Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 113—116. State service and personnel. 2023;(5): 113—116.
Научная статья УДК 34 ББК 67
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-113-116 NIION: 2012-0061-05/23-276
EDN: https://elibrary.ru/BHQTZW MOSURED: 77/27-008-2023-05-476
Концептуальные направления исследования административно-правового регулирования поступления на службу в органы внутренних дел Республики Таджикистан
Абдуманон Самадзода
Академия управления МВД России, Москва, Россия, samadzoda85@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные направления исследования административно-правового регулирования поступления на службу в органы внутренних дел Республики Таджикистан в контексте реформирования милиции Республики Таджикистан.
Ключевые слова: административное право; административных процесс; административно-правовое регулирование; государственная служба; служба в органах внутренних дел; органы внутренних дел; поступление на службу; охрана общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; сравнительное правоведение
Для цитирования: Самадзода А. Концептуальные направления исследования административно-правового регулирования поступления на службу в органы внутренних дел Республики Таджикистан / / Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 113—116. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-113-116 EDN: https://elibrary.ru/BHQTZW
Original article
Conceptual directions of the study of administrative and legal regulation of admission to the service of the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan
Abdumanon Samadzoda
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, samadzoda85@mail.ru
Abstract. The article discusses the conceptual directions of the study of administrative and legal regulation of admission to the service of the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan in the context of reforming the police of the Republic of Tajikistan.
Keywords: administrative law; administrative process; administrative and legal regulation; public service; service in the internal affairs bodies; internal affairs bodies; admission to the service; protection of public order; ensuring public safety; comparative jurisprudence
For citation: Samadzoda A. Conceptual directions of the study of administrative and legal regulation of admission to the service of the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan // State service and personnel. 2023. (5):113—116. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-113-116 EDN: https://elibrary.ru/BHQTZW
Органы внутренних дел Республики Таджикистан (далее — ОВД РТ) являются ключевыми институтами охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Качество и профессионализм сотрудников этих органов напрямую влияют на эффективность их деятельности. В связи с этим вопросы поступления на службу в ОВД РТ являются важными и
© Самадзода А., 2023
требуют детального изучения и регулирования. РТ также сталкивается с вызовами, связанными с улучшением качества и эффективности работы ОВД, что делает исследования в заявленной области особенно актуальными [1; 2; 3; 4].
Совершенствование порядка приема на службу в ОВД РТ является одной из основных целей Программы реформы милиции на 2021-2025 годы, утв. постановлением Правительства РТ от 1 июня 2021 года № 211 (далее — Программа). От каче-
№ 5/2023
ственного отбора и подбора сотрудников во многом зависит эффективность оперативно-служебной деятельности ОВД РТ в целом, а значит — и охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности [5; 6], что так важно для развития демократического правового государства, которым по полному праву является Республика Таджикистан. Целью программы является изменение и совершенствование организационно-правовой структуры, основных направлений, принципов деятельности, положения милиции в системе местных исполнительных органов государственной власти, развитие взаимовыгодного сотрудничества с обществом, порядок приема и прохождения службы, государственных правовых и социальных гарантий, финансового, материально-технического обеспечения, изменение социального имиджа сотрудника милиции, контроль за деятельностью милиции
Программа предписывает, что совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность милиции, будет осуществляться с учетом передового опыта стран, достигших желаемых результатов в сфере реформы милиции, что предполагает широкое проведение сравнительно-правовых исследований и адаптацию их результатов в правотворческую и правоприменительную деятельность ОВД РТ. Поэтому определение концептуальных направлений исследования административно-правового регулирования поступления на службу в органы внутренних дел РТ тесно связано с развитием сравнительно-правовых исследований в рассматриваемой области [7; 8].
Раздел 4 Программа называется «Реформа кадровой политики Министерства внутренних дел». Ряд положений Программы непосредственно направлены на совершенствование порядка поступления нас службу в ОВД РТ. Так, в п. 17 говорится, что подбор и расстановка кадров в ОВД осуществляется на основе прозрачных конкурсов и квалификационных требований. На работу в милицию принимаются мужчины и женщины из всех слоев общества в Таджикистане, включая этнические меньшинства. Прозрачность в подборе и расстановке кадров требует от сотрудников постоянно заниматься самообразованием и повышением своих профессиональных навыков. Для правильной организации деятельности кадровых аппаратов органов внутренних дел в сфере подбора, приема, расстановки высококвалифицированных кадров и работы с личным составом предполагается принять Концепцию кадровой политики МВД РТ.
Следует отметить, что поступление на службу в ОВД РТ и последующее замещение должностей в ОВД РТ во многом зависит от образовательного уровня кандидата на поступление в ОВД.
Также поступление на службу в ОВД РТ может быть связано с поступлением в образовательные учреждения ОВД РТ. В связи с этим необходимо обратить внимание на раздел 5 Программы «Совершенствование системы образования в учебных заведениях Министерства внутренних дел».
