Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / DISTRICT POLICE OFFICER / ORGANIZATION OF ACTIVITY / INTERACTION / INFORMATION AND ANALYTICAL WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репьев Артем Григорьевич

Раскрываются характеристика, содержание и особенности организации деятельности руководителя подразделения участковых уполномоченных полиции. На основе опыта работы территориальных органов МВД России на региональном уровне освещаются наиболее актуальные правовые проблемы и служебно-прикладные недостатки в деятельности участковых уполномоченных полиции, требующие контроля со стороны руководителя, пути их устранения, приводятся примеры положительного опыта организации данного направления оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF THE DIVISION MANAGER OF DISTRICT POLICE OFFICERS IN THE MODERN CONDITIONS

In article the characteristic, content and features of the organization of activities of the division manager of district police officers reveal. On the basis of a work experience of territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level the most urgent legal problems and office and applied shortcomings of activities of district police officers requiring control from the head, a way of their elimination are covered, examples of positive experience of the organization of this direction of operational and service activity are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК351.741

АРТЕМ ГРИГОРЬЕВИЧ РЕПЬЕВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел ФГКОУ ВО «Барнаульский юридический институт МВД России»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Раскрываются характеристика, содержание и особенности организации деятельности руководителя подразделения участковых уполномоченных полиции. На основе опыта работы территориальных органов МВД России на региональном уровне освещаются наиболее актуальные правовые проблемы и служеб-но-прикладные недостатки в деятельности участковых уполномоченных полиции, требующие контроля со стороны руководителя, пути их устранения, приводятся примеры положительного опыта организации данного направления оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, организация деятельности, взаимодействие, информационно-аналитическая работа.

A. G. Repev, Candidate of Juridical Sciences, Senior Lecturer of department of administrative law and administrative activity of law-enforcement bodies, Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: repev-artem@yandex.ru, tel.: 8 (3852) 379-318.

Features of the organization of activities of the division manager of district police officers in the modern conditions.

In article the characteristic, content and features of the organization of activities of the division manager of district police officers reveal. On the basis of a work experience of territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level the most urgent legal problems and office and applied shortcomings of activities of district police officers requiring control from the head, a way of their elimination are covered, examples of positive experience of the organization of this direction of operational and service activity are given.

Key words: district police officer, organization of activity, interaction, information and analytical work.

Одним из направлений оперативно-служебной деятельности, требующих качественного научного и методического подхода, является управленческая работа руководителей подразделений участковых уполномоченных полиции различного уровня: от районного до регионального.

Как известно, участковые уполномоченные полиции выполняют ключевую работу по рассмотрению обращений граждан, выявлению нарушений законодательства, предупреждению и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав заинтересованных лиц, а также формированию благоприятного общественного мнения о деятельности МВД России. В связи с этим управленческая и организационно-правовая составляющая их деятельности нуждается в постоянном совершенствовании, в том числе путем изучения передового опыта, его анализа, последующего внедрения и использования на местах.

В условиях возрастающей нагрузки на данное подразделение современный руководитель служ-

бы участковых уполномоченных полиции должен быть не только грамотным и образованным сотрудником, но и умело сочетать в себе качества педагога, психолога, изучать накопленный ранее опыт и применять его на практике.

Сказанное выше предопределило необходимость рассмотрения таких наиболее актуальных и в то же время проблемных форм организации деятельности начальника подразделения участковых уполномоченных полиции, как:

повседневное руководство участковыми уполномоченными полиции территориального органа МВД России на районном уровне;

координация и контроль за деятельностью участковых уполномоченных полиции территориального органа МВД России на районном уровне в течение дня;

учет и анализ достигнутых результатов, в том числе с использованием современных автоматизированных систем и сервисов по организации охраны общественного порядка (далее - СООП).

