Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискун О.Е., Венгерова Н.Н., Арсеньев Д.Г., Краснощеков В.В.

Цель исследования - разработка концепции программы двигательной активности в формате факультативной работы с иностранными студентами подготовительного курса для оптимизации социально-культурной адаптации к условиям учебы в российских вузах. Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось среди иностранных студентов (68 человек), обучающихся на подготовительном факультете Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В период обучения иностранных студентов на подготовительном факультете в рамках факультативной работы проводились занятия по физической культуре по разделам «Спортивные игры» (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, бадминтон), «Общая физическая подготовка» (силовые тренинги - тренажерный зал). С целью определения влияния систематических занятий по физической культуре, подготовки и участию в спортивных соревнованиях на адаптацию иностранных студентов к новым условиям жизни, учебы, социальной среде нами проводилось психолого-педагогическое исследование с применением известных методик. Результаты исследования и выводы. Занятия по физической культуре в программе подготовки иностранных студентов выведены за рамки академических занятий. Формат факультативных занятий подразумевает свободный выбор вида двигательной активности. Предпочтения в выборе студентов, в определенной мере, обуславливаются культурой региона постоянного проживания. Результаты изучения личностных особенностей молодых людей позволяют определить перспективность их включения в процесс факультативной работы по физической культуре не только с целью повышения двигательной активности и организации досуга, но и как способ оптимизации адаптации к новым условиям жизнедеятельности и интеграции в культурную среду российского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискун О.Е., Венгерова Н.Н., Арсеньев Д.Г., Краснощеков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW PREPARATORY OPTIONAL PHYSICAL EDUCATION MODEL FOR FOREIGN STUDENTS: BENEFITS ANALYSIS

Objective of the study was to design and analyze benefits of an optional physical education model for the preparatory-course foreign students to facilitate their socio-cultural adaptation to the Russian academic environments. Methods and structure of the study. We sampled for the new optional physical education model testing experiment the Saint Petersburg Polytechnic University’s preparatory-course foreign students (n=68) of the following origins: Asian: China, Mongolia, Vietnam (76.5% of the sample); African: 13.2%, and European - 10.3%. We designed our optional physical education model for foreign students with the health physical education technologies as required by the valid Federal State Higher Education Standards to include the following two modules: Team Sports (volleyball, basketball, football, table tennis and badminton); and Fitness Technologies (strength and fitness trainings in gyms). The sample was trained using the above modules for one academic year, with the progress tested by tests and the team sports competitions at the Small Olympic Games for the foreign students. Results and conclusion. The optional physical education model testing experiment found the model being beneficial for the psychological comfort and progress of the foreign students in the mass sports events (facilitated by the optional physical education off-class practices and team sports competitions), with special benefits for the foreign students’ adaptation to the Russian university environment. The pre- versus post-experimental tests found progress of the young foreigners on the interpersonal tolerance, optimism, psychological comfort, benevolence and other test scales. Based on the study data and analyses, we would recommend the academic physical education curriculum for the foreign students to be designed and managed with the highest sensitivity to the foreign students’ individual psychological and gender-specific personality factors and the regional ethnic and cultural specifics.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРЕДВУЗОВСКОй ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 796.01

Поступила в редакцию 04.06.2021 г.

Информация для связи с автором: piskun@imop.ru

Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Венгерова1

Доктор технических наук, профессор Д.Г. Арсеньев1

Кандидат технических наук, доцент В.В. Краснощеков1

1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

NEW PREPARATORY OPTIONAL PHYSiCAL EDUCATION MODEL FOR FOREiGN STUDENTS: BENEFiTS ANALYSIS

PhD, Associate Professor O.E. Piskun1 PhD, Associate Professor N.N. Vengerova1 Dr. Sc.Tech., Professor D.G. Arsenyev1 PhD, Associate Professor V.V. Krasnoshchekov1

1Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - разработка концепции программы двигательной активности в формате факультативной работы с иностранными студентами подготовительного курса для оптимизации социально-культурной адаптации к условиям учебы в российских вузах.

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось среди иностранных студентов (68 человек), обучающихся на подготовительном факультете Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В период обучения иностранных студентов на подготовительном факультете в рамках факультативной работы проводились занятия по физической культуре по разделам «Спортивные игры» (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, бадминтон), «Общая физическая подготовка» (силовые тренинги - тренажерный зал). С целью определения влияния систематических занятий по физической культуре, подготовки и участию в спортивных соревнованиях на адаптацию иностранных студентов к новым условиям жизни, учебы, социальной среде нами проводилось психолого-педагогическое исследование с применением известных методик.

