УДК 342.92
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Султанов К.А., Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация, [email protected]
С 2014 года весьма активно развивается федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны общественного порядка, в том числе регулирование деятельности народных дружинников и общественных объединений. Предметом исследования рукописи выступает законодательство Российской Федерации об участии граждан в охране общественного порядка и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В статье проводится анализ принятого Федерального закона от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» на предмет возможности реализации отдельных его положений. Рассматриваются позиции автора в части усиления гарантий лицам, участвующим в охране общественного порядка в административном законодательстве на примере Калужской, Пензенской и Липецкой области и Республики Крым и Дагестан. Предлагаются конкретные рекомендации способствующие повышению престижа участия граждан в охране общественного порядка.
Ключевые слова: правовое регулирование, общественный порядок, граждане, формы участия, объединения правоохранительной направленности, безопасность, субъекты РФ, полиция, административный процесс, правонарушитель.
DOI: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-86-93
UDC 342.92
SOME ISSUES OF LEGISLATION OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE PARTICIPATION OF CITIZENS IN PUBLIC ORDER PROTECTION
Sultanov K.A., Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Since 2014, Federal legislation and the legislation of the constituent entities of the Russian Federation in the field of public order protection, including the regulation of the activities of people's vigilantes and public associations, has been developing very actively. The subject of the research of the manuscript is the legislation of the Russian Federation on the participation of citizens in the protection of public order and the normative legal acts of the subjects of the Russian Federation adopted in accordance with it. The article analyzes the adopted Federal law of 02.04.2014 No. 44-FZ "on participation of citizens in the protection of public order" for the possibility of implementing its individual provisions. The author considers the author's position in terms of strengthening guarantees to persons involved in the protection of public order in administrative legislation on the example of the Kaluga, Penza and Lipetsk regions and the Republic of Crimea and Dagestan. Specific recommendations are proposed to increase the prestige of citizens ' participation in the protection of public order.
Key words: legal regulation, public order, citizens, forms of participation, law enforcement associations, security, subjects of the Russian Federation, police, administrative process, offender.
DOI: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-86-93
Охрана общественного порядка реализуется различными формами. В основном традиционная форма реализации охраны общественного порядка проходит силами органов государственной власти. Однако, с 2014 г. в Российской Федерации начинаются процессы по возрождению народных дружин, участвующих в охране общественного порядка.
Принятая Концепция общественной безопасности, утвержденная Президентом Российской
Федерации 14.11.2013 г. № Пр-2685, предусматривает привлечение граждан к участию в охране общественного порядка; развитие правовой грамот* Г)
ности и правосознания населения . В целях популяризации участия граждан в охране общественно-
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 14 нояб. 2013 г. № Пр-2685. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
го порядка на федеральном уровне был принят Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» . Во исполнение Федерального закона 44-ФЗ многие субъекты Российской Федерации утвердили региональные законы. Основной принцип действия вышеуказанных законов - это недопустимость подмены полномочий органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных структур.
Например, в Республике Крым был принят Закон Республики Крым от 26.10.2016 г. № 288-ЗРК/2016 «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Крым»**. В рамках исполнения данного Закона был создан региональный реестр народных дружин, народных дружин из числа членов казачьих обществ, общественных объединений правоохранительной направленности на территории Республики Крым. По состоянию на 01.01.2020 г. в реестр внесены две народные дружины: «Народное ополчение - народная дружина Республики Крым» численностью 438 дружинников. Место дислокации г. Симферополь, территория обслуживания -Республика Крым и дружина «Чистопольская» численностью 16 дружинников. Место дислокации с. Чистополье, Ленинского района, территория обслуживания - с. Чистополье, Либкнехтовка, Затишное. За истекший 2018 год на территории Республики Крым в совместных патрулях с сотрудниками полиции задействовалось 10120 народных дружинника, из них 7005 дружинника в пеших патрулях и 785 в автопатрулях. Наибольшее количество членов Народного ополчения задействуется в городах Симферополе - 1572, Керчи - 2123, Евпатории -2010. Также в 2018 году при несении службы по охране общественного порядка нарядами комплексных сил совместно с членами Народного ополчения раскрыто 119 преступлений, задержано 3520 правонарушителей, выявлено 3318 административных правонарушений, задержано 114 лиц, подозреваемых в совершении преступления [1].
