Научная статья на тему 'Индивидуальные меры по предупреждению насилия в семье по законодательству Республики Таджикистан и их применение органами внутренних дел'

Индивидуальные меры по предупреждению насилия в семье по законодательству Республики Таджикистан и их применение органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
охрана общественного порядка / обеспечение общественной безопасности / органы внутренних дел / насилие в семье / профилактика / административная ответственность / индивидуальные меры / защитное предписание / protection of public order / ensuring public safety / internal affairs bodies / violence in family / prevention / administrative responsibility / individual measures / protective order

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парвини Рахмулло Шарифзода

В статье на основе анализа действующего законодательства рассмотрены правовые основы применения органами внутренних дел Республики Таджикистан индивидуальных мер по предупреждению насилия в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual measures to prevent domestic violence under the legislation of the Republic of Tajikistan and their application by internal affairs bodies

Based on the analysis of the current legislation, the article examines the legal framework for the application by the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan of individual measures to prevent domestic violence.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные меры по предупреждению насилия в семье по законодательству Республики Таджикистан и их применение органами внутренних дел»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 100—103. State service and personnel. 2022;(1):1 00— 103

Научная статья

УДК 342 NIION: 2012-0061-01/22-022

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-100-103 MOSURED: 77/27-008-2022-01-222

Индивидуальные меры по предупреждению насилия в семье по законодательству Республики Таджикистан и их применение органами внутренних дел

Парвини Рахмулло Шарифзода

Академия управления МВД России, Москва, Россия, sharifzoda.parvin@mail.ru

Аннотация. В статье на основе анализа действующего законодательства рассмотрены правовые основы применения органами внутренних дел Республики Таджикистан индивидуальных мер по предупреждению насилия в семье.

Ключевые слова: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, органы внутренних дел, насилие в семье, профилактика, административная ответственность, индивидуальные меры, защитное предписание.

Для цитирования: Шарифзода П.Р. Индивидуальные меры по предупреждению насилия в семье по законодательству Республики Таджикистан и их применение органами внутренних дел / / Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 100—104. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-100-103.

Original article

Individual measures to prevent domestic violence under the legislation of the Republic of Tajikistan and their application by internal affairs bodies

Parvini R. Sharifzoda

Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia,

Moscow, Russia, sharifzoda.parvin@mail.ru

Abstract. Based on the analysis of the current legislation, the article examines the legal framework for the application by the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan of individual measures to prevent domestic violence/

Keywords: protection of public order, ensuring public safety, internal affairs bodies, violence in family, prevention, administrative responsibility, individual measures, protective order.

For citation: Sharifzoda P.R. Individual measures to prevent domestic violence under the legislation of the Republic of Tajikistan and their application by internal affairs bodies // State service and personnel. 2022;(1):100—103. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-100-103.

Правовое регулирование в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Республике Таджикистан (далее — РТ) находится в состоянии реформирования, определения комплекса правовых средств, позволяющих успешно решать все поставленные задачи [6, с. 56—59; 11, р. 01008]. Это также связано с реформированием всей системы публичных отношений, затронувших Республику Таджикистан [4].

© Шарифзода П.Р. М., 2022.

Важное значение в деятельности органов внутренних дел РТ придается применению мер по предупреждению насилия в семье, осуществляемого на основе законов РТ «О предупреждении насилия в семье» от 19 марта 2013 г. № 954 и «О милиции» от 17 мая 2004 г. № 41, а также иных нормативных правовых актов. Данные вопросы в юридической науке уже затрагивались [2, с. 32— 36], но уровень их разработки явно недостаточен для современных требований.

Достоинством Закона РТ от 19 марта 2013 г. № 954 является то, что в нем в ст. 11 закреплены

№ 1/2022

полномочия органов внутренних дел по предупреждению насилия в семье [3].

По нашему мнению, эта статья определяет полномочия органов внутренних дел (ОВД) РТ по применению административно-правовых средств в области предупреждения насилия в семье, под которыми следует понимать закрепленные в нормах административного права установления (инструменты) и технологии (деяния), при помощи которых органами внутренних дел РТ осуществляется реализация комплекса мер (организационных, правовых и иных), направленных на защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в рамках семейных отношений, предупреждение насилия в семье, определение и устранение причин и условий, способствующих насилию в семье как умышленному противоправному деянию физического, психического, сексуального и экономического характера, совершенному в рамках семейных отношений одним членом семьи по отношению к другому члену семьи, которое становится причиной нарушения его прав и свобод, причинения физической боли или вреда его здоровью или угрозой причинения такого вреда здоровью.

