Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ТАБАЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минибаев Фарит Асхатович

В статье рассмотрены актуальные вопросы административной ответственности за правонарушения в сфере оборота табачной продукции, определены перспективы совершенствования правового регулирования в рассматриваемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минибаев Фарит Асхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE SPHERE OF TOBACCO PRODUCTS CIRCULATION

The article discusses topical issues of administrative responsibility for offenses in the field of tobacco products turnover, identifies the prospects for improving legal regulation in the area under consideration.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ»

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-223-225

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Фарит Асхатович МИНИБАЕВ,

слушатель Академии управления МВД России iosiv.vissarionovich@inbox.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы административной ответственности за правонарушения в сфере оборота табачной продукции, определены перспективы совершенствования правового регулирования в рассматриваемой области.

Ключевые слова: охрана здоровья граждан, административно-правовое регулирование, административная ответственность, уголовная ответственность, правовая основа, табачная продукция, незаконный оборот, табачные изделия, потребление табака.

У становление административной ответственности за совершение правонарушений в сфере оборота табачной продукции является закономерным итогом реализации и взаимодействия целого ряда принципов государственного управления и административной ответственности, служит целям реализации не только охранительной функции, но и регулирующей, воспитательной, а также фискальной функций административной ответственности.

Конституционные изменения РФ 2020 г. актуализировали необходимость изучения всего комплекса проблем административно-правового регулирования в сфере сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью1, что требует проведения комплексных исследований административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности2, а также совершенствования института административной ответственности3.

Актуальность совершенствования правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой области подтверждается, в частности, тем, что в ходе надзорных мероприятий, проведенных Федеральной службой по

Annotation. The article discusses topical issues of administrative responsibility for offenses in the field of tobacco products turnover, identifies the prospects for improving legal regulation in the area under consideration.

Keywords: health protection of citizens, administrative and legal regulation, administrative responsibility, criminal liability, legal basis, tobacco products, illegal traffic, tobacco products, tobacco consumption.

надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2020 г., выявлено 7764 факта нарушений в сфере розничной продажи табачной продукции, среди которых подавляющее большинство связано с неисполнением требований нормативных правовых актов в сфере оборота табачной продукции; при этом в течение года отмечался рост данной доли выявленных нарушений с 68,5% (по итогам первого полугодия) до 73,3% (по итогам года)4.

В проекте КоАП РФ5 предполагается закрепить ряд составов административных правонарушений в области оборота табачной продукции, что является естественным результатом потребности практики по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

Область оборота табачной продукции является той областью, где осуществляется стратегическое планирование в нескольких направлениях.

Так, в этой области действуют:

■ Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспекти-

№ 3/2021

ву, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2019 г. № 2732-р6;

■ Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 13517, и т.д.

Область оборота табачной продукции является той областью, где достаточно сильно пересекаются и взаимодействуют известные современной теории административного права формы и методы государственного управления8, как правовые, так и неправовые формы; как административные, так и экономические методы управления (регулирования, администрирования), в том числе и относящиеся к иным областям, например, к налоговой политике, бюджетной политике, таможенной политике.

Например, налоговая политика в части установления ставок акцизов на алкогольную продукцию определяется исходя из необходимости решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, ограничение потребления алкогольной продукции, а также воздействие на структуру потребления в пользу слабоалкогольной продукции.

В Аналитическом отчете о состоянии конкуренции на оптовом рынке никотинсодержа-щей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, за 2018 — 2019 гг. отмечается, что рынок инновационной никотин-содержащей продукции и устройств, предназначенных для ее потребления, стремительно развивается; и на федеральном уровне в настоящее время отсутствует комплексный подход к установлению государственного регулирования в отношении всех видов такой продукции, как уже обращающейся на рынке (электронных систем доставки никотина и систем нагревания табака), так и той, которая потенциально может быть введена в оборот в перспективе9.

Одной из проблем, влияющей на условия конкуренции на рынке никотинсодержащей продукции и систем доставки никотина (СДН), предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, является отсутствие единой фискальной политики, включая отсутствие регулирования оборота указанной продукции в рамках ЕАЭС.

К административным барьерам можно отнести нормативно-правовые акты, предусматривающие полный запрет на оборот никотинсо-

держащей продукции и СДН, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, принимаемые вразрез с федеральным законодательством отдельными субъектами РФ.

