Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOREIGN STUDENTS / ADAPTATION / DIFFERENTIATED APPROACH / OBJECTIVE PERSONALITY CHARACTERISTICS RATING METHOD / PHYSICAL EDUCATION MEANS / FUNCTIONAL FITNESS / RUFFIER TEST / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБЪЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОБА РУФЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Арсеньев Д.Г., Бондарчук И.Л., Дьяченко Г.Б., Краснощеков В.В.

Цель исследования - повышение эффективности адаптации иностранных студентов к обучению в вузе на основе применения дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры. Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 504 человека, обследованных по методике объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности CMS (CMS - Current Mental State - текущее психическое состояние), а также уровня функционального состояния (проба Руфье) для определения степени адаптации к новым условиям проживания студентов-иностранцев [3]. Исследование проводилось на студентах, приехавших на обучение в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) из разных регионов нашей планеты. Исходя из уровня их адаптации, для коррекции негативных состояний дифференцированно подбирались соответствующие средства физической культуры. Результаты исследования и выводы. Применение дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры для адаптации иностранных студентов к обучению позволило улучшить показатели работоспособности и адаптивности. Количество иностранных студентов с низким уровнем работоспособности уменьшилось с 227 чел. (45%) до 161 (32%), со средним уровнем повысилось с 232 чел. (46%) до 298 (60%), а число студентом с высоким уровнем работоспособности возросло с 45 чел. (9%) до 55 (11%). Наряду с этим 29% иностранных студентов с плохим уровнем работоспособности перешли в группу со средним уровнем. На 22% увеличилась группа студентов с хорошими показателями работоспособности. Дифференцированный подход к использованию средств физической культуры для адаптации иностранных студентов к обучению позволил улучшить показатели адаптивности в среднем на 15 и 11 баллов во второй и третьей группах, а также повысить средний уровень работоспособности на 24,4 % всей выборки иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Арсеньев Д.Г., Бондарчук И.Л., Дьяченко Г.Б., Краснощеков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of foreign students to university education using differentiated approach to physical education

Objective of the study was to increase the effectiveness of adaptation of foreign students to university education using a differentiated approach to physical education. Methods and structure of the study. The study involved a total of 504 people, surveyed according to the method of objective evaluation of their current psychological state and personality characteristics - CMS (Current Mental State), as well as their functional fitness level (Ruffier test) to determine the degree of adaptation of foreign students to the new living conditions [3]. Sampled for the study were the students who had come from other countries to study at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Based on the level of their adaptation, we differentially selected the corresponding means of physical culture to correct negative states. Study results and conclusions. The use of differentiated approach to the means of physical culture to adapt foreign students for training activity contributed to the improvement of their performance and adaptation rates. The number of foreign students tested with the low physical working capacity rates decreased from 227 people (45%) to 161 (32%), those with the average level increased from 232 people (46%) to 298 (60%), and those with the high level increased from 45 people (9%) to 55 (11%). At the same time, 29% of foreign students tested with the poor physical working capacity rates proceeding to the group with the average physical working capacity rates. The group of students with the good working capacity rates increased by 22%. The differentiated approach to the use of means of physical culture to adapt foreign students for training activities enabled us to improve their adaptation rates on average by 15 and 11 points in the second and third groups, and also increase the average level of physical working capacity by 24.4% of the entire sample of foreign students.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

адаптация иностранных студентов к обучению в вузе на основе применения дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 11.02.2020 г.

Информация для связи с автором: piskun@imop.ru

Доктор технических наук, профессор Д.Г. Арсеньев1 И.Л. Бондарчук1

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Дьяченко1

Кандидат технических наук, доцент В.В. Краснощеков1

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO UNIVERSITY EDUCATION USING DIFFERENTIATED APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION

Dr.Sc.Tech., Professor D.G. Arseniev1 I.L. Bondarchuk1

PhD, Associate Professor G.B. Dyachenko1 PhD, Associate Professor V.V. Krasnoshchekov1

1 St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - повышение эффективности адаптации иностранных студентов к обучению в вузе на основе применения дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры. Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 504 человека, обследованных по методике объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности CMS (CMS - Current Mental State - текущее психическое состояние), а также уровня функционального состояния (проба Руфье) для определения степени адаптации к новым условиям проживания студентов-иностранцев [3]. Исследование проводилось на студентах, приехавших на обучение в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) из разных регионов нашей планеты. Исходя из уровня их адаптации, для коррекции негативных состояний дифференцированно подбирались соответствующие средства физической культуры.

