Научная статья на тему 'Современное состояние административно-правового регулирования и организации участия граждан Республики Таджикистан в обеспечении общественного порядка'

Современное состояние административно-правового регулирования и организации участия граждан Республики Таджикистан в обеспечении общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
обеспечение общественного порядка / взаимодействие органов внутренних дел и граждан / Республика Таджикистан / участие граждан в обеспечение общественного порядка / добровольные дружины / дружинники / ensuring public order / the interaction of internal affairs bodies and citizens / the Republic of Tajikistan / citizen participation in ensuring public order / voluntary squads / combatants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирзоали Мирзохофиз Мирзохофизиён

В публикации рассмотрены генезис и современная проблематика административноправового регулирования и организации участия граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан. Указано на особое место участия граждан в обеспечении общественного порядка в условиях трансформационных процессов в республике. Выделены три этапа развития законодательства об участии граждан в охране общественного порядка; особое внимание сфокусировано на современном этапе, начавшемся с принятием отраслевого закона. Рассмотрены отдельные проблемы законодательства и практики организации участия граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан, предложены рекомендации по их устранению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мирзоали Мирзохофиз Мирзохофизиён

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of administrative legal regulation and organization of participation of citizens of the Republic of Tajikistan in securing a public order

The publication examines the Genesis and modern problems of administrative and legal regulation and organization of citizens ‘ participation in the protection of public order in the Republic of Tajikistan. The special place of participation of citizens in ensuring public order in the conditions of transformation processes in the Republic is specified. Three stages of development of the legislation on participation of citizens in protection of a public order are allocated, special attention is focused on the modern stage which has begun with adoption of the branch law. Some problems of legislation and practice of organizing citizens ‘ participation in the protection of public order in the Republic of Tajikistan are highlighted, recommendations for their elimination are proposed

Текст научной работы на тему «Современное состояние административно-правового регулирования и организации участия граждан Республики Таджикистан в обеспечении общественного порядка»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10148

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Мирзоали Мирзохофиз МИРЗОХОФИЗИЁН, адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД Российской Федерации Е-mail: mirzohafizov81@mail.ru

Научная специальность:12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В публикации рассмотрены генезис и современная проблематика административно-правового регулирования и организации участия граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан. Указано на особое место участия граждан в обеспечении общественного порядка в условиях трансформационных процессов в республике. Выделены три этапа развития законодательства об участии граждан в охране общественного порядка; особое внимание сфокусировано на современном этапе, начавшемся с принятием отраслевого закона. Рассмотрены отдельные проблемы законодательства и практики организации участия граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан, предложены рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: обеспечение общественного порядка, взаимодействие органов внутренних дел и граждан, Республика Таджикистан, участие граждан в обеспечение общественного порядка, добровольные дружины, дружинники.

Annotation. The publication examines the Genesis and modern problems of administrative and legal regulation and organization of citizens ' participation in the protection of public order in the Republic of Tajikistan. The special place of participation of citizens in ensuring public order in the conditions of transformation processes in the Republic is specified. Three stages of development of the legislation on participation of citizens in protection of a public order are allocated, special attention is focused on the modern stage which has begun with adoption of the branch law. Some problems of legislation and practice of organizing citizens ' participation in the protection of public order in the Republic of Tajikistan are highlighted, recommendations for their elimination are proposed.

Keywords: ensuring public order, the interaction of internal affairs bodies and citizens, the Republic of Tajikistan, citizen participation in ensuring public order, voluntary squads, combatants.

Усиление охраны общественной безопасности и правопорядка — важнейший вопрос повестки дня развития правоохранительной системы любого государства, поскольку в современном глобализованном мире исключительно преумножаются многочисленные внутренние и внешние угрозы безопасности. Огромную роль в связи с этим играют

правоохранительные органы, а также четкое и отлаженное их взаимодействие — межведомственное, с общественностью, с населением республики в целом.

Как отмечает Лидер нации Эмомали Рахмон в своей речи на торжественном собрании по случаю Дня таджикской милиции, «обеспечение общественного порядка, предотвращение

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

правонарушений и принятие законных мер по отношению к лицам, совершившим административные и уголовные преступления, предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних, незаконного оборота наркотиков, обеспечение соблюдения Правил дорожного движения... являются главной задачей органов внутренних дел»1.

Помимо, собственно, роста преступности, можно констатировать, что Республика Таджикистан в последние десятилетия, по сути, оказалась один на один с многочисленными проблемами, среди которых — террористическая угроза, трансграничная преступность, включая транзит оружия и наркотических средств.

Противодействие данным негативным явлениям — приоритетная задача правоохранительных органов.

Однако для того, чтобы сконцентрировать все ресурсы на решение ключевых задач, одновременно обеспечив решение внутренних задач и проблем обеспечения безопасности, правоохранительным органам республики очень нужны помощники, усилия которых позволили бы не только сэкономить организационные ресурсы, но и на масштабном и качественном уровне «залатать бреши» в системе управления общественной безопасностью.

