УДК 342.92 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-10-212-214
К ВОПРОСУ О СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМ АНАЛИЗЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ -УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ
НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Парвини Рахмулло ШАРИФЗОДА, старший преподаватель Академии МВД Республики Таджикистан, адъюнкт кафедры № 4 Академии управления МВД России [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа законодательств государств СНГ в области противодействия насилию в семье показана важность четкого правового регулирования деятельности органов внутренних дел и иных субъектов профилактики в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: охрана общественного порядка, органы внутренних дел, насилие в семье, сравнительно-правовой анализ, профилактика правонарушений, административно-правовые средства, охранный (защитный) ордер, государства — участники СНГ.
Annotation. Based on the analysis of the legislation of the CIS states in the field of combating domestic violence, the article shows the importance of clear legal regulation of the activities of the internal affairs bodies and other subjects of prevention in this area.
Keywords: protection of public order, internal affairs bodies, violence in family, comparative right analysis, prevention of offenses, administrative and legal means, protective (protective) order, CIS member states.
Совершенствование общественных отношений в сфере государственного управ-'^»«'•ления1 неразрывно связано с совершенствованием общественных отношений в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности2, с совершенствованием правового регулирования деятельности органов внутренних дел3, а также одного из таких его направлений, как участие в реализации мер по профилактике насилия в семье.
Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан в сфере профилактики насилия в семье невозможно без анализа положительного зарубежного опыта, позволяющего правильно определить применительно к деятельности органов внутренних дел: задачи органов внутренних дел, их полномочия, формы и методы деятельности по профилактике насилия в семье; правовые и иные средства профилактики насилия в семье, порядок их использования; взаимо-
действие с иными субъектами профилактики, а также с институтами гражданского общества в данной области.
Зарубежный опыт противодействия насилию в семье рассматривали в своих работах В.Ю. Артемов, И.С. Власов, Н.А. Голованова, Я.В. Евсеева, А.Ю. Заксон, С.П. Кубанцев, А.А. Меньших, О.И. Семыкина, Н.А. Трещетенкова, Л.С. Черну-хина и другие авторы4. Однако до полного раскрытия всех проблем еще достаточно далеко.
В государствах — участниках СНГ придается достаточно большое внимание правовому регулированию профилактики насилия в семье. В каждом государстве создана национальная правовая основа, включающая, прежде всего, специализированные законы в данной области, а именно: ■ Закон Республики Армения «О предотвращении насилия в семье, защите лиц, подвергшихся насилию в семье, и восстановлении солидарности в семье» от 30 декабря 2017 г. № ЗР-320;
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021
■ Закон Азербайджанской Республики «О предотвращении бытового насилия» от 22 июня 2010 г. № № 1058-1110;
■ Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 г. № 214-1УЗРК;
■ Закон Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» от 27 апреля 2017 г. № 63;
■ Закон Республики Молдова «О предупреждении и пресечении насилия в семье» от 1 марта 2007 г. № 45-ХУ1;
■ Закон Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» от 7 декабря 2017 г. № 2229-УШ;
■ Закон Республики Таджикистан «О предупреждении насилия в семье» от 19 марта 2013 г. № 954.
В Республике Узбекистан принят Закон Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснения и насилия» от 2 сентября 2019 г. № ЗРУ-561, в Республике Беларусь вопросы профилактики насилия в семье регулирует Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-З5.
В Российской Федерации специальный закон, посвященный предупреждению насилия в семье, до настоящего времени не принят.
Вышеназванные законы базируются на положениях международных правовых актов, устанавливающих параметры развития национальных правовых систем в области профилактики насилия в семье и общие требования по ее эффективному проведению, их нормы коррели-руются со статьями уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, устанавливающих соответствую -щие виды ответственности за противоправные деяния.
Вопросы противодействия насилию в семье также отражаются в нормативных правовых актах, регламентирующих общие вопросы профилактической деятельности. Все это учитывается при создании национальной ведомственной правовой базы, регламентирующей деятельность органов внутренних дел в области профилактики насилия в семье, что характерно и для Таджикистана6. Это важно в условиях проведения в России и Республике Таджикистан (далее — РТ) мер, охватываемых понятием «административная реформа»7.
Для Таджикистана сравнительно-правовые исследования в рассматриваемой области долж-
ны быть всесторонними и направленными на разработку: содержания основных понятий; принципов предупреждения насилия в семье; прав потерпевшего; классификации и правового положения субъектов, предупреждающих насилие в семье (Правительства Республики Таджикистан, местных органов государственной власти, государственных органов по делам женщин и семьи, комиссий по защите прав ребенка, органов внутренних дел, органов сферы образования, органов сферы здравоохранения, органов сферы социальной защиты населения, органов самоуправления поселков и сел, общественной самодеятельности, предприятий, учреждений и других организаций, Центра поддержки, центров или отделений медико-социальной реабилитации пострадавших); индивидуальных мер по предупреждению насилия в семье, оснований их применения; содержания беседы воспитательного характера, защитного предписания, административного задержания, соблюдения конфиденциальности сведений, связанных с насилием в семье, ответственности за несоблюдение требований законодательства.
