Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННОМОРСКОМ УЧИЛИЩЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННОМОРСКОМ УЧИЛИЩЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПЛАВАНИЕ / ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ / STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION / SWIMMING / APPLIED SWIMMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Вячеслав Васильевич, Киселева Анна Николаевна, Кузнецова Ольга Михайловна, Литвинцева Анна Владимировна, Бойко Андрей Михайлович

Статья посвящена результатам исследований по оптимизации содержания раздела «Плавание» учебного предмета «Физическая культура» в НВМУ, в интересах повышения военной составляющей подготовленности воспитанников. Оптимизация содержания достигнута за счет включения в опытную программу военно-прикладных приемов и действий, являющихся жизненно важными навыками любого военнослужащего ВМФ, но не входящими в программы по физическому воспитанию общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Вячеслав Васильевич, Киселева Анна Николаевна, Кузнецова Ольга Михайловна, Литвинцева Анна Владимировна, Бойко Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONTENTS AND METHODS OF CONDUCTING CLASSES IN SWIMMING IN NAKHIMOV NAVAL SCHOOL

The article is devoted to the results of the research on optimization of the content of the section "Swimming" of the subject "Physical culture" at the Nakhimov Naval School, in order to increase the military component of the preparedness of the students. Optimization of content was achieved through the inclusion of military-applied techniques and movements, which are vital skills of any naval serviceman, in the experimental program. Such of military-applied techniques and movements are not included in the physical education programs of general education schools.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННОМОРСКОМ УЧИЛИЩЕ»

ние, образование, тренировка. - 2019. - № 3. - С. 24-26.

4. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток индивидуальной программы, выступающих в многоборье / Е.С. Крючек, Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Г.Р. Айзятуллова, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 109-113.

5. Эволюция содержания соревновательных программ в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Е.С. Крючек, А.А. Супрун, А.С. Мальнева, А.М. Кабаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 253-257.

REFERENCES

1. Alekseev, N.P., Gerasimov, O.G., Glazkova, V.A. et al. (1983), "Experimental study of emotional state of students of a theater higher educational institution', I.P. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity, Vol. ХХШ, No. 6, pp. 1019-1027.

2. Zhuravlev, V.N. and Kovalenko, G.V. (2017), "Elements of psychological support for physical training of an actor", Aspects and trends of pedagogical science: proceedings of the III International scientific conference, St. Petersburg, pp. 99-102.

3. Lisitskaya, T.S., Pen, T.S. and Markaryan, V.S. (2019), "Relationship of plasticity of movements and wave technique of dance in rhythmic gymnastics", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 24-26.

4. Kryuchek, E.S, Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N., Ayzyatullova, G.R., Kuzmina, N.I. (2015), "Model characteristics of the components of mastery of the gymnasts of the individual program acting in all-round", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 109-113.

5. Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N., Kryuchek, E.S., Suprun, A.A., Malneva, A.S. and Kabae-va, A.M. (2018), "Evolution of the content of competitive programs in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 253-257.

Контактная информация: janna_art@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.08.2020

УДК 377.6

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧИЛИЩЕ

Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Анна Николаевна Киселева, преподаватель, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны; Ольга Михайловна Кузнецова, преподаватель, Анна Владимировна Литвинцева, преподаватель, Андрей Михайлович Бойко, инструктор по физической культуре, Нахимовское военно-

морское училище, Санкт-Петербург

Аннотация

статья посвящена результатам исследований по оптимизации содержания раздела «Плавание» учебного предмета «Физическая культура» в НВМУ, в интересах повышения военной составляющей подготовленности воспитанников. Оптимизация содержания достигнута за счет включения в опытную программу военно-прикладных приемов и действий, являющихся жизненно важными навыками любого военнослужащего ВМФ, но не входящими в программы по физическому воспитанию общеобразовательных школ.

