Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНАЛАЙН-ЗАНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Анастасия Анатольевна

Дистанционные образовательные технологии в последние годы достаточно широко вошли в практику российских школ. В педагогическом сознании стало закрепляться понимание того, что дистанционные технологии дают дополнительные возможности осуществления непрерывного образовательного процесса детей. Несмотря на то, что они используются, остается ряд проблем, которые требуют своего обсуждения и решения. Это проблемы организационного, методического плана, проблемы перестройки взаимодействия участников образовательных отношений и трансформации труда учителя. В статье анализируются эти проблемы и описываются возможные пути их решения. Последние лежат в плоскости интересов обучающихся нормативного развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Их выявление требует внимательного отношения со стороны учителя. Автор раскрывает вопросы организации онлайн-занятий для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отражая общие моменты для инклюзивной практики. Он обращается к вопросам формирования учебной мотивации у обучающихся и развития у них навыков самоорганизации в условиях дистанционного обучения. В статье выделяются трудности проведения коррекционной работы и организации воспитания. Автор предлагает пути преодоления трудностей в непосредственном взаимодействии с родителями обучающихся. Семья, считает автор, является основным помощником при обучении детей с использованием дистанционных технологий. Именно родители оказывают материальную, психологическую и организационную поддержку своим детям. Автор рассматривает взаимодействие педагога и родителей при организации дистанционного обучения. Он обращает внимание на необходимость работы учителя над самим собой, развития своего педагогического мастерства в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN THE CONDITIONS OF INCLUSION

Distance learning technologies have become quite widely used in Russian schools in recent years. The understanding that remote technologies provide additional opportunities for the implementation of the continuous educational process of children began to consolidate in the pedagogical consciousness. Despite the fact that they are used, there are still a number of problems that require discussion and solution. These are the problems of the organizational, methodological plan, the problems of restructuring the interaction of participants in educational relations and the transformation of the teacher's work. The article analyzes these problems and describes possible ways to solve them. The latter lie in the plane of the interests of students of normative development and the special educational needs of students with disabilities. Their identification requires careful attitude on the part of the teacher. The author reveals the issues of organizing online classes for different categories of students with disabilities, reflecting common points for inclusive practice. He addresses the issues of the formation of educational motivation among students and the development of their self-organization skills in the conditions of distance learning. The article highlights the difficulties of correctional work and the organization of education. The author suggests ways to overcome difficulties in direct interaction with the parents of students. The family, the author believes, is the main assistant in teaching children using remote technologies. It is parents who provide material, psychological and organizational support to their children. The author examines the interaction of the teacher and parents in the organization of distance learning. He draws attention to the need for a teacher to work on himself, to develop his pedagogical skills in new conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ»

В свою очередь познавательная активность школьника в ходе восприятия сообщения обеспечивается действиями по поиску известной / частично новой / новой информации, её трансформации или замене на эквивалентные смысловые отрезки, имеющиеся в его прошлом опыте. Этому также способствуют памятки, где определено качество действий, их количество и последовательность, которые помогают школьникам осознать необходимость именно этих действий и затем использовать их во время восприятия аудиотекста, классификации получаемой информации, ее анализа, обобщения для выявления логики высказывания и его понимания на требуемом уровне. Полученный продукт критически оценивается, интерпретируется и применяется учеником в других видах речевой деятельности. В результате школьники сознательно присваивают новую часть социально-личностного опыта, развивающую их индивидуальность.

Выводы. Представленные системно-функциональный, личностно ориентированный деятельностный подходы и реализующие их специальные методические принципы являются основополагающими и определяют отбор и организацию содержания последующих компонентов спроектированной нами методики как системы для эффективного достижения школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов, как этого требует ФГОС ООО.

Литература:

1. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. - Москва: Политиздат, 1980. - 368 с.

