Научная статья на тему 'Культурологическое образование детей 3-7 лет в региональном контексте (на материале истории и искусства Вятского края)'

Культурологическое образование детей 3-7 лет в региональном контексте (на материале истории и искусства Вятского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ 3-7 ЛЕТ / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CULTURUROLOGICAL EDUCATION / ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH / REGIONALIZATION / 3AND 7-YEAR-OLD CHILDREN / PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Наталья Сергеевна

В статье раскрыты вопросы культурологического образования детей 3-7 лет в региональном контексте. Серьезное внимание уделяется организации этого процесса, так как он требует поэтапного формирования у детей указанного возраста начальных представлений об истории и различных видах искусства региона, интеграции и синтеза различных видов искусства, взаимосвязи восприятия видов искусства и детского продуктивного творчества, предоставления детям возможности использовать полученные представления в различных видах творчества, применения разнообразных форм и методов ознакомления детей с историей и искусством Вятского края. В статье отмечается, что региональная история и искусство содержат в себе колоссальную этническую энергию, естественным образом материализуют в себе национальную идею. Познание достижений родной истории и культуры является обязательным в нравственном и духовном развитии личности, региональная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL EDUCATION OF 3- AND 7-YEAR-OLD CHILDREN IN THE REGIONAL CONTEXT (ON THE MATERIAL OF THE HISTORY AND ART OF THE VYATKA REGION)

The article reveals the issues of culturological education of 3and 7-year-old children in the regional context; pays serious attention to the organization of this process, which requires step-by-step formation of basic knowledge about the history and different types of art in the region at those 3and 7-year-old children, and also some integration and synthesis of various types of art, both perception of art forms and children’s productive creativity, providing children the opportunity to embody the ideas in various forms, use of various forms and methods of acquaintance with the history and art of the Vyatka region. The article stresses that regional history and art contains colossal ethnic energy, naturally materializes the national idea. Learning the achievements of the native history and culture is an indispensable aspect in the moral and spiritual development of the person. The regional culture gives a specific flavor to the environment in which various educational institutions function

Текст научной работы на тему «Культурологическое образование детей 3-7 лет в региональном контексте (на материале истории и искусства Вятского края)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

.Q

УДК [37.036:745/749]-053.4(470.342)

Н. С. Александрова

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСТОРИИ И ИСКУССТВА ВЯТСКОГО КРАЯ)

Вятский государственный университет, г. Киров. Россия

Аннотация. В статье раскрыты вопросы культурологического образования детей 3-7 лет в региональном контексте. Серьезное внимание уделяется организации этого процесса, так как он требует поэтапного формирования у детей указанного возраста начальных представлений об истории и различных видах искусства региона, интеграции и синтеза различных видов искусства, взаимосвязи восприятия видов искусства и детского продуктивного творчества, предоставления детям возможности использовать полученные представления в различных видах творчества, применения разнообразных форм и методов ознакомления детей с историей и искусством Вятского края. В статье отмечается, что региональная история и искусство содержат в себе колоссальную этническую энергию, естественным образом материализуют в себе национальную идею. Познание достижений родной истории и культуры является обязательным в нравственном и духовном развитии личности, региональная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения.

Ключевые слова: культурологическое образование, этнопедагогический подход, регионализация, дети 3-7 лет, система дошкольного образования.

Актуальность исследуемой проблемы. Духовный потенциал личности определяется степенью ее приобщенности к национальным и региональным культурным традициям, ибо погоня за большим объемом знаний приводит к тому, что ребенок не успевает эмоционально воспринять их содержание и осмыслить как достояние собственной культуры. Вопросы культурологического образования детей дошкольного возраста четко обозначены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Имеющиеся технологии по эстетическому воспитанию не всегда дают положительный результат. Этот факт инициирует поиск учеными и практиками техноло-

© Александрова Н. С., 2018

Александрова Наталья Сергеевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Вятского государственного университета, г. Киров, Россия; e-mail: profaleksandrova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.05.2018

гий приобщения дошкольников прежде всего к региональному наследию. Целью данного исследования является научный анализ и обоснование возможных путей включения регионального контекста в процесс культурологического образования детей 3-7 лет.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической, психологической и искусствоведческой литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучен опыт этнопедагогизации образовательного процесса в системе дошкольного образования.

