Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕЙЗАЖЕ КАК ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕЙЗАЖЕ КАК ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / ЖИВОПИСЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

В статье рассматриваются особенности формирования представлений о пейзаже как жанре живописи у детей шестого года жизни посредством образовательных ситуаций. Раскрыты возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, их способности к эмоциональному восприятию художественных произведений, умение выделять средства художественной выразительности и видеть прекрасное в изображаемых объектах окружающей действительности. Указаны различные позиции исследователей на становление личности дошкольников, формирование их эстетических взглядов в процессе ознакомления с произведениями живописи. Перечислены различные виды деятельности, используемые в педагогической практике работы с дошкольниками. Выделена образовательная ситуация, как одна из форм совместной деятельности педагога с детьми. Представлена классификация образовательных ситуаций, которые можно использовать в процессе формирования представлений о пейзаже как жанре живописи. Описаны критерии, показатели и уровни сформированности представлений о пейзаже как жанре живописи у детей старшего дошкольного возраста. Подобран диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности представлений о пейзаже, как жанре живописи. Показаны итоговые результаты констатирующего среза экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS ABOUT LANDSCAPE AS A GENRE OF PAINTING IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE THROUGH EDUCATIONAL SITUATIONS

The article examines the features of the formation of ideas about the landscape as a genre of painting in children of the sixth year of life through educational situations. The article reveals the age characteristics of older preschool children, their ability to emotionally perceive works of art, the ability to highlight the means of artistic expression and see the beauty in the depicted objects of the surrounding reality. The different positions of researchers on the formation of the personality of preschoolers, the formation of their aesthetic views in the process of acquaintance with the works of painting are indicated. The various types of activities used in the pedagogical practice of working with preschoolers are listed. The educational situation is highlighted as one of the forms of joint activity of a teacher with children. The classification of educational situations that can be used in the formation of ideas about the landscape as a genre of painting is presented. Criteria, indicators and levels of formation of ideas about the landscape as a genre of painting in older preschool children are described. A diagnostic toolkit was selected to study the level of formation of ideas about the landscape as a genre of painting. The final results of the ascertaining section of the experimental study are shown.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕЙЗАЖЕ КАК ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»

социальной реальности выступает как механизм подъема студентов через этап познавательной самостоятельности, активности и интеграции в мир интеллектуальных ценностей.

Выводы. В процессе вузовской подготовки научно-исследовательская деятельность студентов художественной специальности обеспечивает накопление систематических междисциплинарных знаний и представлений о социальных явлениях, общественных отношениях; стремление активно входить в сферу научной жизни; приобретение навыков достижения результатов научно-технического прогресса в образовании и социальной практике; личностную самореализацию и установление наилучшей траектории профессионального и личностного саморазвития.

Следует также отметить, что участие студентов художественной специальности в научно-исследовательской деятельности вуза определяет его активную роль как субъекта познавательного процесса и способствует формированию у студентов таких качеств как исследовательская инициатива, профессиональная и академическая мобильность, необходимые для оптимального присутствия в информационном обществе. Наконец, следует отметить, что плановая модернизация российского общества не может быть осуществлена без современной, интеллигентной, творчески мыслящей интеллигенции, реализующей свой потенциал во всех сферах общественной и государственной деятельности.

Литература:

1. Афонченко Л.Ф. Формирование готовности у студентов вуза искусств и культуры к профессиональной педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Воронеж, 2002. 24 с.

2. Горлова И.И. Художественная культура и художественное образование. - Краснодар, 2017

3. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование // М.: ИНФРА-М, 2017.

4. Карпов А.В. Психологическая структура профессиональной деятельности // Психология труда: учебник для вузов / Под ред. А.В. Карпова. - М.: Владос-Пресс, 2015.

5. Мудрость воспитания: книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. - 304 с.

6. Ромащук А.Н. Подтверждать, опровергать или сопоставлять // Высшее образование в России. 2018. № 8/9. - С. 129-134.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. М., 2016.

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕЙЗАЖЕ КАК ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования представлений о пейзаже как жанре живописи у детей шестого года жизни посредством образовательных ситуаций. Раскрыты возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, их способности к эмоциональному восприятию художественных произведений, умение выделять средства художественной выразительности и видеть прекрасное в изображаемых объектах окружающей действительности. Указаны различные позиции исследователей на становление личности дошкольников, формирование их эстетических взглядов в процессе ознакомления с произведениями живописи. Перечислены различные виды деятельности, используемые в педагогической практике работы с дошкольниками. Выделена образовательная ситуация, как одна из форм совместной деятельности педагога с детьми. Представлена классификация образовательных ситуаций, которые можно использовать в процессе формирования представлений о пейзаже как жанре живописи. Описаны критерии, показатели и уровни сформированности представлений о пейзаже как жанре живописи у детей старшего дошкольного возраста. Подобран диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности представлений о пейзаже, как жанре живописи. Показаны итоговые результаты констатирующего среза экспериментального исследования.

