Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ЖАНРА ЖИВОПИСИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ЖАНРА ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / ознакомление детей с изобразительным искусством / произведения мифологического жанра живописи / дети старшего дошкольного возраста / эстетическое восприятие / pedagogical conditions / acquaintance of children with the fine arts / works of the mythological genre of painting / children of senior preschool age / aesthetic perception

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Галина Павловна, Лазарева Мария Васильевна, Гречушкина Наталия Валерьевна

В статье раскрываются педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями мифологического жанра живописи: опора образовательной работы на последовательно взаимосвязанные этапы – от целостного эмоционального первичного восприятия к более детальному рассмотрению содержания и средств выразительности и к обобщенному повторному восприятию; использование других видов искусства в синтезе с произведениями мифологического жанра живописи для формирования целостного художественного образа; применение методов и приемов, развивающих рефлексию и эмпатию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Галина Павловна, Лазарева Мария Васильевна, Гречушкина Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FAMILIARIZING OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH WORKS OF PAINTING OF THE MYTHOLOGICAL GENRE

The article reveals the pedagogical conditions of familiarizing older preschool children with the works of the mythological genre of painting: the support of educational work on successively interrelated stages: from a holistic emotional primary perception to a more detailed consideration of the content and means of expression, and to generalized re-perception; the use of other types of art in synthesis with works of the mythological genre of painting to form a holistic artistic image; application of methods and techniques that develop reflection and empathy.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ЖАНРА ЖИВОПИСИ»

DOI 10.24412/2541-9056-2021-4-77-84 УДК 373.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО

ЖАНРА ЖИВОПИСИ

Г.П. Новикова, М.В. Лазарева, Н.В. Гречушкина

Статья поступила в редакцию 1 августа 2021 г.

В статье раскрываются педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями мифологического жанра живописи: опора образовательной работы на последовательно взаимосвязанные этапы - от целостного эмоционального первичного восприятия к более детальному рассмотрению содержания и средств выразительности и к обобщенному повторному восприятию; использование других видов искусства в синтезе с произведениями мифологического жанра живописи для формирования целостного художественного образа; применение методов и приемов, развивающих рефлексию и эмпатию.

Ключевые слова: педагогические условия, ознакомление детей с изобразительным искусством, произведения мифологического жанра живописи, дети старшего дошкольного возраста, эстетическое восприятие.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FAMILIARIZING OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH WORKS OF PAINTING OF THE MYTHOLOGICAL GENRE

G.P. Novikova, M.V. Lazareva, N.V. Grechushkina

The article reveals the pedagogical conditions of familiarizing older preschool children with the works of the mythological genre of painting: the support of educational work on successively interrelated stages: from a holistic emotional primary perception to a more detailed consideration of the content and means of expression, and to generalized re-perception; the use of other types of art in synthesis with works of the mythological genre of painting to form a holistic artistic image; application of methods and techniques that develop reflection and empathy.

Key words: pedagogical conditions, acquaintance of children with the fine arts, works of the mythological genre of painting, children of senior preschool age, aesthetic perception.

В современной парадигме системы нию как начальному этапу формирова-непрерывного образования большая ния общечеловеческих ценностей, раз-роль отводится дошкольному образова- витию внутреннего мира ребенка, его

духовности. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольной образовательной организации является его гуманизация, которая нацеливает педагога на уважение к личности ребенка, глубокое понимание потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей, признание неповторимости личности (А.Д. Алферов, Е.В. Бондаревская, Т.С. Комарова, В.Д. Петровский и др.). Основы ценностного отношения к искусству закладываются уже в дошкольном детстве. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает в качестве целевых ориентиров развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в том числе и изобразительного. Изобразительное искусство, в частности, мифологический жанр живописи, содержит мощный воспитательный и развивающий потенциал, который можно использовать в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Этот жанр, отражающий сложный и очень тонкий духовный мир человека, способствует формированию нравственно-эстетического отношения ребенка к окружающим людям, к самому себе, к своей стране, к ее культуре, способствует формированию представлений о нравственно-эстетических идеалах человека. По мнению художника-педагога Б.М. Неменского, искусство помогает с раннего детства воспитывать у детей невосприимчивость к художественным суррогатам, вырабатывать свой художественный вкус, эстетиче-

скую взыскательность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства [6].

