Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1016
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ВИДЫ ЭКСКУРСИЙ / ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЭКСКУРСИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багадаева Ольга Юрьевна

В статье раскрываются теоретические и методические особенности организации и проведения экскурсии как формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Автором приведен анализ анкетирования педагогов, направленного на выявление особенностей использования экскурсии в современных условиях дошкольной образовательной организации и связанных с этим трудностей. Экскурсия редко используется как форма ознакомления дошкольников с произведениями искусства, педагоги выделяют трудности организационного и методического характера при организации экскурсий. В связи с этим содержание экскурсий, с точки зрения автора, должно быть нацелено на удовлетворение эстетических потребностей дошкольника и решать ряд задач художественно-эстетического развития дошкольников, представленных в программе дошкольной образовательной организации. Автором дополнена система классификаций экскурсий в области ознакомления дошкольников с искусством, раскрыты особенности определения тематики экскурсий, постановки и формулирования целей и задач. В статье раскрывается содержание компонентов экскурсии на каждом этапе, представлены качественные критерии для оценки разработки экскурсии для детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багадаева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EXCURSIONS AS A FORM OF INTRODUCING WORKS OF ART TO PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the theoretical and methodological aspects of organizing excursions as a form of work to introduce the works of visual arts, applied arts and architecture to preschool children. We have analyzed the survey of teachers, aimed at identifying the specifics and difficulties of organizing excursions in the conditions of modern preschool education. Excursions are rarely used as a form of introducing works of art to preschoolers; the educators emphasize organizational and methodological difficulties in organizing excursions. In this regard, the content of excursions should be aimed at meeting the aesthetic needs of preschoolers and performing a number of tasks of their artistic and aesthetic development in accordance with the preschool educational program. We have expanded on the classification of excursions aimed at introducing arts to preschoolers, analyzed the specifics of determining the subject matter of excursions, and formulating their objectives. The article reveals the content of excursion components at each stage, presents the qualitative criteria for evaluating the development of excursions for preschool children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА»

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья УДК 373.24

DOI: 10.18101/2307-3330-2022-1-43-55

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА

© Багадаева Ольга Юрьевна

старший преподаватель,

Иркутский государственный университет

Россия, 664053, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

jkmufbagadaeva@gmail.com

Аннотация. В статье раскрываются теоретические и методические особенности организации и проведения экскурсии как формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Автором приведен анализ анкетирования педагогов, направленного на выявление особенностей использования экскурсии в современных условиях дошкольной образовательной организации и связанных с этим трудностей. Экскурсия редко используется как форма ознакомления дошкольников с произведениями искусства, педагоги выделяют трудности организационного и методического характера при организации экскурсий. В связи с этим содержание экскурсий, с точки зрения автора, должно быть нацелено на удовлетворение эстетических потребностей дошкольника и решать ряд задач художественно-эстетического развития дошкольников, представленных в программе дошкольной образовательной организации. Автором дополнена система классификаций экскурсий в области ознакомления дошкольников с искусством, раскрыты особенности определения тематики экскурсий, постановки и формулирования целей и задач. В статье раскрывается содержание компонентов экскурсии на каждом этапе, представлены качественные критерии для оценки разработки экскурсии для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экскурсия, виды экскурсий, ознакомление с произведениями искусства, дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие дошкольников, эстетические потребности, проектирование содержания экскурсии.

Для цитирования

Багадаева О. Ю. Особенности организации и проведения экскурсии как формы ознакомления дошкольников с произведениями искусства // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 1. С. 43-55.

Введение. Современная дидактика определяет три пути обучения ребенка: во взаимодействии со взрослым, сверстником и объектом изучения. Экскурсия как форма ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства позволяет реализовывать все три пути обучения. В ходе экскурсии дошкольник самостоятельно способен воспринимать и изучать произведение искусства, исследовать его совместно со сверстником и усваивать те мнения, знания и представления, которыми обладают другие дети. Также способен воспринимать и изучать объекты экскурсии при когнитивном сопровождении взрослого как носителя не столько знаний, которые могут быть отражены и зафиксированы в иных источниках информации на цифровых или печатных носителях, столько носителя традиций, культуры, духовно-нравственных и эстетических ценностей [1; 4; 8]. По определению Н. В. Шваревой и Н. И. Третьяковой, экскурсия «представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющую проводить наблюдения и изучать различные предметы и явления в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве» [11, с. 434]. Относительно ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства в предлагаемой названными авторами системе классификаций актуальны будут следующие виды экскурсий:

- экскурсии в художественный музей, где собраны произведения разных периодов развития изобразительного искусства, имеющие не только признанную искусствоведческую, но и историческую ценность. С нашей точки зрения, в ходе таких экскурсий дошкольник может соприкоснуться со всем разнообразием стилей и жанров, изучить средства выразительности, используемые мастерами мирового уровня. Но экскурсии в художественные музеи должны быть специальным образом подготовлены и адаптированы, поскольку экскурсоводы не всегда учитывают особенности восприятия детей дошкольного возраста. Педагогу лучше самостоятельно организовывать тематические экскурсии, экскурсии к одной или серии картин (скульптур) для знакомства, сравнения и изучения, которые не утомляют и сосредоточивают на определенном эмоциональном состоянии, событии, явлении. Кроме того, важна организация детей, так как сама атмосфера музея требует от дошкольников особенной сдержанности и высокого уровня контроля над поведением;

- экскурсии в галереи, где представлены в основном произведения современных и местных художников и скульпторов, мастеров ДПИ. Мы считаем, что именно в галереях дети могут быть свидетелями меценатского отношения к искусству, а также быть активно задействованными в процесс ознакомления и изучения произведений искусства, стилей, техник, поскольку современные галереи создают атмосферу творчества, популяризации искусства, проводят мастер-классы, школы живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного творчества, проводят массовые мероприятия, вовлекающие в соприкосновение с творчеством большого количества людей;

- экскурсии на выставки, которые могут быть как авторскими, так и тематическими. По нашему мнению, это наиболее подходящая форма экскурсии для детей, поскольку дает возможность соприкоснуться с творчеством в локальной тематике и/или изучить стилевые и изобразительно-выразительные особенности одного мастера или направления. Особенное влияние на детей оказывают

встречи с авторами произведений, поскольку их истории о своем детстве, первых шагах в творчестве вдохновляют дошкольников;

- экскурсии в мастерские (художника, скульптора, мастера ДПИ, архитектора, дизайнера, реставратора, фотографа) раскрывают дошкольникам процесс создания произведений искусства, имеют несомненную профориентационную ценность, а что особенно важно, на наш взгляд, дают богатый материал для организации сюжетно-ролевых игр, касающихся художественно-эстетического развития детей, которые в современных дошкольных организациях практически исчезли из игрового арсенала дошкольников;

- экскурсии к объектам скульптуры или архитектуры можно выделить отдельным видом в дополнение к представленной авторами классификации, их дидактическую ценность трудно переоценить. Существуют архитектурные музеи под открытым небом, в которых собраны образцы, например, деревянного зодчества разных времен, но в большинстве своем для дошкольников необходимо специально продумывать тематику и маршрут экскурсии в городской среде, чтобы дозировать объем воспринимаемой информации. Чаще для развития детского творчества целесообразно рассмотреть один памятник или здание, комплекс, сквер, фонтан, раскрывая подробно те средства выразительности, которые подчинены содержанию и раскрывают смысл произведения искусства, чем делать большую обзорную экскурсию, которая только поверхностно ознакомит с внешним видом и сделает объекты узнаваемыми.

Постановка проблемы. В области художественно-эстетического развития дошкольников традиционно выделяют несколько оснований для классификации проводимых экскурсий. По содержанию: обзорные и тематические; по составу участников: детская и детско-родительская; также можно определить экскурсию по способу передвижения и количеству участников. По месту проведения экскурсии можно поделить на те, что проводятся на местности, музейные и виртуальные. Последние — это новая «организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов» [2]. М. Д. Бостан выделяет несомненные преимущества этого вида экскурсий: «доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий», которые значительно обогащают опыт восприятия и могут быть как самостоятельной формой работы, так и частью предварительной работы по подготовке к экскурсии [2].

Но все это разнообразие экскурсий порой мало востребовано в современной дошкольной образовательной организации, поскольку педагоги испытывают трудности в организации этой формы работы, а в программах дошкольного образования недостаточно разработаны педагогические условия, требования к качеству подготовки и проведению экскурсии, что приводит к нивелированию дидактических возможностей экскурсий в ознакомлении дошкольников с искусством.

