Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (Опыт государств — участников СНГ)'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (Опыт государств — участников СНГ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административно-правовая основа / дисциплина / служебная дисциплина / правовая основа / органы внутренних дел / принципы / соблюдение / сотрудник органов внутренних дел / административно-правовой режим / сравнительное правоведение / государства — участники СНГ / administrative and legal basis / discipline / service discipline / legal basis / internal affairs bodies / principles / compliance / an employee of the internal affairs bodies / administrative and legal regime / comparative jurisprudence / CIS member states

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Андреевна Савельева

В статье рассмотрен опыт государств СНГ по формированию административно-правовой основы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, предложены меры по его использованию в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Андреевна Савельева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal basis for ensuring official discipline in the internal affairs bodies (experience of the CIS member states)

The article discusses the experience of the CIS states in the formation of an administrative and legal basis for ensuring official discipline in the internal affairs bodies, measures for its use in Russian conditions are proposed.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (Опыт государств — участников СНГ)»

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-193-195

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Опыт государств — участников СНГ

Анна Андреевна САВЕЛЬЕВА, адъюнкт Академии управления МВД России, начальник отделения учета отдела по работе с личным составом ФКУ НПО «СТиС» МВД России MargoSaveljeva1982@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен опыт государств СНГ по формированию административно-правовой основы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, предложены меры по его использованию в российских условиях.

Ключевые слова: административно-правовая основа, дисциплина, служебная дисциплина, правовая основа, органы внутренних дел, принципы, соблюдение, сотрудник органов внутренних дел, административно-правовой режим, сравнительное правоведение, государства — участники СНГ.

Annotation. The article discusses the experience of the CIS states in the formation of an administrative and legal basis for ensuring official discipline in the internal affairs bodies, measures for its use in Russian conditions are proposed.

Keywords: administrative and legal basis, discipline, service discipline, legal basis, internal affairs bodies, principles, compliance, an employee of the internal affairs bodies, administrative and legal regime, comparative jurisprudence, CIS member states.

Эффективное обеспечение служебной дисциплины в органах внутренних дел зависит от целого ряда факторов, одним из которых является наличие и поддержание на должном уровне соответствующей правовой основы1. Различные вопросы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел уже рассматривались в юридической науке2. Также в юридической науке затрагивались и правовые средства обеспечения служебной дисциплины3. Однако для полного раскрытия всех аспектов данной темы требуется проведение целого ряда научных исследований, в том числе и сравни-тельно-правовых4. Рассмотрим опыт государств СНГ в данной сфере.

Наличие органов внутренних дел (полиции, милиции) является атрибутивным признаком механизма любого современного государства, в том числе и РФ, и государств СНГ. Полномочия

органов внутренних дел реализуются в деятельности их сотрудников, что требует включения в правовую основу деятельности ОВД норм, обеспечивающих служебную дисциплину в ОВД.

В Российской Федерации нормы, определяющие служебную дисциплину в ОВД и средства ее обеспечения, содержат, прежде всего, Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф35, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф36, Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел РФ»7, Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел РФ»8. а также иные нормативные правовые акты, включая и ведомственные.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

Опыт государств СНГ имеет много общего с российским, однако есть и ряд различий.

Например, общее нормативное обеспечение служебной дисциплины закрепляют законодательные акты как общего, так и специального характера. К общим можно отнести законы о полиции (милиции, органах внутренних дел), в частности:

■ Закон Республики Таджикистан «О милиции» от 17 мая 2004 г. № 41;

■ Закон Республики Молдова «О деятельности полиции и статусе полицейского» от 27 декабря 2012 г. № 3209;

■ Закон Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» от 11 января 1994 г. № 1360-Х1110;

■ Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 23 апреля 2014 г. № 199-У ЗРК11;

■ Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 г. № 263-З12 и ряд других.

Специальные законы посвящены вопросам регулирования прохождения службы в органах внутренних дел, содержат разделы (главы, статьи), посвященные служебной дисциплине и средствам ее обеспечения, например:

■ Закон Республики Армения «О службе в полиции» от 30 июля 2002 г. № ЗР-40113;

■ Закон Украины «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украины» от 22 февраля 2006 г. № 3460-1У14;

■ Закон Украины «О Дисциплинарном уставе Национальной полиции Украины» от 15 марта 2018 г. № 2337-УШ15 и др.