2. Владимирова, Е.Н. Обучение школьников иноязычному аудированию на основе универсальных учебных действий: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Владимирова Елена Николаевна. - Екатеринбург, 2021. - 24 с.

3. Владимирова, Е.Н. Полифункциональные упражнения для обучения иноязычному аудированию на основе универсальных учебных действий / Е.Н. Владимирова, С.С. Куклина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4. - С. 43-47.

4. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - Москва: Просвещение, 1991. - 222 с.

5. Куклина, С.С. Системно-структурный анализ компонентного состава содержания иноязычного образования / С.С. Куклина, М.Н. Татаринова // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 460. - С. 190-201.

6. Новая философская энциклопедия / Сост. В.С. Стёпин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. - Москва: Мысль, 2000. - Т. 1-4. - 2659 с.

7. Парахина, В.Н. Теория организации: учеб. пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. 3-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2007. - 296 с.

8. Пассов, Е.И. Терминосистема методики, или как мы говорим и пишем / Е.И. Пассов. - СПб.: Златоуст, 2015. - 117 с.

9. Пассов, Е.И. 40 лет спустя или 100 и одна методическая идея / Е.И. Пассов. - Москва: Глосса-Пресс, 2006. - 240 с.

10. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: сайт. -2022. - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 01.04.2022).

11. Примерная рабочая программа основного общего образования. Английский язык (для 5-9 классов образовательных организаций): сайт. - 2021. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/6897ed6441a220ff20a73833d4395afa.pdf (дата обращения: 11.04.2022).

12. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101): сайт. - 2022. - URL: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2021/09/fgos-ooo-prikaz-minprosvescheniya-rossii-ot-31.05.2021--287.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

13. Сафонова, В.В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку: современные методические проблемы и пути их решения / В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 6. - С. 5-9.

14. Сетров, М.И. Основы функциональной теории организации / М.И. Сетров. - Л.: Наука, 1972. - 164 с.

15. Щукин, А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке / А.Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2011. - 454 с.

Педагогика

УДК 371.2

кандидат педагогических наук, доцент Воронова Анастасия Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Аннотация. Дистанционные образовательные технологии в последние годы достаточно широко вошли в практику российских школ. В педагогическом сознании стало закрепляться понимание того, что дистанционные технологии дают дополнительные возможности осуществления непрерывного образовательного процесса детей. Несмотря на то, что они используются, остается ряд проблем, которые требуют своего обсуждения и решения. Это проблемы организационного, методического плана, проблемы перестройки взаимодействия участников образовательных отношений и трансформации труда учителя. В статье анализируются эти проблемы и описываются возможные пути их решения. Последние лежат в плоскости интересов обучающихся нормативного развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Их выявление требует внимательного отношения со стороны учителя. Автор раскрывает вопросы организации онлайн-занятий для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отражая общие моменты для инклюзивной практики. Он обращается к вопросам формирования учебной мотивации у обучающихся и развития у них навыков самоорганизации в условиях дистанционного обучения. В статье выделяются трудности проведения коррекционной работы и организации воспитания. Автор предлагает пути преодоления трудностей в непосредственном взаимодействии с родителями обучающихся. Семья, считает автор, является основным помощником при обучении детей с использованием дистанционных технологий. Именно родители оказывают материальную, психологическую и организационную поддержку своим детям. Автор рассматривает взаимодействие педагога и родителей при организации дистанционного обучения. Он обращает внимание на необходимость работы учителя над самим собой, развития своего педагогического мастерства в новых условиях.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, оналайн-занятие.