При выработке данного определения использован подход к определению правовых средств, предложенный С.А. Комаровым и А.В. Малько [1, с. 363], а также определение насилия в семье и предупреждения насилия в семье, данные в ст. 1 Закона РТ «О предупреждении насилия в семье» от 19 марта 2013 г. №№ 954.

Эти правовые средства, реализуемые ОВД РТ, могут быть как общими, так и специальными. Критерием их разграничения выступает «объем» того или иного правового средства, заключающегося в его реализации исключительно органами внутренних дел (специальные средства), или также и иными уполномоченными органами (общие средства).

В соответствии с этим к общим следует отнести, по нашему мнению, следующие: участие в разработке и реализации программ по предупреждению насилия в семье и сотрудничество с иными субъектами, предупреждающими насилие в семье; прием, рассмотрение обращений и других сведений о насилии или угрозе совершения насилия в семье в порядке, предусмотренном законодательством РТ; выявление причин и условий, способствующих совершению насилия в семье.

К специальным средствам, реализуемым ОВД РТ, будут относиться: постановка на учет лица, совершившего насилие в семье, и осуществление по отношении к нему воспитательных и профилактических мер; разъяснение потерпевшему его прав при обращении и направление его в необходимых случаях на медицинский осмотр; направление потерпевшего на основании его письменного согласия в центры поддержки, центры или отделения медико-социальной реабилитации потер-

певших; составление материалов, возбуждение дел об административном правонарушении или уголовных дел в отношении лица, совершившего насилие в семье, в порядке, установленном законодательством РТ; выдача защитного предписания лицу, совершившему насилие в семье; постановка на учет семей, в которых систематически наблюдаются случаи насилия и осуществление профилактических мер в целях укрепления семьи; ведение статистического учета случаев насилия в семье; организация специальных обучающих курсов по вопросам предупреждения насилия в семье для работников органов внутренних дел.

Следует заметить, что данная классификация осуществляется в научных целях и все-таки является условной, при этом законодательством РТ к полномочиям ОВД могут быть отнесены и иные полномочия, расширяющие вышеуказанные.

По своему характеру названные средства могут быть материальными и процессуальными [10, р. 17023]; по своей функциональной роли они носят преимущественно охранительный характер, что не исключает и их регулятивную составляющую; по информационно-психологической направленности, обусловленной тем, чьим интересам отдается предпочтение, данные меры носят преимущественно ограничивающий характер, включая запреты, обязанности, наказания.

Большое значение Закон РТ от 19 марта 2013 г. № 954 отводит регламентации индивидуальных мер по предупреждению насилия в семье.

В статье 18 Закона РТ закреплено: эти меры как целенаправленное воздействие на сознание и поведение лица, совершившего насилие в семье, применяются для предупреждения совершения им правонарушения и обеспечения безопасности потерпевшего. Эти меры включают: беседы воспитательного характера; доставление в органы внутренних дел лица, совершившего насилие в семье; защитное предписание; административное задержание; осуществление мер, предусмотренных законодательством РТ, в том числе мер принуждения, имеющих медицинский характер; лишение родительских прав, отмена усыновления, опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством РТ; помещение потерпевшего в центры поддержки, центры или отделения медико-социальной реабилитации пострадавших.

Индивидуальные меры по предупреждению насилия в семье применяются с учетом индивидуальных особенностей лица, в отношении которого применены эти меры, и опасности совершенного им деяния. Постановление о применении индивидуальных мер по предупреждению насилия в семье может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством РТ. Основанием для применения индивидуальных мер по предупреждению насилия в семье

№ 1/2022

могут быть: заявление потерпевшего или сведения физических и юридических лиц; выявление случая насилия в семье органами внутренних дел; сведения, представленные другими субъектами, предупреждающими насилие в семье. Заявление и сведения о совершении насилия в семье или об угрозе его совершения рассматриваются соответствующим государственным органом в порядке, установленном законодательством РТ (ст. 19 Закона РТ).

