Научная статья на тему 'Концептуальные направления исследования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних '

Концептуальные направления исследования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное законодательство / административно-процессуальная деятельность / административно-юрисдикционная деятельность / органы внутренних дел / права несовершеннолетних / administrative legislation / administrative procedural activities / administrative and jurisdictional activities / internal affairs bodies / rights of minors

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Михайлович Лоза

В статье определен ряд важных концептуальных направлений исследования административноюрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних в условиях реформы законодательства об административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Михайлович Лоза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual directions for studying the administrative and jurisdictional activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of protecting the rights of minors

The article identifies a number of important conceptual directions for studying the administrative-jurisdictional activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of protecting the rights of minors in the context of the reform of legislation on administrative responsibility.

Текст научной работы на тему «Концептуальные направления исследования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 81—85. State service and personnel. 2023;(5):81 —85.

Научная статья УДК 34 ББК 67

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-81-85 NIION: 2012-0061-05/23-269

EDN: https://elibrary.ru/CAIKMI MOSURED: 77/27-008-2023-05-469

Концептуальные направления исследования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних

Сергей Михайлович Лоза

Академия управления МВД России,

Москва, Россия, s_loza1591@mail.ru

Аннотация. В статье определен ряд важных концептуальных направлений исследования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних в условиях реформы законодательства об административной ответственности.

Ключевые слова: административное законодательство, административно-процессуальная деятельность, адми-нистративно-юрисдикционная деятельность, органы внутренних дел, права несовершеннолетних

Для цитирования: Лоза С.М. Концептуальные направления исследования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере защиты прав несовершеннолетних / / Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 81—85. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-81-85 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/CAIKMI

Original article

Conceptual directions for studying the administrative and jurisdictional activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of protecting the rights of minors

Sergey M. Loza

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, s_loza1591@mail.ru

Abstract. The article identifies a number of important conceptual directions for studying the administrative-jurisdic-tional activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of protecting the rights of minors in the context of the reform of legislation on administrative responsibility.

Keywords: administrative legislation, administrative procedural activities, administrative and jurisdictional activities, internal affairs bodies, rights of minors

For citation: Loza S.M. Conceptual directions for studying the administrative and jurisdictional activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of protecting the rights of minors // State service and personnel. 2023. (5):81—85. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-81-85 EDN: https://elibrary.ru/CAIKMI

Совершенствование государственного управления в Российской Федерации неразрывно связано с совершенствованием деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [1; 2; 3; 4].

Ежегодно в РФ регистрируются факты совершения административных правонарушений (далее — АП) в отношении несовершеннолетних (да-

© Лоза С.М., 2023

лее — НСЛ) как со стороны законных представителей, так и со стороны иных лиц [5; 6]. Данная проблема обусловлена целым рядом причин, в том числе: низким уровнем нравственных, духовных и моральных принципов, безработицей, бедностью и недостаточным развитием социальной инфраструктуры в области культурного досуга. Несомненно, влияние оказывает агрессивная медийная реклама, пропаганда нетрадиционных моральных ценностей. Все эти аспекты оказывают значительное влияние на состояние защищённости прав НСЛ.

№ 5/2023

Со стороны государства уделяется достаточное количество внимания защите и охране прав НСЛ, принимаются меры реагирования, направленные на улучшение качества охраны и защиты их прав, их социальной и правовой защищенности во всех сферах жизнедеятельности. С 1993 г. в сфере защиты прав НСЛ принято более двухсот нормативных правовых актов. Защита прав НСЛ состоит в комплексе действий, направленных на выявление и пресечение противоправных действий, осуществляемых в отношении НСЛ, и дальнейшего восстановления НСЛ в правах.

Ежегодно в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП) поступает более 500 000 дел об АП, совершенных в отношении НСЛ со стороны родителей, законных представителей и иных лиц (статьи 5.35, 6.10, 6.23 КоАП РФ) (2020 год — 504 258, 2021 год — 500 433, 2022 год — 500 253) [7]. Из общего количества дел об АП ежегодно более чем по 30 000 дел КДН и ЗП выносятся постановления о прекращении производства по делу об АП.