Результаты исследований и их обсуждение. Сегодня в связи с переосмыслением социокультурной ситуации в системе дошкольного образования возникла необходимость поиска путей культурологического образования детей 3-7 лет, обусловленная потребностью в поддержании и развитии прогрессивных традиций культурного достояния народа.

Продолжает оставаться актуальным вопрос об устранении ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой, о чем убедительно указано в исследованиях Н. Б. Крыловой [10]. Внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, способно изменить эту ситуацию. Следовательно, практика культурологического образования должна быть направлена на первоначальное понимание детьми духовно-нравственного наследия своего народа, что выражается в необходимости включения в содержание обучения материала по истории и искусству родного края и ознакомления с ним как необходимого условия развития этнокультурной личности ребенка.

Определение стратегии педагогических действий призвано содействовать нравственному воспитанию детей, их духовному обогащению, формированию у них национального самосознания, приобщению к истории края, его культурному наследию, а в целом - формированию эстетического отношения к действительности. Основная идея стратегии предполагает развитие личности ребенка 3-7 лет средствами региональной истории и искусства с нетрадиционной, ненасильственной методикой преподавания.

Гуманизация современного образования позволяет моделировать развитие личности на основе этнопедагогического подхода, обоснованного Ш. М.-Х. Арсалиевым [2], Г. Н. Волковым [6], В. Н. Ивановым [7], Т. Н. Петровой [11] и др. В основу моделирования положены следующие исходные положения:

- специальная подготовка педагогов для ведения кружковых и музейных занятий по истории и культуре;

- комплексный подход к разработке занятий по ознакомлению с историей края и местным искусством;

- историко-культурологический подход, позволяющий рассматривать историческую и искусствоведческую специфику местного искусства.

Эти исходные положения позволяют в процессе организации образовательного процесса раскрыть связь регионального искусства с другими областями познавательного пространства: детской литературой, фольклором, поэзией, театром и изобразительным искусством.

Культурологическое образование детей 3-7 лет, по нашему мнению, может строиться на следующих принципах ознакомления с историей и искусством родного края:

- единства типов культуры, воздействующих на ребенка;

- свободы выбора ребенком вида искусства через занятия в студии;

- преобладания бессловесного педагогического воздействия (своим внешним обликом, жестом, творчеством, примером);

- оценки того, что ребенком сделано успешно, а не того, что он не смог или не успел сделать;

- резервности и вариативности заданий в выборе образа и способа его изображения согласно возможностям детей;

- сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка, обеспечения соответствующих условий.

Трактовка культурологического образования должна учитывать основные принципиальные направления:

1) участие детей в художественном событии должно вызывать чувство радости, увлечения и желания создать свой неповторимый изобразительно-выразительный образ;

2) содержание художественных событий опирается на ближайшее социальное и природное окружение ребенка, национальные и народные традиции и обычаи, историю и достопримечательности родного края;

3) включение детей в разнообразное эстетическое творчество и всемерное развитие их творческих способностей в процессе художественных действий с формой, цветом, звуком, словом в конструировании, рисовании, лепке, дизайне и др.;

4) появление перед детьми звуков, цвета, движения, формы и т. д.

Способы понимания и реализации этих направлений заключаются в необходимости подбора и разработки наглядно-методического обеспечения (предметы регионального народного искусства, педагогические эскизы, дидактические игры, трафареты и силуэты дымковских игрушек, методические разработки занятий, музейных уроков, бесед, экскурсий, информационные карты и др.), предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации (галерея работ местных художников, музей дымковской игрушки, полочки красоты с предметами регионального искусства, эскизы архитектурных сооружений города и т. п.), методической и практической подготовленности педагога к проведению студийной работы по ознакомлению детей с историей и искусством региона, владения педагогом информационно-коммуникационными технологиями.

