Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правовая основа / охрана общественного порядка / обеспечение общественной безопасности / миграционный учет / миграционная деятельность / нормативный правовой акт / административно-правовое регулирование / legal basis / protection of public order / ensuring public safety / migration registration / migration activity / regulatory legal act / administrative and legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олег Николаевич Шубочкин

В статье проанализирована административно-правовая основа деятельности органов внутренних дел в осуществлении миграционного учета в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of the administrative and legal basis of the activities of the internal affairs bodies in the implementation of migration registration in the Russian Federation

The article analyzes the administrative and legal basis of the activities of the internal affairs bodies in the implementation of migration registration in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-227-229

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА

V V ___

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Олег Николаевич ШУБОЧКИН, заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УВД по Северо-западному округу г. Москвы

oshubochkin@mvd.ru

Аннотация. В статье проанализирована административно-правовая основа деятельности органов внутренних дел в осуществлении миграционного учета в Российской Федерации.

Ключевые слова: правовая основа, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, миграционный учет, миграционная деятельность, нормативный правовой акт, административно-правовое регулирование.

Annotation. The article analyzes the administrative and legal basis of the activities of the internal affairs bodies in the implementation of migration registration in the Russian Federation.

Keywords: legal basis, protection of public order, ensuring public safety, migration registration, migration activity, regulatory legal act, administrative and legal regulation.

В опросам совершенствования правового регулирования общественных отношений в области миграции в настоящее время уделяется большое внимание1 в связи с той большой ролью, которую приобретает миграционный фактор в жизни российского общества: в области экономики, демографии, социальных и национально-культурных отношений.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ2 содержит ст. 29.1 «Миграционный учет иностранных граждан», где сказано, что миграционный учет иностранных граждан в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Ядром административно-правовой основы деятельности органов внутренних дел в осуществлении миграционного учета в РФ является Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ3, который ре-

гулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из РФ.

Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ утвержден соответствующим постановлением Правительства РФ4.

На порядок осуществления миграционного учета влияют самые разнообразные факторы, учитываемые в законодательстве, в частности, проведение в РФ массовых спортивных мероп-риятий5.

Так, Федеральный закон «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ6 в

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

главе 3 регулирует особенности въезда в РФ, выезда из РФ, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением мероприятий и мероприятий UEFA Евро 2020. Большую роль в регулировании отношений в рассматриваемой области играют ведомственные правовые акты.

В частности, приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. № 856 утверждены: Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг7.

Приказом МВД России от 14 сентября 2020 г. № 641 утверждены форма уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, а также срок хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг или организации федеральной почтовой связи8.

Таким образом, давая общую характеристику административно-правовой основы деятельности органов внутренних дел в осуществлении миграционного учета в РФ, следует выделить ее основные характерные черты:

■ представляет собой совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, среди которых большая роль принадлежит подзаконным ведомственным правовым актам, издаваемым МВД России;

■ объектом регулирования ее норм выступает деятельность органов внутренних дел и

их уполномоченных должностных лиц, сотрудников, направленная на реализацию основных направлений деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере, охватываемая понятием «предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»9;

■ закрепляет миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ как государственную деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства;

■ закрепляет миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ как одну из форм государственного регулирования миграционных процессов10, направленную на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции11;

■ опосредует реализацию ряда административно-правовых режимов, устанавливаемых в целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности12;

■ включает нормы как материального (статусного) характера, так и процессуального характера13;

■ закрепляет возможность применения мер государственного принуждения в целях реализации задач, возложенных на органы внутренних дел14;

■ характеризуется динамизмом, оперативностью, а также иными качествами, вызванными сложностью регулируемых общественных отношений15.

В настоящее время предлагаются меры по совершенствованию правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере16.

В частности, МВД России намерено обязать всех прибывающих в нашу страну более чем на 30 суток иностранцев сдавать отпечатки пальцев, фотографироваться, проходить медосвидетель-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

ствование, а также заводить ГО-карту, где будут храниться все данные о госте17.

Параллельно планируется отменить выдачу таких документов, как разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ). Предлагается ввести взамен три миграционных режима: краткосрочное пребывание (до 90 суток), долгосрочное пребывание и постоянное проживание (последние два должны заменить РВП и ВНЖ). Нововведения предполагают упростить выдачу трудовых патентов и перевести их в электронную форму. Все мигранты будут внесены в единый электронный реестр. Единая база мигрантов позволит контролировать их поток и регулировать трудовые отношения. Все это даст возможность проще и эффективнее выявлять нелегальных мигрантов.

Для определения основных направлений совершенствования российского законодательства в области миграционной деятельности необходимо более активно учитывать положительный зарубежный опыт в рассматриваемой области18, адаптировать положительно зарекомендовавшие себя институты и технологии в российских условиях, что поможет значительно расширить методологические рамки проводимых научных исследований19.

1 См.: Административно- правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 139 с.; Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society / Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. // E3S Web of Conferences. 8. Сер. «Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020». 2020. С. 17023; и др.

2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

3 Там же. 2006. № 30. Ст. 3285.

4 Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 653.

5 Правовое регулирование организации и проведения массовых мероприятий: опыт России и государств — участников СНГ: Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2008. 259 с.

6 СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2866.

7 Офиц. интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 12.02.2021 № 0001202102120038.

8 Там же. 01.10.2020 №0001202010010031.

9 Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Отв. ред. А.В. Куракин, М.В. Костенни-ков. М.: Юрайт, 2014. 521 с.

10 Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере РФ: Монография / ИГП РАН. М., 2020. Ч. I. 384 с.

11 ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности РФ: Науч.-практ комментарий / Кол авт. Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006.

12 См. также: Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017;

Доктрина права и безопасность в современном мире: Монография / Отв. ред. Р.В. Пузиков, Я. Зелиньский. Тамбов, 2020. 495 с.; и др.

13 Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения: Монография / Отв. ред. М.П. Петров, Р.В. Пузиков. Тамбов, 2010. 610 с.

14 См.: Николаев А.Г. Современная теория дисциплинарного принуждения: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 247 с.;

Редкоус В.М. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности: опыт России и государств — участников СНГ // Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2019. № 4 (53). С. 84—88.

15 Елагин А.Г. Основы теории управления общественной безопасностью (просто о сложном). М.: ООО «Сам полиграфист», 2020. 150 с.

16 См. также: Редкоус В.М. О необходимости актуализации научных исследований административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2020. № 10. С. 15—17;

Редкоус В.М. О совершенствовании правовой основы деятельности органов внутренних дел по объявлению официальных предостережений // Закон и право. 2020. № 9. С. 157—159; и др.

17 Фото, пальцы, медосмотр. Иностранцев, находящихся в России более 30 суток, дактилоскопируют // ИРЬ: https://rg.ru/2020/09/13/mvd-budet-daktiloskopirovat-inostrancev-nahodiashchihsia-v-rf-bolee-30-sutok.html (Дата обращения: 21.05.2021)

18 См.: Редкоус В.М., Акимова С.А. Административно-правовые основы регулирования миграционными процессами в Латвийской Республике // Вестник экономич. безопасности. 2016. № 1. С. 214—217;

Редкоус В.М. Опыт кодификации миграционного законодательства в правовом пространстве СНГ // Вестник МосУ МВД России. 2016. № 3. С. 210—213; Редкоус В.М. Общая характеристика правового регулирования миграции населения по законодательству Республики Казахстан // Вестник МосУ МВД России. 2016. № 4. С. 249—254; и др.

19 См.: Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Буки-Веди, 2021. 567 с.; Редкоус В.М. О необходимости актуализации научных исследований административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2020. № 10. С. 15—17.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.