Ключевые слова: обучающиеся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, плавание, прикладное плавание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p203-207

FEATURES OF CONTENTS AND METHODS OF CONDUCTING CLASSES IN SWIMMING IN NAKHIMOV NAVAL SCHOOL

Vyacheslav Vasilyevich Mironov, the doctor of pedagogical sciences, professor, the Military Institute of Physical Training, St. Petersburg; Anna Nikolaevna Kiseleva, the teacher, the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense; Olga Mikhaylovna Kuznetsova, the teacher, Anna Vladimirovna Litvintseva, the teacher, Andrey Mikhaylovich Boyko, the physical training instructor, the Nakhimov Naval School, St. Petersburg

Abstract

The article is devoted to the results of the research on optimization of the content of the section "Swimming" of the subject "Physical culture" at the Nakhimov Naval School, in order to increase the military component of the preparedness of the students. Optimization of content was achieved through the inclusion of military-applied techniques and movements, which are vital skills of any naval serviceman, in the experimental program. Such of military-applied techniques and movements are not included in the physical education programs of general education schools.

Keywords: students of general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, swimming, applied swimming.

ВВЕДЕНИЕ

Плавание - профессионально важный прикладный навык, который имеет большое жизненосохраняющее значение для любого человека и применяется для укрепления и длительного сохранения здоровья, поддержания профессиональной работоспособности, особенно в военном деле, организации активного отдыха. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) от утопления ежегодно погибает 372 000 человек, что делает утопление одной из важных проблем общественного здравоохранения в мире [1]. Это гораздо больше, чем в иных локальных войнах, где применяется самое современное оружие. Поэтому, плавание является одним из важнейших средств физического воспитания и входит в содержание программ дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, в том числе общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее - ОО МО РФ), средних и высших специальных учебных заведений, включая образовательные организации высшего образования Министерства обороны РФ (ОО ВО МО РФ). В Вооруженных Силах РФ плавание в классическом его виде характерно лишь для спортивных соревнований и на занятиях в военно-учебных заведениях. В условиях боевой практики войск упражнения, входящие в раздел «плавания» носят прикладный характер, в зависимости от принадлежности к виду и роду войск. Они, как правило, входят в раздел «Военно-прикладное плавание».

Так, для военнослужащих Сухопутных войск действия на воде связаны с формированием навыков в преодолении водных преград. Для летного состава военной авиации в целом, и особенно для летного состава Военно-Морского флота жизненно важным является умение пользоваться индивидуальными средствами спасения и способность быстро отплывать от места приводнения для того, чтобы купол парашюта не накрыл летчика [2].

Особую значимость владение прикладными навыками плавания и выживания в условиях водной среды приобретает для личного состава ВМФ. В этой связи проблема обоснования содержания прикладного и оздоровительного плавания не только в войсках, но и вузах, особенно военно-морских, в том числе в Нахимовском военно-морском училище и его филиалах приобретает особый характер.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Анализ раздела «Плавание» рабочих программ по учебному предмету «Физическая культура» Нахимовского военно-морского училища (далее - НВМУ) показал, что:

- учащиеся: 5-7 классов овладевают техникой основных способов плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс на груди);

- только в 7 классе появляются временные нормативы, хотя требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее -ВФСК «ГТО») предусмотрены временные нормативы к испытанию по выбору: плавание вольным стилем на 50 м с 9 лет;

- в 8-9 классе обучающиеся, вместо изучения сложного и жизненно важного для каждого человека двигательного навыка - «спасение утопающего», осваивают поочередно технику следующих навыков: ныряние за тонущим, способы освобождения от захватов тонущего, транспортировка тонущего;

- у обучающихся 10-11 классов прикладное плавание заключается в изучении следующих упражнений - плавание в одежде, освобождение от одежды, что на наш взгляд, не является теми средствами, которые способствуют решению главной задачи, стоящей перед педагогическим коллективом НВМУ, по подготовке учащихся к вступительным экзаменам в морские ОО ВО МО РФ.

