Научная статья на тему 'Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)»'

Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
474
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ВЫШИВКА. / ВЯТСКАЯ МАТРЕШКА / ВЯТСКОЕ КРУЖЕВО / ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА / ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ / КАПОКОРЕШКОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ / ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛЫКА И БЕРЕСТЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА / COMMUNICATIVE LEARNING ACTIVITIES / OBJECTIVE RESULTS OF EDUCATION / ART CERAMIC / ART METAL WORK / BAST AND BIRCH BARK WEAVING / COGNITIVE / DYMKOVO TOY / INLAY STRIPS / PERSONAL / REGULATORY / VYATKA EMBROIDERY / VYATKA LACE / VYATKA MATRYOSHKA / WOOD CARV-ING / WOOD PAINTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шихалеева Татьяна Сергеевна

В статье на примере учебного занятия по курсу «Искусство Вятского края. 5–8-й класс» демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся через знакомство со смысловыми, эстетическими, личностно значимыми ценностями художественной культуры Вятского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 6th Form Lesson “Formation of Artistic Knowledge of Techniques and Colours of Vyatka Painting (Vyatka Box Painting)”

The article demonstrates the technology of forming students’ regional identity through acquaintance with semantic, aesthetic, personally significant values of artistic culture of the Vyatka region. It takes the lesson on the course "The Art of the Vyatka region: forms 5-8" as an example of using this technology.

Текст научной работы на тему «Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)»»

КОНЦЕПТ

Шихалеева Т. С. Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)» // Концепт. - 2015. -

научно-методический 9Мктрсшшй Сп^^.^и^Ое5?^- -ГоС . рГэУК

ART 75062 УДК 371 фс 77-49965. - issn 2304-120X.

Шихалеева Татьяна Сергеевна,

учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры МОАУ

«Гимназия имени Александра Грина», г. Киров

[email protected]

Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)»

Аннотация. В статье на примере учебного занятия по курсу «(Искусство Вятского края. 5-8-й класс» демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся через знакомство со смысловыми, эстетическими, лич-ностно значимыми ценностями художественной культуры Вятского края. Ключевые слова: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия; предметные результаты обучения, дымковская игрушка, вятская матрешка, капокорешковый промысел, вятское кружево, плетение из лыка и бересты, художественная керамика, роспись по дереву, резьба по дереву, инкрустация соломкой, художественная обработка металла, вятская вышивка. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Тема учебного занятия: «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи» (вятская сундучная роспись. 6-й класс)

Тип учебного занятия: комбинированный.

Общедидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и применения ее в новой учебной ситуации

Задачи урока:

Образовательная: способствовать формированию представления о сундучном промысле на Вятке; художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской сундучной росписи.

Развивающая: способствовать обучению практических умений технике росписи в вятских традициях по дереву.

Воспитательная: подвести учеников к пониманию того, что культура вятских промыслов - часть культуры русского народа.

Формы учебной деятельности: зрительское восприятие произведений декоративно-прикладного искусства и художественное творчество посредством овладения художественными материалами и техниками.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы и приемы: обучение через деятельность; рассказ учителя на этапе изучения нового материала о сундучном промысле на Вятке, традициях вятской сундучной росписи; диалог на этапах актуализации и целеполагания, рассказ ученика, демонстрация приёмов работы, самостоятельная практическая работа по росписи разделочной доски; вводный и текущий инструктаж; сотворчество учителя и ученика, проживание художественного образа в форме художественных действий.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование активного отношения к традициям художественной культуры

г« ^ г«

КОНЦЕПТ

Шихалеева Т. С. Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)» // Концепт. - 2015. -

научно-методический э^ронньи! ЩРно, -ГоС . рГэУК

ART 75062 УДК 371 фс 77-49965. - issn 2304-120X.

Вятского края как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в художественно-творческой деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить полученные результаты и способы действий с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять причины успеха/неуспеха решения учебной задачи, анализировать допущенные ошибки.

Познавательные:

- умение определять понятия, выделять существенные признаки понятий;

- умение владеть логическими действиями: сравнения, анализа, обобщения, аналогии.

Коммуникативные:

- умение владеть диалогической формой коммуникации, аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

- приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве;

- приобретение опыта работы с различными художественными материалами (гушью) в технике вятской сундучной росписи.

Оборудование:

- для учителя: мультимедийная система, выставка изделий народных промыслов России, оформленный стенд с рисунками ребят, образцы росписи;

- для учащихся: разделочные доски, краски, кисти, ватные палочки, баночки для воды, карандаши.

Содержание этапов урока

1) Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на наших Гостей, поприветствуйте их кивком головы. Проверьте готовность к уроку на вашей парте. Садитесь.

2) Актуализация

Наш урок мы проведём сегодня в форме «Устного журнала», страничку за страничкой которого будем открывать по ходу урока.

Земля русская испокон веков славится удивительными мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Народные художественные промыслы являются общепризнанным вкладом России в мировую культурную сокровищницу, уникальным пластом отечественной культуры, духовным наследием российского общества. Каждая область, каждый край нашей многонациональной страны привносит свою частичку в культурную копилку. Итак, давайте откроем первую страничку нашего журнала, которая так и называется - «Народные промыслы России» и вспомним их.