Ключевые слова: пейзаж, живопись, формирование, образовательная ситуация, дети старшего дошкольного возраста, эмоциональное восприятие.

Annotation. The article examines the features of the formation of ideas about the landscape as a genre of painting in children of the sixth year of life through educational situations. The article reveals the age characteristics of older preschool children, their ability to emotionally perceive works of art, the ability to highlight the means of artistic expression and see the beauty in the depicted objects of the surrounding reality. The different positions of researchers on the formation of the personality of preschoolers, the formation of their aesthetic views in the process of acquaintance with the works of painting are indicated. The various types of activities used in the pedagogical practice of working with preschoolers are listed. The educational situation is highlighted as one of the forms of joint activity of a teacher with children. The classification of educational situations that can be used in the formation of ideas about the landscape as a genre of painting is presented. Criteria, indicators and levels of formation of ideas about the landscape as a genre of painting in older preschool children are described. A diagnostic toolkit was selected to study the level of formation of ideas about the landscape as a genre of painting. The final results of the ascertaining section of the experimental study are shown.

Keywords: landscape, painting, formation, educational situation, senior preschool children, emotional perception.

Введение. В отечественной педагогике методика художественно-эстетического развития появилась с конца XIX - начала ХХ века. На современном этапе направление художественно-эстетического развития характеризуется тем, что оно направленно на ознакомление с миром искусства, творчества и культуры.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены следующие задачи по художественно-эстетическому развитию: развитие предпосылок ценностно-смыслового

восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Над вопросом восприятия и ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями живописи занимались исследованием Н.М. Зубарева [1], Т.С. Комарова [3], Н.А. Курочкина [5], С.Г. Маслова [6], С.В. Погодина [7], Р.М. Чумичева [8].

Цель данной статьи - рассмотреть проблему формирование представлений о пейзаже как жанре живописи у детей шестого года жизни посредством образовательных ситуаций.

Изложение основного материала статьи. На шестом году жизни наблюдается изменения в физическом и психологическом развитии ребенка. У него развивается словесно-смысловая память, увеличивается объем сохраняемой информации, воображение начинает становиться произвольным. Также наблюдается изменения в мышлении детей данного возраста. Оно уже опирается на представления. Данный процесс способствует развитию наглядно-образного мышления.

Однако перечисленные нами изменения в развитие ребенка не могут быть полноценными за счет достижения им возраста 5-6 лет. Для полноценного развития личности ребенка ему требуется помощь, которая будет отражаться в обогащении жизненного опыта новыми знаниями.

В исследованиях Курочкиной Н.А. отмечено, что знакомство с пейзажной живописью начинается на пятом году жизни. Это связанно с тем, что дети представленного возраста способны к эмоциональному восприятию произведений, так как это связанно с их собственным жизненным опытом. Дошкольники, рассматривая картины, могут выделять средства художественной выразительности, видеть красоту изображенных объектов и явлений. Так же работа по ознакомлению с пейзажной живописью продолжается и на шестом году жизни [5].

Исследования Чумичевой Р.М. раскрывают важность ознакомления детей с живописью. Она является незаменимым средством, благодаря которому формируется эстетические взгляды. Данный процесс способствует формированию личности ребенка [5]. Роль живопись занимает в психическом развитии дошкольников. Ознакомление с произведениями живописи способствует развитию мышления, воображения и памяти.

В программе по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду «В мире прекрасного» Маслова С.Г. представлена важность ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Она говорит о том, что данный процесс способствует развитию психофизических качеств ребенка [6].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная деятельность является процессом организации обучению детей дошкольного возраста. В данный процесс входят такие виды детской деятельности, как: игровая, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, чтение, художественно-изобразительная, продуктивная.

Образовательная ситуация - это форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогам с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности. Она может быть выделена в качестве основной единицы педагогического процесса [8].

Классификацию комплексных образовательных ситуаций дали Л.М. Кларина и З.А.Михайлова [2] на основе характера детской деятельности. В нее входят следующие ситуации:

- объяснительно-иллюстративные, применяемые для погружения в непосредственную образовательную деятельность;

- проблемные, стимулирующие совместный со взрослыми поиск решений проблем;

- репродуктивные, для реализации которых, детям демонстрируется опыт, подлежащий усвоению и воспроизведению;

- эвритические, способствующие самостоятельному решению проблем;

- игровые, в ходе которых, полученные представления переносятся в условия игры;

- исследовательские (поисковые), в ходе которых формулируется проблема, обсуждаются гипотезы и способы решения проблемы;

- коммуникативно-диалоговые, в ходе которых выдвигаются, обосновываются и обсуждаются идеи решения проблемы, сопоставляются имеющие точки зрения и проводится рефлексия.

