Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 109—112. State service and personnel. 2023;(5): 109—1 12.
Научная статья УДК 34 ББК 67
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-109-112 NIION: 2012-0061-05/23-275
EDN: https://elibrary.ru/BFQZMA MOSURED: 77/27-008-2023-05-475
Концептуальные направления исследования административно-правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел Республики Таджикистан
Бахтиёр Розикзода
Академия управления МВД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье выделены концептуальные направления исследования административно-правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел Республики Таджикистан в условиях реформы милиции Республики Таджикистан.
Ключевые слова: административное право; административных процесс; административно-правовое регулирование; государственная служба; служба в органах внутренних дел; органы внутренних дел; прохождение службы; аттестация; звания; должности; охрана общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; сравнительное правоведение
Для цитирования: Розикзода Б. Концептуальные направления исследования административно-правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел Республики Таджикистан / / Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 109—112. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-109-112 EDN: https://elibrary.ru/BFQZMA
Original article
Conceptual directions of the study of administrative and legal regulation of service in the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan
Bakhtiyor Rosikzoda
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article highlights the conceptual directions of the study of administrative and legal regulation of service in the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan in the context of the reform of the police of the Republic of Tajikistan.
Keywords: administrative law; administrative process; administrative and legal regulation; civil service; service in the internal affairs bodies; internal affairs bodies; service; certification; titles; positions; protection of public order; ensuring public safety; comparative jurisprudence
For citation: Rosikzoda B. Conceptual directions of the study of administrative and legal regulation of service in the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan // State service and personnel. 2023. (5): 109—112. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-109-112 EDN: https://elibrary.ru/BFQZMA
Актуальность исследования административно-правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел Республики Таджикистан (далее — ОВД РТ) определяется теоретической и практической значимостью поиска действенных средств повышения эффективности института службы в ОВД РТ в целях
© Розикзода Б., 2023
совершенствования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий между социальной ролью сотрудников органов внутренних дел и реальным административно-правовым регулированием их службы. Данная тема представляет интерес, поскольку касается основных аспектов организации и функционирования всей правоохранительной системы РТ [1; 2; 3; 4].
№ 5/2023
Прохождение службы в ОВД имеет ряд особенностей и включает ряд специфических требований, связанных с осуществлением правоприменительной деятельности, обеспечением общественного порядка и безопасности граждан. Такое регулирование включает в себя различные аспекты, начиная от набора и подготовки персонала, процедуры приема на службу, условия работы и карьерного роста, и заканчивая вопросами дисциплины, контроля и ответственности сотрудников [5; 6; 7].
В Программе реформы милиции на 2021— 2025 годы, утв. постановлением Правительства РТ от 1 июня 2021 года № 211 (далее - Программа), в качестве одной из целей выступает совершенствование «порядка приема и прохождения службы, государственных правовых и социальных гарантий, финансового, материально-технического обеспечения, изменение социального имиджа сотрудника милиции» [8; 9]. Программа предписывает, что совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность милиции, будет осуществляться с учетом передового опыта стран, достигших желаемых результатов в сфере реформы милиции, что предполагает широкое проведение сравнительно-правовых исследований и адаптацию их результатов в правотворческую и правоприменительную деятельность ОВД РТ. Поэтому определение концептуальных направлений исследования административно-правового регулирования поступления на службу в ОВД РТ тесно связано с развитием сравнительно-правовых исследований в рассматриваемой области [10; 11; 12].
Раздел 4 Программы называется «Реформа кадровой политики Министерства внутренних дел». Ряд положений данного раздела направлены на совершенствование прохождения службы в ОВД РТ. Так, закреплено, что подбор и расстановка кадров в ОВД РТ осуществляется на основе прозрачных конкурсов и квалификационных требований. На работу в милицию принимаются мужчины и женщины из всех слоев общества в Таджикистане, включая этнические меньшинства.
Конкурс на замещение вакантных должностей в милиции проводится путем публикации объявления на официальном сайте МВД РТ. Список вакансий в милиции публикуется на официальном сайте не реже двух раз в месяц, что обеспечивает прозрачность и устраняет коррупционные риски и факторы. Прозрачность в подборе и расстановке кадров требует от сотрудников постоянно заниматься самообразованием и повышением своих профессиональных навыков.
Для повышения квалификации сотрудников милиции и изучения опыта иностранных коллег в противодействии современным угрозам, таким как терроризм, экстремизм, радикализм, веду-
щий к экстремизму, торговля людьми и другие транснациональные преступления, проводятся такие учебные мероприятия как конференции, тренинги, семинары и круглые столы.
Для правильной организации деятельности кадровых аппаратов ОВД в сфере подбора, приема, расстановки высококвалифицированных кадров и работы с личным составом предполагается принять Концепцию кадровой политики МВД РТ. Данная концепция представляет собой совокупность идей, взглядов, принципов, целей и задач реализации кадровой политики в системе МВД РТ, основанных на единстве взглядов и методологических приемов работы с личным составом правоохранительных органов. Основной целью концепции будет являться определение долгосрочной стратегии и перспективы развития системы работы с личным составом МВД РТ.
