Научная статья на тему 'Особенности организации и функционирования административных органов, подведомственных министерствам, а также других центральных административных органов Республики Молдова'

Особенности организации и функционирования административных органов, подведомственных министерствам, а также других центральных административных органов Республики Молдова Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственное управление / центральное отраслевое публичное управление / министерства / агентства / государственные службы / государственные инспекции / центральные административные органы / подведомственность / сравнительное правоведение / public administration / central sectoral public administration / ministries / agencies / public services / government inspections / central administrative authorities / jurisdiction / comparative law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

В статье на основе анализа Закона Республики Молдова «О центральном отраслевом публичном управлении» от 4 мая 2012 г. № 98 показаны особенности организации и функционирования административных органов, подведомственных министерствам, а также других центральных административных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization and functioning of administrative bodies subordinate to ministries, as well as other central administrative bodies of the Republic of Moldova

The article, based on an analysis of the Law of the Republic of Moldova of May 4, 2012 № 98 «On central sectoral public administration», shows the features of the organization and functioning of administrative bodies subordinate to ministries, as well as other central administrative bodies.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и функционирования административных органов, подведомственных министерствам, а также других центральных административных органов Республики Молдова»

Закон и право. 2024. № 8. С. 89-93. Law and legislation. 2024;(8):89-93.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-89-93 EDN: https://elibrary.ru/NOAFRG

NIION: 1997-0063-8/24-411 MOSURED: 77/27-001-2024-8-611

Особенности организации и функционирования административных органов, подведомственных министерствам, а также других центральных административных органов

Республики Молдова

Владимир Михайлович Редкоус

Институт государства и права РАН, Москва,

Россия, rwmmos@rambler.ru

Аннотация. В статье на основе анализа Закона Республики Молдова «О центральном отраслевом публичном управлении» от 4 мая 2012 г. № 98 показаны особенности организации и функционирования административных органов, подведомственных министерствам, а также других центральных административных органов.

Ключевые слова: государственное управление, центральное отраслевое публичное управление, министерства, агентства, государственные службы, государственные инспекции, центральные административные органы, подведомственность, сравнительное правоведение.

Для цитирования: Редкоус В.М. Особенности организации и функционирования административных органов, подведомственных министерствам, а также других центральных административных органов Республики Молдова // Закон и право. 2024. № 8. С. 89—93. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-89-93 ЕБЫ: https://elibrary.ru/NOAFRG

Original article

Features of the organization and functioning of administrative bodies subordinate to ministries, as well as other central administrative bodies of the Republic of Moldova

Vladimir M. Redkous

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia, Rwmmos@rambler.ru

Abstract. The article, based on an analysis of the Law of the Republic of Moldova of May 4, 2012 № 98 «On central sectoral public administration», shows the features of the organization and functioning of administrative bodies subordinate to ministries, as well as other central administrative bodies.

Keywords: public administration, central sectoral public administration, ministries, agencies, public services, government inspections, central administrative authorities, jurisdiction, comparative law.

For citation: Redkous V.M. Features of the organization and functioning of administrative bodies subordinate to ministries, as well as other central administrative bodies of the Republic of Moldova // Law and legislation. 2024;(8):89—93. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-89-93 EDN: https://elibrary.ru/ NOAFRG

© Редкоус В.М. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 08-2024

Совершенствование российской системы государственного управления — много-сложная задача, никогда не теряющая своей актуальности [1, с. 191—196; 3, с. 56—79; 4, с. 83—88; 8, с. 329—340]. В целях ее успешного решения необходимо учитывать положительный зарубежный опыт, в том числе и государств — участников СНГ [6; 7, с. 386—394]. Продолжим в этом контексте рассматривать опыт Республики Молдова.

Закон Республики Молдова «О центральном отраслевом публичном управлении» от 4 мая 2012 г. № 98 (далее — Закон РМ)1 устанавливает институциональную систему центрального отраслевого публичного управления и регулирует общий режим его функционирования, составной частью которой являются административные органы, подведомственные министерствам, а также другие центральные административные органы (далее — ЦАО).