Вопрос о необходимости ознакомления дошкольников с различными видами и жанрами изобразительного искусства неоднократно поднимался в статьях Е.В. Гончаровой, Т.Н. Дороновой, О.О. Дроновой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, Е.В. Лебедевой, Г.П. Федорченко, Н.Б. Халезовой, Р.М. Чумичовой и др. Этот вопрос изучался с различных сторон: в плане жанрового разнообразия, понятного детям дошкольного возраста, с точки зрения доступности понимания связи выразительно-изобразительных средств и характеристики художественного образа, некоторых особенностей композиционного построения, колорита и т.д.

Среди указанных проблем достаточно важное место занимает проблема знакомства детей с мифологическим жанром. В психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме эстетического восприятия детей дошкольного возраста с разными видами и жанрами изобразительного искусства, также отмечается, что этот жанр воспринимается ребенком-дошкольником при правильном руководстве со стороны педагога. Несмотря на имеющиеся разработки в этой области, многие методические вопросы нуждаются в уточнении. Проблема исследования заключается в следующем: каковы эффективные педагогические условия при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с произведениями мифологического жанра живописи?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально прове-

рить эффективность педагогических условий в эстетическом восприятии мифологического жанра живописи детьми старшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического восприятия произведений мифологического жанра живописи детьми старшего дошкольного возраста позволило выявить следующее:

- дети старшего дошкольного возраста имеют внутренний потенциал для усвоения на элементарном уровне искусствоведческих представлений о мифологическом жанре живописи;

- для детей отношение к произведениям мифологического жанра живописи определяется сферой их интересов и потребностями, чем личностным опытом;

- наиболее доступны для эстетического восприятия сказочные сюжеты, более сложными является былинные, а также фантастические и по сюжетам легенд;

- методами ознакомления с произведениями мифологического жанра живописи являются: искусствоведческий рассказ педагога, конкретные вопросы, рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине, мысленное создание собственной картины по названию картины, метод сравнения, акцентирование деталей, дидактические игры и другие игровые методы и приемы, использование других искусств в синтезе с живописью.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, на диагностическом этапе включала в себя изучение состояния образовательной работы по формированию у старших дошкольников эсте-

тического восприятия произведений мифологического жанра. На этом этапе нами были определены критерии сфор-мированности эстетического восприятия мифологического жанра живописи на основе исследований Н.М. Зубаревой, Р.М. Чумичевой:

- умение выделять мифологический жанр живописи из других жанров живописи;

- умение определять выразительные средства, используемые художником для передачи художественного образа;

- умение понимать смысл изображенного;

- эмоциональная отзывчивость на произведение искусства (способность чувствовать настроение картины, внутреннее состояние изображенного на картине человека);

- способность к элементарным эстетическим суждениям и оценкам [4; 8; 9].

Количество критериев могло бы быть и больше, но мы ограничились именно этими, так как они в общих чертах отражают основные признаки эстетического восприятия произведений живописи.

Анализ полученных данных позволил нам выявить основные уровни сформи-рованности эстетического восприятия произведений мифологического жанра живописи детьми дошкольного возраста: ниже среднего, средний, выше среднего.

Для уровня ниже среднего (сенсорного) характерны фрагментарные, отрывочные представления о произведениях мифологического жанра живописи, неопределенные суждения и оценки типа «нравится - не нравится», без мотивации. Ребенок выделяет (перечисляет)

отдельные выразительные средства (например, цвета) без связи со смыслом картины.

Для среднего (репродуктивного) уровня свойственны: наличие представлений о произведениях мифологического жанра живописи, умение адекватно определять основное настроение картины, но затруднения при связывании его с определенными выразительными средствами; суждения в основном носят описательный характер.

Уровень выше среднего (осознанный) характеризуется наличием довольно четких представлений о произведениях мифологического жанра живописи, дети имеют предпочтительное отношение к определенным произведениям мифологического жанра живописи, выделяют основные выразительные средства живописи и связывают их со смыслом и настроением произведения, способны к элементарным эстетическим суждениям и оценкам, в речи используют сравнения, эпитеты, художественное слово.