Методы исследования. Нами было проведено анкетирование 56 педагогов дошкольного образования из 42 дошкольных образовательных организаций г. Иркутска и области. В анкете использовались вопросы, направленные на изучение популярности этой формы работы и частоты использования, также уточ-

нялось, какого рода экскурсии проводятся, к каким объектам, выявлялось наличие и характер трудностей в организации этой формы работы.

Результаты исследования. Нами было выявлено, что 44% опрошенных педагогов проводят экскурсии 2-3 раза в месяц, 37% — реже одного раза. Только 10% используют эту работу с детьми чаще 4 раз в месяц.

Но эта на первый взгляд оптимистичная по итогам опроса картина не может значительно влиять на художественно-эстетическое развитие детей, поскольку экскурсии в этой области стоят только на третьем месте по частоте, на первом месте безоговорочно выделяют область познавательного развития (экскурсии к объектам природы), на втором — область социально-коммуникативного развития (педагоги наиболее часто указывают библиотеки и экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых в ДОО).

Интересующие нас экскурсии проводятся менее чем половиной опрошенных (48%) не чаще двух раз в год, 28% — реже одного раза в год. Лишь 21% педагогов, несмотря на обилие каналов и источников информации о содержании собраний известных музеев и галерей в цифровом контенте, организует для детей виртуальные экскурсии. Мы подробнее изучили ответы педагогов (48%), которые проводили искусствоведческие экскурсии. Указывая на объекты экскурсии, которые педагоги посетили с детьми за последние 4 года (среднее время пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования от поступления до выпуска), на первом месте были отмечены художественные музеи — 21% опрошенных, далее по частоте галереи — 16%, городская скульптура — 14%, архитектура — 10%.

Вопрос о наличии трудностей в организации получил положительный ответ у 69% опрошенных. Из организационных трудностей у педагогов наибольшую сложность вызывает взаимодействие с родителями 48%, педагоги отмечают, что родители не оказывают содействия в финансовом обеспечении экскурсии, не всегда помогают в сопровождении детей. 21% отмечают трудности со стороны администрации ДОО, нет помощи в организации сопровождения, транспортировке, оформлении документов. Из трудностей со стороны объектов экскурсии 14% педагогов отметили, что место не всегда удобно для детей, нет возможности варьировать длительность и содержание экскурсии, экскурсоводы не всегда компетентны в работе с дошкольниками. Из трудностей методического характера воспитатели выделяют форму организации детей (42%), подбор содержания и методического сопровождения экскурсии (36%). Трудность в определении тематики, целей и задач экскурсии актуальна для 26% педагогов, а в выборе методов и приемов работы — для 21% педагогов.

Обсуждение. Несмотря на небольшой процент педагогов, отметивших эти трудности, нам представляется, что работа с дошкольниками современных музеев и галерей в Иркутске может быть качественно улучшена, как это делается во многих музеях мира. Так, Betsy Bowers, проработавшая c сотрудниками более 8 лет над методикой раннего обучения в Смитсоновском центре раннего развития, делает большой обзор форм раннего музейного обучения, которые эффективны в работе с дошкольниками [12]. Sue Dockett, Sarah Main & Lynda Kelly представляют австралийский опыт раннего музейного образования для детей до пяти лет [14]. Интересно, что само пространство музея трансформиро-

валось после интервьюирования детей, создавались специальные зоны, вводились интерактивные формы. Lisa Terreni [13] в обзоре Новозеландского и международного опыта обучения маленьких детей в музеях делает акцент на создании межинституциональных связей и сообществ для организации художественного развития детей, обучения педагогов и развития персонала музеев и галерей в области раннего обучения средствами искусства. Множество подобных исследований может стать богатой средой для совершенствования работы российских музеев и галерей в работе с дошкольниками.

Для нас наибольший интерес представлял анализ методических трудностей педагогов. 42% педагогов трудно организовать, поддерживать интерес детей, дисциплину. На втором месте трудности в подборе содержания экскурсии, ее адаптации к восприятию дошкольников, поиске дидактических пособий. На третьем месте актуальна для 26% педагогов трудность в определении тематики, целей и задач экскурсии. Цели и задачи недостаточно определены в программе, педагоги отмечают свою слабую ориентированность в области искусствоведения. В связи с этим интересно исследование И. Б. Ческидовой, проведенное с участием студентов заочного обучения — действующих педагогов [10]. Исследователь отмечает недостаточность у педагогов элементарных знаний в области истории искусства, средств выразительности искусства, ориентированности в видах и жанрах, которые тем не менее достаточно легко восполняются при соответствующей методической подготовке и самообразовании. Эти трудности возникают в основном из-за того, что редкое проведение экскурсий не дает большого опыта, свободы в выборе методов.

