Административное право; административный процесс
УДК 342 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-171-173
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ГРАЖДАНАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Опыт Республики Таджикистан и Российской Федерации
Аннотация. В статье с использованием сравнительного исследования законов Республики Таджикистан и Российской Федерации показан механизм правового регулирования применения физической силы гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка, определены пути его совершенствования.
Ключевые слова: граждане, общественный порядок, общественная безопасность, административное воздействие, меры административного принуждения, меры административного пресечения, физическая сила, дружинник.
Annotation. Using a comparative study of the laws of the Republic of Tajikistan and the Russian Federation, the article shows the mechanism of legal regulation of the use of physical force by citizens participating in ensuring public order, identifies ways to improve it.
Keywords: citizens, public order, public safety, administrative impact, measures of administrative coercion, measures of administrative restraint, physical strength, vigilante.
I ^ условиях совершенствования российско-
Г"^го законодательства, связанного с прове-
-М-^^дением нового этапа административной реформы1, возрастает роль четкого административно-правового регулирования применения мер административного принуждения2. При рас-
смотрении вопросов применения физической силы и иных мер административного принуждения гражданами, участвующими в соответствии с законодательством в охране общественного по-
Алексей Валентинович КУРАКИН, доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации Kurakinaleksey@gmail.com
рядка и обеспечении общественной безопасности, важно использовать результаты сравнительно-правовых исследований законодательств различных государств, прежде всего, государств — участников СНГ, имеющих сходные правовые системы, образовавшиеся на базе существовавшей ранее правовой системы СССР3.
Вопросы правового регулирования применения физической силы уже затрагивались нами в ряде научных работ4, однако потребности совер-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021
шенствования российского законодательства и правоприменения требуют продолжения начатых исследований, в том числе и сравнительно-правового характера. При проведении исследований в названной сфере следует учитывать важный методологический прием, заключающийся в том, что право применять физическую силу гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка, связано с реализацией ими своего административно-правового статуса в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также обеспечения национальной безопасности в целом5.
Рассмотрим опыт Республики Таджикистан и Российской Федерации в данной области применительно к правовому регулированию применении физической силы дружинниками.
В соответствии со ст. 8 Закона Республики Таджикистан «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» от 3 декабря 2009 г. № 5666 (далее — Закон РТ № 566) член добровольной дружины во время проведения совместного с работниками органов внутренних дел действия по обеспечению общественного порядка имеет право применять физическую силу в целях пресечения действий лиц, нарушивших общественный порядок, для их задержания и передачи правоохранительным органам, если иные способы, не связанные с применением физической силы, не обеспечивают выполнения им функций по участию в обеспечении порядка.
При применении физической силы член добровольной дружины обязан: предупредить правонарушителя о намерении ее применения, предоставив при этом, с учетом конкретной обстановки, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан; в зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения и лиц, его совершающих, стремиться по возможности к тому, чтобы причиненный при этом вред был минимальным; оказать доврачебную помощь лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы. Применение физической силы в отношении женщин с явными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних запрещается.
Неправомерные действия граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка,
влекут за собой ответственность, установленную законодательством Республики Таджикистан. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными действиями члена добровольной дружины, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.
Федеральный закон РФ «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ7 в ст. 19 закрепляет, что народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.
Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.
Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается при-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021
менять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в ч. 1 указанной выше статьи, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.
Налицо относительное сходство правового регулирования порядка применения физической силы гражданами в законодательствах РФ и Республики Таджикистан, что говорит об общности подходов законодателя к регламентированию применения гражданами данной меры административного воздействия. Отдельные различия в правовом регулировании вызваны различными подходами законодателя к определению содержания данного института, а также условий и порядка применения физической силы.
Закон Республики Таджикистан «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» от 3 декабря 2009 г. № 566 предоставляет гражданам РТ более широкие основания для применения физической силы в ходе обеспечения общественного порядка, что можно рассмотреть в плане адаптации в российском законодательстве.
В любом случае проведение сравнительных исследований расширяет методологические рамки исследования проблем охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности8 и позволяет выработать предложения по совершенствованию законодательства и повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой области9.
1 Подроб. см.: Глазунова И.В. Соотношение целей и методов административного реформирования // Актуальные вопросы совр. экономики. 2020. № 9. С. 312—317; Редкоус В.М. Основные направления нового этапа административной реформы в Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 8. С. 15—18; Редкоус В.М. Административные реформы в государствах — участниках СНГ // Актуальные проблемы науки административного права: Сб. матер. Всерос. науч.-
практ. конф. с межд. участием, посвящ. 90-летию Б.М. Лазарева (Москва, 11 февраля 2020 г.). М., 2020. С. 130—136; и др.
2 Подроб. см.: Избранные научные труды по административному праву и административной деятельности полиции М.В. Костенникова. Домодедово, 2020. 1000 с.; Редкоус В.М. О совершенствовании правовой основы деятельности органов внутренних дел по объявлению официальных предостережений // Закон и право. 2020. № 9. С. 157—159, и др.
3 См.: Редкоус В.М. Теоретические основы использования сравнительно-правового метода в исследовании административно-правового обеспечения национальной безопасности в государствах СНГ // Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография / Под общ. ред. Р.В. Пузикова, В. Фэхлера. Тамбов, 2020. С. 27—56;
Редкоус В.М., Фетищев Д.В. Влияние юридической доктрины на формирование правовой основы обеспечения национальной безопасности // Доктрина права и безопасность в современном мире / Колл. авт. Тамбов, 2020. С. 5—41.
4 Белов Е.В., Костенников М.В, Куракин А.В. Административно-правовая охрана полицией общественного порядка (на примере противодействия мелкому хулиганству) // Гос-во и право. 2018. № 4. С. 46—55;
Тюрин В.А., Куракин А.В. Меры административного пресечения // Юрист. 2001. № 10. С. 59—64; и др.
5 Редкоус В.М, Кулишов Д.Н. Актуальные направления совершенствования административно-правового положения граждан РФ и его реализации в области обеспечения национальной безопасности // Аграрное и земельное право. 2014. № 12 (120). С. 101—115; и др.
6 URL: antitip.tj>ru/files/uchastgrazhdan.doc (Дата обращения: 07.01.2021)
7 СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
8 См.: Николаев А.Г. Современная теория административного принуждения: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 247 с.;
Понкин И.В, Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Буки-Веди, 2021. 567 с.; Редкоус В.М. Перспективы совершенствования законодательства об административной ответственности: опыт России и стран СНГ // Тамбовские правовые чтения им. Ф.Н. Плевако: Матер. III Междунар. науч.-практ. конф.: В 2 т. Тамбов, 2019. С. 304—308; и др.
9 Административная деятельность ОВД: Учебник / Колл. авт. М.: Юрайт, 2017. 521 с.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021