Предлагается даже специально определить федеральный орган исполнительной власти, который будет наделен полномочиями по выработке государственной политики в рассматриваемой отрасли, а также орган по контролю и надзору в указанной отрасли, с включением в его компетенцию всех вопросов, связанных с регулированием деятельности по производству и обороту никотинсодержащей продукции и СДН, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, а также в перспективе приведение отраслевого законодательства в соответствие с современным состоянием рынков и государственными задачами по контролю за оборотом и реализацией продукции.

Конечно же, этот вопрос является спорным и требует тщательной правовой проработки. В Российской Федерации Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая производство и оборот табачной продукции10.

Говоря об административной ответственности в области оборота табачной продукции, отметим, что КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ основные составы административных правонарушений в данной области «распределяет» по трем главам:

■ глава 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность»;

■ глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций»;

■ глава 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней», определяя тем самым «родовую» принадлежность данных правонарушений к той или иной области жизнедеятельности.

№ 3/2021

К административной ответственности могут привлекаться граждане, должностные лица, юридические лица. Преимущественным видом наказания является штраф, размеры которого дифференцируются в зависимости от тяжести правонарушения, а также от субъекта, его совершившего.

В государствах СНГ уделяется большое внимание вопросам административной ответственности за правонарушения в сфере оборота табачной продукции11. Все национальные кодифицированные акты об ответственности за административные правонарушения содержат составы правонарушений, наказуемых в административном порядке. При этом рассматриваемые административно-деликтные нормы законодатель преимущественно связывает с административными правонарушениями в сфере экономической деятельности; против здоровья населения; против общественного порядка и общественной нравственности.

Все это свидетельствует о том, что в государствах СНГ активно используется потенциал охранительной функции административной ответственности для регулирования общественных отношений в сфере оборота табачной продукции.

1 См.: Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации: Монография / Кол. авт. М.: ИГП РАН. 2020. Ч. I. 384 с.;

Private bankruptcy in the Russian Federation: reality and perspectives / Mironov A.N., Kolesnikova Yu.P., Redkous V.M. // SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». Kaliningrad, 2021. С. 01008; и др.

2 См.: Кобзарь-Фролова M.H. К вопросу о сущности и содержании понятия «безопасность» в сфере здравоохранения // Совр. наука. 2020. № 2. С. 95—101; Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Кол. авт. Отв. ред. А.А. Опа-лев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 512 с.,

Yastrebova A.I.; Stakho, A.I.; Redkous V.M.; Gubin A.N.; Suchkova T.Y. State and non-state actors ensuring

constitutional order and public security: problems of legal regulation of interaction / / Revista Universidad Y Sociedad. May-Jun. 2020. Vol. 12. Iss. 3. P. 228-239. WOS:000539097400020; и др.

3 См.: Административная деятельность ОВД: Учебник / Кол. авт. Под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина. М., 2014. 521 с.;

Редкоус В.М. Перспективы совершенствования законодательства об административной ответственности: опыт России и стран СНГ / / Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако: Матер. III Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 24 — 25 мая 2019 г.: В 2-х т. Тамбов, 2019. С. 304—308; и др.

4 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. С. 88.

5 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=102447 (Дата обращения: 21.11.2020)

6 СЗ РФ. 2019. № 47. Ст. 6719.

7 Там же. 2007. № 42. Ст. 5009.

8 См.: Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография / Кол. авт. Под общ. ред. Р.В. Пу-зикова, В. Фэхлера. Тамбов: ООО «Принт-Сервис» 2020. 476 с.;

Civil society of modern Russia: problems of implementation of constitutional rights and freedoms / Voronov A.M., Kobzar-Frolova M.N., Redkous V.M., Gogolev A.M. // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Т. 7. № S1. С. 243—251; и др.

9 Аналитический отчет о состоянии конкуренции на оптовом рынке никотинсодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, за 2018 — 2019 гг. // URL: https://fas.gov.ru/documents/687562 (Дата обращения: 01.09.2021)

10 Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

11 См.: Редкоус В.М. Предпосылки осуществления сравнительно-правового анализа законодательств государств — участников СНГ в области обеспечения национальной безопасности // Журнал рос. права. 2007. № 11 (131). С. 91—98;

Редкоус В.М. Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках СНГ и его учет в российских условиях: Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2008. 339 с.; и т.д.

№ 3/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.