Исследование административно-юрисдикцион-ной деятельности (далее - АЮД) органов внутренних дел (далее - ОВД) в сфере защиты прав детей позволит уточнить компетенцию ОВД в данной области, выявить допускаемые ошибки при квалификации противоправных деяний, нарушения процессуального порядка рассмотрения дел об АП, жалоб. Причинами допускаемых ошибок, как правило, являются сложносоставные правонарушения, разбросанность составов АП по главам КоАП РФ, а также выполнение ОВД функций, не отнесенных к компетенции ОВД, латен-тность правонарушений.

ОВД РФ являются одним из основных субъектов, наделяемых правами и обязанностями, направленными на осуществление правоохранительной деятельности, в том числе и осуществление АЮД в области защиты прав НСЛ [8; 9]. Для формирования определения АЮД ОВД в сфере защиты прав НСЛ, необходимо разобрать понятия в целом. Данная сфера деятельности ОВД довольно часто обсуждается учеными админист-ративистами [10; 11; 12]. В настоящее время имеется два подхода к определению АЮД. Ряд ученых сводят АЮД к производству по делам об АП. С другой стороны, имеется более широкое понятие АЮД, которое включает в себя не только производство по делам об АП, но и производство по жалобам, дисциплинарное производство [13]. По мнению автора, учитывая современные реалии, необходимо включать в АЮД не только производство по делам об АП, но и производство по жалобам и дисциплинарное производство. Так в рамках данных производств ОВД осуществляют реализацию своих полномочий. Правоприме-

нительное производство в рамках указанных производств четко регламентированы нормативными правовыми актами.

С учетом этого можно определить и АЮД в сфере защиты прав НСЛ как регламентированный нормативными правовыми актами вид правоохранительной деятельности в сфере защиты прав НСЛ, осуществляемый ОВД в рамках своих полномочий, направленный на разрешение возникающих споров при рассмотрении и разрешении дел об АП, при производстве по жалобам и дисциплинарным производствам, в целях защиты от противоправных посягательств прав НСЛ.

Основным направлением АЮД ОВД в сфере защиты прав НСЛ является осуществление производств по делам об АП. В соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» производство по делам об АП и исполнение наказаний является одним из двенадцати направлений деятельности ОВД. Сотрудники ОВД вправе составлять протоколы об АП, собирать доказательства по делу об АП, применять меры обеспечения производства по делам об АП.

Перечень органов, наделенных полномочиями по рассмотрению дел об АП, закреплен в III разделе КоАП РФ, однако в случае рассмотрения дел об АП, связанных с нарушением прав НСЛ, данная категория дел относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) и суду. При этом составлять протоколы об АП и возбуждать дела об АП в области нарушения прав НСЛ вправе сотрудники ОВД, а также члены КДН и ЗП.

Для правильного возбуждения и рассмотрения дел об АП в рассматриваемой сфере необходимо иметь четкое представление о правах НСЛ, предусмотренных международными правовыми актами и законодательством РФ. Основные положения о правах человека закреплены в Конституции РФ, а именно: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на воспитание в семье; право на образование; право на жилище; право собственности и наследования, и т.д. .

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и Семейным Кодексом РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ установлено понятие ребенка: это лицо, которое не достигло возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Соответственно, человек с момента рождения и до совершеннолетние считается ребенком. Ввиду этого статуса ребенок обладает установленными нормативно-правовыми актами правами, привилегиями и обязанностями. При этом нормативно-правовыми актами также установлены исключения, когда лицо может

№ 5/2023

не являться ребенком до его совершеннолетия в следующих случаях: эмансипации, когда несовершеннолетний, достигший возраста шестнадцати лет, может быть объявлен дееспособным, если он официально трудоустроен, по трудовому договору или контракту, или осуществляет предпринимательскую деятельность с разрешения родителей или законных представителей; вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста. Также законом установлена возрастная градация, что дети делятся на малолетних (от рождения и до четырнадцати лет) и на НСЛ (с четырнадцати и до восемнадцати лет), в связи с чем по достижению определенной возрастной категории детям и их родителям предоставляются различные права и обязанности.

Помимо установленных Конституцией РФ прав человека, права детей как отдельной категории закреплены Семейным кодексом РФ. Одним из основных прав является право ребенка -жить и воспитываться в семье, право на воспитание родителями, обеспечение интересов, уважение его человеческого достоинства, на разностороннее развитие, право на защиту от злоупотреблений со стороны законных представителей, право на имя, отчество и фамилию, в семье имеет право на свое мнение, право на обращение за защитой в орган опеки и попечительства, а с четырнадцати лет в суд. Также ребенок имеет имущественные права, а именно: право на материальное содержание со стороны законных представителей; право собственности на полученные им доходы, имущество. Право ребенка на образование закреплено в Конституции РФ, а также в федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Со стороны государства ребенок наделен правом на медицинское обеспечение, отдых и оздоровление, для реализации данных прав предусмотрен целый ряд разнообразных привилегий и льгот.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №2 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ребенок наделен правом на защиту от деструктивной информации, пропаганды и агитации, отрицательно влияющих на его здоровье, нравственное и духовное развитие.