Большой объем вопросов решается на уровне подзаконного нормотворчества президенте -кими и правительственными актами, ведомственными актами, например:

■ Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 133 «О вопросах прохождения службы в органах внутренних дел Республики Беларусь»16;

■ постановление Правительства Республики Таджикистан от 7 сентября 2006 г. № 424 «Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Таджикистан»17;

■ постановление Правительства Республики Молдова от 4 января 1996 г. № 2 «Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел»18.

В ряде нормативных правовых актов закрепляются этические нормы, регулирующие поведение сотрудников органов внутренних дел и тем самым обеспечивающие служебную дисциплину.

Пример — постановление Правительства Молдовы от 10 мая 2006 г. № 481 «Об утверждении Кодекса этики и деонтологии полицейского»; Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих (одобрен решением Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол № 21)19.

Одной из тенденций развития законодательства о службе в органах внутренних дел в ряде государств СНГ является регулирование вопросов прохождения службы в законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих прохождение правоохранительной службы как вида государственной службы, например:

■ Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 г. № 380-1У ЗРК20;

■ Закон Кыргызской Республики «О прохождении службы в правоохранительных органах Кыргызской Республики» от 25 июля 2019 г. № 10221;

■ постановление Правительства Кыргызской Республики от 3 февраля 2020 г. № 52 «Об утверждении Дисциплинарного устава правоохранительных органов Кыргызской Республики»22 и др.

В Российской Федерации идея институцио-нализации и законодательного обеспечения правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы не получила должного последовательного развития в силу ряда объективных и субъективных причин, однако заложенная в ней цель сделать более универсальным и однообразным правовое регулирование прохождения службы в правоохранительных органах заслуживает поддержки.

В частности, это касается вопросов правового регулирования привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников федеральных органов исполнительной власти, которые могут быть объединены по признаку их принадлежности к правоохранительным органам РФ, реализующим свою компетенцию в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности23.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

1 См.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Отв. ред. A.A. Опа-лев. М., 2004. 512 с.;

Редкоус В.М. Административно-правовое регулирование подготовки специалистов для федеральных органов исполнительной власти // Военное право. 2019. № 6 (58). С. 77—81;

Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов государственной безопасности // Гос. служба и кадры. 2020. № 5. С. 248—250; и др.

2 См.: Николаев А.Г. Дифференциация дисциплинарных проступков // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 1. С. 57—59;

Николаев А.Г. Дисциплинарная онтология // Вестник Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2019. № 4 (91). С. 227—234;

Николаев А.Г. Аксиология дисциплинарного принуждения // Право и государство: теория и практика. 2019. № 11 (179). С. 245—246; и др.

3 См.: Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Гос. служба и кадры. 2020. № 4. С. 19—214;

Редкоус В.М. Некоторые особенности регламентации трудовых отношений в связи с допуском граждан к государственной тайне // Гос. служба и кадры. 2020. № 3. С. 189—192;

Редкоус В.М. К вопросу о совершенствовании трудового законодательства в свете внесения в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 153—155.

4 Редкоус В.М. О нормативном закреплении принципов трудового законодательства в трудовых кодексах государств — участников Содружества Независимых Государств // Закон и право. 2020. № 12. С. 90—92; и др.

5 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

6 Там же. № 49 (ч. I). Ст. 7020.

7 Там же. 2012. № 43. Ст. 5808.

8 Там же. № 48. Ст. 6668.

9 Официальный монитор Республики Молдова. 2013. № 42-47. Ст. 145.

10 Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1996. № 3. Ст. 76.

11 Казахстанская правда. 2014. 25 апр.

12 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 173. 2/1360. 24 июля.

13 Офиц. ведомости (вестник) Республики Армения. 2002. № 32 (207). Ст. 734.

14 Ведомости Верховной Рады Украины. 2006. № 29. Ст. 245.

15 Там же. 2018. № 29. Ст. 233.

16 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 21.03.2012 г. № 34. 1/13388.

17 URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=14744 (Дата обращения: 15.02.2021)

18 Monitorul Oficial. 1996. № 23-24. 18 апр.

19 Официальные документы в образовании (бюллетень). 2011. № 36. Дек.

20 Казахстанская правда. 2011. 19 янв.

21 Эркин Тоо. 2019. № 64.

22 Нормативные акты Правительства Кыргызской Республики. 2020. № 9. 2 марта.

23 См.: Доктрина права и безопасность в современном мире: Монография / Отв. ред. Р.В. Пузиков, Я. Зелинь-ский. Тамбов, 2020. 495 с.;

Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации: Монография / ИГП РАН. М., 2020. Ч. I. 384 с.; Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения: Монография / Отв. ред. М.П. Петров, Р.В. Пузиков. Тамбов, 2010. 610 с.; и др.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.