Конструктивный принцип как система путей решения выбранных направлений состоит в том, что обучение и развитие детей проводятся в виде игр-занятий, бесед, архитектурных и других экскурсий, музейных занятий, работы в мастерских, студиях, посещения музеев города, выставок, мастерских дымковской игрушки и т. п. Особое внимание уделяется проведению ежедневной индивидуальной работы с детьми в процессе самостоятельного творчества. В дошкольной образовательной организации создаются условия и организуются выставки, экспозиции, конкурсы и т. п. силами детей, родителей, педагогов. Особо нужно отметить последовательность конструирования образовательного материала: он построен от архитектуры до живописи, чтобы обеспечить максимальное усвоение детьми специфики истории и искусства Вятского края.

Архитектура. Целью преподавания этого вида искусства является развитие у детей эстетического восприятия различных типов сооружений, архитектурных комплексов города по законам красоты. Содержание раздела включает в себя усвоение языка архитектуры, то есть его художественных средств: формы и объема, ритма и масштаба, симметрии и функциональности [8]. Предусматривается ознакомление детей с историей города: улиц, некоторых архитектурных памятников - с целью узнавания и называния. При планировании занятий, экскурсий, бесед каждое архитектурное сооружение просматривается несколько раз (экскурсии, фотографии, слайды, чертежи и др.). При первоначальном знакомстве с архитектурным сооружением в занимательной форме детям рассказываются история сооружения, особенности создания постройки архитектором и выделяются следующие характеристики: назначение здания, геометрическая форма (кубическая, цилиндрическая и др.), масштаб по отношению к другим зданиям и человеку, расположение в пространстве (горизонтально, под углом к зрителю, ближе - дальше), цвет сооружения, его детали (окна, колонны, двери и др.), материал. При повторном знакомстве называются специфические элементы, присущие этому архитектурному сооружению, его функциональность. Например, при знакомстве детей с Трифоновым монастырем в их активный словарь вводятся термины барабан, купол, четверик, портал и др. Особое вни-

мание уделяется взаимосвязи архитектуры с окружающей природой, воспитанию любви к своему городу.

В свободное от занятий время проводятся игры по закреплению полученных представлений об архитектуре, например: «Угадай и назови», «Для чего архитектор построил это здание?», «Что здесь лишнее?», «Выбери дом, в котором ты хотел бы жить», «Опиши здание так, чтобы мы догадались» и др.

Примерный перечень архитектурных сооружений г. Кирова, рекомендуемых для ознакомления детей:

3-4 лет - фонтан и парковая архитектура (беседки, мостики, лестницы), мост;

5-6 лет - здание драмтеатра, цирк, два-три здания магазинов, здание филармонии, здания музеев;

6-7 лет - общественные здания городского и областного значения (гостиницы, банки, кафе, больницы, поликлиники, вокзалы, заводы), диорама, здания библиотек (им. А. С. Пушкина, им. А. И. Герцена), здания учебных заведений города и здание близлежащей школы, исторические памятники архитектуры (Трифонов монастырь, Александровский костел).

Тематика индивидуальных и подгрупповых бесед и экскурсий с детьми:

3-4 лет: «Давайте обойдем со всех сторон здание нашего детского сада», «За что я люблю свой детский сад», «Дом, в котором я живу», «Избушка для зверюшек» и др.;

4-5 лет: «Парк отдыха», «Как можно отдохнуть в парке», «Два берега одной реки», «Мой самый главный театр», «Цирковое представление», «Где и что можно купить?» и т. п.;

5-6 лет: «Духовой оркестр играет...», «История моего города и многое-многое другое» (с использованием иллюстраций) [3], [5], «Я поведу тебя в музей», «В каком здании можно жить?», «Без каких зданий не может быть большого города?» и т. д.;

6-7 лет: «Музейные кладези», «Ученье - свет», «Святое место моего города», «Куда ты пойдешь с гостями города», «Я пройдусь по любимому городу», «Здание, в котором работают мои родители», «Школа, в которой я хотел бы учиться» и т. п.