В целях защиты прав ребенка ОВД реализуют с посредством АЮД в отношении безответственных законных представителей детей и в отношении иных лиц нормы, установленные в нормативно-правовых актах, в том числе и КоАП РФ, УК РФ, оказывают содействие органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений НСЛ.

В отношении законных представителей НСЛ предусмотрена административная ответственность

(далее — АО) за неисполнение ими своих родительских обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, данные нормы закреплены в ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Данная норма КоАП РФ действует в случае, если действия или бездействие законных представителей не образуют состав преступления, предусмотренный ст. 156 УК РФ. Кроме того, ст. 6.10 КоАП РФ предусмотрена АО законных представителей и иных лиц за вовлечение НСЛ в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, а ст. 6.23 КоАП РФ установлена АО законных представителей и иных лиц за вовлечение НСЛ в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. Данные правонарушения нарушают права НСЛ.

В соответствии со ст. 23.2 КоАП России дела об АП, предусмотренные статьями 5.35, 6.10, 6.23 КоАП РФ, рассматривает КДН и ЗП. Рассмотрение с вынесением постановления по делу об АП должно осуществиться в течение 15-ти дней со дня его поступления в КДН и ЗП, однако на практике данные сроки не всегда соблюдаются. Административное наказание в отношении законных представителей и иных лиц применяется на общих основаниях, однако, как показывает практика, КДН и ЗП ограничиваются вынесением штрафа или предупреждением.

В дальнейшем в ОВД России рассматривается вопрос о целесообразности постановки законных представителей, совершивших АП, на профилактический учет в подразделения по делам НСЛ с целью дальнейшего контроля и осуществления профилактических мероприятий, при этом иные лица, подвергаемые АО по ст. 6.10, 6.23 КоАП РФ, постановке на профилактический учет не подлежат и фактически исчезают из поля зрения правоохранителей.

Таким образом, при рассмотрении АЮД ОВД в сфере защиты прав НСЛ становиться ясно, что законодатель отводит ОВД значимую роль в защите их прав и законных интересов. Однако в виду латентности совершаемых правонарушений в отношении НСЛ, самостоятельно без участия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений НСЛ ОВД полноценно не смогут осуществлять защиту их прав. Необходимо усиливать правовое воспитание, повышать правовую грамотность НСЛ и их законных представителей, разъяснять им их права и обязанности на специально организованных правовых уроках при образовательных учреждениях. В целях профилактики правонарушений в отношении НСЛ возможно проведение правовой пропаганды в социальных сетях и других медийных площадках. В вышеназванных целях необходимо расширять

№ 5/2023

объем сравнительно-правовых исследований, результаты которых учитывать в правотворческой деятельности и правоприменительной практике ОВД [15; 16; 17].

Список литературы

1. Административно-правовые отношения в отраслях экономики / М.Н. Кобзарь-Фролова, С.А. Агамагомедова, Н.Г. Андрианова [и др.]. Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2023. 386 с.

2. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8(56). С. 83—88.

3. Галузо В.Н. Доказывание в правосудии Российской Федерации / В.Н. Галузо, Н.А. Ка-нафин, В.М. Редкоус. 6-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Проспект, 2022. 448 с.

4. Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России / М.Н. Кобзарь-Фролова, С.В. Запольский, Е.Л. Васянина [и др.]. М.: ИГП РАН, 2022. 168 с.

5. Правовое обеспечение национальной безопасности. Тридцать лет законодательству о безопасности Российской Федерации: обзор Всероссийской научно-практической конференции (Москва, РАНХиГС, 22 апреля 2022 г.) / А.М. Воронов, И.Б. Кардашова, А.Ю. Винокуров [и др.] // Современное право. 2022. № 10. С. 48—62.

6. Редкоус В.М. Современные направления правого обеспечения государственной безопасности в Российской Федерации // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб. материалов VIII Межд. науч.-практ. конф., Пермь, 06-08 апреля 2021 года. Том 1. Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 67—69.