ГУМВД России по Ставропольскому краю ГУМВД Россш! по Свердловской области У МВД Россгаг по Рязанской области МВД России по Республике Татарстан УМВД России по Приморскому краю УМВД России по Пензенской области ГУМВД Россш! по Новосибирской области УМВД России по Курганской области ГУМВД России по Краснодарскому краю ГУМВД России по Кемеровской области УМВД России по Калининградской области ГУМВД России по Алтайскому краю

ШШЪ >4

77

90

(((<<((<((((<<(((<< % ишь

31

"""""

44

— 84

ШИШ S9

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

— 43 71

80

ШШ1 33

((<((((«((((«(

""""■-

95

Г?4 85

({({<{{«{((«

""""' 44

66

79

SS

105

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 / Среднее время, затрачиваемое на подведение итогов работы за день (мин.) • Среднее время, затрачиваемое на инструктаж перед заступлением на службу (мин.)

Рис. 1. Средний расчет времени (в минутах), затрачиваемого руководителями подразделений участковых уполномоченных полиции на инструктаж подчиненного личного состава и подведение итогов работы за день (на примере отдельных субъектов Российской Федерации)

Как следует из вышеуказанного, первые два направления связаны преимущественно с работой руководителя подразделения участковых уполномоченных полиции районного звена, а последнее - актуально в том числе и для регионального уровня. Безусловно, перечень решаемых задач, их специфика не позволяют приравнять процесс организации деятельности подразделения участковых уполномоченных полиции на региональном и районном уровнях. Это насколько неразумно, настолько и нерационально. В связи с этим мы сакцентируем внимание в статье на некоторых аспектах деятельности, характерных для обеих ступеней управления.

Повседневная служебная деятельность современных «околоточных надзирателей», думается, как и десятки лет назад, начинается с инструктажа. Он проводится ежедневно заместителем начальника полиции по охране общественного порядка или начальником подразделения участковых уполномоченных полиции в соответствии с п. 28 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 г № 1166 [1] (далее - Наставление).

Инструктаж участковых уполномоченных полиции - это проверка их готовности к несению службы, состояния форменной одежды и внешнего вида, а также доведение до них необходимой

информации об оперативной обстановке на административных участках.

В проведении инструктажа принимают участие: ответственный от руководства территориального органа МВД России на районном уровне (согласно графику) и оперативный дежурный. К слову сказать, обязанность проведения инструктажа для руководителя подразделения участковых уполномоченных полиции является относительно новой формой. В соответствии с предыдущей редакцией Наставления это было прерогативой руководителя территориального органа МВД России на районном уровне.

Автором настоящего исследования изучены особенности повседневной служебной и профилактической деятельности, а также результаты анонимного анкетирования участковых уполномоченных полиции и их руководителей из девятнадцати субъектов Российской Федерации. В опросе приняли участие подразделения организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних: республик Дагестан и Татарстан; Алтайского, Краснодарского, Приморского, Ставропольского и Хабаровского краев; Астраханской, Белгородской, Вологодской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Мурманской, Новосибирской, Пензенской, Рязанской, Свердловской и Тамбовской областей. По результатам установлено, что, несмотря

на требования Наставления относительно 40-минутной продолжительности, время проведения ежедневного инструктажа составляет от 43 до 165 мин. Среднее время, затрачиваемое на ежедневное подведение итогов результатов оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, занимает от получаса до 105 минут. Данные мероприятия являются самыми затратными по использованию служебного времени. В ряде субъектов Российской Федерации (к примеру, УМВД России по Приморскому краю) продолжительность указанных мероприятий в сумме превышает четыре часа в день (рис. 1).

В связи с этим полагаем, что для сокращения фактического времени проведения инструктажей в подразделениях участковых уполномоченных полиции, повышения его информативности, нацеленности на результат, а также для высвобождения дополнительного времени для непосредственной профилактической работы необходимо: на основе заблаговременно проведенного анализа рапортов участковых уполномоченных полиции о проделанной работе за истекшие сутки коротко объявить результаты деятельности каждого участкового уполномоченного полиции; разъяснить недостатки при несении службы на административных участках, в том числе выявленные ответственными от служб и подразделений; принять меры по их устранению и недопущению впредь;

в обязательном порядке указать участковым уполномоченным полиции на необходимость проведения ежедневного профилактического обхода административного участка (п. 43 Наставления). Исполнение участковыми уполномоченными полиции данного требования должно контролироваться при подведении итогов работы путем изучения содержания рапортов о проделанной работе и проверки паспортов на административные участки, рабочих тетрадей;