Результаты исследования и выводы. Применение дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры для адаптации иностранных студентов к обучению позволило улучшить показатели работоспособности и адаптивности. Количество иностранных студентов с низким уровнем работоспособности уменьшилось с 227 чел. (45%) до 161 (32%), со средним уровнем повысилось с 232 чел. (46%) до 298 (60%), а число студентом с высоким уровнем работоспособности возросло с 45 чел. (9%) до 55 (11%). Наряду с этим 29% иностранных студентов с плохим уровнем работоспособности перешли в группу со средним уровнем. На 22% увеличилась группа студентов с хорошими показателями работоспособности. Дифференцированный подход к использованию средств физической культуры для адаптации иностранных студентов к обучению позволил улучшить показатели адаптивности в среднем на 15 и 11 баллов во второй и третьей группах, а также повысить средний уровень работоспособности на 24,4 % всей выборки иностранных студентов.

Ключевые слова: иностранные студенты, адаптация, дифференцированный подход, объективная методика оценки свойств личности, средства физической культуры, функциональное состояние, проба Руфье.

Annotation

Objective of the study was to increase the effectiveness of adaptation of foreign students to university education using a differentiated approach to physical education.

Methods and structure of the study. The study involved a total of 504 people, surveyed according to the method of objective evaluation of their current psychological state and personality characteristics - CMS (Current Mental State), as well as their functional fitness level (Ruffier test) to determine the degree of adaptation of foreign students to the new living conditions [3]. Sampled for the study were the students who had come from other countries to study at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Based on the level of their adaptation, we differentially selected the corresponding means of physical culture to correct negative states.

Study results and conclusions. The use of differentiated approach to the means of physical culture to adapt foreign students for training activity contributed to the improvement of their performance and adaptation rates. The number of foreign students tested with the low physical working capacity rates decreased from 227 people (45%) to 161 (32%), those with the average level increased from 232 people (46%) to 298 (60%), and those with the high level increased from 45 people (9%) to 55 (11%). At the same time, 29% of foreign students tested with the poor physical working capacity rates proceeding to the group with the average physical working capacity rates. The group of students with the good working capacity rates increased by 22%.

The differentiated approach to the use of means of physical culture to adapt foreign students for training activities enabled us to improve their adaptation rates on average by 15 and 11 points in the second and third groups, and also increase the average level of physical working capacity by 24.4% of the entire sample of foreign students.

Keywords: foreign students, adaptation, differentiated approach, objective personality characteristics rating method, physical education means, functional fitness, Ruffier test.

Введение. Важным условием успешной учебной деятельности иностранных студентов является их своевремен-

ная адаптация к условиям проживания в чужой стране, другой культуре, условиям обучения в вузе [4, 5, 1]. Проблема

№ 5 • 2020 Май | May

http://www.teoriya.ru

осложняется наличием языкового барьера, что затрудняет коммуникацию с однокурсниками и преподавателями. Студенты оказываются в ситуации стресса, которую антрополог К. Оберг назвал «культурным шоком» [11].

Дефицит двигательной активности, стрессовые ситуации являются определяющими факторами дезадаптации студентов [8]. Средства физической культуры являются важнейшим инструментом, позволяющим ускорить адаптацию иностранных студентов к обучению в вузах России [9, 10]. Вместе с тем отсутствие рекомендаций по дифференцированному их использованию к лицам с различным уровнем адаптивности к новым условиям жизнедеятельности негативно сказывается на процессе адаптации иностранных студентов к обучению в целом.

Цель исследования - повышение эффективности адаптации иностранных студентов к обучению в вузе на основе применения дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры.

Методика и организация исследования. В работе приняло участие 504 иностранных студента в возрасте от 18 до 24 лет, приехавших в 2018 г на обучение в СПбПУ по годичной программе предвузовской подготовки более чем из 50 стран мира - Африки, Азии, Европы, Среднего Востока, Южной и Северной Америки. Все они дали согласие на проведение обследования.

В исследовании использовалась психофизиологическая методика CMS, позволяющая получить объективную оценку многих свойств текущего психического состояния по данным кардиоритмограммы. Данная методика позволила дать экспресс-оценку текущего психологического состояния, определить сходство обследуемого контингента с соответствующими образцами (эталонами). Таким образом, она дала возможность установить индивидуальный «спектр» свойств состояния каждого обследуемого студента.

Для исследования физиологической составляющей адаптации применялись функциональные пробы для определения уровня физической работоспособности на основе ответных реакций сердечно-сосудистой системы (пробы Руфье, Генче, Штанге).

