальнейших исследований были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ) по 27 человек каждая. Для проведения эксперимента в содержание уроков по физической культуре были включены физические упражнения, направленные на развитие физических качеств в комплексе с методикой использования разнообразных подготовительных упражнений в различных вариациях и с применением методов, таких как повторный, интервальный и метод «до отказа».

Эксперимент проводился в течение первого полугодия, и всего составил 58 часов из расчета 4 учебных часа в неделю. После проведения эксперимента была повторно проведена практическая проверка по выполнению физических упражнений и проведен сравнительный анализ их с нормативами по физической подготовке вступительных экзаменов в образовательных организациях МО РФ [3].

Анализ результатов показал, что количество выполнивших нормативы в ЭГ увеличилась на 24% по сравнению с КГ, в которой тоже произошли положительные незначительные изменения (рисунок 1).

Средний результат уровня физической подготовленности составил 166 баллов - эквивалент оценки «хорошо», что является показателем надежности для положительной сдачи вступительных экзаменов по физической подготовке.

70

60 — 50 - - ---

40 30 20 10 0

Подтягивание Подтягивание Бег на 100 м. (до Бег на 100 м. Бег на 3 км. (до Бег на 3 км. (до (после эксперимента) (после эксперимента) (после

эксперимента) эксперимента) эксперимента) эксперимента)

□ КГ ШЭГ

Рисунок 1 - Изменения показателей физической подготовленности ЭГ и КГ до и после эксперимента

Таким образом, результаты исследований показали, что интеграция физических упражнений с использованием современных методик, примененных на уроках по физической культуре, позволило оптимизировать содержания программы по учебному предмету «Физическая культура», а также были положительно решены проблемные вопросы,

связанные со значительным процентом обучающихся 11-х классов, имеющих недостаточный уровень развития физических качеств.

ВЫВОДЫ

Исходя, из результатов исследований следует, что рабочие программы по учебному предмету «Физическая культура» требуют изменения за счет оптимизации ее содержания, приведение их в соответствии с требованиями ФГОС, интеграции новых эффективных физических упражнений для развития физических качеств, переход к более совершенным методикам физической культуры, способствующим повышению качества обучения кадет. В общеобразовательных организациях МО РФ необходимо пересмотреть и изменить нормативы по учебному предмету «Физическая культура» для 11 класса, и адаптировать их к нормативам по физической подготовке вступительных экзаменов в образовательных организациях высшего образования МО РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. О результатах экспериментальных исследований в обосновании атлетической и кроссовой тренировки для подготовки обучающихся в кадетских корпусах к нагрузкам в образовательных организациях высшего образования МО РФ / В. В. Миронов [и др.] // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. - 2018. - № 4. - С. 95-100.

2. Приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2004 г. № 352 "Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов МО РФ". - Режим доступа : http://www.base.garant.ru/6391601/ (дата обращения: 22.03.2019).

3. Тальчук, А.В. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» / А.В. Тальчук. - Кронштадт : [б.и.], 2018. - 64 с.

REFERENCES

1. Mironov, V.V. et al. (2018), "The results of experimental research in justification of athletic and cross training of the cadet corps students for meetings loads at higher education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 95-100.

2. Order of Russian Defense Ministry of October 30, 2004 No. 352 About the approval Physical training and sports manual for Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, naval cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation',' available at: http://www.base.garant.ru/6391601/ (accessed 22.03.2019).

3. Talchuk, A.V. (2018), Work program on the subject Physical education'Kionshtadt.

Контактная информация: amisha_aminat@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.03.2019

УДК 378.147

УЧАСТИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ НАПОЛНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ МОДАЛЬНОСТИ

Елена Владимировна Богомолова, доктор педагогических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань,

Илья Юрьевич Глухенький, кандидат технических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - поиск путей повышения модальности информационно-образовательной среды российского университета для иностранных студентов. Известно, что одной из "болевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.