Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ И ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ И ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административно-правовая основа / административно-правовое регулирование / органы внутренних дел / правовое положение / компетенция / сравнительное правоведение / профилактика насилия в семье / концептуальные вопросы / administrative and legal basis / administrative and legal regulation / internal affairs bodies / legal status / competence / comparative jurisprudence / prevention of domestic violence / conceptual issues

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парвини Рахмулло Шарифзода

В статье дана общая характеристика административно-правовой основы деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан в сфере профилактики насилия в семье; выделены факторы, влияющие на ее формирование; предложен ряд направлений ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парвини Рахмулло Шарифзода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal framework for the activities of the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan in the field of prevention of domestic violence and factors determining its formation

The article gives a general description of the administrative and legal basis of the activities of the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan in the field of prevention of domestic violence, highlights the factors influencing its formation, suggests a number of directions for its improvement.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ И ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ»

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-223-226

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ И ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация. В статье дана общая характеристика административно-правовой основы деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан в сфере профилактики насилия в семье; выделены факторы, влияющие на ее формирование; предложен ряд направлений ее совершенствования.

Ключевые слова: административно-правовая основа, административно-правовое регулирование, органы внутренних дел, правовое положение, компетенция, сравнительное правоведение, профилактика насилия в семье, концептуальные вопросы.

Annotation. The article gives a general description of the administrative and legal basis of the activities of the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan in the field of prevention of domestic violence, highlights the factors influencing its formation, suggests a number of directions for its improvement.

Keywords: administrative and legal basis, administrative and legal regulation, internal affairs bodies, legal status, competence, comparative jurisprudence, prevention of domestic violence, conceptual issues.

Несмотря на достижение современным обществом достаточно высокого уровня политического, правового, экономического, цивилизационного, культурного развития, продолжает оставаться актуальной проблема существования насилия в семье, что требует принятия самых разнообразных мер по выявлению и предотвращению соответствующих фактов, а также привлечения виновных к юридической ответственности1. Это важно и в условиях проведения в России и Республике Таджикистан (далее — РТ) мер, охватываемых понятием «административная реформа»2.

Насилие в семье как социальное явление является грубым нарушением прав человека и гражданина, несущим негативные последствия в первую очередь устоям семьи и обществу в целом. Важная роль в деятельности по предотвращению и профилактике насилия в семье принад-

Парвини Рахмулло ШАРИФЗОДА, адъюнкт кафедры № 4 Академии управления МВД России, старший преподаватель Академии МВД Республики Таджикистан sharifzoda.parvin@mail.ru

лежит органам внутренних дел (далее — ОВД) РТ3, что нашло соответствующее законодательное закрепление4.

Ядром правовой основы деятельности ОВД РТ в сфере профилактики насилия в семье является Конституция Республики Таджикистан, которая была принята 6 ноября 1994 г. путем всенародного референдума. Анализ ее положений показывает, что основополагающе значение имеют:

■ статья 5, устанавливающая, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны. Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством»;

■ статья 14, закрепляющая, что «права и свободы человека и гражданина регулируют-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

ся и охраняются Конституцией, законами республики, признанными Таджикистаном международными правовыми актами. Права и свободы человека и гражданина осуществляются непосредственно. Они определяют цели, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти и местных органов государственной власти и самоуправления и обеспечиваются судебной властью. Ограничения прав и свобод человека и гражданина допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других, общественного порядка, защиты основ конституционного строя, безопасности государства, обороны страны, общественной морали, здоровья населения и территориальной целостности республики»;

■ статья 17, устанавливающая, что «все равны перед законом и судом. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения. Мужчины и женщины равноправны»;

■ статья 18, где закреплено, что «каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть лишен жизни, кроме как по приговору суда за особо тяжкое преступление. Неприкосновенность личности гарантируется государством. Никто не может быть подвергнут пыткам, бесчеловечному обращению и наказанию. Принудительные медицинские и научные эксперименты над человеком запрещаются».

Важнейшую роль в правовом регулировании профилактики насилия в семье играет Закон РТ «О предупреждении насилия в семье» от 19 марта 2013 г. № 9545, который регулирует общественные отношения, связанные с предупреждением насилия в семье, и определяет задачи субъектов, предупреждающих насилие в семье, по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих насилию в семье.