Для обеспечения реализации политики государства в определенных подобластях или сферах, вверенных министерству областей деятельности, в его ведении могут создаваться административные органы в организационно-правовых формах агентств, государственных служб и государственных инспекций. Административные органы, подведомственные министерствам, являются юридическими лицами публичного права.

Задачи, основные функции, обязанности и права, а также другие вопросы организации деятельности подведомственных министерствам административных органов устанавливаются в соответствии с положениями настоящего закона, других законодательных и нормативных актов, в положениях об организации и функционировании указанных органов, утвержденных Правительством. В вопросах, связанных с реализацией своих задач, подведомственные министерствам административные органы обладают самостоятельностью в принятии решений, с установленными законом исключениями. Министр аннулирует административные акты подведомственных министерству административных органов по причине издания их с нарушением законодательства или по причине их нецелесообразности.

Руководство административным органом, подведомственным министерству, осуществляется директором, назначаемым на государственную должность и освобождаемым или увольня-

1 Офиц. монитор Республики Молдова. 2012. № 160-164. 3 авг. Ст. 537.

емым с государственной должности в соответствии с законом министром, если иное не предусмотрено специальными законодательными актами. Руководство государственной инспекцией осуществляется начальником, который обладает статусом, аналогичным статусу директора подведомственного министерству административного органа.

Директор подведомственного министерству административного органа: осуществляет руководство административным органом; координирует и контролирует деятельность территориальных подразделений административного органа — в случае их создания; несет личную ответственность перед министром за реализацию задач и выполнение функций административного органа; организует систему внутреннего управленческого контроля, а также функцию внутреннего аудита в административном органе; устанавливает обязанности заместителя / заместителей директора административного органа; подписывает документы по вопросам, относящимся к компетенции административного органа; реализует кадровые полномочия; утверждает положения о внутренних подразделениях административного органа; осуществляет иные полномочия в соответствии с функциями, установленными для соответствующего административного органа согласно положениям специальных законодательных актов, регулирующих отношения во вверенных этому органу подобластях или сферах деятельности. Директору подведомственного министерству административного органа помогают один или несколько заместителей.

В целях реализации политики государства в определенной области или сфере деятельности, не относящейся к непосредственной компетенции министерства, а также для решения проблем, по которым пересекаются или взаимно дополняются компетенции ряда министерств, в соответствии с положениями рассматриваемого Закона РМ и согласно Закону о Правительстве в ведении Правительства могут создаваться и другие ЦАО (глава III Закона РМ).

Другие ЦАО функционируют на основе принципа единого руководства, осуществляемого их генеральными директорами, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством. Деятельность других ЦАО координируется и контролируется Правительством в лице первого заместителя премьер-министра или одного из заместителей премьер-министра, назначенного Правительством. Другие ЦАО, подведомственные Правительству

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

РМ, создаются, реорганизуются и распускаются Правительством по предложению премьер-министра в соответствии с Законом о Правительстве и рассматриваемым Законом РМ.

Генеральный директор другого ЦАО: обеспечивает координирование деятельности и надзор за деятельностью центрального аппарата другого ЦАО, а также мониторинг деятельности организационных структур, находящихся в сфере компетенции другого ЦАО; организует систему внутреннего управленческого контроля, а также функцию внутреннего аудита в другом ЦАО; представляет на согласование первому заместителю премьер-министра или назначенному заместителю премьер-министра годовой план деятельности другого ЦАО и — на утверждение — меры по реализации стратегических направлений деятельности другого ЦАО, проекты законодательных и нормативных актов, автором которых является другой ЦАО, которые должны быть представлены в установленном порядке на рассмотрение Правительству, проекты нормативных актов другого ЦАО, предложения по созданию и реорганизации организационных структур, находящихся в сфере компетенции другого ЦАО; устанавливает функции и обязанности заместителя генерального директора / заместителей генерального директора; представляет первому заместителю премьер-министра или назначенному заместителю премьер-министра предложения о наложении на этих лиц дисциплинарных взысканий для представления таковых в установленном порядке на рассмотрение Правительству; подписывает, в пределах своей компетенции, приказы и иные предусмотренные законодательством акты, издаваемые другим центральным административным органом; реализует кадровые и иные полномочия в соответствии со своей компетенцией.