В Пензенской области в целях реализации Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в пределах полномочий субъекта Российской Федерации был принят Закон Пензенской области «О профилактике правонарушений в Пензенской области». Правительством Пензенской области разработан типовой алгоритм формирования народных дружин. На территории Пензен-
Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон Рос. Федерации от 2 апр. 2014 г. № 44-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Крым: закон Республики Крым от 26 окт. 2016 г. № 288-ЗРК/2016. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
ской области по состоянию на 01.01.2020 г. насчитывалось 452 народных дружин общей численностью 7102 человека [2], 295 штабов народных дру-
***
жин .
В Липецкой области был принят Закон Липецкой области от 29 апреля 2015 года № 405-ОЗ «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Липецкой области», который установил следующие гарантии социальной защиты народных дружинников и членов их семей:
- денежное вознаграждение за спасение людей во время проведения мероприятий по охране общественного порядка в размере 10 тыс. рублей (в рамках государственной программы Липецкой области «Обеспечение общественной безопасности населения и территории Липецкой области», утвержденной постановлением администрации области от 22 октября 2013 года № 474, предусмотрены поощрительные выплаты в сфере обеспечения общественной безопасности населения);
- предоставление детям школьного возраста народных дружинников, спасших людей во время проведения мероприятий по охране общественного порядка, а также погибших в период исполнения обязанностей народного дружинника либо умерших после прекращения исполнения обязанностей народного дружинника вследствие ранения (контузии) и (или) заболевания, полученных в период исполнения обязанностей народного дружинника, а также получивших в связи с исполнением обязанностей народного дружинника телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшей деятельности народного дружинника, бесплатных путевок в оздоровительные лагеря в каникулярное время;
- единовременное пособие в размере 100000 рублей каждому члену семьи народного дружинника в случае его гибели при исполнении обязанностей народного дружинника.
Главам городских округов и муниципальных районов области рекомендовано принять дополнительные меры по формированию народных дружин, а также проработать вопросы:
выделения средств на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлении народным дружинам помещений, технических и иных материальных средств, необходимых для осуществления их деятельности;
материального стимулирования деятельности народных дружинников;
предоставления народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дру-
О профилактике правонарушений и участии граждан в охране общественного порядка в Пензенской области: закон Пензенской области от 14 нояб. 2006 г. № 1140-ЗПО. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
жинника проездных билетов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования;
выплаты народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших;
личного страхования народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, установления дополнительных льгот и компенсаций для народных дружинников.
УМВД России по Липецкой области в целях эффективного использования потенциала института гражданского общества организована и осуществляется первоначальная подготовка добровольных народных дружинников. В каждом территориальном органе утверждены планы проведения таких занятий, на основании которых осуществляется подготовка представителей дружин по основным направлениям, в том числе изучение правовых аспектов, основ психологии и оказание первой помощи. Также во время проведения инструктажей до личного состава и представителей ДНД доводятся основные алгоритмы действий по пресечению нарушений общественного порядка и задержанию правонарушителей, акцентируется внимание на защите граждан от противоправных посягательств, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, совершаемых на улицах и в иных общественных местах, выявлении административных правонарушений на маршрутах патрулирования, строгом соблюдении законности и мер личной безопасности.
Участие граждан в охране правопорядка во взаимодействии с подразделениями полиции подтвердило свою эффективность и востребованность. Наиболее распространенной формой участия населения в охране общественного порядка является членство в народных дружинах и казачьих обществах.