На формирующем этапе экспериментальная работа включала в себя реализацию педагогических условий эстетического восприятия произведений мифологического жанра детьми старшего дошкольного возраста, что обеспечивало систематическое воздействие на формирование эстетического восприятия, достигавшегося посредством комплекса из искусствоведческого рассказа, рассказа-образца личностного отношения педагога к произведениям искусства и конкретных вопросов, направленных на активизацию мыслительной активности ребенка: опоры образовательной работы на последовательно взаимосвязанные этапы - от целостного эмоцио-

нального первичного восприятия к более детальному рассмотрению содержания и средств выразительности и к обобщенному повторному восприятию; использования других видов искусства в синтезе с произведениями мифологического жанра живописи для формирования целостного художественного образа; применения методов и приемов, развивающих рефлексию и эмпатию.

Экспериментальная программа включала в себя цикл бесед-занятий, занятий-экскурсий «Сказки и былины в живописи» и была реализована в течение февраля-апреля 2021 года:

Занятие-экскурсия 1. «Поговорим о сказочном жанре в живописи».

Беседа-занятие 2. «Русские богатыри в живописи».

Занятие-экскурсия 3. «Скоро сказка сказывается......

Беседа-занятие 4. «Художник-сказочник Виктор Михайлович Васнецов».

Беседа-занятие 5. «Гуси-лебеди» К. Васильева.

Приведем пример занятия-экскурсии. Работу по ознакомлению с мифологической живописью мы включали также в содержание занятий по развитию изобразительного творчества, занятий по другим образовательным областям (например, социально-коммуникативного развития), проводились и отдельные занятия, посвященные только ознакомлению с живописью. Проводить данную работу только на специальных занятиях сложно, так как, кроме мифологического, существуют и другие жанры живописи, с которыми необходимо знакомить детей.

Занятие-экскурсия 1. «Поговорим о сказочном жанре в живописи», Программное содержание: Сформировать у детей представления о мифологическом (сказочном) жанре живописи на примере репродукций с картин В. Васнецова, М. Врубеля, К. Васильева, объяснить особенности этого жанра живописи, развить умение рассуждать, высказывать суждения об изобразительных и выразительных средствах, используемых художником в создании картины, эстетическое восприятие, рефлексию, воспитать эмпатию, чувство прекрасного, способность замечать красивое в искусстве и в жизни.

Материалы и оборудование: репродукция с картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Гусляры», «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка», М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь», музыкальный центр, мультимедийный проектор. Ход занятия:

Художник, пользуясь карандашом, красками, глиной, может остановить время вокруг и в себе самом. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем, через изображенное на них мы узнаем о его мыслях и чувствах. О работе художника красками принято говорить: «пишет картину», о работе карандашом: «рисует». Для этого ему нужен лист бумаги, картона или холст. А если он хочет создать скульптуру, то чаще всего берется за глину.

Вам, возможно, доводилось видеть рисунки карандашом или углем на бумаге, картины, написанные красками на холсте, памятники - гранитные или мраморные, расписанные глиняные игрушки, здания храмов и музеев - ста-

ринные и построенные не так давно. Все это - произведения изобразительного искусства различных его видов.

Вот, например, живопись: если, придя в Государственную Третьяковскую галерею, ты поближе подойдешь к картине русского художника А. Саврасова «Грачи прилетели», то легко различить на ней широкие и мелкие мазки красок. Так пишет художник-живописец, это произведение живописи. А создается оно красками на бумаге, картине, холсте, дереве, даже на стенах храмов и обычных зданиях.

Художник-живописец пишет красками и приемов, способов работы ими очень много, они сложны и разнообразны, это целая наука. Но в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр.

Жанр - это несколько особенных признаков, присущих (принадлежащих) произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.

Давайте отправимся сейчас в путешествие в музей. Ребята, я буду вашим экскурсоводом, а вы - посетителями.

Чтобы нам попасть в музей,

Нужно взять своих друзей.

Скажем вместе, скажем дружно:

Нам в музей попасть всем нужно.

- В нашем музее выставлены репродукции картин, а настоящие картины находятся в Третьяковской галерее. Где она находится, ребята? (В Москве) Почему так называется? (Ее основал Павел Петрович Третьяков).