Кластерный анализ позволил разделить студентов на 3 группы, различающиеся текущим психологическим статусом, уровнем готовности к принятию различных жизненных ситуаций, а также уровнем работоспособности. В первую группу вошли студенты, имеющие высокий уровень адаптации к обучению и работоспособности, а также хорошее функциональное состояние. Вторая группа имела средние показатели, а в третьей группе оказались студенты с низкими показателями адаптивности. Полученная база данных явилась основой для разработки адекватных программ коррекции негативных состояний для каждой группы студентов с дифференцированным использованием средств физической культуры.

Для первой группы использовались преимущественно средства скоростно-силовой направленности, для второй и третьей групп - спортивные игры и упражнения аэробной направленности, развивающие общую выносливость. По желанию студентов в свободное от учебы время были организованы дополнительные спортивные занятия. Они проводились по баскетболу, волейболу, футболу, бадминтону и настольному теннису по 4 ч в неделю [7].

Результаты исследования и их обсуждение. В результате предварительного исследования было выявлено, что хорошие показатели стрессоустойчивости имеют менее четверти обследованных студентов, а треть попадает в группу риска и нуждается в дальнейшем мониторинге состояния психики и участия в программах, направленных на профилактику кризисных состояний. Среднее значение уровня адаптивности (АР) обследуемых студентов оказалось значительно ниже эталонной и популяционной норм методики по шкале «Уровень адаптивности» (см. таблицу).

В начале учебного года (первое обследование) во 2-м кластере (219 студентов) наблюдались повышенные значения по шкале «чувствительность» (невротичность) что может указывать на риск наличия актуальных психотравмирующих, проблемных переживаний. В состоянии отмечается недостаточная готовность адаптироваться к окружающей обстановке.

В психологическом профиле 3-го кластера (178 чел.) доминировали такие свойства, как высокий уровень аффективного напряжения, недостаточная реалистичность в оценках происходящих событий. Эта группа отличалась высоким уровнем эмоциональной напряженности и возбужденности, снижением критики к себе.

Студенты, вошедшие в 1-й кластер (107 чел.), демонстрировали хороший адаптивный потенциал и отличались более высокими показателями по стрессоустойчивости, уровню бодрости, комфортности самочувствия, психическому тонусу, уровню оптимизма и по низкому уровню тревожности в сравнении с представителями 2-го и 3-го кластеров.

Чуть менее половины иностранных студентов (45 %) показали плохую работоспособность (15 и более баллов); 46 %% -среднюю (менее 14 баллов) и только 9 % обследуемых - хорошую (4-6 баллов).

Повторное тестирование в конце учебного года показало положительную динамику психологического состояния студентов 2-го и 3-го кластеров и рост числа студентов с более высоким уровнем работоспособности.

Внедрение программ коррекции на основе дифференцированного применения средств и методов тренировки в процессе занятий физической культурой в течение учебного года (двух семестров) позволило повысить уровень адаптивности студентов 2-го и 3-го кластеров на 15 и 11 баллов (см. таблицу), а также уровень их работоспособности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что универсальным и неспецифическим способом повышения

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Сравнение показателей адаптивности студентов и нормативных данных по основным шкалам методики CMS до и после эксперимента

Показатели Нормативные данные (эталон) Нормативные данные (популяционные) 1-й кластер 2-й кластер 3-й кластер

До 107 чел. После 107 чел. До 219 чел. После 270 чел. До 178 чел. После 127 чел.

AD 73 54 61 60 14 29 10 21

N 8 13 15 14 42 25 20 18

S 6 12 10 11 20 21 41 26

E 8 11 10 10 12 12 11 11

AF 5 9 5 5 11 12 17 15

Примечание: АР - резерв психической адаптивности; N - невротичность; S - уровень конкретности, приземленности, практичности мышления; Е - элиптоидность (уровень подвижности-ригидности психических процессов); AF - аффективность (уровень эмоционального спокойствия).

40

http://www.teoriya.ru

№5 • 2020 Май | May

стрессоустойчивости могут выступать спортивные занятия [8, 6, 7]. Правильно построенные дифференцированные тренировки не только улучшали физическую форму студентов, но и влияли на их самочувствие, настроение, психический статус. Они способствовали ускорению адаптации иностранных студентов к новым условиям существования. Выводы:

• Большинство иностранных студентов характеризуются низким уровнем адаптационного ресурса, что ведет к необходимости постоянного контроля над их самочувствием, а также требует разработки программ коррекции с применением дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры для ускорения их адаптации к обучению.

• Из данной выборки студентов в группу риска по психическому здоровью (3-й кластер) преимущественно попали студенты из Китая, Турции, Вьетнама, Алжира.