обеспечить контроль за оперативным и своевременным разрешением участковыми уполномоченными полиции материалов проверок, имеющих перспективу на возбуждение. При необходимости запросить для изучения материалы доследственных проверок, дать конкретные указания по доработке материалов, обеспечить персональный учет результатов каждого участкового уполномоченного полиции по выявлению и раскрытию преступлений, обеспечить последующий контроль [3, с. 54-60];

осуществить постановку задач участковым уполномоченным полиции предметно применительно к проводимым оперативно-профилакти-

ческим мероприятиям, операциям по конкретным направлениям деятельности, а также в связи со сложившейся оперативной обстановкой (при постановке задач на инструктаже необходимо опираться на имеющиеся графики несения службы, расстановку и др.). Допускается акцентирование внимания и сосредоточение усилий конкретного сотрудника либо группы участковых уполномоченных полиции на отдельных приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности (выявление преступлений и административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в области миграционного законодательства и пр.).

Обеспечив выход на службу участковых уполномоченных полиции, руководителю подразделения необходимо на постоянной основе контролировать несение ими службы (п. 33 Наставления). Речь здесь идет не только об исключении фактов самовольного уклонения от работы на административном участке, но и о возложении на них задач не по прямому назначению. Осложняют данный аспект управленческой работы произошедшие не так давно изменения ведомственных нормативных правовых актов. В соответствии с действующим законодательством [2] определен новый порядок контроля оперативным дежурным времени выхода на связь участковых уполномоченных полиции, находящихся на службе, несколько изменена форма постовой ведомости. В частности, раздел, в который оперативный дежурный мог бы внести отметку о выходе участкового уполномоченного полиции на связь, отсутствует. Однако внесение соответствующих изменений в п. 33 Наставления до настоящего времени не последовало.

Выйти из сложившейся ситуации руководителям соответствующих подразделений без ущерба для управленческой составляющей, полагаем, возможно путем разработки листов контроля выхода на связь с указанием конкретного времени. В дальнейшем по истечении времени несения службы они могли бы приобщаться к накопительному делу.

Следует отметить, что неотъемлемую роль в процессе обеспечения контроля за результатами оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции выполняют различные информационно-аналитические сервисы. К примеру, Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - ГУО-ООП) МВД России активно внедряется в практи-

104 52

УМВД России по и Пензе

62 22

УМВД Росши по г НшшуЯСЦЕу

УМВД России поп Кургану ^^^

176

УМВД Роавиоос. Кзови

100 и

УМВД Россиипоп Калининграду

155 28

УМВД России гю с Бгапгчжшбургу ^^^^

^ Обешечшность

124

■ Обегпечошость , в теш числе, шралпвш к ИМТС

135

33

УМВД России поп Владивостоку

100

200

зоо

Рис. 2. Обеспеченность участковых уполномоченных полиции отдельных регионов Российской Федерации служебными компьютерами и оргтехникой (в шт.)

ческую деятельность Сервис обеспечения охраны общественного порядка (далее - СООП).

Ресурс оснащен соответствующим компонентом, позволяет формировать статистические показатели о результатах деятельности участковых уполномоченных полиции в автоматизированном виде, предусмотрена возможность поиска данных по запросам с различными критериями.

Не умаляя заслуг разработчиков данного сервиса и программного обеспечения к нему, отметим, что, по мнению ученых и практиков, а также с учетом апробации на местах эта деятельность будет осложнена рядом факторов. В первую очередь возникает вопрос об оснащении участковых уполномоченных полиции служебными компьютерами и оргтехникой. При этом ключевое значение приобретает не просто наличие компьютеров, а именно компьютеров, подключенных к ресурсам интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы (далее - ИМТС).

По результатам исследования установлено, что за последние годы данный компонент оперативно-служебной деятельности серьезным образом укрепился. Обеспеченность в целом по стране достаточно высокая и превышает в отдельных регионах, из 19 задействованных в исследовании, 90 % (ГУ МВД России по Ставропольскому краю), а в среднем по стране составляет 73,2 %. Однако конкретные показатели, приведенные ниже, не в полной мере отвечают вызовам времени (рис. 2).