Результаты исследования и выводы. Занятия по физической культуре в программе подготовки иностранных студентов выведены за рамки академических занятий. Формат факультативных занятий подразумевает свободный выбор вида двигательной активности. Предпочтения в выборе студентов, в определенной мере, обуславливаются культурой региона постоянного проживания. Результаты изучения личностных особенностей молодых людей позволяют определить перспективность их включения в процесс факультативной работы по физической культуре не только с целью повышения двигательной активности и организации досуга, но и как способ оптимизации адаптации к новым условиям жизнедеятельности и интеграции в культурную среду российского вуза.

Abstract

Objective of the study was to design and analyze benefits of an optional physical education model for the preparatory-course foreign students to facilitate their socio-cultural adaptation to the Russian academic environments. Methods and structure of the study. We sampled for the new optional physical education model testing experiment the Saint Petersburg Polytechnic University's preparatory-course foreign students (n=68) of the following origins: Asian: China, Mongolia, Vietnam (76.5% of the sample); African: 13.2%, and European - 10.3%.

We designed our optional physical education model for foreign students with the health physical education technologies as required by the valid Federal State Higher Education Standards to include the following two modules: Team Sports (volleyball, basketball, football, table tennis and badminton); and Fitness Technologies (strength and fitness trainings in gyms). The sample was trained using the above modules for one academic year, with the progress tested by tests and the team sports competitions at the Small Olympic Games for the foreign students.

Results and conclusion. The optional physical education model testing experiment found the model being beneficial for the psychological comfort and progress of the foreign students in the mass sports events (facilitated by the optional physical education off-class practices and team sports competitions), with special benefits for the foreign students' adaptation to the Russian university environment. The pre- versus post-experimental tests found progress of the young foreigners on the interpersonal tolerance, optimism, psychological comfort, benevolence and other test scales. Based on the study data and analyses, we would recommend the academic physical education curriculum for the foreign students to be designed and managed with the highest sensitivity to the foreign students' individual psychological and gender-specific personality factors and the regional ethnic and cultural specifics.

Keywords: physical activity program, integration.

personality factors, foreign students'

CL

с

ra

^

О (U .с H

Введение. Современные условия высшего профессионального образования в России определяют необходимость повышения уровня международных связей (привлечения иностранных студентов) и опосредованно являются критери-

ем качества подготовки и конкурентности выпускников [2, 4]. Проблема интеграции иностранных студентов в образовательную среду российских вузов является многофакторной и зависит не только от условий принимающей стороны [1, 5],

но и от индивидуально-типологических особенностей иностранных студентов и национальных культурных традиций основного места проживания.

На сегодняшний день некоторые авторы выделяют набор факторов, определяющих успешность адаптации молодых людей к новым условиям жизни: социокультурные, социо-коммуникативные, социобытовые [7]; психофизиологические, учебно-познавательные (языковая подготовка), социокультурные; традиционные (особенности принимающей стороны), климатические, личностно-психологические, учебно-педагогические (организация системы образования), социально-бытовые, коммуникативные и культурные, которые в смысловом плане объединяются в определенные крупные группы.

Во многих исследованиях, посвященных проблеме интеграции иностранных студентов в систему российского высшего профессионального образования, рассматриваются проблемы организации педагогического процесса [5], предлагаются методологические приемы определения личност-но-типологических особенностей студентов из различных регионов мира и констатация результатов их использования, но в доступной нам литературе не обнаружено предложений по использованию конкретных педагогических технологий для оптимизации социокультурной адаптации молодых людей.

Нами определяется необходимость разработки инструментария управления адаптационным процессом иностранных студентов за счет комплексного использования технологических приемов: разработки концепции факультативной работы по физической культуре и ее реализации, психолого-педагогического сопровождения [3], соблюдения специфики педагогического общения [4] со студентами из различных регионов мира, педагогических условий спортивно-массовых мероприятий.

Цель исследования - разработка концепции программы двигательной активности в формате факультативной работы с иностранными студентами подготовительного курса для оптимизации социально-культурной адаптации к условиям учебы в российских вузах.

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось среди иностранных студентов (68 человек), обучающихся на подготовительном факультете Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, прибывших из различных регионов мира (из региона Азии - Китая, Монголии, Вьетнама - 76,5 %, Африки - 13,2 %, Европы - 10,3 %).