На протяжении всего образовательного процесса проводятся образовательные ситуации. Структура данных ситуаций зависит и видоизменяется от целей и задач, которые ставит перед собой педагог, организуя их.

По работе с ознакомлением детей дошкольного возраста с определенной темой, образовательные ситуации применяются в комплексной работе. Данный процесс реализует принцип интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Использование комплексных образовательных ситуаций (занятия, придумывание сказок и рассказов по сюжету картины, упражнения, беседы, игры) будет способствовать эффективному ознакомлению детей с произведениями живописи в жанре пейзаж.

В своих исследования Зубарева Н.М. [1] рекомендует при знакомстве с пейзажем как жанром живописи использовать такие комплексные образовательные ситуации, как беседы об искусстве и игровые ситуации, которые помогают дошкольникам сравнивать и узнавать по художественной выразительности художественные образы. Также при проведении данных ситуаций педагог рекомендует использовать музыкальное сопровождение, поэзию и прозу для лучшего восприятия детьми пейзажной живописи.

Для выделения критериев и показателей изучения сформированности представлений о пейзаже как жанре живописи у детей шестого года жизни, были проанализированы программные задачи в данном направлении.

Диагностика - это неотъемлемый компонент педагогической деятельности, так как осуществление процессов обучения и восприятия требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Она является эффективным методом для изучения представлений о пейзаже как жанре живописи у детей шестого года

жизни. В начале данного исследования проводится констатирующий эксперимент с целью изучения уровней сформированности представлений о пейзаже.

При проведении исследования применялась индивидуальная форма работы с детьми. Обследование состояло из четырех заданий. Содержание каждой ситуации было направленно на выявление уровня знаний детей шестого года жизни о живописи и ее жанрах, средствах выразительности, используемых в произведении и пониманию сюжета картин.

Для выполнения представленных детям заданий использовались уточняющие вопросы, которые были направлены на четкое определение объема и полноты сформированности у детей шестого года жизни представлений о живописи и ее жанре пейзаж.

Определены критерии и показатели сформированности у детей шестого года жизни представлений о живописи и ее жанре пейзаж: когнитивный (представления детей о пейзаже как жанре живописи; понимание средств художественной выразительности (цвет, композицию, выбор фона под предметы); операционный (понимание основного содержания рассматриваемой картины; понимание детьми особенностей построения картины в жанре живописи пейзаж), а также были выделены уровни (высокий, средний, низкий).

На констатирующим этапе к критериям и показателям были предложены диагностические задании, которые были направлены на изучения уровня сформированности представлений о пейзаже, как жанре живописи. Критерии и показатель нашего исследования были адаптированы под наше исследование на основе исследований Е.Л. Трусовой. Рассмотрена классификация показателей уровней представлений дошкольников о произведениях живописи. При опросе детей использовалась игровая форма. Детям предлагалось помочь кукле Ариэль подготовить экскурсию. Для этого они должны были выполнить данные им задания: «определение пейзажа среди представленных жанров живописи»; «понимание сюжета картины в жанре пейзаж»; «знания средств художественной выразительности»; «понимание детьми особенностей построения картины в жанре живописи пейзаж».

По результатам проведенной проблемной ситуации были определены следующие уровни сформированности представлений о пейзаже, как жанре живописи у детей шестого года жизни.

Рисунок 1. Результаты уровня сформированности представлений о пейзаже, как жанре живописи у

детей шестого года жизни

Проведя констатирующий эксперимент было выявлено, что большинство детей экспериментальной группе умеют низкий и средний уровни сформированных представлений о пейзаже как жанре живописи. В контрольной группе больше детей показало средний уровень сформированных представлений о пейзаже.

При проведении констатирующего эксперимента большинство детей смогли определить содержание картины и показали понимание особенности построения картины данного жанра; не все дошкольники выделяют художественные средства выразительности, к которым относятся: цвет, композиция, выбор фона под изображенные объекты; единицы смогли выделить пейзаж среди других жанров живописи и назвать его отличительные особенности.