Так, в 2017 году на территории области к обеспечению правопорядка при проведении 1605 мероприятий с массовым участием граждан привлекался 2791 добровольный народный дружинник (в среднем ежемесячно в охране правопорядка за-действовалось более 230 дружинников).
В регионе ведется систематическая работа по организации и учету сведений о взаимодействии народных дружин с территориальными органами МВД России на территориальном уровне. Разработана соответствующая форма отчетности, в которой ежемесячно отражаются сведения о работе народных дружин по охране общественного порядка, в частности, информация о количестве дружин, их численности, сведения о раскрытых совместно с общественностью преступлениях.
Вместе с тем, в настоящее время на территории региона функционирует 303 добровольные народные дружины (из них 2 казачьи) общей численностью 3066 человек (68 казаков). С их участием в 2017 году раскрыто 733 преступления и пресечено 2301 административное правонарушение, в текущем году - 82 и 259 соответственно.
Участие граждан в охране общественного порядка, согласно новому Федеральному закону, может осуществляться также в форме внештатного сотрудничества с полицией.
Управлением МВД России по Липецкой области на регулярной основе проводится работа по подбору внештатных сотрудников полиции, способных оказать реальную поддержку органам правопорядка в осуществлении своих полномочий (348 человек). В 2017 году с использованием доверительных отношений было раскрыто 793 преступления, пресечено 1714 правонарушений, задержано 1247 правонарушителей и 132 преступника.
В муниципальных образованиях продолжается работа по решению вопросов личного страхования народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, установления дополнительных льгот и компенсаций для народных дружинников, а также материального стимулирования.
Учитывая заинтересованность администрации г. Ельца в поддержании правопорядка на территории муниципалитета, разработан ряд льгот для дружинников: бесплатное посещение бассейна, ледового дворца, бани и проезд на общественном транспорте на территории города.
В результате представители молодежной дружины г. Ельца (созданной из числа студентов учебных заведений) проявляют активную позицию в данном направлении, принимая участие в обеспечении правопорядка при проведении массовых мероприятий. Так, в 2017 году в г. Ельце в обеспечении правопорядка при проведении 111 мероприятий были задействованы 300 дружинников.
Также прослеживается заинтересованность в участии населения при охране общественного порядка на территории Усманского района, где проводился конкурс на звание «Лучшая народная дружина Усманского района» (распоряжение от 24.03.2017 г. № 131-р). По итогам конкурса дружинам, занявшим призовые места, вручены дипломы и благодарности. Администрация города Усмани по итогам 2016 года наградила 7 дружин денежными премиями в размере по 10 тыс. рублей.
Совместно с представителями народных дружин на территории Усманского района было раскрыто 80 преступлений и пресечено 123 административных правонарушения. Также дружинники активно принимают участие в охране правопорядка при проведении массовых мероприятий.
По инициативе руководства Липецкой городской энергетической компании «ЛГЭК» члены народной дружины «Энергетик» (38 человек), участвующие в охране правопорядка, застрахованы за счет средств компании.
Несмотря на достигнутые положительные результаты работы, необходимо отметить имеющиеся проблемные аспекты в организации взаимодействия с общественностью.
На протяжении нескольких лет, с момента принятия Федерального закона от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ, в Добровском и Воловском районах до настоящего времени не решен вопрос обеспечения дружинников отличительной символикой (нарукавные повязки) и удостоверениями. Отсутствие данной символики не позволяет в полной мере использовать потенциал граждан в сфере охраны правопорядка.
Так, на протяжении 2020 года в Добров-ском районе было проведено 139 мероприятий, вместе с тем, к охране правопорядка, учитывая отсутствие отличительной символики, привлекалось только 50 дружинников.
В Республике Дагестан в целях расширения сферы деятельности общественных дружинников был принят Закон Республики Дагестан от 08.06.2015 г. № 60 «О народных дружинах в Республике Дагестан». На сегодняшний день общее количество дружинников, входящих в региональный реестр, составляет около 9 тысяч человек. При этом только 457 дружинников обеспечено форменной одеждой и отличительной символикой, и из 321 дружины лишь 286 обеспечены помещениями и оргтехникой. В настоящее время проведена дополнительная закупка оргтехники для штабов народных дружин и в ближайшее время вся она будет передана еще 20 дружинам [11].