Annotation. Distance learning technologies have become quite widely used in Russian schools in recent years. The understanding that remote technologies provide additional opportunities for the implementation of the continuous educational process

of children began to consolidate in the pedagogical consciousness. Despite the fact that they are used, there are still a number of problems that require discussion and solution. These are the problems of the organizational, methodological plan, the problems of restructuring the interaction of participants in educational relations and the transformation of the teacher's work. The article analyzes these problems and describes possible ways to solve them. The latter lie in the plane of the interests of students of normative development and the special educational needs of students with disabilities. Their identification requires careful attitude on the part of the teacher. The author reveals the issues of organizing online classes for different categories of students with disabilities, reflecting common points for inclusive practice. He addresses the issues of the formation of educational motivation among students and the development of their self-organization skills in the conditions of distance learning. The article highlights the difficulties of correctional work and the organization of education. The author suggests ways to overcome difficulties in direct interaction with the parents of students. The family, the author believes, is the main assistant in teaching children using remote technologies. It is parents who provide material, psychological and organizational support to their children. The author examines the interaction of the teacher and parents in the organization of distance learning. He draws attention to the need for a teacher to work on himself, to develop his pedagogical skills in new conditions.

Key words: students with disabilities, inclusive education, distance learning technologies, distance learning, online classes.

Введение. Период пандемии обнажил проблему необходимости перестройки системы образования. За последние годы мы стали свидетелями повсеместного внедрения дистанционных технологий в образование. Они позволили не прерывать образовательный процесс в российских школах, выступили средством реализации права обучающихся на образование, несмотря на сложившиеся обстоятельства.

Дистанционные образовательные технологии предполагают использование телекоммуникационных и информационных технологий при взаимодействии учащихся и педагога. Благодаря им становится возможным дистанционное обучение -целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе [9].

Использование дистанционных технологий обозначило ряд вопросов для современного российского образования: вопросы организационного и методического характера, перестройки деятельности и отношения к ней со стороны участников образовательных отношений. В этом процессе обнажились проблемы при организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Дистанционное обучение отличается от традиционной классно-урочной системы. Используется незнакомая среда для участников образовательных отношений, их взаимодействие носит опосредованный характер. Тот арсенал вербальных и невербальных средств общения, которыми владеет педагог, в условиях дистанционного образования не может в полной мере использоваться [2].

Анализ научных трудов Бизюка В.В., Вороновой А.А., Васильевой В.С. позволяет сделать вывод, что для педагогов применение дистанционных технологий в современных условиях означает усиление педагогического поиска путей и приемов обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также освоение новых цифровых средств и педагогических подходов работы с ними. В современных условиях освоения новых технологий обостряются и педагогические проблемы формирования адекватной мотивации учеников на работу и поддержание работоспособности, внимания детей на занятиях. Их преодоление возможно через адекватный подбор наглядных средств и форм работы с обучающимися. Например, для профилактики утомления в процессе работы за компьютером необходимо использовать динамические паузы, смену видов деятельности, персональное обращение к ученику по имени. При разработке наглядности следует учитывать особенности ее восприятия обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Это может касаться цвета, размера шрифта, контрастности фона и текста, объема и качества наглядности.

Онлайн-занятия в условиях дистанционного обучения - это не просто форма обучения, это возможность общения, которое может принести положительные эмоции. И чтобы дети испытали больше положительных эмоций, педагог должен придерживаться определенных требований [8, С. 295]:

1) ему стоит четко, громко и внятно разговаривать. Если ребенку требуется повторить, то таким же тоном стоит объяснить пройденный материал;

2) зрительный контакт очень важен для проведений занятий. Стоит смотреть в глаза, так ребенок будет больше понимать и вникать в материал;

3) применять вспомогательные средства для передачи смысла. Это может быть жестикуляция рук или мимика;

4) учитывать трудности в обучении обучающихся с ОВЗ. Стоит представлять задания в альтернативных формах.

Если учитель будет придерживаться этим правилам, то он создаст комфортные условия для ученика.

При проведении занятий в онлайн-формате необходимо учитывать, что расширяется пространство использования специальных слов и значков для обозначения эмоций, иногда возможно сокрытие своих эмоций. Кроме этого, возникает риск «клиповости» коммуникации, имеющей место быть в связи с тем, что не сразу можно ответить, что происходит нерегулярный обмен реплик.