Декоративно-прикладное искусство. Целью преподавания этого вида искусства является формирование эстетического отношения к региональному декоративно-прикладному искусству. Содержание раздела по эстетическому восприятию произведений регионального декоративно-прикладного искусства предусматривает прежде всего ознакомление детей с дымковской игрушкой, капа-корнем, изделиями из бересты, кружевом и др. Вся работа строится на ознакомлении и развитии детского декоративного творчества (декоративная лепка, декоративная роспись, аппликация и бумагопластика).

Каждое произведение декоративно-прикладного искусства рассматривается несколько раз (беседы, занятия в музее, экскурсии, фотографии, слайды и др.). При первоначальном знакомстве с произведением [1], [4], [9] выделяются следующие его характеристики: название, утилитарное назначение, особенности орнамента, его связь с окружающей природой, расположение орнамента на предмете. При повторном знакомстве детям называются специфические характеристики, присущие этому декоративному произведению, и особенности авторского исполнения мастером предмета прикладного искусства. Кроме того, педагог заранее продумывает рассказ по истории всех предметов прикладного искусства. Особое внимание уделяется взаимосвязи материала произведения с окружающей природой края.

После каждого знакомства с изделиями прикладного искусства детям предлагается выразить свое отношение к увиденному через рисование, лепку, конструирование (бума-гопластику) и другие виды творчества. В свободное время с детьми проводятся игры по закреплению полученных представлений о декоративно-прикладном искусстве, например: «Угадай и назови», «Для чего сплели эти предметы?», «Что здесь лишнее?», «Выбери

игрушку, с которой ты хотел бы играть», «Опиши так, чтобы мы догадались», «Узнай предмет на ощупь», «Подбери шкатулки из дерева», «Праздник на селе», «Выбери кружево» и др.

Перечень произведений декоративно-прикладного искусства, рекомендуемых для ознакомления детей:

3-4 лет - дымковские игрушки (зайчик, петух, медведь, медведь с грибом, собачка, птичка, нянька и др., композиции с этими игрушками: коза и семь козлят, три медведя, птичий двор и др.);

4-5 лет - дымковские игрушки (дополнительно к названным - конюшок, конь-свистулька, разные виды барынь, утка с утятами, свинья и др., композиции «Гулянье», «Зимние развлечения» и др.), предметы из бересты;

5-6 лет - дымковские игрушки (свистульки 2-х и 3-хголовые, крестьянка, водоноска, кормилица, утица-крылатка, индюк и др., композиции «Скоморох верхом (на поросенке или козле)», «Карусель», «Чаепитие» и др.), деревянные матрешки, капа-корень, изделия из бересты, кружево;

6-7 лет - дымковские игрушки (петух, козел в штанишках, баран, олень-золотые рога и др., композиции на бытовые темы («У колодца», «Крестьянка с коровой»), исторические («Гусары», «Богатыри»), сказочные (Аленький цветочек», «Красная шапочка» и др.), барельефы по мотивам дымковской росписи), капа-корень, изделия из бересты, кружево.

Тематика индивидуальных и подгрупповых занятий по декоративной лепке:

- с детьми 3-4 лет: «Бусы», «Грибы», «Снеговик», «Угощение», «Зайчик», «Капуста», «Птичка-невеличка» и др.;

- в музее или студии с детьми 4-5 лет: «Шары для праздника», «Свистунья», «Дымковские деревья», «Сказочные цветы», «Зайчик», «Утица» и др.;

- с детьми 5-7 лет в мастерской или студии: «Дымковский цветок» (барельеф), «Веселая плясовая», «Зимние развлечения», «Барыня», «Дымковский индюк», «Лепим как мастера», «Моя любимая игрушка», «Цирк», «Храбрые воины», «За водою ключевою», «Праздники в Вятке» и др.