За 1-й квартал текущего года к охране общественного порядка привлечено 2 тыс. 252 дружинника, с помощью участников общественных объединений и доверенных лиц за 3 месяца 2019 года было раскрыто 137 (106) преступлений. Однако к совместной с полицейскими охране общественного порядка народные дружинники привлекаются лишь в г. Каспийске.
По словам заместителя начальника Управления организации охраны общественного порядка МВД по РД Магомедкамила Магомедалиева, уменьшение в этом году количества дружинников, в том числе, напрямую связано и с отсутствием финансирования, и должного стимулирования граждан в охране общественного порядка [12]. Во многих районах республики финансирование народных дружин не предусмотрено в местном бюджете.
Учитывая значительную роль привлечения граждан к охране общественного порядка в профилактике правонарушений, главам муниципальных районов и городских округов республики было рекомендовано принять соответствующие нормативные правовые акты, проработать вопросы стимули-
рования народных дружинников, их социальной поддержки, в том числе с применением разного рода льгот и материального вознаграждения [10].
Помимо этого, принято решение провести анализ деятельности народных дружин, оставив в реестре лишь те, которые реально принимают участие в охране общественного порядка.
Кроме того, участники заседания говорили о состоянии взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов региона с территориальными отделами полиции МВД по РД в вопросах профилактики правонарушений и обеспечения участковых уполномоченных полиции необходимыми условиями организации их работы.
Была отмечена необходимость регулярного проведения в образовательных учреждениях кинолекториев, лекций, бесед, показа документальных фильмов на правовые темы, организации в населенных пунктах досуговой, спортивной работы с привлечением «трудных» подростков. Особое внимание было уделено привлечению к работе участковых. По словам Рамазана Джафарова, они играют очень важную роль в системе профилактики правонарушений, однако во многих муниципальных образованиях для профессиональной деятельности участковых инспекторов не созданы даже элементарные условия. В этой связи всем руководителям муниципалитетов были даны рекомендации в обязательном порядке изыскать возможность для организации рабочих мест для участковых полицейских.
В целом же за три месяца текущего года подразделениями участковых уполномоченных полиции было организовано 3516 выступлений в учреждениях и организациях с беседами на правовые темы, рассмотрено 4355 жалоб и заявлений граждан, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений - 431.
В ходе проведения профилактических обходов административных участков к участковым уполномоченным полиции обратилось 11690 граждан, от которых поступило заявлений о совершенных преступлениях - 583, об административных правонарушениях - 2095, обращений об оказании содействия - 8795.
Весьма продуктивной является выстроенная работа сотрудников полиции и народных дружинников в области охраны общественного порядка в Калужской области. В 2014 году был принят региональный закон Калужской области от 27.06.2014 г. № 602-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка» . В дальнейшем постановлением Правительства Калужской
О регулировании отдельных правоотношении, связанных с участием граждан в охране общественного порядка: закон Калужской области от 27 июня 2014 г. № 602-ОЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
области от 24.10.2014 г. был создан координирующий орган - областной штаб народных дружин. Аналогичные штабы созданы в 12 муниципальных районах и городских округах региона. В УМВД России по Калужской области ведется реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности*. По состоянию на 01.03.2020 года в него внесено 52 общественных формирования, в том числе 47 народных дружин общей численностью 839 человек. Наибольшее число граждан вступили в ряды народных формирований в Калуге (130), Ульяновском (75), Сухиничском (74) и Дзержинском районах Калужской области (54). В целях подготовки дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы и по оказанию первой помощи, УМВД России по Калужской области разработана тематика инструктажей и методическое пособие по их проведению [3].