Для решения проблем, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан, представляется важным отследить генезис административно-правового регулирования, понять его логику и в итоге предложить систему научно обоснованных рекомендаций в данной сфере.

Как представляется, в развитии административно-правового регулирования и организации участия граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан можно выделить три крупных этапа.

На первом этапе — в советский период — активно развивались и нарабатывались практики участия граждан в охране общественного порядка. Сформировался институт народной дружины, дружинники получили значительное число прав и привилегий. Трудящиеся Таджикистана вносили активный вклад в борьбу с нарушителями общественного порядка2. К сожалению, в период реформ многое было утрачено, а институт добровольных народных дружинников, по сути, исчез.

На втором этапе — 1990-е годы — формируется суверенное национальное законодательство республики, пересматриваются и отменяются

акты советского периода. В правовом регулировании по предмету исследования наблюдается вакуум — отсутствует специальный закон, а также упоминание об основах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан в нормативных актах более высокого порядка.

При этом в законодательство постепенно вносятся положения, связанные с взаимодействием правоохранительных органов с гражданами и общественными объединениями — именно на их основе впоследствии будут сформированы базовые нормы об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан.

Соответствующие нормы содержит, в частности, Основной закон Республики Таджикистан — Закон «О милиции»3.

Третий — современный этап административно-правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан начался в 2009 г., и стартовал он с принятия отраслевого закона и развивающими его положения подзаконными актами.

Значимость упорядочения правового поля участия населения в охране общественного порядка подчеркнута на наивысшем уровне: в Республике Таджикистан (РТ) в одной из первых среди стран СНГ был принят нормативный акт, регулирующий данные правоотношения.

Принятый в 2009 г. Закон РТ «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка»4 формирует в настоящее время основу специализированного административного законодательства по поводу участия граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан.

Его принятие стало результатом общественного консенсуса по поводу злободневности и очевидной исключительной важности возрождения института добровольных дружин как основы эффективной борьбы с правонарушениями и общего обеспечения общественного порядка.

Один из авторов законопроекта депутат А. Раджабов отмечал, что принятие закона возрождает в Таджикистане добровольные дружины, которые призваны оказать содействие правоохранительным органам страны в обеспечении правопорядка5.

Законом, помимо прочего, установлены формы участия граждан в охране правопорядка, основные принципы такого участия, особенности создания добровольных дружин, права и обязанности, а также система ограничений в отношении участников дружин, определены условия

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

и порядок применения физической силы со стороны членов добровольной дружины, а также сформулированы социальные гарантии и меры поощрения членов дружин. Что немаловажно, Законом также детализированы аспекты взаимодействия органов внутренних дел и дружин, и, помимо прочего, установлено, что органами внутренних дел осуществляется общее руководство дружинами.

При этом принятие Закона также позволило устранить пробелы, связанные с отсутствием правовой определенности статуса добровольного дружинника.

Добровольным дружинникам предусмотрено несколько видов поощрений, таких, как благодарность, почетные грамоты и денежные премии, а в отдельных случаях они за особые заслуги могут быть награждены государственными наградами.

В развитие положений указанного Закона постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 августа 2010 г. № 400 принято Положение о добровольных дружинах в Республике Таджикистан6. В подзаконном акте, помимо прочего, определены ключевые задачи и функции дружин, уточнен порядок их формирования и осуществления членства, определена их структура и порядок функционирования. Здесь также представлены положения, связанные с компетенцией органа управления добровольной дружиной (таковым выступает общее собрание), определены формы и методы деятельности дружины (получили развитие соответствующие положения республиканского закона), определены некоторые аспекты финансирования и материально-технического обеспечения дружин.

Принятие законодательства существенно стимулировало развитие движения в сфере добровольных дружин. Уже в мае 2012 г. в Душанбе прошел первый республиканский съезд Добровольных дружин7. К 2013 г., по данным МВД Республики Таджикистан, в системе дружин насчитывалось свыше 22 тыс. добровольных дружинников8.

За десятилетие с момента принятия отраслевого законодательства выявились проблемы и противоречия правового регулирования и правоприменительной практики в сфере участия граждан в охране общественного порядка.

Так, в частности, участие в дружинах не является исключительной формой участия граждан в обеспечении общественного порядка — в соответствии со ст. 2 указанного Закона легализованы две формы участия — индивидуальное

участие гражданина, а также участие (членство) в организованных дружинах.

Понятие индивидуального участия остается достаточно размытым: таким выступает оказание содействия правоохранительным органам путем оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка, профилактике правонарушений и пропаганде правовых знаний.

Такое содействие осуществляется на основании заявления гражданина, однако конкретный порядок реализации данной возможности не регламентирован. В результате остается открытым вопрос о том, кем будет являться такой гражданин — индивидуальным дружинником, информатором или кем-то еще.