Тематика индивидуальных и подгрупповых занятий по декоративному рисованию:

- в музее, студии с детьми 4-5 лет: «Разноцветные игрушки», «Конь-свистулька», «Нарядная юбка барыни», «Дымковское ателье», «Утица-крылатка» и др.;

- в музее, мастерских с детьми 5-6 лет: «Ателье мод „Вятушка"», «Сказочная дымковская птица», «Кормилица», «Праздничное гулянье», «Кукарское кружево» и др.;

- в музее, студии, мастерских с детьми 6-7 лет: «Торговый ряд», «Сказочный конь», «Сражение воинов» и др.

Графика и живопись. Целью преподавания детям графики и элементов живописи Вятского края является формирование у них эстетического восприятия произведений регионального изобразительного искусства и развитие изобразительного творчества.

Предусматривается ознакомление детей со всеми видами графики (станковой, монументальной, книжной, газетно-журнальной, миниатюрной, театрально-декоративной живописью и др.) на региональном материале, что вызывает у них эстетические переживания и стремление подражать образам графики и живописи, выразительно передавать их в рисунке. Преподавание основных художественных средств графики и живописи включает обучение карандашному рисунку и технике граттаж, рисованию водяными красками (акварелью и гуашью).

При планировании работы по ознакомлению детей с графикой и живописью педагогу важно учесть, что каждое произведение просматривается несколько раз (беседы, занятия, музейные уроки, экскурсии и др.). При первоначальном знакомстве с произведением выделяются следующие его характеристики: название, фамилия и имя художника, выразительные средства (образ, цвет, композиция). При повторном знакомстве называются специфические характеристики, присущие произведению (жанр, перспектива, функци-

ональность и др.). Например, при рассматривании графики Ю. Васнецова детей знакомят с декоративными образами животных, спецификой их графического решения, вводят в их словарь следующие понятия: украшение, декор, русский костюм и др. Кроме того, воспитатель заранее продумывает рассказ о жизни этого художника-графика и по одной из иллюстраций его графического искусства. В свободное от занятий время детям предлагается выразить свое отношение к увиденному графическому образу через рисование.

Перечень произведений искусства, рекомендуемых для ознакомления детей 3-4 лет: графика Ю. Васнецова; 4-5 лет: графика Е. Чарушина; 5-6 лет: графика и живопись П. Вершигорова, В. Вострикова, Г. Вопилова, Т. Дедовой, С. Горбачева, А. Нечаева и др. (на выбор педагога); 6-7 лет: А. и В. Васнецовых, А. Рылова, С. Мезенцевой, В. Подшива-ловой, И. Шишкина, А. и И. Широковых и др. (также на выбор педагога).

Тематика бесед и занятий:

в музее, мастерских с детьми 3-4 лет: «В гостях у сказки», «Котя, котенька, коток», «Заинька-зайка», «Кто где живет?», «Волшебная сказка» и др.;

4-5 лет: «Мой любимый зверек», «Пушистик», «Птицы лесов и полей», «Кто где живет?» и др.;

5-7 лет: «Наш город в графике», «Мои знакомые места», «Городская архитектура в рисунке», «Любимые вятские пейзажи» и др.

Резюме. Таким образом, теоретическое исследование показало, что характерной чертой нашего времени стало возрождение региональной культуры народов, традиций народной педагогики и динамичный рост этнического самосознания. Поэтому на первый план прежде всего выдвинулись задачи такого построения образовательно-воспитательного процесса, которое обеспечивает культурологическое образование детей 3-7 лет, полноценное формирование у них национального самосознания. Культурологическое образование с применением регионального материала по истории и искусству содействует становлению личности дошкольника как патриота малой родины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова И. С. Феномен народной игрушки. Художественно-эстетическое образование детей средствами народной игрушки // Педагогика. Общество. Право. - 2016. - № 2(18). - С. 4-11.

2. Арсалиев Ш. М.-Х. Методология современной этнопедагогики. - М. : Гелиос АРВ, 2013. - 320 с.

3. Берова И. В. Прогулки по старой Вятке. - Киров : Миньон ВМП «Авитек», 1995. - 57 с.

4. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. - JI. : Художник РСФСР, 1975. - 367 с.

5. Виды старойВяткив рисунках Татьяны Дедовой. -Киров : Маури-Принт, 1996. - 16 с.