В настоящее время в Российской Федерации продолжается законодательная деятельность по правовому оформлению систематического участия наиболее сознательных граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в составе предусмотренных законодательством формирований населения [4].
В целях создания правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка после принятия Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» депутатами Государственной думы Российской Федерации был предложен законопроект, обеспечивающий соответствующую уголовно-правовую защиту граждан, привлекаемых к охране общественного порядка. Однако данный законопроект Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации отклонили, так как нормы, защищающие народных дружинников, имеются в уголовном законодательстве Российской Федерации [5].
В 2014 году в целях усиления защиты народных дружинников был принят Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка»**, согласно которому в Российской
* О координирующем органе (штабе) народных дружин Калужской области: постановление Правительства Калужской области от 24 окт. 2014 г. № 625 (вместе с «Положением о координирующем органе (штабе) народных дружин Калужской области»). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
** О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка: федер. закон Рос. Федерации от 2 апр. 2014 г. № 70-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 14, ст. 1562.
Федерации вводится административная ответственность за воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника в связи с его участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий (ст. 19.35 КоАП РФ, предусмотрено наложение наказания в виде административного штрафа до 2500 рублей) . В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» народным дружинником признается гражданин РФ, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка. Дела по статье 19.35 КоАП РФ возбуждают сотрудники полиции, как правило, участковые уполномоченные полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривают их суды общей юрисдикции.
Данные нововведения, с одной стороны, призваны создать правовые гарантии участия граждан в охране общественного порядка, а с другой - устанавливают определенный правовой «заслон» возможности превышения народным дружинником или внештатным сотрудником полиции полномочий в связи с их участием в охране общественного порядка [7].
Вместе с тем, обывателю понятно, чьи необходимо выполнять требования, если народный дружинник участвует в охране общественного порядка совместно с сотрудниками полиции. Неисполнение требований сотрудников полиции образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.3 КоАП РФ, а игнорирование требований народного дружинника - 19.35 КоАП РФ. При этом возникает правовое расхождение, и непонятно, если требования о прекращении противоправных действий выдвигают одновременно сотрудник полиции и народный дружинник, по какой статье будет привлечен нарушитель. Наряду с этим нельзя не отметить наличие в региональных законах об административных правонарушениях статей, схожих по объективной стороне со ст. 19.35 КоАП РФ [8].
Так, в Республике Башкортостан действует в настоящее время, наряду со ст. 19.35 КоАП РФ, норма регионального закона - ст. 13.2 Кодекса Республики Башкортостан об административные правонарушениях, согласно которой неповиновение законному требованию члена общественного органа правоохранительного характера (члена социально-профилактического центра в микрорайоне, совета профилактики в организации независимо от форм собственности, добровольной народной дружины, рабочего отряда содействия полиции) при
*** Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
осуществлении указанным членом охраны общественного порядка в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 28 июля 1997 года № 114-З «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан» -влечёт влечет наложение административного
Особенно важно отметить, что у народных дружинников, помимо прав, имеются и обязанности, за нарушение которых возникает соответствующая ответственность. Согласно ч. 7 ст. 10 и ст. 20 ФЗ № 44 за противоправные действия внештатные сотрудники полиции и народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством РФ. Статьей 19.36 КоАП предусмотрена ответственность за совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в охране общественного порядка, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
При наличии признаков преступления в деяниях рассматриваемых субъектов должна наступать уголовная ответственность (например, при нарушении народным дружинником запрета на применение физической силы для пресечения правонарушений в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, ч. 7 ст. 19 ФЗ № 44) [6].
штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей.
Аналогичные нормы действуют, как ни странно, еще в ряде субъектов Российской Федерации: городе Москве, Волгоградской области, Республиках Калмыкия и Башкортостан (таблица 1).
