Научная статья на тему 'Развитие физических способностей у обучающихся с нарушениями интеллекта'

Развитие физических способностей у обучающихся с нарушениями интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
801
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТБОЛ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / FITBALL / PHYSICAL ABILITIES / DEVELOPMENT / CORRECTION / GYMNASTIC EXERCISES / IMPAIRED INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколова Ирина Александровна, Извеков Евгений Леонидович

Представлены результаты использования комплекса упражнений с фитболом в учебно-воспитательном процессе по физической культуре обучающихся с нарушением интеллекта. Отмечена положительная динамика в развитии гибкости, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей у детей с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколова Ирина Александровна, Извеков Евгений Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS ' PHYSICAL CAPACITY WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The results of using a set of exercises with fitball in the educational process of physical education of students with intellectual disabilities are presented. Positive dynamics in the development of flexibility, strength, speed, strength, coordination abilities in children with intellectual impairment was noted.

Текст научной работы на тему «Развитие физических способностей у обучающихся с нарушениями интеллекта»

УДК 796.012.1:376.42 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10405

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

И.А. Соколова, Е.Л. Извеков

Представлены результаты использования комплекса упражнений с фитболом в учебно-воспитательном процессе по физической культуре обучающихся с нарушением интеллекта. Отмечена положительная динамика в развитии гибкости, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей у детей с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: фитбол, физические способности, развитие, коррекция, гимнастические упражнения, нарушение интеллекта.

Современные социологические исследования констатируют факт ежегодного увеличения числа граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как в России, так и во всем мире.

В связи с этим в последние годы делаются усилия по организации и развитию физической культуры и спорта для людей с ОВЗ, с определенными нарушениями в двигательной или интеллектуальной функции [1].

Лица с интеллектуальными нарушениями занимают особое место, так как данная категория имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при их обучении и воспитании.

Умственная отсталость (олигофрения) - это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга на ранних стадиях онтогенеза. Дети с таким диагнозом развиваются на дефектной основе. У них наблюдаются конкретность и тугоподвижность всех мыслительных процессов, трудности в запоминании и воспроизведении информации, внимание чаще всего неустойчивое, речь бедная. Кроме нарушения интеллекта, большинство из них имеют нарушения физического развития, отягощенные сопутствующими заболеваниями [2].

Согласно исследованиям И.Ю. Горской, возрастные темпы прироста всех видов двигательных способностей имеют ту же динамику, что и у здоровых детей, но с отставанием на 2-3 года [3].

В.В. Горелик установил уровень отставания в развитии двигательных способностей умственно отсталых детей от здоровых сверстников: силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30 %, быстроты реакции, частоты движений конечностей, скорости одиночного движения на 10-15 %; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной, большой и умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40 %, скоростно-силовых

качеств на 15-30 %, гибкости и подвижности в суставах на 10-20 %, координационных способностей более 50 % [4].

Двигательная активность лиц с ОВЗ значительно ограничена, это влечет за собой неразвитее основных физических качеств и гиподинамию [5].

Коррекционно-развивающий характер педагогического воздействия, в данном случае, должен быть направлен на максимальное преодоле -ние недостатков двигательной активности.

Из-за особенностей развития двигательной сферы, характеризующихся дефектом психомоторики, нарушениями точности движений, равновесия и координации, встает необходимость использовать в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта адаптивную физическую культуру [6].

Физическая культура для данной категории обучающихся необходима как для повышения уровня физического развития, так и для поддержания общего здоровья. Для этого должна проводиться комплекс -ная работа, включающая в себя диагностику, создание специальных условий, разработку и реализацию адаптированных программ, мониторинг результативности.

С сентября 2018 г. по май 2019 г. на базе ОКУСО «Курский социальный профессионально-реабилитационный центр» (ОКУСО «Курский СПРЦ») была проведена диагностика уровня развития физических способностей обучающихся 1-го курса в возрасте 15-18 лет путем тестовых испытаний, направленных на выявление показателей силовых, скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости.

