Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ТРЕВОЖНОСТИ'

ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ТРЕВОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТРАВМООПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / COORDINATION / COORDINATION ABILITIES / ANXIETY / RISK OF INJURY / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маскаева Татьяна Юрьевна, Урываев Юрий Викторович, Греков Юрий Алексеевич, Руцкий Дмитрий Алексеевич

В статье представлены результаты влияния уровня тревожности на координационные способности студентов в процессе элективных занятий по физической культуре и спорту. Выборка состояла из студентов Российского университета транспорта. В исследовании применена антропометрия, аудиометрия и тесты на координацию. Была выделена группа риска по травматизму со значимым разделением по гендерному признаку. Выделены тесты, показатели которых зависят от текущего психоэмоционального состояния респондента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маскаева Татьяна Юрьевна, Урываев Юрий Викторович, Греков Юрий Алексеевич, Руцкий Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COORDINATION ABILITIES OF STUDENTS WITH VARYING DEGREES OF ANXIETY

The article presents the results of the influence of anxiety level on coordination abilities of students in the process of physical education and sports. The sample consists of students from the Russian University of Transport. The study applied anthropometry, audiometry and coordination tests. A group was identified with the increased risk of injury by gender indicator. Tests are highlighted, the indicators of which depend on the current psycho-emotional state of the respondent.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ТРЕВОЖНОСТИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Acebes-Sanchez, J. Physical Activity among Spanish Undergraduate Students: A Descriptive Correlational Study / J.Acebes-Sanchez, I.Diez-Vega, G. Rodriguez-Romo. - DOI: 10.3390/ijerph16152770 // International Journal of Environmental Research and Public Health. - Vol. 16 (15). - URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/15/2770 (дата обращения: 01.10.2020).

2. Евсеев С.П. Обучение двигательным действиям без ошибок : учебное пособие / С.П. Евсеев. - Санкт-Петербург : Аргус СПб, 2020. - 223 с.

3. Lemoyne, J. Physical self-concept and participation in physical activity in college students / J. Lemoyne, P. Valois, F. Guay // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 2015. - No 47 (1). - P. 142-150.

4. Rodjer, L. Physical activity on prescription (PAP): self-reported physical activity and quality of life in a Swedish primary care population, 2-year follow-up / L. Rodjer, H.I. Jonsdottir, M. Borjesson // Scandinavian Journal of Primary Health Care. - 2016. - Vol. 34. - No 4. - P. 443-452.

5. Шутова, Т.Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физическому воспитанию / Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №3 (181). - С. 501-505.

REFERENCES

1. Acebes-Sanchez, J., Diez-Vega, I. and Rodriguez-Romo, G. (2019), "Physical Activity among Spanish Undergraduate Students: A Descriptive Correlational Study", International Journal of Environmental Research and Public Health, Vol. 16 (15), DOI: 10.3390/ijerph16152770.

2. Evseev S.P. (2020), Teaching motional actions without mistakes: textbook, Argus SPB, St. Petersburg.

3. Lemoyne, J., Valois, P. and Guay, F. (2015), "Physical self-concept and participation in physical activity in college students", Medicine and Science in Sports and Exercise, No. 47 (1), pp. 142-150.

4. Rodjer, L., H. Jonsdottir, I. and Borjesson, M. (2016), "Physical activity on prescription (PAP): self-reported physical activity and quality of life in a Swedish primary care population, 2-year follow-up", Scandinavian Journal of Primary Health Care, Vol. 34, No 4, pp. 443-452.

5. Shutova, T.N. (2020), "Informatization and digitalization of the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (181), рр. 501-505.

Контактная информация: mamonova-o-v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2020

УДК 378.172

ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ

СТЕПЕНЬЮ ТРЕВОЖНОСТИ

Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Викторович Урываев, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; Юрий Алексеевич Греков, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, г. Москва; Дмитрий Алексеевич Руцкий, аспирант, Институт психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской университет

Аннотация

В статье представлены результаты влияния уровня тревожности на координационные способности студентов в процессе элективных занятий по физической культуре и спорту. Выборка состояла из студентов Российского университета транспорта. В исследовании применена антропометрия, аудиометрия и тесты на координацию. Была выделена группа риска по травматизму со значимым разделением по гендерному признаку. Выделены тесты, показатели которых зависят от текущего психоэмоционального состояния респондента.