Генеральному директору другого ЦАО помогают один или несколько заместителей, число которых устанавливается Правительством по предложению генерального директора другого ЦАО, согласованному с первым заместителем премьер-министра или назначенным заместителем премьер-министра.

Заместитель генерального директора другого ЦАО назначается на государственную должность и освобождается от государственной должности в соответствии с законом Правительством РМ и подчиняется непосредственно генеральному директору. Установление обязанностей заместителя генерального директора и рас-

пределение обязанностей между заместителями генерального директора осуществляются в соответствии с приказом генерального директора другого ЦАО.

Заместитель генерального директора или заместители генерального директора другого ЦАО в соответствии с приказом об установлении / распределении обязанностей: осуществляют полномочия генерального директора, связанные с руководством другим ЦАО, в его отсутствие или в случае невозможности осуществления таковым своих обязанностей с уведомлением об этом первого заместителя премьер-министра или назначенного заместителя премьер-министра; представляют, по указанию генерального директора, другой ЦАО в отношениях с органами центрального и местного публичного управления, другими органами публичной власти, с представителями гражданского общества, физическими и юридическими лицами РМ и из-за рубежа; осуществляют иные обязанности в соответствии с полномочиями, которыми они наделены генеральным директором.

Важным аспектом является согласование и контроль деятельности другого ЦАО первым заместителем премьер-министра и заместителями премьер-министра. Так, деятельность другого ЦАО координируется и контролируется первым заместителем премьер-министра или назначенным Правительством заместителем премьер-министра путем: согласования проектов законодательных и нормативных актов, в том числе программных документов, автором которых является другой ЦАО, до представления их на рассмотрение Правительству; осуществления контроля деятельности другого ЦАО и реализации таковым политики государства во вверенной ему области или сфере деятельности.

В целях координирования деятельности другого ЦАО первый заместитель премьер-министра или назначенный заместитель премьер-министра принимает решения, которыми устанавливаются: основные направления и стратегические цели деятельности другого ЦАО, вытекающие из задач, установленных в программе деятельности Правительства, а также из других поставленных перед Правительством задач, и действия по контролю реализации указанным органом политики государства в области или сфере деятельности, за которую он отвечает; список вопросов, которые следует отразить другому ЦАО в представляемых им Правительству отчетах, форму и периодичность представления отчетов.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 08-2024

Во исполнение контроля деятельности другого ЦАО первый заместитель премьер-министра или назначенный заместитель премьер-министра: принимает решения об осуществлении контроля деятельности другого ЦАО; дает указания генеральному директору другого ЦАО по повышению эффективности деятельности органа, обеспечению выполнения постановлений, ордонансов и распоряжений Правительства и разрешению других проблем, связанных с деятельностью этого органа.

Таким образом, изучение опыта Республики Молдова в области организации и функционирования административных органов, подведомственных министерствам, а также других центральных административных органов может позволить более точно определить пути совершенствования взаимоотношений между различными структурами публичной власти в Российской Федерации и их должностными лицами, реализующими руководящие и иные управленческие полномочия [2, с. 79—88; 5, с. 73— 76; 9, с. 395—403].

Список источников

1. Виноградова Е.В. Формирование современной правовой государственности. К 30-летию Конституции Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 4. С. 191—196.

2. Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки административного права и административного процесса» («Лазаревские чтения — 2022») / / Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 79—88.

3. Гришковец A.A. Органы государственного управления: сущность и компетенция // Тр. Инта гос-ва и права РАН. 2015. № 4. С. 56—79.

4. Кобзарь-Фролова М.Н. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки административного и финансового права» («Лазаревские чтения — 2021») / Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А., Вася-нина Е.Л. // Административное право и процесс. 2021. № 8. С. 83—88.