Качество дистанционного обучения зависит напрямую от уровня сформированности у обучающихся инклюзивных классов специальных знаний и умений владения техническими и программными средствами управления компьютером на онлайн-занятиях, при выполнении домашних заданий и самостоятельной работе. Специальных курсов по этим вопросам не предполагается, потому развития этих умений видится во взаимодействии с членами семьи вне рамок образовательного процесса, а также в некоторых случаях на самих занятиях через четкие указания, инструкции, что и как нужно делать.

В условиях дистанционного обучения повышаются требования к самостоятельности обучающихся, что чувствуется острее, чем младше ребенок. Важно развивать у обучающихся навыки поддержания учебной дисциплины и самоорганизации на расстоянии. Преодоление трудностей в этом направлении видится через соблюдение режима дня.

При этом следует подъем осуществлять примерно в одно и то же время (например, в 7 часов утра). Пробудка не должна быть резкой, но и не должна затягиваться. Необходимо выработать ритуал пробуждения. При совершении утреннего туалета нужно поощрять самостоятельность и уделять внимание на отработку навыков самообслуживания. Там, где помощь ребенок не требует, при этом ему ничего плохого не угрожает, нужно родителям остаться в стороне и дать возможность ребенку самому выполнить жизненную задачу.

В режиме дня должно быть время учебных занятий, чередуемых небольшими промежутками отдыха. Важно выполнение специального двигательного режима для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения. После обеда рекомендуется отдых, а самоподготовку, выполнение домашних заданий, согласно биологическим ритмам, лучше начинать с четырех часов дня.

Жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения не должна сводиться только к выполнению домашних заданий. В ней должно быть место и для занятий по интересам, и для прогулок, и для отдыха. При этом просмотр телевизора или игры на смартфоне или планшете не дают организму отдохнуть полноценно.

Использование дистанционных технологий в обучении вносит изменения и в практику воспитания. Появляется многополярность в воспитании. Сегодня не просто учитель, родитель являются главными воспитателями. Зачастую представители из социальных семей, интернет-каналов транслируют ценности, жизненные смыслы более действенными способами. В связи с этим обостряется проблема формирования медиаграмотности у субъектов образовательных отношений [1, 6]. Один из ее компонентов - это основы интернет-безопасности.

При дистанционном обучении возрастает потребность взаимодействия с участниками образовательных отношений через сеть Интернет, дающей не только обилие информации, но и таящей в себе множество опасностей для обучающихся с ОВЗ, которые зачастую более доверчивы, менее критичны, чем их нормативно развивающиеся сверстники [5, 7].

У многих детей с ОВЗ нарушена речь. В связи с этим в условиях инклюзии при использовании дистанционных технологий, проведении онлайн-занятий нужен особый речевой режим. Речь педагога должна быть разборчивой, четкой, с подчеркнутым артикулированием. Не следует резко повышать голос, но следует увеличить число повторений. Это позволит преодолеть риски потери информации при ее передаче от учителя к ученику.

Успех проведения онлайн-занятия во многом зависит от того, как осуществляется контроль деятельности обучающихся. Дети с ОВЗ обычно требуют дополнительного контроля со стороны родителей и целенаправленного развития самоконтроля и саморегуляции.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходима коррекционная работа. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, например, крайне важна предметно-манипулятивная активность в реальном пространстве. Ощущения - дополнительный, компенсаторный путь познания окружающего мира для обучающихся с нарушениями зрения. При дистанционном обучении осязание и двигательно-кинестетический анализатор практически выпадают из образовательного процесса. Речевые сообщения - это «отфильтрованное» знание, лишенное чувственной основы. И использование только одного пути, пути передачи звуковой информации, не позволяет вести качественное обучение и коррекционную работу.

В условиях дистанционного обучения затруднено использование приема «рука в руке» при обучении движениям. Этот прием сопряженного действия, сопровождаемый словесной инструкцией, позволяет передать образец действия обучающимся. Особо значим этот подход при обучении детей с нарушениями зрения.