Предупреждение насилия в семье в данном Законе РТ определяется как «комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами, предупреждающими насилие в семье, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в рамках семейных отношений, предупреждение насилия в семье, оп-

ределение и устранение причин и условий, способствующих насилию в семье».

К иным нормативным правовым актам, регулирующим отдельные аспекты рассматриваемых отношений, следует отнести ряд нижеперечисленных законодательных и иных нормативных правовых актов.

Так, Закон РТ «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации»6 регулирует отношения по обеспечению конституционных гарантий равноправия мужчин и женщин в социальной, политической, культурной, а также в любой другой сфере, направлен на предотвращение дискриминации по признаку пола и устанавливает государственные гарантии равных возможностей лицам разного пола.

Закон РТ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан»7 устанавливает, что должность Уполномоченного по правам человека учреждается в соответствии с данным Законом РТ в целях усиления конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия их соблюдению и уважению органами государственной власти, органами самоуправления в поселке и селе (джамоатами), их должностными лицами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм.

Закон РТ «О защите прав ребенка»8 определяет правовые основы защиты прав ребенка и государственную гарантию их реализации в РТ.

Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» от 2 августа 2011 г. № 762 регулирует ответственность родителей и лиц, их заменяющих (далее — родители), за обучение и воспитание детей.

Закон РТ «О милиции»9 определяет понятие, основные направления, полномочия и принципы деятельности милиции, ее место в системе органов государственной власти, обязанности, права, порядок приема на службу в милицию, ответственность, государственные гарантии правовой и социальной защиты, а также порядок финансового, материально технического обеспечения и надзора за деятельностью милиции.

Соответствующие правовые отношения регулируют также Семейный кодекс РТ10, Процессуальный кодекс об административных правонарушениях РТ11 и иные законодательные акты.

С целью выполнения требований законов РТ «О предупреждении насилия в семье», «О мили-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

ции», Государственной программы по предупреждению насилия в семье на 2014 — 2023 годы, а также согласно Плану мероприятий по выполнению Государственной программы по предупреждению насилия в семье на 2014 — 2023 годы и пункту 12 Устава Министерства внутренних дел РТ (утв. постановлением Правительства РТ от 28.12.2006 № 592) был принят приказ МВД РТ от 20 апреля 2016 г. № 27 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению, предотвращению и реагированию на факты насилия в семье», которым была утверждена соответствующая Инструкция.

Анализ вышеназванных нормативных правовых актов с учетом современных представлений ученых о понятии и содержании правовой основы деятельности ОВД в той или иной области12 позволяет предложить следующее определение:

«Административно-правовая основа деятельности ОВД РТ в сфере профилактики насилия в семье представляет собой объединенную единой целью совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, регламентирующих комплекс правовых, организационных и иных мер, осуществляемых органами внутренних дел самостоятельно и во взаимодействии с иными субъектами, предупреждающими насилие в семье, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в рамках семейных отношений, предупреждение насилия в семье, определение и устранение причин и условий, способствующих насилию в семье».

Важную роль в определении направленности развития административно-правового регулирования деятельности ОВД РТ в сфере профилактики насилия в семье играет система факторов — причин и условий, детерминирующих формирование соответствующей административно-правовой основы.

По нашему мнению, это вызвано необходимостью:

■ осуществления государственной политики по предупреждению насилия в семье;

■ обеспечения эффективной реализации механизмов предупреждения насилия в семье при участии всех государственных субъектов и общественности;

■ значительного улучшения системы борьбы с преступностью;

■ выявления, профилактики и устранения причин и условий, способствующих насилию в семье;

■ реальной защиты прав и свобод граждан, защиты конституционных норм, обеспечения устойчивости семей, предупреждения насилия в них;

■ обеспечения равноправия мужчин и женщин в решении семейных проблем, независимо от национальности, расы, пола, языка, религиозных и политических убеждений, социального положения, образования, имущества;

■ защиты и заинтересованности в материнстве, заботы о воспитании детей и защиты их прав и интересов, моногамии, добровольности брака и свободного его расторжения, взаимной ответственности по имущественным и духовным вопросам и взаимной заботы членов семьи;

■ защиты прав и интересов людей с ограниченными возможностями;

■ повышения правового образования граждан и информированности населения.