5. Кобзарь-Фролова М.Н, Гришковец A.A. Научный семинар «Исполнительная власть в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий». Москва, Ин-т гос-ва и права РАН, 17 декабря 2020 // Административное право и процесс. 2021. № 10. С. 73—76.

6. Редкоус В.М. Особенности правового регулирования центрального отраслевого публичного управления в Республике Молдова / / Закон и право. 2024. № 7.

7. Соколов А.Ю., Астахова Е.А. Обзор «круглого стола» с международным участием «Правовая политика в сфере романского (процедурный) и немецко-австрийского (институциональный) процесса: развитие и влияние» // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 4. С. 386—394.

8. Соколов А.Ю., Астахова Е.А. Публичная власть в современной России: реальность и перспективы»: обзор мероприятия // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 3. С. 329—340.

9. Соколов А.Ю., Астахова Е.А. Развитие международного права в современных условиях: вопросы российской правовой политики: обзор мероприятия 22 июня 2023 года // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 4. С. 395—403.

References

1. Vinogradova E. V. Formation of modern legal statehood on the 30th anniversary of the Constitution of the Russian Federation / / Legal policy and legal life. 2023. № 4. Pp. 191—196.

2. Vinogradova E. V., Kobzar-Frolova M.N. International scientific and practical conference «Current problems of the science of administrative law and administrative process» («Lazarev Readings — 2022») // Administrative law and process. 2022. № 5.

3. Grishkovets A.A. Government bodies: essence and competence // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 4.

4. Kobzar-Frolova M.N. International scientific and practical conference «Current problems of the science of administrative and financial law» / Kob-zar-Frolova M.N., Grishkovets A.A., Vasyanina E.L. // Administrative law and process. 2021. № 8. Pp. 83—88.

5. Kobzar-Frolova M.N., Grishkovets A.A. Scientific seminar «Executive power in the system of public power in the light of new constitutional realities». Moscow, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, December 17, 2020 // Administrative law and process. 2021. № 10. Pp. 73—76.

6. Redkous V.M. Features of legal regulation of central sectoral public administration in the Republic of Moldova // Law and legislation. 2024. № 7.

7. Sokolov A. Yu, Astakhova E.A. Review of the round table with international participation «Legal policy in the sphere of the Romanesque (procedural) and German-Austrian (institutional) process: deve-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

lopment and influence» / / Legal policy and legal life. 2023. № 4. Pp. 386-394.

8. Sokolov A. Yu, Astakhova E.A. Public power in modern Russia: reality and prospects: review of the event // Legal policy and legal life. 2023. № 3. Pp. 329-340.

9. Sokolov A. Yu., Astakhova E.A. Development of international law in modern conditions: issues of Russian legal policy: review of the event on June 22, 2023 // Legal policy and legal life. 2023. № 4. Pp. 395-403.

Информация об авторе

Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса

Статья поступила в редакцию 05.06.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 14.07.2024.

Information about the author Redkous V.M. — doctor of legal sciences, professor, leading researcher of the sector of administrative law and administrative process

The article was submitted 05.06.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 14.07.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

УПРАВЛЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ

РЕСУРСАМИ

Управление человеческими ресурсами. Стратегическая функция менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / под науч. ред. Ю.А. Цыпкина, В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 423 с.

ISBN 978-5-238-03841-4

Человеческие ресурсы — основа успешной деятельности любого предприятия, организации. В современных условиях управление человеческими ресурсами позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора и т.д. Рассматриваются проблемы управления человеческими ресурсами, систематизируются аспекты набора, отбора и ориентации работников предприятий и организаций. Особое место занимают вопросы обучения кадров, их профессионального и карьерного продвижения.

Комплексно отражены такие важные темы, как организация труда и контроль за деятельностью кадров и управленцев.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов, работников отделов кадров крупных предприятий, рекрутинговых компаний, а также может быть полезно органам государственной службы в их деятельности по подбору специалистов.

LAW & LEGISLATION • 08-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.