Гжель - народный керамический промысел. Эта знаменитая необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы.

КОНЦЕПТ

Шихалеева Т. С. Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)» // Концепт. - 2015. -

иоучио-методическии 9Мктрсшшй СtПЖУoCnKceN№t.?u2/2-lA/R7T507е520.еh2m- -ГоС . рГэУК

ART 75062 УДК 371 фс 77-49965. - issn 2304-120X.

Хохлома подарила нам искусство росписи красками по дереву. В городе Семенове, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома».

Городецкая роспись по дереву

Традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине XIX века в деревнях по реке Узоле в окрестностях города Городца Нижегородской области.

Жостовские подносы

В селе Жостово Московской области расписывают цветочными букетами металлические подносы.

Филимоновская игрушка

Яркая эмоциональная слегка вытянутая игрушка из глины зародилась в селе Филимоново Тульской области.

Каргопольская игрушка

Родиной этих приземистых немного смешных народных игрушек из глины является Русский север - Каргопольский район Архангельской области.

Палехская миниатюра.

Палех - центр лаковой миниатюрной живописи, расположенный возле города Иваново.

Это все промыслы других областей.

А чем знаменита наша Вятская земля, издавна славившаяся своими умельцами?

Давайте откроем вторую страничку нашего журнала под названием «Народные промыслы Вятского края» и назовём их:

Дымковская игрушка.

Вятская матрёшка.

Капокорешковый промысел.

Вятское кружево.

Плетение из лыка и берёсты.

Художественная керамика.

Роспись по дереву.

Резьба по дереву.

Инкрустация соломкой.

Художественная обработка металла.

Вятская вышивка и многие другие.

Посмотрите, какое наследие нам оставили предки! Нам по праву есть чем гордиться!

Изделия вятских мастеров всегда отличались гармонией выдумки, пользы и красоты. Материал для творчества искали в природе. А поскольку Вятка - край лесной, то неудивительно, что большая часть народных промыслов была связана с деревообработкой. Ремесленники занимались изготовлением мебели, посуды, игрушек, прялок, сундуков и всё это делалось из дерева.

3) Целеполагание

И именно с сундучным промыслом, незаслуженно забытым и утраченным в наши дни, с традиционной сундучной росписью мне бы хотелось вас сегодня познакомить.

Открываем третью страничку нашего журнала под названием «ВЯТСКИЙ СУНДУК - СВИДЕТЕЛЬ УГАСАЮЩИХ ТРАДИЦИЙ».

пи Q /V»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75062 УДК 371

Шихалеева Т. С. Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75062. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75062.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ВЯТСКИЙ СУНДУК - СВИДЕТЕЛЬ УГАСАЮЩИХ ТРАДИ ЦИЙ

Попробуем сформулировать тему нашего занятия, которую нам может подсказать название третьей страницы журнала (Вятская сундучная роспись). Речь пойдет о сундуке и о его росписи. А какой же будет цель нашего занятия?

Дети определяют цель занятия, учитель корректирует._

4) Основной этап урока

А все ли знают, что такое СУНДУК?

Справка: (рассказ ученика)

«Сундук (от тюркского сандык) - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук как предмет крестьянского обихода можно увидеть в русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях».

Сейчас мы ими практически не пользуемся, а в XVШ-XIX веках сундуки были необходимой мебелью для русского крестьянского быта. Их числом измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений [2], на больших сундуках спали.

К концу XIX века на Вятских базарах пестрели яркой росписью огромное количество сундуков. Благодаря особому производству, сундуки были вне конкуренции по своей дешевизне. Их увозили на продажу в другие губернии и даже в Иран. Изделия вятских сундучников показывали на всероссийских выставках, где они получали заслуженные награды [1].

На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки возрос, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями - «укладками», наподобие матрёшек вставляющимися один в другой по 5-6 сундуков [1].

Форма сундуков с самого начала производства почти не изменялась, лишь только крышки по требованию городских покупателей иногда делали прямыми, а не выпуклыми.

ГУ r\J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75062 УДК 371

Шихалеева Т. С. Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75062. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75062.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Изготовлением сундуков занимались крестьяне в зимнее, свободное от полевых работ время. Окраску и роспись производили не всегда сами сундучники, в больших семьях этим чаще занимались женщины и подростки [1].

Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку [1].

При окраске вместо кистей употребляли заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы - деревянные палочки длиной 18 см, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров [1].

Практически во всех сундуках складывается определенная композиционная схема расположения росписи.

Чеканы — деревянные палочки длиной 18 см, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров.

ВЯТСКАЯ СУНДУЧНАЯ РОСПИСЬ

С помощью линейки и циркуля мастера намечали на сундуке тонкими линиями членения композиции. Например, широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два равных квадрата, углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветом. Когда краски просыхали, желтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры. Каждый расписчик проявлял здесь свои художественные способности, умение чувствовать силуэт, ритм, цвет, пропорции.