Ключевые слова: координация, координационные способности, тревожность, травмоопас-ность, профессионально-прикладная физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p237-242

ASSESSMENT OF THE COORDINATION ABILITIES OF STUDENTS WITH VARYING DEGREES OF ANXIETY

Tatyana Yurievna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yury Viktorovich Uryvaev, the doctor of medical sciences, professor, honored worker of science of the Russian Federation; Yury Alekseevich Grekov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University Transport, Moscow; Dmitriy Alekseevich Rutskiy, the postgraduate student, Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City University

Abstract

The article presents the results of the influence of anxiety level on coordination abilities of students in the process of physical education and sports. The sample consists of students from the Russian University of Transport. The study applied anthropometry, audiometry and coordination tests. A group was identified with the increased risk of injury by gender indicator. Tests are highlighted, the indicators of which depend on the current psycho-emotional state of the respondent.

Keywords: coordination, coordination abilities, anxiety, risk of injury, professionally applied physical preparation.

ВВЕДЕНИЕ

Современная урбанизированная среда требует проявления координационных способностей во всех сферах народного хозяйства, в том числе и на транспорте, где требуются точные, слаженные, высокоорганизованные действия. Готовность специалиста к профессиональной деятельности в новых технологических условиях производства требует от выпускника вуза не только владение профессиональными умениями и навыками, но и высокий уровень физиологических механизмов управления движениями.

Воспитание прикладных физических качеств в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту является одной из приоритетных задач физического воспитания студентов. В то же время наличие факторов риска может затруднять развитие профессионально важных качеств, умений и навыков у студентов в процессе занятий физической культурой и спортом [2, 4]. При оптимизации физической нагрузки следует учитывать не только телесные, но и психоэмоциональные факторы, являющиеся одним из важных компонентов адаптационного процесса. Анализ отечественных и зарубежных публикаций, рассматривающих влияние психоэмоциональных факторов на проявление координационных способностей спортсменов, позволяет сделать выводы о действии различных факторов риска получения повреждений в процессе занятий физической культурой и спортом [2, 3, 4, 6, 8]. Чрезмерно высокий уровень тревожности может рассматриваться как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности [3, 4]. В связи с вышесказанным, целью настоящего исследования является оценка координационных способностей студентов российского университета транспорта с разной степенью тревожности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 45 студентов младших курсов Российского университета транспорта в возрасте от 16 до 19 лет, занимающихся на элективных дисциплинах «Атлетическая гимнастика» и «Аэробика». Половой состав исследуемой выборки был следующим: 10 юношей и 35 девушек. Все респонденты явно выразили согласие на прохождение тестирования. Каждый студент проходил тестирование индивидуально вне занятий. Тестирование состояло из двух частей: сначала проводилось аудиометрическое тестирование, в котором воспроизводились вопросы теста Спилбергера-Ханина (STAI) через наушники гарнитуры, голосовые ответы записывались прикреплённым микрофо-

ном (диапазон записываемых частот 20-17000 Гц); затем проводились тесты на оценку уровня базовых координационных способностей (КС), включающие: пробу Ромберга (способность сохранять равновесие), падение палки (сложная двигательная реакция), бросок мяча в цель (кинестическая дифференциация), прыжок в длину и ошибка его дифференцирования на 50% от максимума, челночный бег 3*10 м (ловкость), относительный показатель КС применительно к циклическим локомоциям (по разнице результатов челночного бега 3*10 м и бега на 30 м по прямой) [5, 7]. Перед аудиометрией проверялось и регулировалось качество записываемого голоса и громкость воспроизводимых вопросов для комфортного прослушивания вопросов. Время тестирования каждого респондента составило не более 40 мин.