6. Волков Г. И. Этнопедагогика. -М. : Академия, 1999. - 168 с.

7. Иванов В. И. Элитарная школа в национальной системе образования: становление, развитие, прогнозирование : автореф. ... дис. д-рапед. наук : 13.00.01. - Чебоксары, 1999. - 32 с.

8. Иванова С. В. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания детей (подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - С. 34-38.

9. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творчество : программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. -М. : Педагогическое общество России, 2005. - 67 с.

10. Крылова И. Б. Культурология образования. -М. : Народное образование, 2000. -272 с.

11. Петрова Т. И. Основные положения развития этнопедагогики как науки в условиях новой парадигмы образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 2(94). - С. 103-110.

UDC [37.036:745/749]-053.4(470.342)

N. S. Aleksandrova

CULTURAL EDUCATION OF 3- AND 7-YEAR-OLD CHILDREN IN THE REGIONAL CONTEXT (ON THE MATERIAL OF THE HISTORY AND ART

OF THE VYATKA REGION)

Vyatka State University, Kirov, Russia

Abstract. The article reveals the issues of culturological education of 3- and 7-year-old children in the regional context; pays serious attention to the organization of this process, which requires step-by-step formation of basic knowledge about the history and different types of art in the region at those 3- and 7-year-old children, and also some integration and synthesis of various types of art, both perception of art forms and children's productive creativity, providing children the opportunity to embody the ideas in various forms, use of various forms and methods of acquaintance with the history and art of the Vyatka region. The article stresses that regional history and art contains colossal ethnic energy, naturally materializes the national idea. Learning the achievements of the native history and culture is an indispensable aspect in the moral and spiritual development of the person. The regional culture gives a specific flavor to the environment in which various educational institutions function.

Keywords: cultururological education, ethnopedagogical approach, regionalization, 3- and 7-year-old children, preschool education system.

REFERENCES

1. Aleksandrova N. S. Fenomen narodnoj igrushki. Khudozhestvenno-esteticheskoe obrazovanie detej sredstvami narodnoj igrushki //Pedagogika. Obshhestvo. Pravo. -2016. -№ 2(18). - S. 4-11.

2. Arsaliev Sh. M.-Kh. Metodologiya sovremennoj etnopedagogiki. -M. : GeliosARV, 2013. -320 s.

3. Berova I. V. Progulki po staroj Vyatke. - Kirov : Min'on VMP «Avitek», 1995. - 57 s.

4. Boguslavskaya I. Ya. Dymkovskaya igrushka. - L. : Khudozhnik RSFSR, 1975. - 367 s.

5. Vidy staroj Vyatki v risunkakh Tat'yany Dedovoj. - Kirov : Mauri-Print, 1996. - 16 s.

6. Volkov G. N. Etnopedagogika. -M. : Akademiya, 1999. - 168 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ivanov V. N. Elitarnaya shkola v nacional'noj sisteme obrazovaniya: stanovlenie, razvitie, prognoziro-vanie : avtoref. ... dis. d-raped. nauk : 13.00.01. - Cheboksary, 1999. - 32 s.

8. Ivanovo S. V Shedevry arkhitektury kak sredstvo khudozhestvennogo vospitaniya detej (podgotovi-tel'naya grappa) // Doshkol'noe vospitanie. - 2001. - № 6. - S. 34-38.

9. Komarova T. S., Antonova A. V, Zacepina M. B. Krasota. Radost'. Tvorchestvo : programma estetiche-skogo vospitaniya detej 2-7 let. - M. : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2005. - 67 s.

10. Krylova N. B. Kul'turologiya obrazovaniya. - M. : Narodnoe obrazovanie, 2000. - 272 s.

11. Petrova T. N. Osnovnye polozheniya razvitiya etnopedagogiki kak nauki v usloviyakh novoj paradigmy obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2017.-№ 2(94).-S. 103-110.

© Aleksandrova N. S., 2018

Aleksandrova, Natalya Sergeevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia; e-mail: profaleksandrova@yandex.ru

The article was contributed on May 07, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.