Потому в условиях инклюзивного образования крайне важную роль играют родители. Именно родители (или лица их заменяющие) заботятся об устройстве рабочего места ребенка в домашних условиях, которые включает в себя компьютер с устройствами ввода и вывода. Родители обеспечивают его расположение, освещение. Родители в большинстве случаев научают ребенка работе в необходимых компьютерных программах, на требуемых образовательных платформах.

Родители обеспечивают своих детей при необходимости ассистивными средствами, специальными устройствами ввода, вывода информации. «Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики» [3, С. 15]. Такое изобретение помогает детям пользоваться ноутбуком или компьютером. Благодаря этому дети могут готовить семинары, рефераты и исследовательские работы.

Родители следят за распорядком дня и выполнением требований врача по сохранению здоровья ребенка в процессе занятий. Родители - основные помощники в проведении коррекционно-развивающей работы с учениками.

Для того, чтобы родители понимали важность обозначенных вопросов, необходимо провести с ними установочное совещание, быть с ними во взаимодействии на протяжении всего периода дистанционного обучения.

Кроме этого, необходимо учитывать особенности обучающихся с ОВЗ. Например, при организации дистанционного обучения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата особого внимания требуют такие особенности детей как возможные нарушения общей и мелкой моторики рук, нарушение зрительно-моторной координации, астенические проявления (пониженная работоспособность, быстрая утомляемость), специфические трудности овладения пространственными представлениями, необходимость обязательного соблюдения ортопедического режима.

Выводы. Внедрение и повсеместное использование дистанционных технологий отразилось на методике обучения обучающихся в условиях инклюзии. Каждый обучающийся с ОВЗ имеет свои особенности, свои образовательные потребности, которые следует педагогам учитывать при организации дистанционного обучения в условиях инклюзии. В этом случае можно обеспечить качество образования.

Но от педагога требуется сегодня не просто учет особенностей обучающихся с ОВЗ, но и психологическая, консультационная поддержка детей и их родителей по вопросам организации дистанционного обучения. Педагог в современных условиях должен сам перестроиться и, преодолевая трудности, расширять свой кругозор, приобретать новые навыки работы с цифровыми технологиями и раскрывать методические приемы для того, чтобы в новых условиях дистанционного обучения развивать личность, интеллект, укреплять здоровье своих учеников.

Успешность освоения учебного материала во многом зависит от четко спланированного образовательного маршрута обучаемого, от чуткого сердца и глубокого взгляда педагога, умеющего подмечать трудности, проблемы и четко, высоко профессионально реагирующего на них.

Литература:

1. Voronova, A. Student's media literacy training as a factor of personality development in the inclusive education / A. Voronova // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference "Personality in Norm and in Pathology" (PNP 2021). - 2021. - № 107. - Р. 153-160.

2. Бизюк, В.В. Дистанционное образование для детей с ОВЗ / В.В. Бизюк // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - Т. 1. №1-1. - 2015. - С. 7.

3. Васильева, В.С. Применение информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ / В.С. Васильева, Ю.В. Нарихнюк // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-7. - С. 14-16.

4. Воронова, А.А. Актуальные проблемы обучения в условиях цифровизации инклюзивного образования / А.А. Воронова // Актуальные проблемы обучения и сопровождения лиц с ОВЗ в условиях цифровизации образования [Электронный ресурс]: сб. трудов Междун. науч.-практ. конф. (20-21 апреля 2021 г.). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. -С. 19-22.

5. Воронова, А.А. Информационные технологии как средство общения лиц с ОВЗ [Электронный ресурс] / А.А. Воронова, О.И. Яровая, К.К. Кравец // Психолого-педагогические проблемы социализации личности: сборник статей участников Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по психологии, педагогике,

дефектологии (г. Оренбург, 15 февраля 2018 года) / Электронный текст дан дан. (2,7 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. -1 эл.оп. диск (CD-R).