Беседа воспитательного характера с лицом, совершившим насилие в семье, и потерпевшим проводится субъектами, предупреждающими насилие в семье, с целью выявления причин и условий, способствовавших совершению насилия в семье, разъяснения его социально-правовых последствий, восстановления и укрепления прочности семьи. Беседа воспитательного характера проводится в служебном помещении субъектов, предупреждающих насилие в семье, а также по месту жительства, учебы или месту работы. Лицо, с которым проводится беседа воспитательного характера, предупреждается о прекращении и недопустимости повторного совершения противозаконного деяния. Беседа воспитательного характера с несовершеннолетними проводится в присутствии родителей, педагога или другого их законного представителя (ст. 20 Закона РТ).

Важным административно-правовым средством является защитное предписание — документ, выдаваемый органами внутренних дел лицу, совершившему насилие в семье, или лицу, угрожающему его применением.

В соответствии со ст. 21 Закона РТ основанием для его вынесения является обращение по факту совершения акта насилия в семье или угрозы его применения. Лицо, получившее защитное предписание, обязано выполнять все условия, указанные в нем. В случае невыполнения данных требований указанное лицо привлекается к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РТ.

Защитное предписание выдается вменяемому лицу, совершившему насилие в семье, которому на момент его вынесения исполнилось 16 лет. В защитном предписании указываются фамилия, имя и отчество лица, совершившего насилие в семье или угрозу совершения насилия в семье, сведения о времени и месте его вынесения, место, время и обстоятельство совершения или угрозы совершения насилия, предусмотренные требования и сроки их действия, правовые последствия в случае продолжения противоправных действий и несоблюдения требований данного защитного предписания, должность, фамилия, имя и отчество уполномоченного лица, вынесшего защитное предписание.

Защитное предписание выносится начальником или заместителями начальника отдела внутренних

дел по месту совершения насилия в семье и выдается в течение 24 часов с момента совершения насилия в семье, либо с момента подачи заявления о факте совершения насилия в семье, либо угрозы его применения лицу, совершившему насилие в отношении члена семьи. Защитное предписание выдается сроком до 15 дней. На основании заявления потерпевшего или его законного представителя срок действия защитного предписания по запросу начальника органа внутренних дел и разрешению прокурора может быть продлен до 30 дней.

Защитное предписание в отношении лица, совершившего насилие в семье, может предусматривать следующие требования: запрещение всякого рода насилия в отношении потерпевшего, осуществление вопреки его желанию поиска, слежки, посещения, переговоров и других отношений, ограничивающих права и свободы потерпевшего; рекомендация о своевременном возвращении в жилище; запрещение употребления спиртных напитков и одурманивающих веществ на период действия защитного предписания.

Неисполнение требований, указанных в ч. 7 ст. 21, повлекшее административную ответственность, не прерывает срок защитного предписания. Защитное предписание можно обжаловать в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение трех суток. Обжалование в суд не приостанавливает действие защитного предписания. Копия защитного предписания выдается потерпевшему. Контроль исполнения требований защитного предписания осуществляется органом внутренних дел, вынесшим защитное предписание.

С целью предупреждения насилия в семье, содержащего состав административного правонарушения, и недостаточности защитного предписания для обеспечения безопасности потерпевшего должностное лицо органов внутренних дел в порядке, установленном законодательством РТ, осуществляет административное задержание лица, совершившего насилие в семье (ст. 22 Закона РТ).

Н наш взгляд, рассмотрение данных вопросов позволит не только сделать более совершенным материальные и процессуальные основы применения органами внутренних дел административно-правовых средств предупреждения насилия в семье [5. с.157—159], но и позволит усовершенствовать правовую основу обеспечения безопасности государства и общества [7, с. 14—19], что очень важно в современном мире.

Следует также учитывать, что большая роль в предупреждении насилия в семье принадлежит деятельности общественных организаций, которые могут как создаваться для реализации данной функции в качестве самостоятельной, основной функции деятельности, так и осуществлять данную функции в контексте реализации остальных функций [9, рр. 417—425]. Важная роль в предотвра-

№ 1/2022

щении насилия в семье принадлежит и гражданскому обществу в целом, институты которого могут с успехом решать данную задачу [8, pp. 2431251].

