Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ПРИНЦИПЫ, РЕЖИМ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ПРИНЦИПЫ, РЕЖИМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРИНЦИПЫ / СОБЛЮДЕНИЕ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / DISCIPLINE / SERVICE DISCIPLINE / LEGAL BASIS / INTERNAL AFFAIRS BODIES / PRINCIPLES / COMPLIANCE / AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME / COMPARATIVE JURISPRUDENCE / LEGAL REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельева Анна Андреевна

В статье предложено определение обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, ее правовой основы, определены принципы административно-процессуального обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, а также ее правовой режим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савельева Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING OFFICIAL DISCIPLINE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: CONCEPT, LEGAL BASIS, PRINCIPLES, REGIME

The article proposes a definition of ensuring service discipline in the internal affairs bodies, its legal basis, defines the principles of administrative procedural support of service discipline in the internal affairs bodies, as well as its legal regime.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ПРИНЦИПЫ, РЕЖИМ»

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10308

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ПРИНЦИПЫ, РЕЖИМ

Анна Андреевна САВЕЛЬЕВА,

начальник отделения учета отдела по работе с личным составом ФКУ НПО «СТиС» МВД России, адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка Центра командно-штабных учений Академии управления МВД России E-mail: MargoSaveljeva1982@mail.ru

Рецензент: А.Г. Николаев, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка Центра командно-штабных учений Академии управления МВД России

Аннотация. В статье предложено определение обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, ее правовой основы, определены принципы административно-процессуального обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, а также ее правовой режим.

Ключевые слова: дисциплина, служебная дисциплина, правовая основа, органы внутренних дел, принципы, соблюдение, сотрудник органов внутренних дел, административно-правовой режим, сравнительное правоведение, правовой режим.

ENSURING OFFICIAL DISCIPLINE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: CONCEPT, LEGAL BASIS, PRINCIPLES, REGIME

Anna Andreevna SAVELYEVA,

Head of the accounting Department of the personnel Department Fku NPO STIs of the Ministry of internal Affairs of Russia, adjunct of the Department of management of public order units of the center for command and staff exercises of the Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia E-mail: MargoSaveljeva1982@mail.ru

Reviewer: A.G. Nikolaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Professor

of the Department of Management of Public Order Units of the Center for Command

and Staff Exercises of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article proposes a definition of ensuring service discipline in the internal affairs bodies, its legal basis, defines the principles of administrative procedural support of service discipline in the internal affairs bodies, as well as its legal regime.

Key words: discipline, service discipline, legal basis, internal affairs bodies, principles, compliance, an employee of the internal affairs bodies, administrative and legal regime, comparative jurisprudence, legal regime.

№ 5/2020

Важнейшая предпосылка эффективного обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел — создание и поддержание на должном уровне соответствующей правовой основы. Разнообразные вопросы обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел рассматривались в юридической науке1, однако для полного раскрытия всех аспектов данной темы требуется проведение целого ряда научных исследований.

Современные научные подходы к определению данного понятия базируются на общих выработанных наукой административного права подходах, в соответствии с которыми правовая основа представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в той или иной сфере государственного управления (деятельности государственных органов, функционирования организаций и т.п.) в целях их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями2. Достоинством этого подхода определения правовой основы, по мнению автора, является то, что в нем в качестве самостоятельного элемента наравне с нормами выделяются также и принципы, под которыми следует понимать основополагающие идеи, правила, лежащие в основе существования, функционирования, деятельности какого-либо объекта. Также данный подход к определению правовой основы позволяет сформулировать основные требования, предъявляемые к правовым актам, ее составляющим: взаимосвязанность и взаимозависимость; внутренняя согласованность; значимость для правового регулирования отношений в сфере обеспечения служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел; наличие конкретных целей создания правовой основы: упорядочение, охрана и развитие общественных отношений в сфере обеспечения служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел; обусловленность правовой основы в сфере обеспечения служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел общественными потребностями создания условий для эффективной деятельности сотрудников органов внутренних, реализующих предназначение органов внутренних дел, закрепленное в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»3, в ст. 1 которого закреплено, что полиция предназначена для защиты жиз-

ни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Определение служебной дисциплины дается в ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «Служебная дисциплина — соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством РФ, присягой сотрудника органов внутренних дел РФ, дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав». Глава 7 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 называется «Служебная дисциплина в органах внутренних дел» и включает следующие статьи: 47. Служебная дисциплина; 48. Меры поощрения; 49. Нарушение служебной дисциплины; 50. Дисциплинарные взыскания; 50.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; 51. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий; 51.1. Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения; 52. Служебная проверка.

Лексический анализ слов «обеспечение», «обеспечить» позволяет сделать вывод, что термин «обеспечение» обладает следующими характеристиками:

■ выражается в определенной связи между субъектом обеспечения (т.е. тем, кто обеспечивает) и объектом обеспечения (т.е. тем, кого (что) обеспечивают);

■ является самостоятельным видом деятельности, имеющим цель, задачи, принципы, субъектный состав, формы и методы осуществления;

№ 5/2020

■ способствует осуществлению иных видов деятельности, в том числе более высокого порядка;

■ тяготеет к термину «гарантии», что в русском языке означает «ручательство, порука в чем-либо, обеспечение»;

■ обладает способностью охранять (ограждать) объект обеспечения от наступления определенных последствий, в том числе и неблагоприятных4.