С учетом требований ФГОС ВО была разработана рабочая программа по физической культуре для факультативной работы [3] с иностранными студентами с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий. В программу включены разделы «Спортивные игры» (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис), «Кондиционные технологии» (силовые и функциональные тренинги).

В период обучения иностранных студентов на подготовительном факультете в рамках факультативной работы проводились занятия по физической культуре по разделам «Спортивные игры» (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, бадминтон), «Общая физическая подготовка» (силовые тренинги - тренажерный зал). По окончании учебного года проводились спортивные соревнования по игровым видам спорта в рамках «Малых Олимпийских игр» среди иностранных студентов.

С целью определения влияния систематических занятий по физической культуре, подготовки и участию в спортивных соревнованиях на адаптацию иностранных студентов к новым условиям жизни, учебы, социальной среде нами

проводилось психологи-педагогическое исследование с применением известных методик: для определения индивидуально-психологических особенностей личности студентов использовался опросник Кеттелла, а для диагностики коммуникативных установок, понимания других людей и самооценки - тест Фидлера-Ясюковой [6].

Результаты исследования и их обсуждение. Занятия по физической культуре в программе подготовки иностранных студентов выведены за рамки академических занятий. Формат факультативных занятий подразумевает свободный выбор вида двигательной активности. Предпочтения в выборе студентов в определенной мере обуславливаются культурой региона постоянного проживания [1]: студенты, прибывшие из регионов Азии, предпочитают заниматься бадминтоном (Вьетнам, Китай), настольным теннисом (Китай), баскетболом (Китай, Европа), футболом (Африка). Девушки предпочитали заниматься бадминтоном и функциональными тренингами. Занятия вне сетки академических часов проводились два раза в неделю по 90 мин.

Результаты изучения личностных особенностей (табл. 1) молодых людей позволяют определить перспективность их включения в процесс факультативной работы по физической культуре [2] не только с целью повышения двигательной активности и организации досуга, но и как способ оптимизации адаптации (повышение коммуникационных способностей, толерантности, доброжелательности и т. д.) к новым условиям жизнедеятельности и интеграции в культурную среду российского вуза.

В табл. 2 представлены результаты исследования коммуникационных способностей иностранных студентов [11].

Отмечено практическое отсутствие гендерных различий в личностных особенностях студентов. Но наиболее значимые типологические личностные различия связаны с осо-

Таблица 1. Характеристика личностных особенностей иностранных студентов (тест Кеттелла, шкала - от 0 до 6 баллов)

Группы Факторы теста Кеттелла

Q, E G M Q2

Юноши (n=43) 2,51 3,05 3,33 3,00 2,15

Девушки (n=25) 2,54 3,12 3,12 2,46 1,96

Африка (n=9) 3,43 2,71 4,00 3,14 2,14

Азия (n=52) 2,14 3,05 3,02 2,52 1,95

Европа(n=7) 4,20 3,20 4,40 3,40 2,80

Условные обозначения:

Q1 - динамичность, радикализм - консервативность, ригидность; Е - самостоятельность, склонность к лидерству - послушность, уступчивость;

G - ответственность, исполнительность - неисполнительность; М - широта интересов - прагматизм, практичность; Q2 - самодостаточность, независимость от группы - конформизм, коллективизм.

Таблица 2. Характеристика коммуникативных установок и самооценки иностранных студентов (тест Фидлера-Ясюковой)

Группы Показатели теста Фидлера-Ясюковой

MPC LPC CO ASO Р

Юноши 7,31 6,20 7,21 12,45 -1,17

Девушки 7,37 4,70 6,68 11,20 -8,33

Африка 7,33 4,02 7,83 13,42 6

Азия 7,49 6,02 6,92 12,11 -6,84

Европа 6,78 5,19 6,12 11,18 -8,01

Условные обозначения: MPC - отношение к близким людям, к друзьям; LPC - отношение к людям, которые не нравятся; CO - самооценка;

ASO - умение разбираться в людях; P - самокритичность.

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

бенностями национальной культуры регионов постоянного проживания:

- студенты из стран Азиатского региона наиболее консервативны, ригидны, конформны, ориентированы на стабильное групповое общение, прагматичны и неисполнительны;

- студенты, приехавшие из Европы, наименее конформны, наиболее самостоятельны, склонны к лидерству, независимо мыслящие, характеризуются широтой интересов и наибольшей ответственностью;

- африканские студенты уступчивы, не склонны к лидерству, но менее конформные и ригидные, чем азиатские студенты, а по ответственности и широте интересов близки к европейским студентам.