6. Воронова, А.А. Особенности формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А.А. Воронова, К.К. Кравец // Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования: Сборник трудов Международного научно-практического семинара. - Киров, 2020. - С. 33-37.

7. Воронова, А.А. Подростки с умственной отсталостью в интернет-пространстве: риски и пути их преодоления / А.А. Воронова, К.К. Кравец // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч., Ч.2 Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2018. - С. 191-197.

8. Котенко, А.В. Особенности изучения английского языка в условиях работы со слабослышащими детьми / А.В. Котенко // В сборнике: Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. Материалы V региональной научно-практической (очно-заочной) конференции, 2018. - С. 294-296.

9. Тараканов, А.В. Технологии дистанционного обучения: учебное пособие / А.В. Тараканов, К.В. Садова, Е.А. Крайнова. - Самара: Самар. гос.техн. ун-т, 2017. - 86 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания Гаджиева Патимат Дайитбеговна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат юридических наук, декан факультета управления и права Ибрагимов Магомед Абдулмуминович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры правовых дисциплин и методики преподавания Хайрулаева Айшат Зубаировна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье, на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, рассмотрены наиболее актуальные вопросы, касающиеся применения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Перед началом разговора об основном предмете изучены особенности ситуации, сложившейся на настоящий момент в системе отечественного ВО. Доказывается необходимость развития у будущих специалистов, в т.ч. педагогов, компетенций, связанных с применением ИКТ. Далее охарактеризованы педагогические условия, позволяющие осуществлять эффективную подготовку будущих учителей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Предлагаются конкретные приёмы и методы, позволяющие развивать у будущих педагогов систему соответствующих компетенций.

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, высшее образование, педагогический вуз, студент, преподаватель.

Annotation. In this article, based on the theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the most pressing issues concerning the use of modern educational technologies in the educational process are considered. Before starting a conversation about the main subject, the peculiarities of the situation that has developed at the moment in the Russian higher education system have been studied. The necessity of developing future specialists, including teachers, competencies related to the information technologies using is proved. Further, the pedagogical conditions that allow effective future teachers training for the use of information technologies in professional activities are described. Specific techniques and methods that allow to develop a system of relevant future teachers' competencies are proposed.

Key words: information technologies in education, higher education, pedagogical university, student, teacher.

Введение. Существенные изменения, фиксирующиеся во всех сферах жизни современного общества, во многом связаны с его информатизацией [1; 5; 12; 15]. Соответственно, реформирование системы профессиональной подготовки педагогических кадров во многом связано с развитием у них компетенций, связанных с эффективным применением ИКТ в профессиональной деятельности [6; 11; 14-15].

В свою очередь, подготовка будущих педагогов к инновационной профессиональной деятельности, предусматривающей в том числе широкое использование информационно-коммуникационных технологий, требует внесения существенных корректив в систему вузовской подготовки будущих учителей. В частности, необходимым условием успешности такой модернизации является вооружение будущих педагогов системой знаний, умений и навыков, позволяющих разрабатывать и результативно использовать образовательные технологии на базе ИКТ [1-2; 5; 12; 14].

Изложение основного материала статьи. Поступательное развитие современного общества во многом связана с расширением использования информационных технологий. В частности, сфера их применения расширяется и в профессиональной области педагога, делая необходимым формирование ИКТ-компетентности у профессионалов соответствующего профиля.

Современной педагогической наукой ИКТ-компетентность понимается не только как совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и личностно-деятельная характеристика современного учителя [6; 8; 10-11]. В условиях современной школы последний должен характеризоваться к мотивированному использованию компьютерных средств и технологий в профессиональной Деятельности.

На современном этапе изучения соответствующей проблематики представляется возможным говорить о структуре ИКТ-компетентности педагогического работника (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.