Отмечается, что в свете реформы ОВД существует необходимость совершенствования процесса обучения, научно-исследовательской деятельности и подготовки высококвалифицированных кадров в учебных заведениях МВД РТ. Эти процессы реализовываются в ряде учебных и научно-исследовательских учреждениях ОВД, где используются разные и часто несовместимые образовательные системы. В связи с изучением и всесторонним анализом вышеприведенных процессов в ОВД РТ признано целесообразным развитие и воссоединение систем подготовки высококвалифицированных кадров.
Подготовка кадров для МВД РТ будет осуществляется по трехуровневой системе образования, посредством сочетания трех современных процессов обучения: подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В этой сфере все учебные заведения МВД РТ будут включены в единую систему подготовки, в которой, в общей сложности, будет реализовываться единая система обучения в зависимости от уровня подготовки. При разработке учебных программ особое внимание будет уделяется увеличению количества практических занятий. В то же время, большинство часов в учебных программах разных уровней будут составлять групповые занятия (в особенности проведение занятий современным интерактивным методом).
Для реализации вышеуказанных инициатив предстоит разработать и принять Концепцию развития образовательных и научных учреждений МВД РТ, в которой будут рассмотрены вопросы структуры, преобразования, разработки учебных планов, программ и другие организационно-правовые вопросы [9; 10; 11].
Основные положения, касающиеся правового регулирования поступления граждан на службу в милицию РТ, закреплены в статье 19 Закона РТ О милиции», которая называется «Служба в милиции».
Так, на службу в милицию принимаются только граждане РТ не моложе 20 лет и не старше 35 лет, независимо от места жительства, пола, национальности, расы, языка, отношения к религии, политических убеждений, имущественного положения, способные по своим личным моральным и деловым качествам, образованию, владению государственным языком, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на милицию обязанности, после прохож-
№ 5/2023
дения ими военной службы по призыву (за исключением курсантов средних и высших учебных заведений МВД РТ) в добровольном порядке. Принимаемое на службу в милицию лицо подвергается обязательной государственной дактилоскопической регистрации и кроме документов, предусмотренных законодательством РТ, также представляет декларации о своих доходах и имущественном положении.
Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость (независимо от срока отбытия наказания, за исключением освобожденных по реабилитирующим мотивам и реабилитированных, либо оправданных судом).
Замещение вакантных должностей в милиции осуществляется исключительно на конкурсной основе, а также путем заключения индивидуальных контрактов в порядке, определяемом законодательством РТ. Для поступающих в милицию устанавливается испытательный срок от 3-х до 6-ти месяцев.
При поступлении на службу сотрудник милиции принимает присягу, текст которой утверждается Президентом РТ. Сотрудник милиции также одновременно принимает письменное обязательство в соответствии со ст. 8 Закона РТ «О борьбе с коррупцией».
Военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты специальных образовательных учреждений системы МВД РТ, снимаются с воинского учета в установленном порядке и состоят на специальном учете в МВД РТ.
Таким образом, даже анализ положений ст. 19 Закона РТ О милиции» позволяет выделить ряд вопросов, требующих теоретического осмысления и научной разработки. В частности, это касается процессуальных аспектов поступления на службу в ОВД РТ; правовой природы и содержания индивидуального контракта о службе в ОВД РТ; ограничений и запретов для поступления на службу в ОВД РТ; требований, предъявляемых к гражданам РТ, поступающим на службу в ОВД РТ. Самостоятельного изучения требует вопрос полномочий кадровых служб ОВД РТ, в ведении которых находятся вопросы отбора и подбора кандидатов на службу в ОВД РТ, их зачисления [12; 13; 14; 15]. Ну, и непременным условием успешного проведения исследования должно стать сравнительное-правовое исследование таджикского и зарубежного опта правового регулирования поступления на службу в ОВД РТ с целью его учета для совершенствования законодательства РТ [16]. И здесь, прежде всего, необходимо тщательно проанализировать российский опыт применения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в орга-
нах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и иных нормативных правовых актов в данной области.
Список источников
1. Николаев А.Г. Проблемы становления и формирования государственной службы в России // Право и государство: теория и практика. 2008. № 7(43). С. 71—75.
2. Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России / М.Н. Кобзарь-Фролова, С.В. Запольский, Е.Л. Васянина [и др.]. М.: ИГП РАН, 2022. 168 с.
3. Галузо В.Н. Доказывание в правосудии Российской Федерации / В.Н. Галузо, Н.А. Ка-нафин, В.М. Редкоус. 6-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2022. 448 с
4. Редкоус В.М. Современные направления правого обеспечения государственной безопасности в Российской Федерации // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб. материалов VIII Межд. науч.-практ. конф., Пермь, 6—8 апреля 2021 года. Том 1. Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 67—69.
5. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Учебник (в двух частях) / С.В. Байгажаков, А.Г. Елагин, А.Г. Николаев [и др.]. Том Часть 1. М., 2017. 284 с.
