Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
834
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
дети с нарушением интеллекта / дошкольный возраст / адаптивное физическое воспитание / обучение / воспитание / социальная адаптация / children with intellectual disabilities / preschool age / adaptive physical education / training / education / social adaptation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рустамова Н.Г., Федорова Н.И.

Статья посвящена обзору психического и физического развития детей с нарушением интеллекта, а также следование дидактическим правилам и принципам, направлениям работы с детьми с нарушением интеллекта, соблюдение которых необходимо при организации осуществления адаптивного воспитательного процесса и подборе средств для вышеназванной нозологичекой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рустамова Н.Г., Федорова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISORDERS

The article is devoted to a review of the mental and physical development of children with intellectual disabilities, as well as adherence to didactic rules and principles, areas of work with children with intellectual disabilities, the observance of which is necessary when organizing the implementation of the adaptive educational process and the selection of funds for the above nosological group.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

<<шушетим-ши©мак>>#зда!)),2©2© а physical education and sports

19

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

УДК: 371.96

Рустамова Н.Г. студентка, Федорова Н.И. кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3385-19-20 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С

НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Rustamova N. G.

Student Fedorova N.I.

Сandidate of pedagogical sciences, associate professor, Smolensk State Academy physical culture, sports and tourism,

Smolensk

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISORDERS

Аннотация.

Статья посвящена обзору психического и физического развития детей с нарушением интеллекта, а также следование дидактическим правилам и принципам, направлениям работы с детьми с нарушением интеллекта, соблюдение которых необходимо при организации осуществления адаптивного воспитательного процесса и подборе средств для вышеназванной нозологичекой группы.

Äbstract.

The article is devoted to a review of the mental and physical development of children with intellectual disabilities, as well as adherence to didactic rules and principles, areas of work with children with intellectual disabilities, the observance of which is necessary when organizing the implementation of the adaptive educational process and the selection offunds for the above nosological group.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, дошкольный возраст, адаптивное физическое воспитание, обучение, воспитание, социальная адаптация

Keywords: Keywords: children with intellectual disabilities, preschool age, adaptive physical education, training, education, social adaptation

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2019 года доля инвалидов составила 8,1% от общего населения России, или 11, 3 млн. человек, в том числе, 670 тысяч - это дети в возрасте от 0 до 7 лет. Одними из самых распространенных причин инвалидности среди детей являются психические заболевания, связанные с интеллектуальными нарушениями [2].

Нарушение интеллекта выражается не только в снижении когнитивных функций ребенка, но и является причиной аномального развития его двигательной сферы. Данные ограничения оказывают препятствующее воздействие в приобретении социального опыта и подготовки к самостоятельной жизни. Главными причинами, затрудняющими формирование у данной нозологической группы двигательных умений и навыков, являются дефекты психомоторики, нарушения точности движений, равновесия и координации, что обуславливает необходимость использовать в процессе обучения и воспитания детей данной категории адаптивную физическую культуру. Цель адаптивной физической культуры заключается в развитии жизнеспо-

собности ребенка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, поддержании его оптимального психофизического состояния, адаптация в социуме [3, c. 126].

На современном этапе развития специального образования адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью полноценной реабилитации ребенка. Такие ученые, как И.Н. Андреева (2014) С.П. Евсеев (2016), А.Е. Митин (2012), ЕЮ. Пелих (2011), В.В. Апокин (2020) и другие отмечают, что при различных отклонениях в психофизическом развитии специально подобранные физические упражнения, с правильной дозировкой их использования, оказывают положительное влияние на коррекционную работу и способствуют функциональной компенсаторной перестройке сохранных анализаторов, обеспечивающих замещение или восполнение нарушенных функций организма.

Необходимо отметить высокую проработанность данной темы у зарубежных авторов, среди которых: S. Chiviacowsky (2013), B. Duffy (2000), G.C. Frey (2006), K. Hayakawa (2015) и другие. Сущность вышеназванных научных исследований подтверждают тот факт, что рациональное воздействие на

20

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа[1>>#3да5)),2©2©

двигательную сферу детей с нарушением интеллекта, при определенных условиях, является эффективным средством для повышения уровня их психофизического развития и социализации.

Исходя из вышеназванных данных, становится целесообразной необходимость составления и внедрения комплекса средств адаптивной физической культуры в процесс социализации и абилита-ции детей, с учетом удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Адаптивная физическая культура выступает не только компонентом, устраняющим нарушения опорно-двигательной системы, но также выступает средством, участвующим в укреплении здоровья, повышении уровня резистентности детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, совершенствовании физических возможностей и физической подготовки ребенка. Для того чтобы повысить эффективность от предлагаемого комплекса методических приемов и средств, а также снизить степень выраженности нарушений, проявляемых в процессе функционирования организма у детей с нарушением интеллекта, специалисту в области адаптивной физической культуры необходимо ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого ребенка: с физическими, психическими и личностными аспектами, степенью умственных и моторно-двигательных нарушений. И на основании вышеназванных особенностей подобрать уникальный комплекс общеразвивающих упражнений, направленных на повышение уровня сформированности двигательных способностей, координационных движений, количественных и качественных показателей моторики.

При подборе комплекса коррекционных методических приемов и средств, учитывающих особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации у детей с нарушением интеллекта, необходимо руководствоваться следующим набором дидактических правил: при выполнении физических упражнений следует активизировать и стимулировать словесную регуляцию и вербализацию, способы и процессы наглядно-образного мышления; акцентировать внимание на выполнение простых упражнений с постепенным их усложнением; учитывать потенциальные функциональные возможности организма ребенка и совершенствовать сохранные функции. При учете многообразия приемов и методов при работе с детьми с

нарушением интеллекта необходимо отдавать предпочтение игровому методу. Ведь именно в непринужденной обстановке ребенку удается наиболее эффективно воспринять новый материал, а также наладить дружественный и эмоциональный контакт с окружающими.

Основными направлениями работы по адаптивному физическому воспитанию для детей с нарушением интеллекта являются: метание; построение; ходьба, бег; ползание, лазание, прыжки; общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов, упражнения с предметами, упражнения, направленные на формирование правильной осанки, упражнения для развития равновесия; подвижные игры; плавание.

Занятия с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, должны выстраиваться на основании следования следующим принципам:

- занятия должны иметь вводную, основную и заключительную части;

- физиологическая кривая нагрузки, должна быть, как правило, одно- или двухвершинная;

- количество упражнений на первых занятиях должно находиться в пределах 6-7 повторений, постепенно увеличивая их количество до 10-12 [1, а 64]

Таким образом, организация систематических занятий адаптивной физической культурой с детьми с нарушением интеллекта способствует улучшению их психофизиологического состояния, приобщению детей к регулярному выполнению коррекционных физических упражнений, а также социализации и адаптации в обществе.

Библиографический список

1. Лямцева, И. В. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / И. В. Лямцева, Н. П. Белинова // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 61-66.

2. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. - M.: Росстат, 2019. - 549 с.

3. Хайбуллаева, Ф. Р. Физическая реабилитация детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры / Ф. Р. Хайбулла-ева, И. В. Андрусева // Вестник физиотерапии и курортологии. - 2019. - № 1. - С. 126-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.