Таким образом, для того чтобы в дошкольном учреждении экскурсия занимала достойное место среди методов работы с детьми, перед методистами ставится ряд задач не столько организационного характера, сколько касающихся повышения компетентности педагогов в методике проведения экскурсий и уровня искусствоведческих знаний педагогов.

Для того чтобы организуемая экскурсия отвечала интересам художественно-эстетического развития, необходимо учесть первую особенность ее проведения — ориентировать на удовлетворение эстетических потребностей дошкольников. С. В. Погодина, предлагая свою методику ознакомления с произведениями живописи и графики [9], выделяет следующее:

- потребность усвоить своеобразие произведений живописи и графики с целью изучения их выразительных средств;

- потребность познания с помощью произведений живописи и графики многообразия реального мира и способов его отображения на плоскости;

- потребность в сотворчестве с автором художественного произведения живописи или графики;

- потребность интерпретировать произведения живописи и графики, переводить их из одного ряда восприятия в другой с целью раскрытия структуры художественно-изобразительного образа;

- потребность в собственном творчестве на основе воспринятых произведений живописи или графики

Перечисленные потребности не в равной мере выражены у дошкольников, проявляются не во всех возрастных периодах, но их развитие и удовлетворение

во многом зависит от организации педагогических условий ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства. В большей мере проявляется детская потребность познания окружающего мира, и акцентирование лишь на этой потребности приводит к развитию лишь когнитивного аспекта эстетического развития ребенка, в меньшей мере затрагивая деятельностный и аксиологический. Дети знают произведения, могут раскрыть их содержательную сторону — перечислить объекты, изображенные на полотне, но зачастую не улавливают смысл произведения, цель его создания, не могут выделить и интерпретировать средства выразительности, например, могут перечислить предметы, но не понимают, почему они так композиционно расположены. Могут перечислить цвета, которыми пользовался художник, но не могут определить настроение, заданное авторским колоритом, эстетическую и нравственную ценность произведения. Поэтому в ходе ознакомления дошкольников с искусством важно развивать и формировать потребность усваивать своеобразие произведений искусства с целью изучения их выразительных средств. Средства выразительности — это язык искусства, который понятен человеку вне зависимости от национальной принадлежности, расы, пола и т. д., и дошкольное детство — своего рода сенситивный период для начала его освоения. Следующая по значимости и наиболее выраженная, с нашей точки зрения, потребность дошкольника — потребность в собственном творчестве. Дошкольное детство отличается высоким уровнем продуктивности, есть периоды, когда ребенок создает в год более пятисот рисунков. Далеко не все они являются значимыми с точки зрения эстетического развития ребенка, очень много работ носят наброс-ковый, тренировочный характер, часть из них обслуживает коммуникативную, игровую и познавательную деятельность детей, но практически все свидетельствуют об эмоциональном состоянии, отклике ребенка на происходящее в его жизни. И реализация этой потребности в полной мере может происходить лишь в связке с другой потребностью — интерпретировать произведения живописи и графики, переводить их из одного ряда восприятия в другой с целью раскрытия структуры художественно-изобразительного образа. Поддержание и развитие этой потребности расширяет и обогащает выразительный язык ребенка, дает ему возможность наполнять свои рисунки более глубоким содержанием, передавать весь спектр своих эмоций и отношений. Умение «распредмечивать» и «опредмечивать» эмоциональное состояние и смысловое содержание — это то, чему ребенку необходимо учиться у взрослого и под руководством взрослого как носителя культуры мировой или локальной, также как всякому языку лучше обучаться при общении с его носителями, погружаясь в культуру. Еще одна эстетическая потребность ребенка — потребность в сотворчестве с автором художественного произведения живописи или графики, она обусловлена прежде всего процессами идентификации личности, активно происходящими в детстве. Ребенок соотносит себя с миром взрослых, примеряет себя и свои мысли, поступки к взрослой жизни в игре. Рисование ребенком на ту же тему, которую раскрывает художник, — это подобная игре форма тренировки к взрослой жизни, возможность отработать собственные мысли и чувства относительно события или явления, воспринятого в произведении искусства. Удовлетворение этой потребности обязывает педагога организовывать после экскурсионную деятель-

ность таким образом, чтобы у них формировались и формулировались и в речи, и в продукте их изобразительной деятельности собственные мысли, чувства, отношения.