По нашему мнению, участие граждан в охране общественного порядка должно осуществляться в форме расширенного и систематического взаимодействия с правоохранительными органами, выработки у населения правильных стереотипов поведения в ответ на противоправные действия, широкой доступности школ (секций) по обучению приемам личной самообороны (возможно, путем создания сети таких школ). Полагаем, что именно правоохранительные органы должны взять на себя основную нагрузку по содержательному наполнению такой деятельности, в том числе путем направления в такие секции в качестве преподавателей своих действующих сотрудников [9]. Это позволит не только повысить уровень знаний в сфере правопорядка у простых граждан, но и укрепит сотрудничество населения с полицией на межличностном уровне.
Таким образом, совместная работа Федерации и ее субъекта (на примере Калужской области) по привлечению граждан к охране общественного порядка дает положительные результаты. После принятия Закона №44-ФЗ, дальнейшее нормативное регулирование должно, по нашему мнению, осуществляться субъектом Российской Федерации с учетом местных особенностей. Совокупные мероприятия региональных органов власти и органов
Таблица 1
Законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие административную ответственность за невыполнение требований народных дружинников
№№ п/п Статья закона Закон субъекта РФ Административное наказание
1. Статья 13.8. Воспрепятствование законной деятельности члена муниципальной казачьей дружины Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД Влечёт наложение штрафа до 7 тыс. руб.
2. Статья 13.2. Неповиновение законному требованию члена общественного органа правоохранительного характера Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23.06.2011 г. № 413-з Влечёт наложение штрафа до 500 руб.
3. Статья 29. Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника Закон Республики Калмыкия от 19.11.2012 г. № 384-1У-З 2Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» Влечёт наложение штрафа до 1,5 тыс. руб.
4. Статья 3.3. Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или члена общественного пункта охраны порядка Закон г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях Влечёт наложение штрафа до 2 тыс. руб.
внутренних дел, несомненно, приведут к увеличе- Региональные нормы об установлении ад-
нию граждан, желающих участвовать в охране об- министративной ответственности за игнорирование щественного порядка. требований народных дружинников должны быть
Подводя итоги практики взаимодействия исключены из законов субъектов Российской Фе-народных дружин и органов внутренних дел обла- дерации, так как возникает необоснованная «кон-сти, необходимо подчеркнуть, что имеются неко- куренция» федеральных и региональных положе-торые упущения в организации взаимодействия, ний административного принуждения. однако реализация законодательных актов по при- Особо стоит отметить, что проблемным ас-
влечению дружинников к несению службы по пектом на уровне муниципальных образований охране общественного порядка приносит положи- остаются вопросы материального стимулирования тельный эффект в обеспечении правопорядка на народных дружинников, внесение дополнительных улицах и способствует поддержанию стабильности льготы и осуществления личного страхования. и безопасности в регионе.
Литература
1. Савочкина Д.О. Участие граждан в охране общественного порядка в Республике Крым актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в крымском федеральном округе // Материалы всерос. науч.-практ. конф. Краснодарский университет МВД России. Краснодар, 2016. С. 271-276.
2. О порядке взаимодействия территориальных органов внутренних дел на районном уровне, органов местного самоуправления с гражданами, участвующими в охране общественного порядка на территории Пензенской области. WRL: Ьйр8://58.хп--Ь1ае^хп--р1а1/иту^% (дата обращения: 03.09.2020).
3. Об участии жителей Калужской области в охране общественного порядка // УМВД России по Калужской области. 24.03.2017 г. WRL: Ьйр8://40.хп--Ь1ае^хп--р1а1/пе'л^/кет/3246871 (дата обращения: 03.09.2020).
4. ЕропкинМ.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965.
5. Пивоваров Д.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, применяемые сотрудниками полиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2017.
6. Шнитенков А.В. Уголовно-правовое положение народного дружинника и внештатного сотрудника полиции // Законность. 2017. № 7.
7. Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовая охрана полицией общественного порядка // Вестник ВИПК МВД России. 2017. № 3. С. 38-48.