Таким образом, обеспечение служебной дисциплины можно представить, прежде всего, как осуществляемую с использованием установленных форм и методов деятельность уполномоченных субъектов, направленную на достижение осознанного, базирующегося на высоком правосознании, чувстве долга и патриотизме соблюдения сотрудниками органов внутренних дел установленных нормативными правовыми актами, а также правомочными решениями уполномоченных должностных лиц порядка и правил выполнения ими своих служебных обязанностей и реализации предоставленных для этого прав. Эта деятельность связана с применением определенных мер воздействия, прежде всего мер поощрения и дисциплинарного принуждения, а также иных мер воздействия.

Обеспечение служебной дисциплины в органах внутренних дел не может осуществляться не на правовой основе, так как важность самой связи между субъектом обеспечения (уполномоченными государственными органами, организациями, должностными лицами, иными субъектами) и объектом обеспечения (сотрудниками органов внутренних дел), а также возникающих при этом общественных отношений для государства и общества приводит к тому, что эта связь приобретает нормативно-правовой характер, а соответствующие отношения подлежат нормативно-правовому регулированию и становятся правовыми.

Взяв за основу рассмотренные выше рассуждения о понятии и содержании правовой основы, правовую основу обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел можно определить как совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в области обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел в целях их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями защиты

жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

С учетом современных представлений о развитии административного права и административного процесса5 можно выделить как материальную составляющую административно-правовой основы6 обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел, так и ее административно-процессуальную составляющую. Если первая связана с закреплением статусных полномочий субъектов отношений по обеспечению служебной дисциплины в органах внутренних дел, то вторая — с определением порядка их реализации в конкретных условиях (деятельности сотрудников органов внутренних дел, функционирования определенного органа внутренних дел, подразделения и т.д.).

Под принципами административно-процессуального обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел следует понимать основополагающие идеи, правила, лежащие в основе обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел. Анализ научной литературы7, а также нормативных правовых актов в рассматриваемой области позволяет к основным принципам административно-процессуального обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел отнести принципы: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; равенства всех перед законом; индивидуализации дисциплинарной ответственности и наказания; сочетания мер поощрения и наказания, сочетания материальных стимулов с моральными; справедливости; целесообразности; своевременности; информативности. В качестве дополнительных принципов можно выделить принципы: неотвратимости ответственности; недопустимости удвоения ответственности, а также принцип виновной ответственности. Это перечень может быть дополнен, так как все принципы взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга, обеспечивая стабильность правового регулирования общественных отношений.

Развитие представлений об административно-правовом регулировании показывает востребованность использования в различных областях жизнедеятельности правовой конструкции административно-правовых режимов8. При таком подходе административно-правовой режим

№ 5/2020

обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел можно представить как совокупность правовых норм и основанных на них организационных мер (действий), устанавливающих такой порядок возникновения, изменения и прекращения служебных отношений, который обеспечивал бы достижение осознанного, базирующегося на высоком правосознании, чувстве долга и патриотизме соблюдения сотрудниками органов внутренних дел установленных нормативными правовыми актами, а также правомочными решениями уполномоченных должностных лиц порядка и правил выполнения ими своих служебных обязанностей и реализации предоставленных для этого прав в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Также, по мнению автора, в целях расширения методологических рамок исследования необходимо более широко осуществлять сравнительно-правовые исследования в области правового регулирования обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел9.

1 Николаев А.Г. Дифференциация дисциплинарных проступков // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 1. С. 57—59; Он же. Дисциплинарная онтология // Вестн. Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2019. № 4 (91). С. 227—234; Он же. Аксиология дисциплинарного принуждения // Право и государство: теория и практика. 2019. № 11 (179). С. 245—246; и др.

2 Авдеев Ю.И., Аленкин C.B.,. Алешин В.В., Редкоус В.М. и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Фе-дерации: Монография / Под ред. проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 104; Редкоус В.М. Административно-правовая основа обес-

печения национальной безопасности в государствах — участниках СНГ: Монография. Пятигорск: РИА КМВ, 2010. С. 67—69; и др.

3 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

4 Подробнее см.: Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. С. 17.

5 См.: Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития / / Административное право и процесс. 2013. № 12; Воронов А.М., Кобзарь-Фролова М.Н., Запольский С.В. и др. Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации: Монография. М.: ИГП РАН, 2020; и др.

6 Салунин ПА., Редкоус В.М. Некоторые вопросы формирования правовой основы обеспечения безопасности проведения массовых спортивных мероприятий в государствах СНГ // Закон и право. 2017. № 2. С. 110—112.

7 См.: Николаев А.Г. Реализация принципов управления правоохранительной деятельностью в сфере охраны собственности // Научный диалог: Юриспруденция. Сб. науч. тр.: По материалам V Междунар. конф. 20 мая 2017 г. М.: Изд. ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. С. 19—23; Редкоус В.М. Приципы применения органами безопасности мер административного принуждения // Публичная власть: реальность и перспективы: Сб. науч. тр. по материалам V Ежег. Саратов. административно-правовых чтений (Междунар. науч.-практ. конф.). 2019. С. 56—59; и др.

8 Байгажаков С.В., Николаев А.Г. Отдельные аспекты реализации административных процедур в условиях различных правовых режимов / / Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 104—108 ; Редкоус В.М. Возможности использования административно-правовых режимов в целях обеспечения национальной безопасности // Закон и право. 2010. № 5. С. 92—94; и др.

9 Редкоус В.М. Предпосылки осуществления сравнительно-правового анализа законодательств государств — участников СНГ в области обеспечения национальной безопасности // Журнал российского права. 2007. № 11 (131). С. 91—98.

№ 5/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.