ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИИ КАК ФОРМА УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
PREVENTION OF OFFENSES AS A FORM OF CITIZENS PARTICIPATION IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER
УДК 343.851
В.Л. ШАПОШНИКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
VITALY L. SHAPOSHNIKOV,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Э.А. БЕЗУГЛЫИ,
кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) e-mail: [email protected]
EDWARD A. BEZUGLY,
Candidate of Economic Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье на основе законодательства Российской Федерации раскрываются правовые основы участия граждан Российской Федерации в профилактике правонарушений как формы участия в охране общественного порядка. Дана характеристика статуса граждан, участвующих в этой деятельности, раскрыта содержательная часть отдельных форм профилактического воздействия.
Исследуются отдельные проблемы привлечения граждан к охране общественного порядка, пути совершенствования законодательства, формы стимулирования данного вида добровольной деятельности государственными органами и органами местного самоуправления.
Обосновывается создание общероссийской системы стимулирования участия граждан в этой деятельности, системы, формирующей практику единообразного подхода к определению и осуществлению компенсационных выплат, которая должна быть понятной для субъектов профилактики правонарушений. Размер выплат призван обеспечить гражданам реальную компенсацию времени и сил, затраченных при проведении мероприятий по охране общественного порядка.
Предлагается в уголовном и административном законодательствах закрепить нормы, обеспечивающие правовую защиту народных дружинников, внештатных сотрудников полиции путем привлечения лиц, совершивших противоправные действия в отношении данных граждан, к административной и уголовной ответственности, что позволит повысить статус и защищенность лиц, участвующих в охране общественного порядка.
Ключевые слова: общественный порядок, народный дружинник, внештатный сотрудник полиции.
Для цитирования: Шапошников В.Л., Безуглый Э.А. Профилактика правонарушений как форма участия граждан в охране общественного порядка // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 3. С. 30-35.
Abstract: in the article on the basis of the legislation of the Russian Federation, the legal basis for the participation of citizens of the Russian Federation in the prevention of offenses is disclosed as a form of participation in the protection of public order. The characteristic of the status of citizens participating in this activity is given, the content of some forms of preventive influence is disclosed.
Some problems of attracting citizens to protect public order, ways to improve legislation, and forms of stimulating this type of voluntary activity by state bodies and local self-government bodies are explored.
The author substantiates the creation of an all-Russian system to stimulate citizen participation in this activity, a system that forms the practice of a uniform approach to the definition and implementation of compensation payments, which should be understandable for subjects of crime prevention. The size of payments is designed to provide citizens with real compensation for the time and effort expended in carrying out measures to protect public order.
It is proposed in the criminal and administrative legislation to consolidate the norms that provide legal protection to the people's volunteers and freelancers by engaging persons who have committed unlawful acts against these citizens to administrative and criminal responsibility, which will improve the status and security of persons participating in the protection of public order.
Keywords: public order, people's volunteer, a freelance police officer.
For citation: Shaposhnikov V.L., Bezugly E.A. Prevention of offenses as a form of citizens participation in the protection of public order // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 3. P. 30-35.
На протяжении всей истории развития Российского государства к охране правопорядка и поддержанию общественного спокойствия в той или иной мере привлекалось и население, преимущественно в индивидуальных формах [1, с. 7].
В современной России издание Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 стало ожидаемым результатом кропотливой работы законодателей при активной роли всех заинтересованных субъектов профилактики правонарушений [2, с. 207].
В соответствии с данным законом под профилактикой правонарушений понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения (ст. 2). При этом под правонарушением понимается как преступление, так и административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее соответственно уголовную или административную ответственность.
Профилактика правонарушений осуществляется по следующим направлениям: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений; охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий; обеспечение общественной
1 Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 26 (часть I), ст. 3851.
безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности; противодействие незаконной миграции; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних и некоторым другим.
К видам профилактики в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» относятся:
1. Общая профилактика правонарушений, которая направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
2. Индивидуальная профилактика правонарушений, связанная с оказанием воспитательного воздействия на определенную категорию лиц (безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние; лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы; лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством; несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия; лица без определенного места жительства; другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия). Кроме того, целью индивидуальной профилактики является устранение факторов, отрицательно влияющих на поведение указанных лиц, оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Развитие и становление системы профилактики правонарушений и преступлений невозможно без дальнейшего взаимодействия правоохранительных органов с общественными объединениями правоохранительной направленности и гражданами в целом. Такое взаимодействие позволяет стабилизировать криминогенную обстановку и позитивным образом влияет на правосознание населения [3, с. 227].
В этой связи субъектами профилактики правонарушений выступают федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, наделено полномочиями по разработке и принятию в пределах своей компетенции мер по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению (ч. 11, п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»)2.
К лицам, участвующим в профилактике правонарушений, законодателем наряду с общественными объединениями и иными организациями отнесены граждане, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений.
Граждане при осуществлении профилактики правонарушений обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений;
2) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;
3) соблюдать конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации;
4) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2 Собрание законодательства Российской Федерации от 7 марта 2011 г. № 10, ст. 1334.