Обработка начиналась с определения в аудиограмме координат каждого ответа, буквенную запись семантического значения и исследуемых аудиометрических параметров. На данном этапе исследования анализировались преимущественно смысловые (семантические) параметры ответов. Были рассчитаны корреляции метрических показателей тела каждого студента. Полученные данные группировались по половому признаку, типу телосложения по методике Черноруцкого (1927).

Статистический анализ включал: проверку нормальности распределения сравниваемых шкал опросников выборки (критерии Колмогорова-Смирнова, Лилиефорса, W-критерием Шапиро-Уилка); дисперсионный анализ ANOVA, факторный анализ (метод ближайшего соседа) и описательные статистики. Все данные обрабатывались в статистических пакетах IBM SPSS Statistics v.21 и STATISTICAv.12.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Респонденты были ранжированы по уровню тревожности Спилбергера-Ханина. Затем респонденты были разделены по уровню личностной (ЛТ) и ситуативной (СТ) тревожности: первая группа с респондентами с одновременно высокой и/или умеренной тревожностью шкал, и вторая - с умеренной и низкой (рисунок 1).

ЖЖЖЖ ЖЖ ЖЖМЖЖЖЖЖ

Ж

Ж

ЖЖЖЖММЖМЖЖЖМЖЖЖМЖМЖЖЖМЖЖМЖЖ

МЖ

SO<< ЧЙПН Q m « « !

^ < ! < H 1

4 < Ч и & H < G < ffl

Рисунок 1 - Группировка респондентов по уровню тревожности шкал теста Спилбергера-Ханина. Черные столбцы - шкала СТ, серые - ЛТ. Литеры "М" и "Ж" над столбцами - пол респондента. Ось ординат -уровень тревожности по ключу Спилбергера-Ханина: 1 - низкая тревожность, 2 - умеренная, 3 - высокая

Выбор критерия обусловлен высокой ролью текущего психоэмоционального состояния при выполнении упражнений, в частности тревожности [1].

Группировка показала преобладание женщин в группе (15 из 16 респондентов) с высокой тревожностью, что свидетельствует о более низком уровне тревожности у мужчин. В частности, у мужчин низкая ситуативная тревожность (СТ), указывая на отсутствие беспокойства и заметного дискомфорта во время прохождения тестирования. Согласно ключу теста, это означает низкое воздействие стрессовой ситуации на респондента. У женщин, напротив, превалирует высокая и умеренная личностная тревожность (13 респондентов - высокая, 19 - умеренная, 1 - низкая), что указывает на вы-

3

2

1

0

сокую индивидуальную значимость тестирования как стрессовой ситуации.

Результаты пробы Ромберга так же показали связь с уровнем тревожности (таблица 1). Низкие показатели группы с высокой тревожностью указывают на утомление и перенапряжение. Согласно ключу автора, низкие показатели интерпретируются как признак наличия заболевания, слабой физической подготовленности или как неустойчивость эмоционально-когнитивного компонента во время прохождения пробы. У группы с низкой тревожностью среднее время удержания положения выше на 74%. Схожая тенденция наблюдается и при сравнении максимального времени удержания за 3 пробы (таблица 1, проба Ромберга, макс.знач.).

Таблица 1 - Значения координационных тестов у респондентов в группах с высоким и низким уровнем тревожности_

Группа Проба Ромберга, сек Падение палки - реакция, см Ошибка полупрыжка, см

XX Макс А XлевР Xnp3

Высокая тревожность X 5.35 9.19 8.38 19.31 17.81 8.88

5 2.53 7.28 4.47 6.18 7.02 5.84

Низкая тревожность XX 9.31 16.76 16.86 18.9 14.76 7.83

5 5.99 13.89 12.85 5.74 5.3 5.66

Менее выражено различие групп в тесте на координацию «падение палки». Однако , заметная разница в 76% показателя стандартного отклонения среднего указывает на меньший разброс значений группы с низкой тревожностью, что показывает стабильность повторяемых результаты теста (на 7% для левой руки и 25% для правой). Аналогично неявно выражена разница в точности половинного прыжка от максимально возможного в длину (таблица 1, «ошибка полупрыжка»), ошибка выполнения которого на 12% выше у группы с высокой тревожностью. После простых описательных статистик был применён однофакторный дисперсионный анализ ЛМОУЛ, показавший статистически значимую разницу в тесте Ромберга (Б=4.324, знач.=0.04) между группами с разным уровнем тревожности. Результат может быть связан с наличием структуры взаимосвязи координационных тестов, не отображаемую в дисперсионном анализе.