Исходя из вышеизложенного главной целью экскурсии дошкольников к произведениям изобразительного искусства должно стать не столько знакомство с произведением или автором, а освоение содержания и средств выразительности произведения. Цели экскурсии ставятся исходя из тех дидактических единиц, которые представлены в соответствующих разделах программы дошкольного образования, утвержденной в дошкольной образовательной организации. Если этот раздел недостаточно представлен, то педагогу предоставляется своеобразная академическая свобода выбора, в которой должен быть учтен и региональный компонент, и инициативы участников образовательных отношений. Так, например, программа «Вдохновение» для реализации задач художественно-эстетического воспитания обращает внимание на процесс восприятия ценности красоты, искусства, обогащение эстетического опыта через «посещение музеев, картинных галерей, выставок, парков, театров и других мест, в которых дети имеют возможность соприкоснуться с произведениями искусства» [6, с. 135], взаимодействие с художниками, архитекторами, дизайнерами.

Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) «Цветные ладошки», предлагая перечень произведений для ознакомления дошкольников с искусством, не раскрывает те умения и навыки, которые могут быть сформированы у дошкольников этими средствами, отмечается только, что дети приобретают опыт зрителя в художественном музее и на арт-выставке, в том числе в роли экскурсовода на детской выставке [5, с. 93].

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования1 выделяет несколько дидактических единиц в области ознакомления детей с искусством: развитие у детей интереса к эстетической стороне действительности; ознакомление с разными видами и жанрами изобразительного искусства, народного творчества; развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Этот перечень удовлетворяет далеко не все эстетические потребности дошкольников и значительно расширен и конкретизирован авторами в большинстве предлагаемых современных программ дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы» [7], на основе которой разрабатывается содержание основной образовательной программы дошкольного образования во многих детских садах России, предлагает достаточно внушительный перечень дидактических единиц для ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, рассматривая его относительно, например, старшей группы детского сада, можно выделить следующие блоки:

1 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 г. № 2/15 URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02 /POOP_DO.pdf (дата обращения: 24.03.2020).

49

- развитие интереса, бережного отношения, эстетических чувств, эмоции, вкуса, восприятия;

- формирование умений выделять, группировать виды, жанры, выразительные средства; соотносить художественный образ и средства выразительности в разных видах искусства;

- формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности;

- знакомство с образцами произведений живописи, графики, творчеством иллюстраторов;

- знакомство с архитектурой, назначением зданий, развитие понимания зависимости назначения архитектурного сооружения и средств выразительности, умения рассматривать здания, замечать его особенности;

- знакомство и расширение представлений детей о народном искусстве и художественных промыслах.

Каждый из этих блоков дидактических единиц для преобразования в цель экскурсии должен быть дополнен уточнением вида деятельности, в ходе которого будет освоена эта дидактическая единица программы, то есть уже на этапе целеполагания определено и конкретизировано содержание экскурсии, которое и определит тему экскурсии, указываемую в планировании. Именно тема, на наш взгляд, должна быть конкретизирована, то есть отражать дидактическую единицу и особенности объекта, на примере которого она будет освоена.

Например, дидактическая единица «развивать понимание зависимости назначения архитектурного сооружения и средств выразительности» может быть освоена в ходе экскурсии сравнительного характера к зданию близлежащей школы и детского сада. Детям предстоит установить соответствие функций и средств выразительности, используемых архитекторами. Расположение этих малоэтажных объектов в жилых массивах, окруженных своей огороженной территорией, с яркими фасадами, широкими лестницами, большими окнами, множеством выходов — все подчинено функции зданий: создание комфортных и безопасных условий для обучения и развития большого количества детей. Создавая после экскурсии свои конструкции школ или детских садов, дети отразят именно эти средства выразительности для сохранения функциональности и узнаваемости этих объектов.