Профилактическое воздействие может осуществляться в следующих формах:
1) правовое просвещение и правовое информирование (доведение до сведения граждан и организаций информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств);
2) социальная адаптация(комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве);
3) ресоциализация (комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера);
4) социальная реабилитация(совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях);
5) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми (оказание правовой, социальной, психологической, медицинской и иной поддержки указанным лицам, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации с их согласия в целях минимизации последствий правонарушений либо снижения риска стать пострадавшими от правонарушений);
6) добровольное участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях, содействие правоохранительным органам и иным субъектам профилактики правонарушений.
Каждая из форм представляет интерес и заслуживает пристального изучения. В то же время особое внимание обращает на себя участие граждан в охране общественного порядка как форма профилактики правонарушений.
15 марта 2016 года на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации указал на необходимость в полной мере использовать помощь общественности [4].
Практика совместной работы органов внутренних дел Российской Федерации и граждан показала, что они могут вносить неоценимый вклад в обеспечение правопорядка и стабильности общества. Из статистики работы народных и казачьих дружин за 2015 год следует, что с их участием раскрыто около 16 тысяч преступлений, выявлено 393 тысячи административных право-
нарушений. Задержано 302 тысячи нарушителей закона, из них 11 тысяч - за преступления. Такие данные на расширенной коллегии МВД России привел глава ведомства Владимир Колокольцев, который выразил убежденность, что в обеспечении правопорядка в полной мере должен быть задействован потенциал казачьих и народных дружин. Министром также обращено внимание на вопрос финансирования деятельности народных дружин из региональных бюджетов [5].
Правовой основой участия граждан в охране общественного порядка является Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»3. До 2014 года не существовало единых для всей страны требований к организационно-правовым формам, порядку создания и организации участия граждан в охране общественного порядка, порядку их взаимодействия с государственными, в том числе правоохранительными органами.
Сегодня Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»закрепляет правовой механизм реализации гражданами права на участие в охране общественного порядка, что подразумевает под собой оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
Граждане также как в уголовно-процессуальной, так и в административной деятельности могут удостоверить обстоятельства совершения противоправных действий [4, с. 440].
Конечно, одной из наиболее эффективных организационно-правовых форм участия граждан в профилактике правонарушений является их участие в деятельности народных дружин [5, с. 135].
Правовая регламентация позволила повысить эффективность деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, а практика применения законодательства уже обратила внимание специалистов в данной сфере на ряд вопросов правового и организационного характера.
Так, Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»закреплен принцип добровольности участия граждан в охране общественного порядка. Сегодня, к сожалению, активность граждан в этом виде деятельности следует признать недостаточной. Особая роль в реализации подоб-
3 Собрание законодательства Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 14, ст. 1536.
ных инициатив, культивировании желания помочь обществу в сфере профилактики правонарушений отведена государственным органам, органам местного самоуправления. Статья 6 данного закона обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать поддержку гражданами их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, в том числе посредством стимулирования этой деятельности.
Указанные субъекты могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять им помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности [6, с. 87].
Взаимодействием органов внутренних дел с государственными органами, органами местного самоуправления и гражданами достигается их согласованная деятельность по профилактике административных правонарушений не только во внутриорганизационных отношениях, которым присущ принцип субординации, но и во внешних отношениях равноправных субъектов профилактики. При этом такое взаимодействие осуществляется тогда, когда имеется координация усилий по профилактике административных правонарушений [7, с. 392].
Сегодня применяются различные формы стимулирования участия граждан в охране общественного порядка. Это и материальная помощь гражданам за счет средств соответствующих бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предоставление скидок при оплате коммунальных услуг, использование дополнительных поощрений для наиболее активных и отличившихся граждан, добившихся особых успехов в охране общественного порядка, страхование жизни и здоровья граждан на период участия в мероприятиях по охране общественного порядка и ряд других форм. Выбор тех или иных связан исключительно с усмотрением соответствующих органов.
Полагаем, что назрела необходимость четкого закрепления в нормативных документах федерального уровня прямого государственного финансирования деятельности граждан, участвующих в охране общественного порядка. Требуется создание общероссийской прозрачной системы стимулирования участия граждан в этой деятельности, системы, формирующей практику единообразного подхода к определению и осуществлению компенсационных выплат, которая должна быть понятной для субъектов профилактики правонарушений. Размер выплат должен обеспечивать гражданам реальную компенсацию времени и сил, затраченных при проведении мероприятий по охране общественного порядка.
Результатом этого нововведения должно стать создание четкого механизма стимулирования деятельности граждан, повышение доверия общественности к государственным органам, органам местного самоуправления, новый импульс в активизации помощи населения правоохранительным органам, совершенствовании деятельности народных дружин.