Проведенный анализ содержания раздела «Плавания» указанной программы, разработанной в соответствии с нормативными правовыми и инструктивными документами Министерства просвещения РФ, свидетельствует о ее общефизической направленности. Отсюда следует, что в целях оптимизации программы по плаванию требуется её коррекция, с акцентом на повышение военной составляющей, путем насыщения содержания военно-прикладными действиями на воде и под водой.

Для уточнения поправок в содержание раздела «Плавание» был проведен сравнительный анализ содержания программ учебного предмета «Физическая культура» НВМУ и программ дисциплины «Физическая культура (подготовка)» для учащихся морских ОО ВО МО РФ, который свидетельствует о высоких требованиях к содержанию, методике и критериям оценки их подготовленности по плаванию [3]. Проведенный анкетный опрос позволил изучить мнение преподавателей НВМУ, учащихся 1-го года обучения морских ОО ВО МО РФ и обучающихся 11 классов НВМУ, результаты, которого подтвердили необходимость придания содержанию раздела «Плавание» военно-прикладной направленности [4].

Все вышеизложенное было положено в основу нашего исследования на тему: «Содержание и методика проведения занятий по плаванию в Нахимовском военно-морском училище». Основная педагогическая идея исследования заключалась в оптимизации раздела «Плавание» учебных программ «Физическая культура» в 5-11 классах НВМУ, путем изменения его общефизической направленности на военно-прикладную, в интересах подготовки нахимовцев к дальнейшему обучению в морских ОО ВО МО РФ, на основе научно-обоснованных дидактических целей на этапах обучения, подкрепленных соответствующим содержанием.

В период с 01 сентября 2019 г. по 01 апреля 2020 г. на базе НВМУ были проведены исследования по внедрению в обучение по разделу «Плавание» учебного предмета «Физическая культура» экспериментальной программы, которая предусматривала поэтапное усложнение качественных и количественных критериев оценки успеваемости. Содержание занятий указанной программы дополнительно включало: в 5-7 классах обучение метанию спасательного круга на дальность и точность; в 8-9 освоение техники прикладного вида плавания («на боку»), обучение упражнению «оказание помощи утопающему», в виде сложного комплексного навыка; в 10-11 классах обучение плаванию в комплекте № 1, плавания на 100 м в военной форме с макетом автомата, ныряния в длину в ластах.

К эксперименту было привлечено 531 обучающихся НВМУ Методом случайной выборки были сформулированы 7 контрольных (КГ) и 7 экспериментальных (ЭГ) групп.

До начала и после эксперимента со всеми обучаемыми была проведена оценка показателей, характеризующих плавательную подготовленность учащихся НВМУ

Основанием эффективности оптимизированной программы по «Плаванию» служат результаты выполнения испытания (теста) - плавание на 50 м ВФСК ГТО, в котором

наблюдается положительная динамика результатов в ЭГ и КГ 5-11 классов. Из 531 нахимовца, во время итоговой сдачи, указанного упражнения на: золотой знак выполнили -397 (69,1%), серебряный знак выполнили - 151 (28,4%), на бронзовый знак - 8 (1,5%) и только 5 (1,0%) не смогли выполнить нормативные требования упражнения.

Об овладении дополнительными военно-прикладными приемами и действиями на воде и под водой, говорят результаты, представленные в Таблице 1.

Таблица 1 - Показатели ЭГ и КГ 7-11 классов в военно-прикладном плавании в конце педагогического эксперимента._