6. Административно-правовые отношения в отраслях экономики / М.Н. Кобзарь-Фролова, С.А. Агамагомедова, Н.Г. Андрианова [и др.]. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2023. 386 с.
7. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8(56). С. 83—88.
8. Правовое обеспечение национальной безопасности. Тридцать лет законодательству о безопасности Российской Федерации: обзор Всероссийской научно-практической конференции (Москва, РАНХиГС, 22 апреля 2022 г.) / А.М. Воронов, И.Б. Кардашова, А.Ю. Винокуров [и др.] // Современное право. 2022. № 10. С. 48—62.
9. Правовая политика в сфере частного права: проблемы и пути их решения / Р.В. Пузиков, В.А. Сытюгина, М.А. Седых [и др.]. Тамбов, 2010. 306 с.
10. Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A.I. Yastrebova, A.S. Salomatkin, R.M. Dzhava-khyan [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7, No. 2. P. 417— 425. DOI 10.14505/jarle.v7.2(16).26.
11. Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области
№ 5/2023
обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 12(60). С. 92—95.
12. Прудникова, Т. А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): учеб. пос. для студентов вузов / Т.А. Прудникова, В.М. Редкоус, С.А. Акимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 139 с.
13. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебно-методическое пособие / В.А. Милехин, А.В. Семенистый, А.Г. Николаев [и др.]. М.: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. 100 с.
14. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения: учебное пособие / А.В. Шевцов, А.Г. Николаев, А.В. Семенистый [и др.]. М.: Onebook.ru, 2019. 354 с.
15. Калюжный Ю.Н., Павлова Е.В. Обеспечение законности и дисциплины в деятельности органов внутренних дел: учебное пособие. Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2013. 52 с.
16. Редкоус В.М. К вопросу об актуальных направлениях совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2006. № 1. С. 15—28.
References
1. Nikolaev A.G. Problems of formation and formation of public service in Russia // law and the state: theory and practice. 2008. № 7(43). Pp. 71—75.
2. Legal regulation of public financial relations in modern Russia / M.N. Kobzar-Frolova, S.V. Za-polsky, E.L. Vasyanina [and others]. M., 2022. 168 p.
3. Galuzo V.N. Proving in the justice of the Russian Federation / V.N. Galuzo, N.A. Kanafin, V.M. Redkous. 6th ed., rev. and additional. M., 2022.
4. Redkous V.M. Modern directions of legal provision of state security in the Russian Federation // Penitentiary system and society: experience of interaction: collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Perm, April 6—8, 2021. Volume 1. Perm, 2021. P. 67—69.
5. Organization of public order protection and public safety: Textbook (in two parts) .Volume Part 1. M., 2017. 284 p.
6. Administrative and legal relations in economic sectors / M.N. Kobzar-Frolova, S.A. Agama-gomedova, N.G. Andrianova [and others]. Voronezh, 2023. 386 p.
7. Redkous V.M. Some issues of improving the national security strategy of the Russian Federation // Law and State: Theory and Practice. 2009. No. 8(56).
8. Legal support of national security. Thirty years of security legislation of the Russian Federation: review of the All-Russian scientific and practical conference (Moscow, RANEPA, April 22, 2022) // Modern law. 2022. No. 10. P. 48—62.
9. Legal policy in the field of private law: problems and ways to solve them / R.V. Puzikov, V.A. Sytyugina, M.A. Sedykh [and others]. Tambov: TSU named after. G.R. Derzhavina, 2010. 306 p.
10. Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A.I. Yastrebova, A.S. Salomatkin, R.M. Dzhava-khyan [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7, No. 2. P. 417— 425. DOI 10.14505/jarle.v7.2(16).26.
11. Redkous V.M. The concept of administrative and legal regimes established in the field of ensuring national security // Law and State: Theory and Practice. 2009. No. 12(60). pp. 92—95.
12. Prudnikova T.A., Redkous V.M., Akimova S.A. Administrative and legal status of executive authorities. (using the example of migration services): A textbook. Moscow: UNITY-DANA, 2017. 139 p.
13. Administrative jurisdiction of internal affairs bodies : an educational and methodological manual / V.A. Milekhin, A.V. Semenisty, A.G. Nikolaev [et al.]. M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2017. 100 s.
14. Improving the system of administrative penalties and the procedure for their appointment: a textbook / A.V. Shevtsov, A.G. Nikolaev, A.V. Semenisty [et al.]. M.: Onebook.ru , 2019. 354 s.
15. Kalyuzhny Yu.N., Pavlova E.V. Ensuring legality and discipline in the activities of internal affairs bodies: textbook. Orel: ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2013. 52 p.
16. Redkous V.M. On the issue of current directions for improving the legal regulation of public relations in the sphere of ensuring national security of the Russian Federation // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences. 2006. No. 1. PP. 15—28.
Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.
The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.
№ 5/2023