Для достижения цели педагог выстраивает задачи экскурсии как действия. С. В. Погодина [9] выделяет четыре группы задач: содержательные, какое по содержанию произведение искусства дети должны изучить, чтобы реализовалась цель; далее — изобразительно-выразительные, какие средства выразительности для достижения цели выделят и освоят дети; третья группа — эмоционально-личностные, какие личностно значимые эмоции необходимо испытать, вспомнить и проанализировать детям, чтобы цель была достигнута; и, наконец, воспитательные задачи, какие эстетические и нравственные качества мы будем развивать у детей в рамках экскурсии.

Формулируя эти группы задач на использованном нами примере, мы должны также обратить внимание, что задачи ставятся в терминологии деятельности дошкольников в ходе экскурсии, чтобы отразить активность и субъектность

детской позиции, заданную принципом создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе [1, с. 150]. Так, детям предстоит познакомиться с отличительными особенностями архитектуры общественных зданий такого вида, как образовательные учреждения; определить, почему эти здания малоэтажные, расположены в жилых массивах, огорожены, имеют большие окна, просторные помещения, широкие лестницы, множество дополнительных выходов и часто окрашены в яркие цвета снаружи и внутри. Проанализировать, какое настроение возникает, если находишься в таком здании, и какое было бы, если здание будет иметь противоположные качества. Проявлять бережное отношение к территории и объектам, соблюдать принятые там правила поведения, поддерживать чистоту и порядок. Обсудить, как можно изменить здание, чтобы оно стало еще более красивым без потери функциональности.

Исходя из определенных цели и задач экскурсии разрабатывается ее содержание. На наш взгляд, важным этапом, в самом начале задающим тон и темп экскурсии, является создание атмосферы и мотивации для восприятия произведения искусства. Атмосфера предвкушения личной встречи с чем-то неизвестным, ранее не изученным или открытие новых сторон знакомых объектов, атмосфера интриги, загадки во многом определяет интерес и сосредоточенность детей на первых этапах. В мотивации детей к игровому обучению исследователи выделяют три основных мотива, по-разному названных в авторских интерпретациях, но сосредоточенных на желании общаться и взаимодействовать, например, помогать кому-то, на желании узнавать что-то новое, исследовать объекты, решать задачи, удовлетворить личные интересы и на желании насладиться процессом, деятельностью во всем ее многообразии.

Ключевой особенностью для разработки основной части экскурсии, с нашей точки зрения, является необходимость определить, какая проблема [1, с. 185] использования средств выразительности будет изучена при восприятии и исследовании произведений искусства, например, как передать состояние спокойствия и умиротворенности или, напротив, — напряжения и тревоги в пейзажной картине. Кроме того, необходимо выделить проблему для первичного самостоятельного восприятия картины детьми, которая актуализирует имеющиеся у них знания, опыт, поможет вспомнить необходимые эмоции и настроения. Например, в какой части пейзажа вам было бы приятно оказаться, где бы вы хотели отдохнуть.

Искусствоведческий рассказ педагога о произведении искусства для дошкольников, который является ядром экскурсии, должен существенно отличаться по содержанию и структуре от типичных рассказов экскурсоводов при проведении «взрослых» экскурсий. Важно сделать осознанное смещение с содержательной информативной стороны произведения на эмоционально-выразительную, то есть не только что изображено, но и как именно, какими средствами. Иначе искусствоведческий рассказ превращается в сочинение по картине и решает задачи не эстетического, а речевого развития. В связи с этим наиболее целесообразной кажется структура, приведенная С. В. Погодиной [3], в которой на первое место ставится чувственное восприятие картины, образы и события, которые она навевает. Далее детям раскрывают идею и смысловое содержание произведения и показывают ее взаимосвязь со средствами вырази-

тельности смыслового центра и подчиненных ему объектов и деталей. Педагог обращает внимание на эстетические стороны произведения, соотношение прекрасного и безобразного, если оно имеет место быть. И в самом конце, когда дети достаточно прониклись произведением, прожили его, сообщаются авторские данные и название произведения искусства. Зачастую, если в достаточной мере раскрыты идея и смысл через представленные средства выразительности и содержание, дети сами могут дать название произведению, близкое к авторскому.