7. URL: https://docs.edu.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2023).

8. Редкоус В.М. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года // Закон и право. 2021. № 8. С. 23—27.

9. Правовая политика в сфере частного права: проблемы и пути их решения / Р.В. Пузиков, В.А. Сытюгина, М.А. Седых [и др.]. Тамбов, 2010. 306 с.

10. Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A.I. Yastrebova, A.S. Salomatkin, R.M. Dzhava-khyan [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7, No. 2. P. 417— 425. DOI 10.14505/jarle.v7.2(16).26.

11. Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 12(60). С. 92—95.

12. Прудникова Т.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Прудникова, В.М. Редко-ус, С.А. Акимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 139 с.

13. Николаев А.Г. Дозволения и запреты как регулятивные формы дисциплинарного принуждения // Право и государство: теория и практика. 2015. № 5(125). С. 146—152.

14. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения / А.В. Шевцов, В.А. Милехин, А.Г. Николаев [и др.]. М.: Академия управления Министерства внутренних дел РФ, 2020. 92 с.

15. Редкоус В.М. Институт административной ответственности в обеспечении национальной безопасности (опыт России и государств-участников СНГ) // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3(63).

16. Редкоус В.М. К вопросу об актуальных направлениях совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2006. № 1. С. 15—28.

17. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Учебник (в двух частях) / С.В. Байгажаков, А.Г. Елагин, А.Г. Николаев [и др.]. Том Часть 1. М., 2017. 284 с.

References

1. Administrative and legal relations in economic sectors / M.N. Kobzar-Frolova, S.A. Aga-magomedova, N.G. Andrianova [and others]. Voronezh:, 2023. 386 p.

2. Redkous V.M. Some issues of improving the national security strategy of the Russian Federation // Law and State: Theory and Practice. 2009. No. 8(56).

3. Galuzo V.N. Proving in the justice of the Russian Federation / V.N. Galuzo, N.A. Kanafin, V.M. Redkous. 6th ed., rev. and additional. M., 2022.

4. Legal regulation of public financial relations in modern Russia / M.N. Kobzar-Frolova, S.V. Za-polsky, E.L. Vasyanina [and others]. Moscow, 2022. 168 p.

5. Legal support of national security. Thirty years of security legislation of the Russian Federation: review of the All-Russian scientific and

№ 5/2023

practical conference (Moscow, RANEPA, April 22, 2022) // Modern law. 2022. No. 10. P. 48—62.

6. Redkous V.M. Modern directions of legal provision of state security in the Russian Federation // Penitentiary system and society: experience of interaction: collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Perm, April 06-08, 2021. Volume 1. Perm, 2021. P. 67—69.

7. URL: https://docs.edu.gov.ru/ (access date: 10/09/2023).

8. Redkous V.M. Current issues of ensuring economic security in the National Security Strategy of the Russian Federation dated July 2, 2021 // Law and Legislation. 2021. No. 8. P. 23—27.

9. Legal policy in the field of private law: problems and ways to solve them / R.V. Puzikov, V.A. Sytyugina [and others]. Tambov, 2010. 306 p.

10. Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A. I. Yastrebova [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7, No. 2. P. 417—425.

11. Redkous V.M. The concept of administrative and legal regimes established in the field of ensuring national security // Law and State: Theory and Practice. 2009. No. 12(60). pp. 92—95.

12. Prudnikova T.A., Redkous V.M., Akimova S.A. Administrative and legal status of executive authorities. (using the example of migration services): A textbook. M.: UNITY-DANA, 2017. 139 p.

13. Nikolaev A.G. Permits and prohibitions as regulatory forms of disciplinary coercion // Law and the State: theory and practice. 2015. № 5(125). Pp. 146.

14. Improving the system of administrative penalties and the procedure for their appointment / A.V. Shevtsov [et al.]. M., 2020. 92 p.

15. Redkous V.M. Institute of administrative responsibility in ensuring national security (experience of Russia and CIS member states) // Law and State: theory and practice. 2010. No. 3(63). pp. 148—151.

16. Redkous V.M. On the issue of current directions for improving the legal regulation of public relations in the sphere of ensuring the national security of the Russian Federation // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Legal sciences. 2006. No. 1. P. 15—28.

17. Organization of public order protection and public safety : Textbook (in two parts). Volume Part 1. M., 2017. 284 p.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.