Показатели доброжелательного отношения к близким людям, друзьям практически у всех студентов, не зависимо от региона прибытия, достаточно высоки. Юноши более уверены в себе и доброжелательны к окружающим, чем девушки. Европейские студенты отличаются скептичностью, а африканские - низким уровнем самокритичности.

В результате психолого-педагогического тестирования иностранных студентов, обучающихся на подготовительном факультете университета, проведенного в конце цикла обучения, нами определено, что подавляющее большинство как юношей (80,1 %), так и девушек (80,8 %) испытывает психологический комфорт от пребывания и обучения в условиях российского вуза, настроение стало более оптимистичным (у 24,3 % и 34,6 %, соответственно).

В процессе факультативных занятий по физической культуре с иностранными студентами нами отмечены изменения показателей проявления толерантности (этнической, культурной): у девушек повысился на 17,4 % (4,46), у юношей -на 19,4 % (4,18). Наиболее высокий показатель изменения толерантности достигнут у студентов из Африки - 4,84.

Выводы. В результате педагогического исследования о влиянии спортивно-массовых мероприятий (факультативных занятий по физической культуре, соревнований по игровым видам спорта) на оптимизацию процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе нами определено, что вовлечение в факультативную работу по физической культуре молодых людей положительно влияет на их психологическое состояние (повышение показателя толерантности, достижение состояния оптимизма и внутреннего психологического комфорта, доброжелательности и т. д.); при разработке содержания учебных программ факультатива по физической культуре необходимо учитывать не только индиви-

дуально-психологические и гендерные особенности обучающихся, но и культурные, и этнические особенности региона основного места жительства.

Литература

1. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7.

- С. 16-20.

2. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 51-53.

3. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС «3+» по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 12-15.

4. Пискун О.Е. Организация физического воспитания студентов зарубежных стран / О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры.

- 2014. - № 7. - С. 6-8.

5. Попова Н.В. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья у студентов гуманитарного профиля / Н.В. Попова, М.А. Акопова // Теория и практика физ. культуры.

- 2015. - № 2. - С. 8-10.

6. Ясюкова Л.А. Влияние занятий физической культурой на адап-тированность студентов технического вуза / Л.А. Ясюкова, А.М. Алексанков, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры.

- 2015. - № 2. - С. 21-23.

References

1. Akopova M.A., Popova N.V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya kulturyi zdorovya u studentov gumanitarnogo profilya [Organizational and Pedagogical Conditions of Formation of Health Culture among Humanities Students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. pp. 8-10.

2. Bolotin A.E., Shchegolev V.A., Bakaev V.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya ispolzovaniya sredstv fizicheskoy kultury dlya adaptatsii studentov k budushchey professionalknoy deyatelnosti [Educational Technology of Use of Means of Physical Culture to Adapt for Future Professional Work]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. no. 7. pp. 1620.

3. Bolotin A.E., Piskun O.E., Pogodin S.N. Osobennosti upravleniya sportivnoy rabotoy so studentami v vuzakh s uchetom ikh tsennostno-motivatsionnoy orientatsii [Special features of sports management for university students with regard to their value-motivational orientation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 3. pp. 51-53.

4. Vengerova N.N., Lyuik L.V., Piskun O.E. Realizatsiya FGOS «3 » po fizicheskoy kulture v vyisshey shkole [University implementation of "3+" FSES for physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 12-15.

5. Piskun O.E. Organizatsiya fizicheskogo vospitaniya studentov zarubezhnykh stran [Foreign university physical education procedure]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. no. 7. pp. 68.

6. Yasyukova, L.A., Aleksankov A.M., Piskun O.E. Vliyanie zanyatiy fizicheskoy kulturoy na adaptirovannost studentov tekhnicheskogo vuza [The Effect of Physical Education Classes on Adaptation of Technical University Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2015. no. 2. pp. 21-23.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

ТРЕНИНГ ВОЛЕВОГО

МАХОВ С.Ю. ТРЕНИНГ ВОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / С.Ю. МАХОВ. - ОРЕЛ: МАБИВ, 2021. - 42 С.

В данном пособии рассматривается система тренировок, основанная на волевой концентрации внимания на силовом движении. Тренинг волевого напряжения (ТВН) направлен на развитие огромной силы и колоссальной выносливости. ТВН позволяет тренироваться везде, независимо от наличия оборудования или помещения. Предназначено для всех заинтересованных лиц любого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.