Следующей особенностью детских искусствоведческих экскурсий является то, что активность детей определяется и поддерживается через планирование и организацию процесса самостоятельного, группового или подгруппового исследования произведения искусства и средств выразительности с использованием дидактических заданий и игровых приемов для решения поставленной в самом начале проблемы. После этого важно организовать подведение итогов самостоятельного исследования детей и презентацию полученных результатов. Именно этот процесс активизирует речь детей, позволяет обучать друг друга, что выводит открытое ими знание на более высокий уровень осознанности, закрепляется в памяти и используется при создании продуктов изобразительной деятельности.

В конце экскурсии педагогом должна быть организована рефлексивная деятельность воспитанников. В первую очередь важно, чтобы под руководством педагога дети оценили степень удовлетворенности мотива своей деятельности, обозначенного в начале экскурсии. Если хотели пообщаться и помочь кому-то, то как это удалось, действительно ли помогли. Если хотели узнать и изучить что-то, то правда ли ответили на все вопросы или осталось еще что-то непонятное. Если хотели поиграть и насладиться процессом, то было ли нам по-настоящему весело, интересно, приятно, были ли мы успешны. Следующим элементом в организации детской рефлексии должна стать самостоятельная оценка детьми своих образовательных результатов и продуктов образовательной деятельности, организованной на экскурсии. Необходимо так задать вопрос ребенку, чтобы он мог сказать, что именно он теперь узнал, сможет сделать, чему научился, а также насколько хорош полученный ими продукт — речевой деятельности (например, описание использованных художником цветов и оттенков), продуктивной деятельности (например, набросок главных персонажей с учетом композиции), игровой деятельности (например, насколько честно соблюдались правила в викторине и почему команда добилась победы). Организация рефлексивного компонента не всегда возможна на самой экскурсии, но должна планироваться в сроки, учитывающие особенности детского восприятия и памяти, желательно не позднее следующего дня.

Еще одной важной особенностью в проведении экскурсий, направленных на художественно-эстетическое развитие дошкольников, является то, что для удовлетворения потребности дошкольника в собственном творчестве и сотворчестве с автором произведения искусства, закрепления представлений о средствах выразительности обязательно должно учитываться планирование постэкскурсионной творческой деятельности детей. Это может быть личный взгляд ребенка на ту же тему, событие, явление; работа в той же манере, жанре, стиле; пере-

нос отраженных в произведениях искусства эмоций, персонажей, явлений и событий в современную для ребенка среду; изображение предыстории или продолжения воспринятых событий; своя интерпретация темы в вариантах видов и жанров искусства, колористических и композиционных решений времен года, суток, личных предпочтений и т. п.

Выводы. Для качественной разработки экскурсии педагоги дошкольного образования составляют ее конспект или технологическую карту. В заключение мы предлагаем систему критериев для оценки конспекта или авторской разработки экскурсии по ознакомлению дошкольников с произведениями искусства, для того чтобы педагог мог самостоятельно оценить, насколько учтены все вышеперечисленные особенности. Среди критериев предлагаются следующие положения:

- Корректно представлена тема экскурсии, в ней отражена дидактическая единица в соответствии с программой и объектами изучения.

- Цель соответствует дидактической единице и указан вид деятельности, в которой она будет освоена.

- Задачи соответствуют цели и представлены в четырех блоках: содержательные, изобразительно-выразительные, эмоционально-личностные и воспитательные.

- Методическая информация конспекта содержит указание вида экскурсии, описание экспонатов (название, автор), место проведения, название музея (галереи, выставки, зала), указана продолжительность экскурсии (по этапам), возраст детей.

- Представлены приемы создания и поддержания интригующей атмосферы экскурсии.

- Мотивационный компонент строится на возрастных особенностях детей в рамках свойственной дошкольникам мотивации.

- Формулируется проблема для восприятия (анализа, сравнения и т. п.) средств выразительности произведений искусства в соответствии с дидактической единицей программы.

- Ставится индивидуальная задача для самостоятельного восприятия картины, актуализирующая опыт детей и эмоциональное состояние.

- Искусствоведческий рассказ соответствует структуре и возрастным особенностям детей.

- Подобраны соответствующие тематике экскурсии, возрасту и целям эстетического воспитания задания и игры для самостоятельного исследования содержания и средств выразительности произведений искусства.

- Эффективно организована презентация результатов самостоятельной исследовательской деятельности детей.

- Рефлексия основана на самооценке детьми личных достижений, результатов и удовлетворенности мотива деятельности.

- Дана установка на продуктивную деятельность детей, способствующая развитию самостоятельного творчества детей, закреплению полученных в ходе экскурсии знаний и представлений.