Посмотрите внимательно! В нашем музее находятся разные картины. Но есть в них что-то общее. Что же? (Они на сказочную тему, на былинную тему).

Обращается внимание детей на творчество В.М. Васнецова, рассказывается, что картина «Богатыри» соответствует сказочно-былинному жанру. Русские богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович) являются героями русского народа. Повествование об их подвигах содержится и в былинах. Так, прототипом написанного В.М. Васнецовым образа Ильи Муромца стал реальный человек, защищавший Русь.

В композиции картины «Богатыри» Илья Муромец занимает центральное место и представлен как могучий воин, сидящий на мощном коне с массивной металлической цепью. Сопутствующие образу детали (зоркий взгляд, острое копье, крепкий щит) подчеркивают готовность богатыря вступить в схватку с врагом Отечества.

Данную композицию дополняет образ сидящего справа на белом коне Добры-ни Никитича. В.М. Васнецов изобразил его величавым, подчеркнул благородство богатыря, в совершенстве владеющего чудесным мечом, славившегося умом, мужеством, красноречием. Образ Алеши Поповича, изображённого слева от Ильи Муромца на коричневом скакуне, завершает композицию картины. Хрупкое телосложение не мешает сыну ростовского священника проявлять героизм, прибегая к хитрости. В.М. Васнецов изображает Алешу с луком и стрелами, которые он держит в руках, и прикреплёнными к седлу коня гуслями. Известно, что Алеша Попович играл на этом инструменте, сопровождающем весь быт народа, богатырям.

Открываем накрытую полотном репродукцию с картины В.М. Васнецова «Гусляры». Рассказываем детям, что в

основе её сюжета сказка А.Н. Островского «Снегурочка», а в центре изображения - певцы-рассказчики Древней Руси.

Гусляры представлены в образах светловолосого юноши, мужчины среднего возраста и старца. В.М. Васнецов подчеркивает преемственность традиции величавого русского напева представителями разных поколений. Расположение героев (сидят на скамье внутри избы), движение рук (пальцы старательно перебирают струны), интерьер комнаты (позади полукруглый оконный проем без стекла) создают эффект свободно льющейся песни. Далее предложим детям послушать фрагмент песни «Что не три горы», обратим внимание детей на то, как музыка помогает услышать картину, а картина - увидеть музыку) [7].

После этого приглашаем детей в игровую зону и предлагаем поиграть в дидактическую игру «Испорченный телефон» (во время экскурсии играть можно дважды). В ходе игры стоящие в круге школьники шёпотом передают друг другу сказанное ближайшему ребенку педагогом имя героя, которое не должно измениться. Закончив игру, педагог с детьми возвращается к просмотру картин.

На занятии-экскурсии «Скоро сказка сказывается..» дети знакомятся и с другими репродукциями картин В.М. Васнецова - «Кащеем Бессмертным», «Садко в подводном царстве», «Ковер-самолет», «Снегурочка». Выступления педагогов-воспитателей чередуются с рассказами детей о знакомых картинах - «Иван-царевич и Серый Волк», «Аленушка».

Целесообразно поиграть в «музыкальную угадайку», послушав фрагмен-

ты музыки, и соотнести музыкальный образ с картиной (фрагменты музыкальных пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки» - «Баба-Яга», П.И. Чайковского «Времена года»). Затем детям нужно предложить нарисовать героев своих любимых сказок. В процессе беседы-занятия «Царевна-Лебедь» М. Врубеля дети вспоминают сказку А.С. Пушкина, фрагмент, в котором описана Царевна-Лебедь, рисуют по сюжету сказки. В беседе-занятии «Гуси-лебеди» пересказываем сюжет русской народной сказки, соотносим его с сюжетом картины, а также выбираем музыкальный фрагмент из прослушанных, который лучше других выражает настроение картины.

На всех занятиях детям предлагается «вслушаться» в картину, высказать свои мысли и переживания. В конце экскурсии педагог обобщает полученные дошкольниками знания о сюжетах, жанрах, смыслах картин, акцентирует внимание на понравившихся полотнах, формируя эстетический вкус детей.