Выводы. Проведенная диагностика и изучение уровней сформированных представлений о пейзаже, как отдельном жанре живописи, показали, что в основном преобладает средний и низкий уровни. На основе этого можно сказать, что работе по формированию представлению о живописи уделяется незначительное внимание. Дети могут анализировать содержание картин, но выделить пейзаж среди других жанров живописи и назвать отличительные особенности данного жанра не способны. Образовательные ситуации позволяют нам организовывать образовательную деятельность в дошкольном учреждении. Они способствуют формированию представлений о пейзаже как жанре живописи у детей шестого года жизни.

Литература:

1. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство (натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.М. Зубарева. - М.: 1969. - 111 с.

2. Кларина Л.М. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Л.М. Кларина, З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 160 с.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М.: Мазайка-Синтез, 2008. - 159 с.

4. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитани : сборник / под ред. Т.С. Комарова. - М.: Мозайка-Синтез, 2009. - 352 с.

5. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-пресс, 2004. - 272 с.

6. Маслова С.Г. В мир прекрасного: программа художественно-эстетического воспитания в детском саду / С.Г. Маслова, Н.Д. Соколова. - СПб.: Нестор-История, 2010. - 176 с.

7. Погодина С.В. Теория и технология развития детского художественного творчества: учебник для студ. учреждений высш. образования / С.В. Погодина. - М.: Академия, 2014. - 384 с.

8. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: кн. для воспитателя дет. сада / Р.М. Чумичева. - М.: Просвещение, 1992. - 126 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Зыков Игорь Евгеньевич

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);

магистрант кафедры биологии и экологии Иванищева Мария Владимировна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);

учитель биологии Воропаева Инна Сергеевна

МОУ СОШ № 18 с УИОП (г. Орехово-Зуево);

преподаватель естественнонаучных дисциплин Головина Софья Игоревна

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №1» (г. Наро-Фоминск)

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Рассмотрены теоретические основы профильного обучения биологии в средней общеобразовательной школе. Проанализированы современные методики преподавания биологии по разным программам. Проведено экспериментальное исследование профильного обучения биологии по методике Н.Д. Андреевой и А.Л. Левченко в старших классах естественнонаучного профиля. В качестве критериев оценки использованы уровни усвоения знаний В.П. Беспалько и методика сформированности умений А.В. Усовой.

Ключевые слова: профильное обучение, специализация, преподавание биологии, общеобразовательная школа.

Annotation. The theoretical foundations of specialized education in biology in secondary schools are considered. Modern methods of teaching biology in different programs analyzed. An experimental study of specialized biology training using the methodology of N.D. Andreeva and A.L. Levchenko in high school of natural science profile completed. As evaluation criteria, the levels of knowledge acquisition by V. P. Bespalko and the method of formation of skills by A.V. Usova used.

Keywords: specialized training, specialization, biology teaching, general education school.

Введение. В процессе реформирования общеобразовательной школы вводятся новые образовательные стандарты, что приводит к необходимости разработки и применения современных моделей обучения. Достижение новых образовательных целей становится возможным благодаря специализированному обучению по разным программам предметов, которое является средством дифференциации и индивидуализации преподавания, позволяющим создавать условия для подготовки старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и планами в отношении продолжения образования. Поэтому основной целью настоящей работы является изучение некоторых аспектов преподавания и исследование успешности обучения биологии в профильных классах средней общеобразовательной школы.

Изложение основного материала статьи. Организация профильного обучения в настоящее время весьма актуальна и занимает важное место в реализации ФГОС среднего образования. В основе профильного обучения лежит его дифференциация по интересам обучающихся, направленная на создание оптимальных условий для выявления и развития способностей каждого школьника, формирования широкого круга умений по применению знаний на практике.

Дифференцированное обучение может осуществляться в виде групповой деятельности при выполнении обучающимися конкретных учебных заданий в рамках традиционного урока или домашней работы. В современной школе дифференцированное обучение рассматривают как одну из форм осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся, разработки для них индивидуального маршрута обучения в соответствии с их склонностями и предпочтениями, что предполагает выделение отдельных групп учащихся класса, однородных по типическим признакам, т.к. уровень развития школьников, характер усвоения ими материала, темпы их работы, объем и глубина знаний, способы мыслительной деятельности, отношение к учению, интерес к знаниям могут быть неодинаковы.

Альтернативные работы по выбору обучающихся обладают достоинствами обязательных и факультативных занятий. В этом случае на выбор учащимся предлагают несколько курсов, один из которых они обязаны изучить. Основным назначением альтернативных занятий в старших классах является удовлетворение познавательных интересов. Небольшой объем фактического материала, включенного в эти курсы, предполагает их изучение в течение одной учебной четверти.

Классы специализации с углубленным изучением образовательных дисциплин организуются тогда, когда в школе имеется достаточное количество учащихся с повышенным интересом к группе близких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.