Для проверки этого предположения был проведён факторный анализ координационных тестов (таблица 2). По графику каменистой осыпи было выделено 4 фактора (критерий КМО=0.00).

Таблица 2 - Факторный анализ координационных тестов после вращения методом Вари-макс. Отсутствующие ячейки имеют значения <0.3_

Тест Фактор

1 2 3 4

Проба Ромберга, дельта 3х попыток .981

Проба Ромберга, макс. знач. .946

Падение палки, левая рука .986

Падение палки, правая рука .708

Метание на точность -.361

Прыжок в длину .920

Челночный бег, 3 x10м -.822 .551

После вращения матрицы нагрузок был выделен фактор, показывающий высокую отрицательную связь результатов тестов прыжка в длину и челночного бега. Связь тестов может быть обусловлена развитием одних мышечных групп, например, взрывной силы, как способности преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением за минимальное время. Отрицательность связи говорит лишь о разной интерпретации результатов в данных тестах: в прыжке в длину высокий результат стремится к максимальному значению, а в челночном беге - к минимальному. Остальные факторы демонстрируют связи только внутри отдельного теста. Полученные данные указывают на связь некоторых показателей координационных тестов с уровнем тревожности респондентов.

Возможно уточнение критерия группировки, не связывая с ключом теста Спилбергера-Ханина, позволит выделить более значимую меру классификации, что требует дальнейшего исследования.

ВЫВОДЫ

1. Была предложна группировка для оценки риска травматизма на основе показателей шкал тревожности Спилбергера-Ханина, показавшая связь уровня тревожности и результатов некоторых координационных тестов.

2. Группировка и последующий анализ тестов показал значимую роль тендерного фактора на уровень тревожности.

3. Выявлены статистически значимые различия результатов пробы Ромберга у группы с высоким уровнем тревожности от группы с низким. По остальным тестам значимых различий в показателях координационных тестов выявлено не было.

4. Предложенная группировка по уровню тревожности позволила выделить респондентов с повышенным риском получения травм в процессе элективных занятий по физической культуре и спорту, однако необходимо дальнейшее исследование для уточнения критериев выделения в группу риска по травматизму.

ЛИТЕРАТУРА

6. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Ви-люнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва : МГУ, 1984.- С. 172-177.

7. Гурин, В.В. Проблема тревожности как эмоционального переживания, влияющего на физическую деятельность спортсмена / В.В. Гурин // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 2. - С. 100-102.

8. Довжик, Л.М. Психология спортивной травмы: монография / Л.М. Довжик, К.А. Бо-чавер. - Москва : Спорт, 2020. - 272 с.

9. Факторы травматизма и нарушения регуляторно-адаптивного статуса у занимающихся кроссфитом / А.В. Доронцев, Н.А. Зинчук, О.Л. Рыбникова, Т.А. Федорова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. -Т. 13, № 2. - С. 237-242.

10. Иссурин, В.Б. Координационные способности спортсменов. монография / В. Б. Иссу-рин, В. И. Лях. - Москва : Спорт, 2019. - 208 с.

11. Ловягина, А.Е Показатели спортивного травматизма у представителей экстремальных видов спорта с разными особенностями психической саморегуляции / А.Е. Ловягина, Е.Е. Хвацкая, Д.Н. Волков // Человек. Спорт. Медицина - 2019. - Т. 19, № 1. - С. 117-123.

12. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

13. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев : Олимпийская литература, 1998, - 336 с.