Упражнение Класс Группа Результаты XX ± m

Метание спасательного круга на дальность и точность, м 7 ЭГ (n=40) 8,44±0,37

КГ (n=40) -

Ныряние в длину в ластах, м 10 ЭГ (n=32) 38,75±1,63

КГ (n=36) -

Спасение утопающего, с 9 ЭГ (n=38) 160,0±2,0

КГ (n=38) -

10 ЭГ (n=32) 155,0±2,0

КГ (n=36) -

11 ЭГ (n=39) 143,0±2,0

КГ (n=37) -

Плавание на 100 м в военной форме с макетом автомата, с 11 ЭГ (n=39) 153,0±6,0

КГ (n=37) -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о практической реализации основной педагогической идеи нашего исследования, которая проявляется в поэтапном приближении содержания раздела «Плавание» учебного предмета «Физическая культура» к требованиям учебных программ дисциплины «Физическая культура (подготовка)» морских ОО ВО МО РФ, за счет усиления качественно-количественных показателей и овладения военно-прикладными навыками действиями на воде и под водой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобальный доклад об утоплении: предотвратить ведущую причину смерти / Всемирная организация здравоохранения. - URL : https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/144002/WHO_NMH_NV[_14.1_rus.pdf?sequence=3 (дата обращения: 22.07.2019).

2. Щуров, А.Г. Основные факторы выживания людей на воде при аварии судна / А.Г. Щуров, Д.М. Вертаков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур - 2013. - № 6 (9). - С. 90-92.

3. Гусев, А.В. Концептуальные положения учебной дисциплины «Физическая подготовка» ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» /А.В. Гусев // Актуальные вопросы современной науки и образования в сфере физической культуры: материалы международной научно.-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 256-261.

4. Миронов, В.В. Значимость прикладно-ориентированной физической подготовки в военно-профессиональном самоопределении обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации / В.В. Миронов, А.И. Нестерова, О.М. Кузнецова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 197-202.

REFERENCES

1. World Health Organization (2014), "Global report on drowning: preventing a leading killer", available at: https: //apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/144002/WH0_NMH_NVI_14.1_rus.pdf7 Sequence = 3 (accessed 22 July 2019).

2. Shchurov, A.G. and Vertakov, D.M. (2013), "The main factors of survival of people on the water in a ship accident", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 6 (9),

pp. 90- 92.

3. Gusev, A.V. (2018), "Conceptual provisions of the discipline "Physical training" of the AllUnion Scientific Center of the Navy "Naval Academy", "Actual problems of modern science and education in the field ofphysical culture ", International scientific-practical conference, St. Petersburg, pp. 256-261.

4. Mironov, V.V., Nesterova, A.I. and Kuznetsova, О.М. (2019), "The importance of applied-oriented physical training in military-professional self-determination of students of general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 197-202.

Контактная информация: olenka_kuznetsova_93@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2020

УДК 796.325

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК

Олег Германович Морозов, главный тренер, Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области «Центр олимпийской подготовки по волейболу», г. Сосновый Бор; Лада Владимировна Морозова, доцент, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Игоревна Мельникова, старший преподаватель, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

Проблема выбора средств и современных технологий в совершенствовании физической подготовки квалифицированных волейболисток является в настоящее время актуальной. В статье в ходе анкетирования специалистов по волейболу выявлены наиболее эффективные фитнес-технологии, способствующие развитию не только специальных физических качеств, но и повышению работоспособности и функциональной выносливости. На примере женской волейбольной команды «Гатчинка» был проведен сравнительный эксперимент с применением фитнес-технологий в процессе их физической подготовки. Результаты до и после эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности подобранных средств и методов физической тренировки, а так же формы организации спортивной тренировки.

Ключевые слова: фитнес-технологии, объем и интенсивность физической нагрузки, работоспособность, функциональная выносливость, медболы, бодибары, фитбол, игровой тур, соревновательная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p207-211

EXPEDIENCY OF USE OF FITNESS TECHNOLOGIES IN PHYSICAL PREPARATION OF QUALIFIED VOLLEYBALLERS

Oleg Germanovich Morozov, the head coach, State Budgetary Institution of the Leningrad region, "The Center for Olympic training in volleyball", Sosnovy Bor; Lada Vladimirovna Mo-rozova, the senior teacher, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Igorevna Melnikova, the senior teacher, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

The problem of choosing tools and modern technologies in improving the physical training of qualified volleyball players is currently relevant. During the questionnaire survey of volleyball specialists, the article identifies the most effective fitness technologies that contribute not only to the development of special physical qualities, but also to increase performance and functional endurance. Using the example

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.