Список источников

1. Комаров СЛ., Малько А.В. Теория государства и права. Учеб.-метод. пособие. Краткий учебник для вузов. М., 1999.

2. Павлова Е.В. Административно-правовые меры профилактики преступлений в семье / / Правовая концепция. 2016. № 2 (31).

3. Прудникова ТА Административно-правовой статус органов исполнительной власти: Учеб. пособие / Т.А. Прудникова, В.М. Редкоус, С.А. Акимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

4. Публичная власть: система, компетенции: Монография. Воронеж: Научная книга, 2021. 237 с.

5. Редкоус В.М. О совершенствовании правовой основы деятельности органов внутренних дел по объявлению официальных предостережений / / Закон и право. 2020. № 9.

6. Редкоус В.М. О содержании административной реформы в Российской Федерации / / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Межд. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 26 марта 2021 г.) / под общ. ред. А.И. Каплунова. СПб., 2021.

7. Редкоус В.М. Федеральный закон «О безопасности» принят. Проблемы остаются // Закон и право. 2011. № 2.

8. Civil Society of Modern Russia: Problems of Implementation of Constitutional Rights and Freedoms / Voronov A.M., Kobzar-Frolova M.N., Red-kous V.M., Gogolev A.M. // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Т. 7. № S1.

9. Civil Public Organizations for Providing a Public Order and Their Role in Forming of Civil Society / Yastrebova A.I., Salomatkin A.S., Dzha-vakhyan R.M., Redkous V.M., Filonov V.I. // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Т. 7. № 2.

10. Influence of Migration Processes in Europe on Law and legal Culture of Information Society / Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. In the collection: E3S Web of Conferences. 8. Сер. Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020, 2020.

11. Private bankruptcy in the Russian Federation: reality and perspectives / A.N. Mironov, Yu.P. Kolesnikova, V.M. Redkous // SHS Web of

Conferences: IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». Kaliningrad: EDPsciences, 2021.

References

1. Komarov S.A., Malko A.V. Theory of Government and Rights. Teaching aid. A short textbook for universities. M., 1999.

2. Pavlova E.V. Administrative and legal measures for the prevention of crimes in the family / / Legal concept. 2016. № 2 (31).

3. Prudnikova TA. Administrative and legal status of executive authorities. Textbook / T.A. Prud-nikova, V.M. Redkous, S.A. Akimov. Moscow: UNITI-DANA, 2012.

4. Public Power: System, Competencies: Monograph. Voronezh, 2021.

5. Redkous V.M. On improving the legal framework for the activities of internal affairs bodies on the announcement of official warnings // Law and legislation. 2020. № 9.

6. Redkous V.M. On the content of administrative reform in the Russian Federation // Actual problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin readings): International scientific and practical conference. St. Petersburg, March 26, 2021 / Under general. ed. A.I. Kaplunov. SPb., 2021.

7. Redkous V.M. The federal law «On Security» was adopted. Problems Remain // Law and legislation. 2011. № 2.

8. Civil Society of Modern Russia: Problems of Implementation of Constitutional Rights and Freedoms / Voronov A.M., Kobzar-Frolova M.N., Redkous V.M., Gogolev A.M. International Journal of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. № S1.

9. Civil Public Organizations for Providing a Public Order and Their Role in Forming of Civil Society / Yastrebova A.I., Salomatkin A.S., Dzha-vakhyan R.M., Redkous V.M., Filonov V.I. // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. T. 7. № 2.

10. Influence of Migration Processes in Europe on Law and legal Culture of Information Society / Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. In the collection: E3S Web of Conferences. 8. Сер. Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020, 2020. P. 17023.

11. Private bankruptcy in the Russian Federation: reality and perspectives / A.N. Mironov, Yu.P. Kolesnikova, V.M. Redkous // SHS Web of Conferences: IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». Kaliningrad: EDPsciences, 2021. P. 01008.

Информация об авторе

Шарифзода П.Р. — адъюнкт

Information about the author

Sharifzoda P.R. — adjunct

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.