REFERENCES

1. Anohin, P.K. (1984), "Emotions", Psychology of emotions. Tests, Moscow, pp. 172-177.

2. Gurin, V. V. (2009), "The problem of anxiety as an emotional experience affecting the physical activity of an athlete", Bulletin of the Maykop State Technological University, No. 2, pp. 100-102.

3. Dovjik, L.M., Bochaver K.A. (2020), The Psychology of Sports Injury: monograph, Sport, Moscow.

4. Doroncev, A.V., Zinchuk, N.A., Ribnikova, O.L. and Fedorova, T.A. (2018), "Injury factors and regulatory adaptive status violations in crossfit practitioners", Pedagogical-psychological and biomedical problems of physical education and sport, Vol. 13, No. 2, pp. 237-242.

5. Issurin, V.B. and Lyah, V.I. (2019), Coordination abilities of athletes: monograph, Sport, Moscow.

6. Lovyagina, A.E., Khvatskaya, E.E. and Volkov, D.N. (2019), "Indicators of sports injuries in representatives of extreme sports with different characteristics of mental self-regulation", Person. Sport. Medicine, Vol. 19, No. 1, pp. 117-123.

7. Lyah, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnosis and development, TVT division, Moscow.

8. Wayneberg, R.S., Gould, D. (1998), Fundamentals of the psychology of sports and physical culture, Olympic Literature, Kiev.

Контактная информация: mty777@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2020

УДК 796.015.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 5-

Х КЛАССОВ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Яков Александрович Мартынов, старший преподаватель, Владимир Сергеевич Гурьянов, старший преподаватель, Ольга Михайловна Кузнецова, преподаватель, Юлия Эльмановна Разенкова, инструктор по физической культуре, Нахимовское военно-морское училище, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы соответствия уровня физической подготовленности обучающихся 5-х классов с требованиями к диагностике физической подготовленности в Нахимовском военно-морском училище (далее НВМУ). Проведен анализ данных мониторинга уровня физической подготовленности поступивших в училище школьников в период с 2018 г по 2020 г.; оценен уровень развития у них основных физических качеств (двигательных способностей) - силы, быстроты и выносливости, с учетом требований Программы НВМУ по учебному предмету «Физическая культура». Для развития выносливости и быстроты, в содержание программы были дополнительно включены следующие упражнения: спортивная ходьба, бег на 1500 и 2000 м, бег на лыжах 2 км (в зимний период времени), бег на 30 м, челночный бег 3х10 м, 6х10 м; а для развития силы - подтягивание из виса лежа на низкой перекладине высотой 90 см.

Ключевые слова: обучающиеся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, диагностика уровня физической подготовленности, планирование учебного процесса, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p242-245

DIAGNOSTICS OF THE PHYSICAL TRAINING OF 5TH CLASS STUDENTS OF THE NAKHIMOV NAVAL SCHOOL AS INFORMATION BASIS FOR PLANNING THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION"

Vyacheslav Vasilievich Mironov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Yakov Alexandrovich Martynov, the senior teacher, Vladimir Sergeevich Guryanov, the senior teacher, Olga Mikhaylovna Kuznetsova, the teacher, Yulia Elmanovna Razenkova, the physical education instructor, Nakhimov Naval School,

St. Petersburg

Abstract

The article examines the issues of compliance of the level of physical fitness of the 5th grade students with the requirements for the diagnosis of physical fitness at the Nakhimov Naval School (further NVMU). The analysis of the monitoring data of the level of physical fitness of schoolchildren who entered the school in the period 2018-2020; the level of the development of their basic physical qualities (motor abilities) - strength, speed and endurance, was assessed, taking into account the requirements of the NVMU curricular on the subject "Physical Education". For the development of endurance and speed, the following exercises were additionally included in the content of the program: race walking, running at 1500 and 2000 m, skiing 2 km (in winter), running 30 m, shuttle running 3x10 m, 6x10 m; and for the development of strength - pull-up from the hang while lying on a low crossbar 90 cm high.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.