Средняя доля интегрированности компьютеров участковых уполномоченных полиции с ИМТС составляет 43,7 %. Обращает на себя внимание также тот факт, что данные, проиллюстрированные в диаграмме, характеризуют состояние оснащенности в крупных республиканских, краевых и областных центрах. Полагаем, что ситуация в сельских населенных пунктах будет далеко не аналогичной.

Другой проблемой является внесение информации в компоненты сервиса и ее корректировка. Очевидно, что данный процесс достаточно трудоемкий и затратный по времени. Последнего, к слову сказать, у участковых уполномоченных полиции едва хватает на выполнение основных направлений оперативно-служебной деятельности. Проведенное исследование показывает, что среднее время, затрачиваемое участковыми уполномоченными полиции в городе на выполнение всех служебных обязанностей, составляет от 21 часа 42 минут до 24 часов 48 минут. Среднее время, затрачиваемое участковыми уполномоченными полиции в сельской местности на выполнение служебных обязанностей, составляет от 18 часов 30 минут до 21 часа 00 минут.

Полагаем необходимым в связи с этим предусмотреть возможность расширения штатной численности подразделений участковых уполномоченных полиции. В современных экономических условиях, а также принимая во внимание

специфику работы со статистическими сведениями, решение этой проблемы допустимо путем введения дополнительных единиц в штат службы из числа вольнонаемного персонала.

В целях повседневного контроля, повышения качества и результативности каждого сотрудника руководителями подразделений участковых уполномоченных полиции должно уделяться постоянное внимание совершенствованию информационно-аналитического направления деятельности, в том числе формированию статистической отчетности. Имеющийся опыт и практика организации деятельности данных подразделений позволяют выделить три наиболее актуальных направления.

Первое - улучшение системы статистических показателей с целью более полного и точного отражения состояния и тенденций развития преступности, а также деятельности органов внутренних дел в целом и участковых уполномоченных полиции в частности.

Второе - использование математических методов с целью углубления аналитических исследований в процессе обработки статистической информации.

Третье - автоматизация сбора и обработки статистической информации, внедрение информационных технологий с целью сокращения времени на обработку и учет данных о результатах деятельности сотрудников, выработка эффективных форм их повышения. Безусловно, при организации данной работы особую важность приобретает обеспечение информационной безопасности при эксплуатации различных ведомственных информационных ресурсов и систем, защита персональных данных. Ранее на это обращалось внимание сообщества специалистов [4, с. 131-134].

Полагаем в свете сказанного, что руководителям подразделений участковых уполномоченных полиции совместно с начальниками подразделений информационных технологий, связи и защиты информации следует особое внимание уделить: а) ограничению доступа посторонних лиц в помещения, где размещены технические средства, осуществляющие обработку персональных данных, а также хранятся носители информации; б) разграничению прав доступа к сервисам и автоматизированным информационным системам посредством систем идентификации и

аутентификации пользователей; в) использованию исключительно защищенных каналов связи; г) применению сертифицированных программных и программно-аппаратных средств защиты информации.

Выделенные аспекты при их правильной реализации непременно должны сказаться на повышении эффективности повседневной деятельности участковых уполномоченных полиции, оптимизации рационального использования личного состава по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности.

Список использованной литературы

1. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции [Текст] : [приказ МВД России от 31 дек. 2012 г № 1166 : в ред. от 8 сент. 2016 г] // Рос. газ. - 2013. - 27 марта.

2. О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах [Текст] : [приказ МВД России от 5 окт. 2013 г]. Документ опубликован не был.

3. Репьев, А. Г. Обеспечение прав и законных интересов личности при рассмотрении участковым уполномоченным полиции заявлений и сообщений граждан: региональный аспект / [Текст] / А. Г. Репьев // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2016. - № 2 (20).

4. Филимонов, О. В. Перспективные технологии социологического обеспечения управления органами внутренних дел Российской Федерации [Текст] / О. В. Филимонов // Научный портал МВД России. - 2015. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Rossijskaya gazeta, 2013, March 27.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of October 5, 2013.

3. Rep'ev А. G. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo (Bulletin of Tomsk State University. Right), 2016, No. 2 (20).

4. Filimonov O. V. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Russia Ministry of Interior), 2015, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.