Анализ содержания специализированных законов позволяет выделить основные правовые средства профилактики насилия в семье, к которым относятся: беседа воспитательного характера; защитное предписание (охранный (защитный) ордер); административное задержание.
Наибольший интерес представляет собой такое правовое средство профилактики насилия в семье, каким является охранный (защитный) ордер, известный зарубежному законодательству. По нашему мнению, на выяснение его правовой природы и содержания должны быть направлены усилия в рамках сравнительно-правовых исследований.
Я.В. Евсеева указывает, что «охранный ордер (защитное предписание) широкое распространение получил в 90-е годы прошлого века, после принятия ООН «Модельного законодательства о насилии в семье», которое предусматривало такое юридическое средство предотвращения внутрисемейного насилия как защитный (охранный) ордер»8.
Данный автор делает справедливый вывод, что за рубежом институт охранного ордера является достаточно эффективным и удобным средством защиты жертв внутрисемейного насилия, однако вопрос о его введении в российские реалии остается открытым.
Важную роль в формировании рассматриваемой правовой основы должны играть сравни-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021
тельно-правовые исследования9, в том числе и в области привлечения к административной ответственности10, результаты которых позволят улучшить законодательство и правоприменительную практику. Чтобы достичь результативного воздействия в области предотвращения насилия в семье, необходимо сотрудничество всех государственных органов и организаций, а также других институтов гражданского общества11.
Намеченной цели можно добиться, осуществляя сотрудничество в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Для определения актуальных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел в области профилактики насилия в семье необходимо использовать весь современный методологический аппарат административно-правовой науки, в том числе и в области обеспечения национальной безопасности12, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности13, комплексного профилактического использования всех имеющихся административно-правовых средств14.
1 См.: Актуальные проблемы науки административного и финансового права: Сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. «Лазаревские чтения — 2021» (Москва, 10 февраля 2021 г.) / Под общ. ред. А.Н. Савенкова, отв. ред. М.Н. Кобзарь-Фролова. М.: ИГП РАН, 2021. 384 с.; Публичная власть: система, компетенции: Монография / Под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2021. 237 с.;
Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации: Монография / ИГП РАН. М., 2020. Ч. I. 384 с.; Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения: Монография. Тамбов, 2010. 610 с.; и др.
2 См.: Yastrebova A.I., StakhovA.I., Redkous V.M., Gubin A.N., Suchkova T.Y. State and non-state actors ensuring constitutional order and public security: problems of legal regulation of interaction // Revista Universidad Y Sociedad. MAY—JUN 2020. Vol. 12. Iss. 3. P. 228—239. WOS: 000539097400020;
Civil Society of Modern Russia: Problems of Implementation of Constitutional Rights and Freedoms / Voronov A.M., Kobzar-Frolova M.N., Redkous V.M., Gogolev A.M. // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Т. 7. № S1. С. 243—251.
3 См.: Административная деятельность ОВД: Учебник / Под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина. М.: Юрайт, 2014. 521 с.;
Прудникова Т.А., Редкоус В.М., Акимова С.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 140 с.; и др.
4 Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / И.С. Власов и др. Под ред. НА. Голованова. М.: Юстицинформ, 2011. 382 с.
5 Тексты нормативных правовых актов предоставлены СПС «СоюзПравоИнформ».
6 См., напр.: Приказ МВД РТ от 20.04.2016 № 27 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению, предотвращению и реагированию фактам насилия в семье»
7 Подроб. см.: Глазунова И.Б. Соотношение целей и методов административного реформирования // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 9. С. 312—317;
Редкоус Б.М. Административные реформы в государствах — участниках СНГ // Актуальные проблемы науки административного права: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием, посвящ. 90-летию проф. Б.М. Лазарева. М.: ИГП РАН, 2020. С. 130—136; и др.
8 Евсеева Я.Б. Перспективы установления охранного (защитного) ордера как инструмента превенции насилия в семье в законодательстве Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 203—206.
9 См.: Редкоус Б.М. Предпосылки осуществления сравнительно-правового анализа законодательств государств — участников СНГ в области обеспечения национальной безопасности // Журнал рос. права. 2007. № 11 (131). С. 91—98;
Редкоус Б.М. Теоретические основы использования сравнительно-правового метода в исследовании административно-правового обеспечения национальной безопасности в государствах СНГ // Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография. Тамбов, 2020. С. 27—56; др.
10 Редкоус Б.М. Предпосылки осуществления сравнительно-правового анализа законодательств государств — участников ... С. 91—98 .
11 См.: Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография. Тамбов, 2020. 476 с.;
Редкоус Б.М., Сергеев А.Б. Вопросы взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества в Стратегии национальной безопасности РФ // Закон и право. 2016. № 2. С. 154—156.
12 См.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ / Отв. ред. А.А. Опалев. М., 2017. 512 с.; ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности РФ: Науч.-практ. комментарий / Кол. авт. Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. 592 с.; и др.
13 Доктрина права и безопасность в современном мире: Монография / Отв. ред. Р.В. Пузиков, Я. Зелиньский. Тамбов, 2020. 495 с.; и др.
14 Редкоус Б.М. О необходимости актуализации научных исследований административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2020. № 10. С. 15— 17; и др.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021