• Применение дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры для адаптации иностранных студентов к обучению позволило улучшить показатели адаптивности в среднем на 15 и 11 баллов во 2-м и 3-м кластерах; 28 % студентов 3-го кластера повысили свой показатель адаптивности и вошли во 2-й кластер.

• 24,4 % всей выборки иностранных студентов повысили свой уровень работоспособности. При этом 29 0% иностранных студентов с плохим уровнем работоспособности перешли в группу со средним уровнем и на 22 % увеличилась группа студентов с хорошими показателями работоспособности.

Литература

1. Варзин С.А. Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов / С.А. Варзин, О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 20-22

2. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин. // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 51-53.

3. Пискун О.Е. Методика объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности для определения уровня адаптации иностранных студентов / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Б.С. Фролов, И.Л. Бондарчук // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 15-17.

4. Пискун О.Е. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе метода биологической обратной связи / О.Е. Пискун, М.Ю. Абабкова, В.Л. Леонтьева // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 10. - С. 45-47.

5. Пискун О.Е. Проблемы психологической адаптации студентов младших курсов технических вузов средствами физической культуры / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 11. - С. 38-39.

6. Пискун О.Е. Организация физического воспитания студентов зарубежных стран /О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры.

- 2014. - № 7. - С. 6-8.

7. Пискун О.Е. Показатели эмоционального состояния студентов при освоении теоретического курса по дисциплине «Физическая культура» / О.Е. Пискун, М.Ю. Абабкова, А.Л. Леонтьева, Ю.А. Ковалева // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 1. - С. 53-58.

8. Ясюкова Л.А. Влияние занятий физической культурой на адап-тированность студентов технического вуза / Л.А. Ясюкова, А.М. Алексанков, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры.

- 2015. - № 2. - С. 21-23.

References

1. Varzin S.A., Piskun O.E., Petrova N.N. Sravnitelnaya otsenka lich-nostno-psikhicheskikh kharakteristik i psikhicheskogo sostoyaniya studentov mladshih kursov [Comparative Assessment of PersonalityMental Characteristics and Mental State of Undergraduates]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2014. No. 7. pp. 20-22

2. Bolotin A.E., Piskun O.E., Pogodin S.N. Osobennosti uprav-leniya sportivnoy rabotoy so studentami v vuzakh s uchetom ikh tsennostno-motivatsionnoy orientatsii [Special features of sports management for university students with regard to their value-motivational orientation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 3. pp. 51-53.

3. Piskun O.E., Petrova N.N., Frolov B.S., Bondarchuk I.L. Metodika ob'ektivnoy otsenki tekushchego psikhologicheskogo sostoyaniya i svoystv lichnosti dlya opredeleniya urovnya adaptatsii inostrannykh studentov [Technique for objective assessment of current mental state and personality traits to determine adaptation level of foreign students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 6. pp. 15--17.

4. Piskun O.E., Ababkova M.Y., Leontyeva V.L. Povyshenie effektivnosti uchebnogo protsessa v vuze na osnove metoda biologicheskoy obratnoy svyazi [Biological feedback method to facilitate academic progress]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no.10. pp. 45-47.

5. Piskun O.E., Chistyakov V.A. Problemy psikhologicheskoy adaptatsii studentov mladshikh kursov tekhnicheskikh vuzov sredstvami fiz-icheskoy kultury [Some issues of junior technical university students' psychological adaptation via physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 11. pp. 38-39.

6. Piskun O.E. Organizatsiya fizicheskogo vospitaniya studentov zarube-zhnykh stran (Foreign university physical education procedure]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2014. No.7. pp. 6-8.

7. Piskun O.E., Ababkova M.Yu., Leontyeva A.L., Kovaleva Yu.A. Pokaza-teli emotsionalnogo sostoyaniya studentov pri osvoenii teoretichesko-go kursa po distsipline «Fizicheskaya kultura» [Indicators of Emotional State in Physical Education Theory Course Students]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2020. No. 1. pp. 53-58.

8. Yasyukova L.A., Aleksankov A.M., Piskun O.E. Vliyanie zanyatiy fiz-icheskoy kulturoy na adaptirovannost studentov tehnicheskogo vuza [The Effect of Physical Education Classes on Adaptation of Technical University Students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. pp. 21-23.

9. Bolotin A.E. (2015) Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids, Journal of Physical Education and Sport, (JPES) 15(3), pp.417425.

10. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2016), "Efficacy of using isometric e xercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES) 16(4), Art. 188, pp.1177-1185.

11. Oberg K. Cultural Shock: Adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. 1960. 7. зз. 177-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.