Следует отметить, что в целом содержание искусствоведческих материалов было доступно и понятно детям, вызывало много положительных эмоций у детей. Ответы детей становились все более развернутыми, осознанными (дети рассуждали), эмоционально окрашенными. И хотя мы не ставили задачу в своем исследовании проследить влияние знакомства с живописью на качество детских рисунков, заметно, что многие дети переносили полученные знания в собственную изобразительную деятельность, рисунки стали более раз-

нообразными, расширилась палитра, интересней стало композиционное построение.

Проводимая на занятиях работа дополнялась рассматриванием репродукций вне занятий, дидактическими играми искусствоведческого характера.

Как показала опытно-экспериментальная работа, процесс ознакомления старших дошкольников с произведениями мифологического жанра живописи нельзя строить только на обучении его восприятию содержания картины или ее выразительных средств, умению видеть, что изображено в произведении, понимать, о чем картина. Важно, чтобы произведение искусства приобрело для ребенка личностный смысл, чтобы он мог показать свое отношение к произведению. Ознакомление с произведением живописи через сравнение позволило дошкольникам глубже вникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по-новому увидеть их.

Контрольный срез обнаружил, что в ЭГ наблюдалась заметная положительная динамика в основном за счет снижения количества детей, относящихся к уровню ниже среднего. Наблюдались и некоторые изменения в увеличении количества детей, имевших уровень выше среднего. В КГ также наблюдалась положительная динамика, хотя и не такая существенная, как в ЭГ, что дало основание считать экспериментальную работу эффективной, способствующей повышению качества работы по ознакомлению дошкольников с мифологическим жанром живописи.

Список литературы

1. Берсенева Л.С. Этнопедагогическая подготовка студентов педагогического колледжа к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Ярославль, 2002. - 20 с.

2. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. -№3. - С. 1-14.

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

4. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969. - 109 с.

Б. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

7. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие-экскурсия «В мире сказок и былин» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.maam.ru/detskiisad/-zaniatie-vekskursiia-v-mire-skazok-i-bvlin.html (дата обращения: 15.07.2021).

5. Чумичева Р.М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. - 1986. - №10. - С. 21-24.

9. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992. - 126 с.

References

1. Berseneva L.S. Etnopedagogicheskava podgotovka studentov pedagogicheskogo kolledzha k rabote s det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: avtoreferat dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. -YAroslavl', 2002. - 20 s.

2. Bondarevskaya E.V. Antikrizisnava napravlennost' sovremennogo vospitaniva // Pedagogika. 2007. - №3. - S. 1-14.

3. Doronova T.N. Priroda, iskusstvo i izobrazitel'nava devatel'nost' detej: metod. rekomendacii dlva vospitate-lej, rabotavushchih s det'mi 3-6 let po programme «Raduga». - M.: Prosveshchenie, 2004. - 160 s.

4. Zubareva N.M. Deti i izobrazitel'noe iskusstvo. - M., 1969. - 109 s.

Б. Kazakova T.G. Teoriva i metodika razvitiva detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlva studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nostyam «Doshkol'naya pedagogika i psihologiya», «Pedagogika i metodika doshkol'nogo obrazovaniya». - Moskva: VLADOS, 2006. - 255 s.

6. Nemenskij B.M. Mudrost' krasotv. - M.: Prosveshchenie, 1987. - 192 s.

7. Plan-konspekt zanyatiya (starshava gruppa) na temu: Zanvatie-ekskursiya «V mire skazok i bylin» [Elektronnvi resurs]. - URL: https://www.maam.ru/detskiisad/-zaniatie-vekskursiia-v-mire-skazok-i-bvlin.html (data obrashcheniva: 15.07.2021).

5. Chumicheva R.M. K voprosu o sinteze iskusstv v pedagogicheskom processe doshkol'nvh uchrezhdenij // Doshkol'noe vospitanie. - 1986. - №10. - S. 21-24.

9. Chumicheva R.M. Doshkol'nikam o zhivopisi. - M.: Prosveshchenie, 1992. - 126 s.

Для ссылки: Новикова Г.П., Лазарева М.В., Гречушкина Н.В. Педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями мифологического жанра живописи // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2021. -№4 (21). - С. 77-84.

DOI 10.24412/2541-9056-2021-4-77-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.