Использование предложенных критериев позволяет оценить создаваемые педагогические условия, качество подготовки и проведения экскурсии, полноту

использования дидактических возможностей этой формы работы с дошкольниками по ознакомлению с искусством, а также сделать экскурсию более применяемой формой работы с дошкольниками в этой области.

Литература

1. Абдрахимова Э. Ф. Изучение уровня усвоения эстетических ценностей родного края детьми дошкольного возраста // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 280-283. Текст: непосредственный.

2. Бостан М. Д. Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников // Вестник науки и образования. 2017. № 12(36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-ekskursiya-kak-sredstvo-sotsializatsii-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 24.03.2020). Текст: электронный.

3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под редакцией А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 464 с. Текст: непосредственный.

4. Котлякова Т. А., Абдрахимова Э. Ф. Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников: методическое пособие по реализации регионального компонента о.о. «Художественно-творческое развитие дошкольников». Ульяновск, 2014. 73 с. Текст: непосредственный.

5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно -эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). 16-е изд., перераб. и доп. Москва: Цветной мир, 2019. 136 с. Текст: непосредственный.

6. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Москва: Национальное образование, 2019. 330 с. (Серия «Вдохновение»). Текст: непосредственный.

7. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Изд. 5-е (инновационное), испр. и доп. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. С. 336 URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_ programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf. (дата обращения: 24.03.2020). Текст: электронный.

8. Петухова О. А. Ознакомление с монументальным искусством города Йошкар-Олы как средство художественного воспитания детей // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oznakomlenie-s-monumentalnym-iskusstvom-goroda-yoshkar-oly-kak-sredstvo-hudozhestvennogo-vospitaniya-detey (дата обращения: 24.03.2020). Текст: электронный.

9. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2013. 352 с. Текст: непосредственный.

10. Ческидова И. Б. Проблема подготовки воспитателей в области художественно -эстетического развития дошкольников // Инновационная наука. 2016. № 8-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-podgotovki-vospitateley-v-oblasti-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения: 24.03.2020). Текст: электронный.

11. Шварева Н. В., Третьякова Н. И. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 434-438. URL: http://e-koncept.ru/2016/76560.htm (дата обращения: 24.03.2020). Текст: электронный.

12. Betsy Bowers. A Look at Early Childhood Programming in Museums // Journal of Museum Education. 2012. No 37:1. Р. 39-47.

13. Lisa Terreni. Young children's learning in art museums: a review of New Zealand and international literature // European Early Childhood Education Research Journal. 2015. No 23:5. Р. 720-742.

14. Dockett, Sarah Main & Lynda Kelly. Consulting Young Children: Experiences from a Museum, Visitor Studies. 2011. No 14:1. Р. 13-33.

Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 13.10.2021; принята к публикации 19.01.2022.

ORGANIZATION OF EXCURSIONS AS A FORM OF INTRODUCING WORKS OF ART TO PRESCHOOL CHILDREN

Olga Yu. Bagadayeva Senior Lecturer, Irkutsk State University

6 Nizhnaya Naberehnaya, Irkutsk 664053, Russia jkmufbagadaeva@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article reveals the theoretical and methodological aspects of organizing excursions as a form of work to introduce the works of visual arts, applied arts and architecture to preschool children. We have analyzed the survey of teachers, aimed at identifying the specifics and difficulties of organizing excursions in the conditions of modern preschool education. Excursions are rarely used as a form of introducing works of art to preschoolers; the educators emphasize organizational and methodological difficulties in organizing excursions. In this regard, the content of excursions should be aimed at meeting the aesthetic needs of preschoolers and performing a number of tasks of their artistic and aesthetic development in accordance with the preschool educational program. We have expanded on the classification of excursions aimed at introducing arts to preschoolers, analyzed the specifics of determining the subject matter of excursions, and formulating their objectives. The article reveals the content of excursion components at each stage, presents the qualitative criteria for evaluating the development of excursions for preschool children.

Keywords: excursion, types of excursions, acquaintance with works of art, preschool age, artistic and aesthetic development of preschoolers, aesthetic needs, development of the excursion content.

For citation

Bagadayeva O. Yu. Organization of Excursions as a Form of Introducing Works of Art to Preschool Children. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2022; 1: 43-55 (In Russ.).

The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 13.10.2021; accepted for publication 19.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.