Учитывая тенденцию изменения общественных отношений и необходимость поддержания стабильного, психического и морального состояния личного состава милиции, в штатное расписание ОВД будут включены новые штатные единицы педагога-психолога.
Для каждой должности в МВД РТ в соответствии с потребностями общества будут разработаны и усовершенствованы квалификационные требования.
Прохождение службы как дефиниция института государственной службы [13; 14; 15] определяется через его составляющие и включает: назначение на соответствующую должность, присвоение специального звания (чина, ранга и т.п.), аттестацию, увольнение со службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами определяется служебно-правовое положение соответствующей категории служащих, в нашем случае — сотрудников ОВД РТ.
Раздел 10 Программы называется «Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников милиции». Так, с целью определения прав и социальных гарантий сотрудников органов милиции, порядка выплаты единовременных надбавок, надбавок за сверхурочную работу и стимулов для выполнения сотрудниками своих обязанностей, а также другие льготы будут учтены в проекте Закона РТ «О полиции».
Реальной основой реформы милиции является улучшение материального и социального обеспечения милиции, выплата заработной платы по принципу «каждому в соответствии с его трудом», недопущение неоплачиваемой сверхурочной работы и минимизация случаев усиленного режима службы. Предполагается, что сверхурочная работа не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд. В случае привлечения сотрудников милиции сверх обычного вре-
№ 5/2023
мени сверхурочная работа им оплачивается за счет соответствующей сметы расходов или компенсируется соответствующим периодом отдыха в другие дни недели. Механизм оплаты сверхурочной работы сотрудника будет определен в Положении о несении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел РТ.
Если работник не обеспечен материальной и социальной поддержкой, его заработная плата не соответствует его потребностям, и он не свободен от необоснованной рабочей нагрузки, он не сможет в полной мере выполнять свои служебные обязанности. Предполагается принять нормативные правовые акты для того, чтобы каждый руководитель различных уровней деятельности милиции не мог самовольно и без реальной необходимости объявлять усиленный режим службы. Если будет признано, что качественное обеспечение правопорядка связано с расходами, полностью соответствующими бюджету, то снизится ненадлежащее возложение на сотрудника милиции несвойственных функций.
Будучи государственным служащим, сотрудник милиции обладает экономическими и социальными правами. В частности, сотрудник милиции имеет право на получение пособий, соразмерных рискам, серьезностям и трудностям работы и службы, адекватных премиальных и бесплатных медицинских услуг, путевок и мер физической, психологической и правовой защиты.
Принимая во внимание интенсивный и необычный график работы сотрудника милиции, предоставляются соответствующие льготы для обеспечения доступа членов его семьи к социальным услугам. Каждый сотрудник, независимо от ситуации, может пользоваться социальной и правовой защитой, предусмотренной законодательством РТ. При исполнении служебных обязанностей и в случаях, предусмотренных законодательством, сотрудник может в полной мере пользоваться принципом презумпции невиновности. В свою очередь, сотрудник милиции может воспользоваться своими гражданскими правами, предусмотренными законодательством РТ.
Закон РТ «О милиции» содержит главу 5, которая называется «Служба в милиции». Данная глава содержит следующие статьи: ст. 17. Сотрудник милиции; ст. 18. Служебные обязанности и права сотрудника милиции; ст. 19. Служба в милиции; ст. 191. Перемещение (ротация) начальствующего состава органов внутренних дел Республики Таджикистан; ст. 192. Представление деклараций о своих доходах и имущественном положении сотрудниками милиции; ст. 20. Порядок и условия прохождения службы в милиции; ст. 201. Поощрение сотрудников милиции и других лиц; ст. 21. Оплата труда сотрудника милиции.
С прохождением службы в ОВД РТ тесно связан институт правового статуса сотрудника ОВД
РТ, который также устанавливается Законом РТ «О милиции», а также иными нормативными правовыми актами. Так, глава 6 Закона РТ «О милиции» называется «Правовая и социальная защита сотрудника милиции» и включает следующие статьи: ст. 22. Правовая защита сотрудника милиции; ст. 23. Презумпция доверия сотруднику милиции; ст. 24. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника милиции; ст. 25. Права сотрудника милиции на судебную защиту; ст. 26. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника милиции; ст. 27. Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью; ст. 29. Право сотрудника милиции на компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях; ст. 31. Социальная защита сотрудника милиции, уволенного в связи с уходом на пенсию.
Таким образом, научная разработка данной темы позволит внести значимый вклад в разработку и совершенствование административно-правового регулирования деятельности ОВД РТ в целом, в повышение эффективности их деятельности. Оно позволит выявить существующие проблемы и недостатки в системе правового регулирования прохождения службы, а также предложить рекомендации и механизмы по их устранению. Кроме того, исследование в данной области может способствовать развитию теоретических и практических знаний в области административного права, организации и функционирования правоохранительных органов.
Список источников
1. Правовое обеспечение организации работы с кадрами в ОВД / под ред. К.К. Гасанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2020. 127 с.