Важную роль в формировании рассматриваемой правовой основы должны играть сравнительно-правовые исследования13, в том числе и в области привлечения к административной от-ветственности14, результаты которых позволят улучшить законодательство и правоприменительную практику. Чтобы достичь результативного воздействия в области предотвращения насилия в семье, необходимо сотрудничество всех государственных органов и организаций, а также других институтов гражданского общества15.

Намеченной цели можно добиться, осуществляя сотрудничество в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Для определения актуальных направлений совершенствования деятельности ОВД в области профилактики насилия в семье необходимо использовать весь современный методологический аппарат административно-правовой науки, в том числе и в области обеспечения национальной безопасности16, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности17, комплексного профилактического использования всех имеющихся административно-правовых средств18.

1 Шарифзода П.Р. Концептуальные вопросы научного исследования административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан в сфере профилактики насилия в семье // Закон и право. 2021. № 4. С. 201—202.

2 Подроб. см.: Глазунова И.В. Соотношение целей и методов административного реформирования // Актуаль-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

ные вопросы современной экономики. 2020. № 9. С. 312—317;

Редкоус В.М. О содержании административной реформы в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). Межд. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. А.И. Каплунова. СПБ., 2021. С. 56—59;

Редкоус В.М. Административные реформы в государствах — участниках СНГ // Акт. проблемы науки административного права: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием, посвящ. 90-летию проф. Б.М. Лазарева. М.: ИГП РАН, 2020. С. 130—136; и др.

3 Шарифзода П.Р. Актуальные вопросы участия органов внутренних дел Республики Таджикистан в профилактике насилия в семье // Юриспруденция, государство и право: актуальные вопросы и современные аспекты: Сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2021. С. 64—67.

4 См.: Закон РТ «О предупреждении насилия в семье» от 19.03.2013 № 954;

Постановление Правительства РТ от 03.05.2014 № 294 «О Государственной программе по пресечению насилия в семье в Республике Таджикистан на период с 2014 — 2023 гг.»; и др.

5 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2013. № 3, Ст. 197.

6 Там же. 2005. № 3. Ст. 129.

7 Там же. 2008. № 3. Ст. 191.

8 Там же. 2015. № 3. Ст. 218.

9 Там же. 2004. № 5. Ст. 352.

10 Там же. 1998. № 22. Ст. 303.

11 Там же. 2013. № 7. Ст. 502.

12 См.: Административная деятельность ОВД: Учебник / Отв. ред. А.В. Куракин, М.В. Костенников. М., 2014. 521 с.,

Административно-правовой статус органов исполнительной власти: Учеб. пособие. М., 2017. 139 с.; и др.

13 См.: Редкоус В.М. Предпосылки осуществления сравнительно-правового анализа законодательств госу-

дарств — участников СНГ в области обеспечения национальной безопасности // Журнал рос. права. 2007. № 11 (131). С. 91—98;

Редкоус В.М. Теоретические основы использования сравнительно-правового метода в исследовании административно-правового обеспечения национальной безопасности в государствах СНГ // Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография. Тамбов, 2020. С. 27—56; и др.

14 Редкоус В.М. Некоторые результаты сравнительного анализа Кодекса РФ об административных правонарушениях и Кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках // Вестник ВИПК сотрудников МВД РФ. 2020. № 4 (56). С. 80—87.

15 См.: Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография. Тамбов, 2020. 476 с.;

Редкоус В.М., Сергеев А.В. Вопросы взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества в Стратегии национальной безопасности РФ // Закон и право. 2016. № 2. С. 154—156.

16 См.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ / Отв. ред. А.А. Опалев. М., 2017. 512 с.; ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности РФ: Науч.-практ комментарий / Кол авт. Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. 592 с.; и др.

17 Доктрина права и безопасность в современном мире: Монография / Отв. ред. Р.В. Пузиков, Я. Зелиньский. Тамбов, 2020. 495 с.; и др.

18 См.: Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации: Монография / ИГП РАН. М., 2020. Ч. I. 384 с.;

Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения: Монография. Тамбов, 2010. 610 с.; и др.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.