PU г М

Шихалеева Т. С. Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)» // Концепт. - 2015. -

СНрУ/Ыпуспс^ .ш/2-1^75062. ei2m- -ТЬс. рГэУК

ART 75062 УДК 371 фс 77-49965. - issn 2304-120X.

Каждый сундук имел свой характер: то живописно-эмоциональный, то графически-строгий [2].

Посмотрите (слайд), какой красивый сундук можно увидеть в нашей Приказной избе! Обратите внимание - характерная цветовая гамма, точечная роспись, округлая крышка - настоящий вятский сундук!

К сожалению, в начале ХХ века сундук убрали подальше с глаз, заменив на шкафы-шифоньеры. Но в 1970-1980-х годах, когда в стране возник интерес к различным традиционным промыслам, сундучный промысел на Вятке получил новое развитие [2]. Переходим к четвертой страничке нашего журнала, которую я назвала «Новая жизнь» вятской сундучной росписи».

Фабрика «Идеал», а затем объединение «Умелец» начинают возрождать форму и роспись вятских сундуков. Только размер их уменьшается в несколько раз, и роспись становится изящнее и тоньше.

Художники потратили немало сил на разработку вариантов вятской сундучной росписи, распространив ее не только на различные формы сундучков, шкатулок и ларцов, но и на разделочные доски, сиденья табуретов [2].

Так вновь вернулись к нам традиционные вятские сундуки, лишь слегка поменяв свое обличье. Говорят, что и сегодня еще есть умельцы, которые могут под заказ сделать большой сундук. Хочется верить, что история вятского сундука с кистевой и точечной росписью еще не закончилась... [2]

И мы с вами можем принять в этом важном деле непосредственное участие. Давайте украсим вятской сундучной росписью разделочную доску, ведь так интересно всё попробовать, а тем более выполнить своими руками, прикоснувшись к истории родного края. Вместо чеканов мы будем использовать ватные палочки, которыми очень удобно наносить точечный узор.

Алгоритм росписи разделочной доски:

1) Выбор сюжета (геометрический или растительный орнамент).

2) Композиционное решение (основной мотив разместить в центре, сделать рамку, заполнить углы).

3) Разметка рисунка карандашом.

4) Работа красками:

а) продумать цветовую гамму (вспомните, какова цветовая гамма вятских мастеров?);

КОНЦЕПТ

Шихалеева Т. С. Учебное занятие для 6-го класса «Формирование художественных знаний о технике исполнения и цветовой гамме вятской росписи (вятская сундучная роспись)» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 02. - ART 75062. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75062.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75062 УДК 371

б) заполнить цветом крупные элементы;

в) нанести точечный узор, дуги, капельки (приём «примакивание»).

5) Демонстрация приёмов работы

6) Самостоятельная практическая работа. Роспись разделочной доски

Звучит народная музыка.

7) Подведение итогов работы

А сейчас давайте устроим выставку-экспромт, вернисаж ваших творческих работ. Посмотрите, какая красота!

Наша цель, поставленная в начале урока, выполнена?

Познакомились мы с техникой исполнения росписи? Узнали цветовую гамму вятской сундучной росписи? Получилось у нас возродить вятскую сундучную роспись, подарить ей новую жизнь? (ответы детей).

Давайте не будем забывать народные промыслы. Ведь благодаря им, мы знаем историю своего края, своего народа, между нами и предками осуществляется духовная связь, которая так необходима для воспитания гармонично развитого человека. Это культурное наследие, оставленное нам предками, мы обязаны беречь, приумножать и передавать следующим поколениям!

8) Рефлексия (оценочная)

Оцените, чья работа соответствует традициям сундучной вятской росписи? (отзывы ребят).

Сегодня вы очень хорошо поработали! Всем большое спасибо! Домашнее задание: завершить роспись разделочной доски.

Ссылки на источники

1. Барадулин В. А. и др. Основы художественного ремесла. Ч. 2. - М.: Просвещение,1987. - 272 с.

2. Менчикова Н. Вятский сундук - свидетель угасающих традиций // Культурная среда в Кирове. -2010. - Вып. № 3(11) март. - URL: http://ksgazeta.ru/kultura/vcentre/39-narodnoe-iskusstvo.html, свободный.

Tatiana Shihaleeva,

Teacher of Art, Alexander Grin gymnasium, Kirov [email protected]

The 6th Form Lesson "Formation of Artistic Knowledge of Techniques and Colours of Vyatka Painting (Vyatka Box Painting)"

Abstract. The article demonstrates the technology of forming students' regional identity through acquaintance with semantic, aesthetic, personally significant values of artistic culture of the Vyatka region. It takes the lesson on the course "The Art of the Vyatka region: forms 5-8" as an example of using this technology.

Key words: personal, regulatory, cognitive, communicative learning activities; objective results of education, Dymkovo toy, Vyatka matryoshka, Vyatka lace, bast and birch bark weaving, art ceramic, wood painting, wood carving, inlay strips, art metal work, Vyatka embroidery.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «(Вятский государственный гуманитарный университет»

(Vi "7 «j

9772304120159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.