2. Административно-правовые отношения в отраслях экономики / М.Н. Кобзарь-Фролова, С.А. Агамагомедова, Н.Г. Андрианова [и др.]. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2023. 386 с.
3. Николаев А.Г., Васильев Ф.П. Правовые основы кадровой политики в органах внутренних дел России // Право и государство: теория и практика. 2007. № 5(29). С. 54—58.
4. Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов государственной безопасности // Государственная служба и кадры. 2020. № 5. С. 248—250.
5. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Учебник (в двух частях) / С.В. Байгажаков, А.Г. Елагин, А.Г. Николаев [и др.]. Том Часть 1. М., 2017. 284 с.
6. Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России / М.Н. Кобзарь-Фролова, С.В. Запольский, Е.Л. Васянина [и др.]. М.: ИГП РАН, 2022. 168 с.
№ 5/2023
7. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8(56). С. 83—88.
8. Правовое обеспечение национальной безопасности. Тридцать лет законодательству о безопасности Российской Федерации: обзор Всероссийской научно-практической конференции (Москва, РАНХиГС, 22 апреля 2022 г.) / А.М. Воронов, И.Б. Кардашова, А.Ю. Винокуров [и др.] // Современное право. 2022. № 10. С. 48—62.
9. Галузо В.Н. Доказывание в правосудии Российской Федерации / В.Н. Галузо, Н.А. Ка-нафин, В.М. Редкоус. 6-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2022. 448 с.
10. Правовая политика в сфере частного права: проблемы и пути их решения / Р.В. Пузиков,
B.А. Сытюгина, М.А. Седых [и др.]. Тамбов, 2010. 306 с
11. Редкоус В.М. Современные направления правого обеспечения государственной безопасности в Российской Федерации // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб. материалов VIII Межд. науч.-практ. конф., Пермь, 6—8 апреля 2021 года. Том 1. Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 67—69.
12. Прудникова, Т.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): учеб. пос. для студентов вузов / Т.А. Прудникова, В.М. Редкоус,
C.А. Акимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 139 с.
13. Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 12(60). С. 92—95.
14. Николаев А. Г. Проблемы совершенствования государственной службы в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 11.
15. Николаев А.Г. Дифференциация дисциплинарных проступков / А.Г. Николаев // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 1. С. 57—59.
References
1. Legal support for the Organization of work with personnel in the Department of Internal Affairs / edited by K.K. Hasanov. M., 2020. 127 p.
2. Administrative and legal relations in economic sectors / M.N. Kobzar-Frolova, S.A. Aga-
magomedova, N.G. Andrianova [and others]. Voronezh:, 2023. 386 p
3. Nikolaev A.G., Vasiliev F.P. The legal foundations of personnel policy in the internal affairs bodies of Russia // Law and the state: theory and practice. 2007. № 5(29). Pp. 54—58.
4. Redkous V.M. On some issues of improving the legal regulation of service and labor relations in the system of state security bodies // Public service and personnel. 2020. No. 5. pp. 248—250.
5. Organization of public order protection and public safety: Textbook (in two parts) .Volume Part 1. Moscow, 2017. 284 p.
6. Legal regulation of public financial relations in modern Russia / M.N. Kobzar-Frolova, S.V. Za-polsky, E.L. Vasyanina [and others]. Moscow, 2022. 168 p
7. Redkous V.M. Some issues of improving the national security strategy of the Russian Federation // Law and State: Theory and Practice. 2009. No. 8(56).
8. Legal support of national security. Thirty years of security legislation of the Russian Federation: review of the All-Russian scientific and practical conference (Moscow, RANEPA, April 22, 2022) // Modern law. 2022. No. 10. P. 48—62
9. Galuzo V.N. Proving in the justice of the Russian Federation / V.N. Galuzo, N.A. Kanafin, V.M. Redkous. 6th ed., rev. and additional. M., 2022.
10. Legal policy in the field of private law: problems and ways to solve them / R.V. Puzikov, V.A. Sytyugina, M.A. Sedykh [and others]. Tambov: TSU named after. G.R. Derzhavina, 2010. 306 p.
11. Redkous V.M. Modern directions of legal provision of state security in the Russian Federation // Penitentiary system and society: experience of interaction: collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Perm, April 06—08, 2021. Volume 1. Perm, 2021. P. 67—69.
12. Prudnikova T.A., Redkous V.M., Akimova S.A. Administrative and legal status of executive authorities. (using the example of migration services): A textbook. M.: UNITY-DANA, 2017. 139 p.
13. Redkous V.M. The concept of administrative and legal regimes established in the field of ensuring national security // Law and State: Theory and Practice. 2009. No. 12(60). pp. 92—95.
14. Nikolaev A.G. Problems of improving public service in Russia // State power and local self-government. 2009. No. 11. pp. 30—34.
15. Nikolaev A.G. Differentiation of disciplinary offenses / A.G. Nikolaev // Education. The science. Scientific personnel. 2018. No. 1. pp. 57—59.
Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.
The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.
№ 5/2023