8. Султанов К.А. Административные проблемы реализацией полицией законодательства субъектов Российской Федерации в сфере охраны общественного порядка // Вестник ВИПК МВД России. М., 2019. № 3 (51). С. 83-87.
9. Еропкин М. И. Сущность и содержание общественного порядка // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983.
10.Исакилаева З.М. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты правовой охраны. правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Современные технологии в мировом научном пространстве: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 163-166.
11. Керамова С.Н. Особенности административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Юридический вестник ДГУ. 2020. № 1 (33). С. 74-79.
12.Арсланбекова А.З. Противодействие коррупции в финансовой сфере // Юридический вестник ДГУ. 2019. № 2. (34). С. 50-53.
References
1. Savochkina D.O. Uchastie grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka v Respublike Krym aktual'nye voprosy obespecheniya obshchestvennoi bezopasnosti i protivodeistviya prestupnosti v krymskom fed-eral'nom okruge // Materialy vseros. nauch.-prakt. konf. Krasnodarskii universitet MVD Rossii. Krasnodar, 2016. S.271-276.
2. O poryadke vzaimodeistviya territorial'nykh organov vnutrennikh del na raionnom urovne, organov mestnogo samoupravleniya s grazhdanami, uchastvuyushchimi v okhrane obshchestvennogo poryadka na territorii Penzenskoi oblasti. WRL: https://58.xn--b1aew.xn--p1ai/umvd/% (data obrashcheniya: 03.09.2020).
3. Ob uchastii zhitelei Kaluzhskoi oblasti v okhrane obshchestvennogo poryadka // UMVD Rossii po Kaluzhskoi oblasti. 24.03.2017 g. WRL: https://40.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/3246871 (data obrashcheniya: 03.09.2020).
4. EropkinM.I. Upravlenie v oblasti okhrany obshchestvennogo poryadka. M., 1965.
5. Pivovarov D.V. Mery obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheni-yakh, posyagayushchikh na obshchestvennyi poryadok i obshchestvennuyu bezopasnost', primenyaemye sotrud-nikami politsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Omsk, 2017.
6. Shnitenkov A. V. Ugolovno-pravovoe polozhenie narodnogo druzhinnika i vneshtatnogo sotrudnika politsii // Zakonnost'. 2017. № 7.
7. Kostennikov M.V., Kurakin A. V. Administrativno-pravovaya okhrana politsiei obshchestvennogo por-yadka // Vestnik VIPK MVD Rossii. 2017. № 3. S. 38-48.
8. Sultanov K.A. Administrativnye problemy realizatsiei politsiei zakonodatel'stva sub"ektov Rossiiskoi Federatsii v sfere okhrany obshchestvennogo poryadka // Vestnik VIPK MVD Rossii. M., 2019. № 3 (51). S. 83-87.
9. Eropkin M.I. Sushchnost' i soderzhanie obshchestvennogo poryadka // Problemy teorii i praktiki ad-ministrativnoi otvetstvennosti. M., 1983.
10.Isakilaeva Z.M. Obshchestvennyi poryadok i obshchestvennaya bezopasnost' kak ob"ekty pravovoi okhrany. pravovye osnovy administrativnoi otvetstvennosti za pravonarusheniya, posyagayushchie na ob-shchestvennyi poryadok i obshchestvennuyu bezopasnost' // Sovremennye tekhnologii v mirovom nauchnom prostranstve: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2019. S. 163-166.
11. Keramova S.N. Osobennosti administrativnoi otvetstvennosti za pravonarusheniya, posyagayushchie na obshchestvennyi poryadok i obshchestvennuyu bezopasnost' // Yuridicheskii vestnik DGU. 2020. № 1 (33). S. 74-79.
12.Arslanbekova A.Z. Protivodeistvie korruptsii v finansovoi sfere // Yuridicheskii vestnik DGU. 2019. № 2. (34). S. 50-53.
Поступила в редакцию 5 ноября 2020 г.
Received 5 November, 2020