Наряду с финансовой составляющей добровольность участия должна обеспечиваться и социальной защищенностью граждан. Не исключаем, что некоторые из них не принимают активного участия в охране общественного порядка по причине опасения за свою жизнь и здоровье. Сегодня законодателем установлен запрет на участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью. В то же время мероприятия по охране общественного порядка могут быть сопряжены с наличием таких угроз. Понимание этого стало причиной издания МВД России нормативных документов, конкретизирующих отдельные положения федерального закона. Так, в целях подготовки народных дружинников, получения ими знаний, умений и навыков, необходимых в их деятельности, издан приказ МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи».
В рамках реализации положений приказа проводится ознакомление граждан с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность народных дружинников, изучаются вопросы их
практического применения в профилактике правонарушений, осуществляется ознакомление с мерами личной безопасности и приемами самозащиты, формируются навыки оказания первой помощи пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев.
В то же время существующая система правовых механизмов, призванных обеспечить в том числе, морально-психологическую готовность граждан, участвующих в охране общественного порядка, видится неполной без возврата к практике применения Уголовного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960), который утратил силу, и где была установлена ответственность за противоправные действия в отношении народного дружинника: статья 191.1.«Сопротивление работнику милиции или народному дружиннику»; статья 191.2. «Посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника»4. Это было серьезнейшим инструментом профилактического воздействия на правонарушителей. Уголовно-правовая защита народного дружинника, внештатного сотрудника полиции должна найти свое место в Уголовном кодексе Российской Федерации, в нормах, определяющих ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318)5. Это нововведение призвано повысить статус и защищенность граждан, участвующих в охране общественного порядка, что является вполне обоснованным, а главное - справедливым.
4 Ведомости ВС РСФСР, 1960, № 40, ст. 591.
5 Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25, ст. 2954.
- Литература -
1. Нечевина Н.Д. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период: монография. - Москва, 2006. 62 с.
2. Титушкина Е.Ю. Проект закона «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3. С. 207-210.
3. Наумова А.В. Правовые основы деятельности народных дружин в обеспечении охраны общественного порядка // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3. С. 227-230.
4. Ермолаев И.Е. Проблемы удостоверительной формы участия граждан в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности // Вестник КрасГАУ. 2006. №11. С. 440-444.
5. Каракулин М.В. Добровольные народные дружины (народные дружины) как форма участия граждан в деятельности по борьбе с преступностью и охране правопорядка // Общество: политика, экономика, право. 2008. № 2. С. 135-141.
6. Васильев Ф.П., Николаев А.Н., Новиков Д.Н. Административно-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка в России и необходимость их совершенствования // Инновационная наука. 2017. № 2. С. 87-100.
7. Лозовенко А.Н. К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами в профилактике административных правонарушений // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 9. С. 392-396.
8. Горбунов В.Ю. Дефекты механизма реализации гражданами полицейских полномочий в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 4 (34). С. 140-147.
9. Арзамасцев О.П. Анализ проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 2. С. 48-52.
10. Елисеев А.В., Агафонов С.И. Актуальные вопросы участия граждан в охране общественного порядка // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 27-31.
= References =
1. Nechevina N.D. Pravovoe regulirovanie uchastiya grazhdan v obespechenii pravoporyadka v sovremennyj period: monografiya. - Moskva, 2006. 62 s.
2. Titushkina E.YU. Proekt zakona «Ob osnovah gosudarstvennoj sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2013. № 3. S. 207-210.
3. Naumova A.V. Pravovye osnovy deyatel'nosti narodnyh druzhin v obespechenii ohrany obshchestvennogo poryadka // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2016. № 3. S. 227-230.
4. Ermolaev I.E. Problemy udostoveritel'noj formy uchastiya grazhdan v ugolovno-processual'noj i operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Vestnik KrasGAU. 2006. №11. S. 440-444.
5. Karakulin M.V. Dobrovol'nye narodnye druzhiny (narodnye druzhiny) kak forma uchastiya grazhdan v deyatel'nosti po bor'be s prestupnost'yu i ohrane pravoporyadka // Obshchestvo: politika, ehkonomika, pravo. 2008. № 2. S. 135-141.
6. Vasil'ev F.P., Nikolaev A.N., Novikov D.N.Administrativno-pravovoe regulirovanie uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka v Rossii i neobhodimost' ih sovershenstvovaniya // Innovacionnaya nauka. 2017. № 2. S. 87-100.
7. Lozovenko A.N. K voprosu o vzaimodejstvii organov vnutrennih del s organami gosudarstvennoj vlasti, organami mestnogo samoupravleniya i grazhdanami v profilaktike administrativnyh pravonarushenij // Vestnik Tambovskogo universiteta. 2009. № 9. S. 392-396.
8. Gorbunov V.YU. Defekty mekhanizma realizacii grazhdanami policejskih polnomochij v oblasti ohrany obshchestvennogo poryadka i obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2015. № 4 (34). S. 140-147.
9. Arzamascev O.P. Analiz proekta Federal'nogo zakona «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 2. S. 48-52.
10. Eliseev A.V., Agafonov S.I. Aktual'nye voprosy uchastiya grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka // Vestnik ehkonomicheskoj bezopasnosti. 2016. № 3. S. 27-31.
(статья сдана в редакцию 06.08.2018)