УДК 342.92 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-227-229
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА
V V ___
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Олег Николаевич ШУБОЧКИН, заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УВД по Северо-западному округу г. Москвы
Аннотация. В статье проанализирована административно-правовая основа деятельности органов внутренних дел в осуществлении миграционного учета в Российской Федерации.
Ключевые слова: правовая основа, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, миграционный учет, миграционная деятельность, нормативный правовой акт, административно-правовое регулирование.
Annotation. The article analyzes the administrative and legal basis of the activities of the internal affairs bodies in the implementation of migration registration in the Russian Federation.
Keywords: legal basis, protection of public order, ensuring public safety, migration registration, migration activity, regulatory legal act, administrative and legal regulation.
В опросам совершенствования правового регулирования общественных отношений в области миграции в настоящее время уделяется большое внимание1 в связи с той большой ролью, которую приобретает миграционный фактор в жизни российского общества: в области экономики, демографии, социальных и национально-культурных отношений.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ2 содержит ст. 29.1 «Миграционный учет иностранных граждан», где сказано, что миграционный учет иностранных граждан в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
Ядром административно-правовой основы деятельности органов внутренних дел в осуществлении миграционного учета в РФ является Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ3, который ре-
гулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из РФ.
Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ утвержден соответствующим постановлением Правительства РФ4.
На порядок осуществления миграционного учета влияют самые разнообразные факторы, учитываемые в законодательстве, в частности, проведение в РФ массовых спортивных мероп-риятий5.
Так, Федеральный закон «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ6 в
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
главе 3 регулирует особенности въезда в РФ, выезда из РФ, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением мероприятий и мероприятий UEFA Евро 2020. Большую роль в регулировании отношений в рассматриваемой области играют ведомственные правовые акты.
В частности, приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. № 856 утверждены: Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг7.
Приказом МВД России от 14 сентября 2020 г. № 641 утверждены форма уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, а также срок хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг или организации федеральной почтовой связи8.
Таким образом, давая общую характеристику административно-правовой основы деятельности органов внутренних дел в осуществлении миграционного учета в РФ, следует выделить ее основные характерные черты:
■ представляет собой совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, среди которых большая роль принадлежит подзаконным ведомственным правовым актам, издаваемым МВД России;
■ объектом регулирования ее норм выступает деятельность органов внутренних дел и
их уполномоченных должностных лиц, сотрудников, направленная на реализацию основных направлений деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере, охватываемая понятием «предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»9;
■ закрепляет миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ как государственную деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства;
■ закрепляет миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ как одну из форм государственного регулирования миграционных процессов10, направленную на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции11;
■ опосредует реализацию ряда административно-правовых режимов, устанавливаемых в целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности12;
■ включает нормы как материального (статусного) характера, так и процессуального характера13;
■ закрепляет возможность применения мер государственного принуждения в целях реализации задач, возложенных на органы внутренних дел14;
■ характеризуется динамизмом, оперативностью, а также иными качествами, вызванными сложностью регулируемых общественных отношений15.
В настоящее время предлагаются меры по совершенствованию правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере16.
В частности, МВД России намерено обязать всех прибывающих в нашу страну более чем на 30 суток иностранцев сдавать отпечатки пальцев, фотографироваться, проходить медосвидетель-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
ствование, а также заводить ГО-карту, где будут храниться все данные о госте17.
Параллельно планируется отменить выдачу таких документов, как разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ). Предлагается ввести взамен три миграционных режима: краткосрочное пребывание (до 90 суток), долгосрочное пребывание и постоянное проживание (последние два должны заменить РВП и ВНЖ). Нововведения предполагают упростить выдачу трудовых патентов и перевести их в электронную форму. Все мигранты будут внесены в единый электронный реестр. Единая база мигрантов позволит контролировать их поток и регулировать трудовые отношения. Все это даст возможность проще и эффективнее выявлять нелегальных мигрантов.
Для определения основных направлений совершенствования российского законодательства в области миграционной деятельности необходимо более активно учитывать положительный зарубежный опыт в рассматриваемой области18, адаптировать положительно зарекомендовавшие себя институты и технологии в российских условиях, что поможет значительно расширить методологические рамки проводимых научных исследований19.
1 См.: Административно- правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 139 с.; Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society / Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. // E3S Web of Conferences. 8. Сер. «Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020». 2020. С. 17023; и др.
2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
3 Там же. 2006. № 30. Ст. 3285.
4 Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 653.
5 Правовое регулирование организации и проведения массовых мероприятий: опыт России и государств — участников СНГ: Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2008. 259 с.
6 СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2866.
7 Офиц. интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 12.02.2021 № 0001202102120038.
8 Там же. 01.10.2020 №0001202010010031.
9 Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Отв. ред. А.В. Куракин, М.В. Костенни-ков. М.: Юрайт, 2014. 521 с.
10 Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере РФ: Монография / ИГП РАН. М., 2020. Ч. I. 384 с.
11 ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности РФ: Науч.-практ комментарий / Кол авт. Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006.
12 См. также: Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017;
Доктрина права и безопасность в современном мире: Монография / Отв. ред. Р.В. Пузиков, Я. Зелиньский. Тамбов, 2020. 495 с.; и др.
13 Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения: Монография / Отв. ред. М.П. Петров, Р.В. Пузиков. Тамбов, 2010. 610 с.
14 См.: Николаев А.Г. Современная теория дисциплинарного принуждения: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 247 с.;
Редкоус В.М. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности: опыт России и государств — участников СНГ // Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2019. № 4 (53). С. 84—88.
15 Елагин А.Г. Основы теории управления общественной безопасностью (просто о сложном). М.: ООО «Сам полиграфист», 2020. 150 с.
16 См. также: Редкоус В.М. О необходимости актуализации научных исследований административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2020. № 10. С. 15—17;
Редкоус В.М. О совершенствовании правовой основы деятельности органов внутренних дел по объявлению официальных предостережений // Закон и право. 2020. № 9. С. 157—159; и др.
17 Фото, пальцы, медосмотр. Иностранцев, находящихся в России более 30 суток, дактилоскопируют // ИРЬ: https://rg.ru/2020/09/13/mvd-budet-daktiloskopirovat-inostrancev-nahodiashchihsia-v-rf-bolee-30-sutok.html (Дата обращения: 21.05.2021)
18 См.: Редкоус В.М., Акимова С.А. Административно-правовые основы регулирования миграционными процессами в Латвийской Республике // Вестник экономич. безопасности. 2016. № 1. С. 214—217;
Редкоус В.М. Опыт кодификации миграционного законодательства в правовом пространстве СНГ // Вестник МосУ МВД России. 2016. № 3. С. 210—213; Редкоус В.М. Общая характеристика правового регулирования миграции населения по законодательству Республики Казахстан // Вестник МосУ МВД России. 2016. № 4. С. 249—254; и др.
19 См.: Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Буки-Веди, 2021. 567 с.; Редкоус В.М. О необходимости актуализации научных исследований административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2020. № 10. С. 15—17.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021