Не ясно и кто будет его организовывать и контролировать, включая информирование о тех местах, где может пригодиться посильная помощь дружинника. Едва ли хаотичные и беспорядочные перемещения и действия таких индивидуальных дружинников найдут понимание у общественности и будут способствовать в целом повышению авторитета института участия граждан в охране общественного порядка в республике.

Следовательно, правовой статус индивидуального помощника органов внутренних дел в деле охраны общественного порядка следует дорабатывать и уточнять.

Остается открытым и вопрос о правовом регулировании привлечения дружинников к оперативно-розыскным мероприятиям, к решению сотрудниками органов внутренних дел задач технико-тактического характера. Кроме аспектов законности подобных указаний, не меньшие вопросы вызывают и случаи отказа от взаимодействия, в том числе при наличии или отсутствии обоснованного мнения о наличии угрозы жизни и здоровью дружинника.

Напомним, что, несмотря на легализацию применения силы дружинниками, они остаются ограниченными в применении специальных средств. Подобные ограничения, безусловно, обоснованы, если исходить из универсальных конституционно-правовых положений.

Однако пресечение нарушений общественного порядка без применения специальных средств в современных условиях остается совсем не простой задачей: нарушители все в большей степени оснащены технически, да и сами дружинники в своей повседневной работе могут столкнуться с задачами куда более существенны-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

ми и сложными, чем воспрепятствование бытовому хулигану.

В частности, в республике по-прежнему остается достаточно высоким уровень террористической угрозы, а также угрозы экстремизма. В определенных случаях именно дружинники будут теми, кто в числе первых столкнется со злоумышленниками, и от возможностей противодействия, которыми они будут наделены, напрямую будет зависеть не только общественная, но и национальная безопасность в целом. Следовательно, вопрос о возможности и условиях применения спецсредств добровольными дружинами остается открытым и достаточно злободневным.

Кроме того, актуальным остается и вопрос о правовых гарантиях социальной защищенности дружинников. Действующим законодательством предусматриваются определенные гарантии, однако их достаточность остается вопросом весьма спорным. Так, если в случае гибели кадрового милиционера законодательство предусматривает компенсацию его семье, то в случае с правовым регулированием участия граждан в обеспечении общественного порядка подобные компенсации не предусматриваются, и даже лечение полученной травмы дружинником государством не оплачивается, компенсируется лишь временная нетрудоспособность гражданина.

Что касается организации участия граждан в охране общественного порядка в Республике Таджикистан, то здесь также имеются затруднения. За десятилетие существования дружин при новом правовом регулировании сложилась парадоксальная ситуация: в дружину зачастую идут по «разнарядке», по указанию сверху. Дружина пополняется низко профессиональным, а, главное, немотивированным контингентом. Добровольцев достаточно мало, а адекватные механизмы позитивного стимулирования участия в дружинах, по сути, не предусмотрены.

Безусловно, едва ли разумно возражать против того, что участие в дружинах должно исходить из глубинных побуждений индивида — такой дружинник будет максимально эффективным.

Однако в условиях рыночной экономики XXI в. не лишним было бы предусмотреть нали-

чие всеобщих материальных поощрений, т.е. применяемых за один лишь факт вступления в дружину, например, компенсацию проезда и др.

Кроме того, в законе целесообразно прописать и положение о компенсации затрат дружинников, обоснованно понесенных ими в связи с исполнением принятого на себя долга, а также вреда их имуществу в связи с несением общественного долга, в том числе в упрощенном порядке, из средств республиканского бюджета.

Вышеизложенное позволяет констатировать наличие резервов для оптимизации административно-правового регулирования и организации участия граждан Республики Таджикистан в обеспечении общественного порядка.

1 Речь Лидера нации Эмомали Рахмона на торжественном собрании по случаю Дня таджикской милиции // http://mvd.tj/index.php/ru/novosti-arkhiv/21800-sukhanron-dar-ma-lisi-tantanav-ba-munosibati-r-zi-militsiyai-to-ik-2

2 Байматов 0.Участие трудящихся Таджикистана в борьбе с нарушителями общественного порядка / Ш. Байматов, М.М. Муллаев. Душанбе: Таджикгосиздат, 1963. 83 с.

3 Закон Республики Таджикистан от 17.05.2004 г. № 41 «О милиции» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. № 5.

4 Закон Республики Таджикистан от 03.12.2009 г. № 566 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. № 12.

5 Парламент Таджикистана возродил добровольные дружины // https://news.tj/ru/news/tajikistan/power/ 20091014/parlament-tadzhikistana-vozrodil-dobrovolnye-druzhiny

6 Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02.08.2010 г. № 400 «Об утверждении Положения о добровольных дружинах в Республике Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2010.

7 В столице Таджикистана впервые проходит республиканский съезд Добровольных дружин // http:// catoday.org/public/tjru/v-stolice-tadzhikistana-vpervye-prohodit-respublikanskiy-sezd-dobrovolnyh-druzhin

8 В Таджикистане растет роль добровольных дружинников // http://tajikta.tj/ru/news/v-tadzhikistane-rastet-rol-dobrovolnykh-druzhinnikov

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.