В исследовании приняли участие 45 чел.

Данные первичного обследования свидетельствуют о том, что:

- более 40 % юношей и около 30 % девушек имеют достаточно низкий уровень силовых способностей;

- более половины вновь поступивших обучающихся показали слабые результаты при выполнении упражнений скоростно-силовой направленности;

- около 30 % воспитанников имеют недостаточный уровень развития координационных способностей;

- половина всех первокурсников не справляются с упражнениями на гибкость.

Результаты тестирования, проведенного в начале эксперимента, представлены в таблице.

Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости развития и коррекции общих физических способностей умственно отсталых обучающихся на уроках физической культуры.

Результаты диагностики физических способностей обучающихся

ОКУСО «Курский СПРЦ»

Упражнение Результаты выполнения

Упражнение не выполняют, % Выполняют несколько раз, % Выполняют норматив, %

Силовые способности

Отжимание от пола (юноши) 37 44 19

Подтягивание на перекладине (юноши) 34 34 32

Отжимание от пола с согнутыми коленями (девушки) 13 52 35

Подъем туловища из положения лежа (девушки) - 67 33

Скоростно-силовые способности

Прыжки на двух ногах через скакалку 24 43 33

Прыжок в длину с места До 100 см От 100 до 130 см Свыше 130 см

Координационные способности

Упражнение Упражнение не выполняют, % Выполняют с ошибками, % Выполняют без ошибок, %

Бег по зигзагу - 17 83

Ходьба по гимнастической скамейке - 59 41

Гибкость

Упражнение Упражнение не выполняют, % Справляются с упражнением полностью, %

Наклон туловища вперед из положения стоя 37 63

Наклон туловища вперед из положения сидя 62 38

Программы по физической культуре для детей с нарушениями интеллекта должны включать в себя комплексы и отдельные виды элементарных физических упражнений, которые заставляют работать весь организм в согласованном режиме, где нервная и опорно-двигательная системы, взаимодействуя, формируют различные двигательные навыки [7].

Для проведения коррекционной работы по повышению уровня физических способностей обучающихся с нарушениями интеллекта был разработан комплекс гимнастических упражнений с фитболом.

Установлено, что упражнения с гимнастическим мячом дают нагрузку на большинство групп мышц, помогая тем самым исправить осанку, улучшить координацию, гибкость и выносливость [8].

Кроме того, занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций [9].

Сравнительный анализ показателей общих физических способностей обучающихся определил их относительную равнозначность, что дало возможность сформировать контрольную и экспериментальную группы. Представленный комплекс использовался в основной части урока физической культуры экспериментальной группы дважды в неделю в течение учебного года.

При повторном обследовании была отмечена положительная динамика по всем исследуемым показателям.

Улучшились показатели силовых способностей:

1) отжимание от пола (юноши):

- с 17,2 до 30,1 % увеличилось количество обучающихся, выполняющих норматив в контрольной группе, и с 18 до 40,5 % - в экспериментальной. Разница показателя составляет 10,4 %;

- уменьшилось количество обучающихся, которые не справляются с данным упражнением: в контрольной группе - с 8,6 до 4,3 %, а в экспериментальной - с 13,5 до 0 % (отсутствие воспитанников не справляющихся с отжиманиями от пола);

2) подтягивание на перекладине (юноши):

- увеличилось число ребят, выполняющих норматив (10 раз): с 12,9 до 17,2 % - в контрольной группе и с 13,5 до 27% - в экспериментальной. Разница показателя составляет 9,8 %;

- значительно снизилось число обучающихся, которые не выполняли подтягивание на перекладине: в контрольной группе с 12,2 до 4,3 %, в экспериментальной - с 13,5 до 3,1 %.

3) отжимание от пола с согнутыми коленями (девушки):

- увеличилось количество выполняющих норматив (10 раз): в контрольной группе - с 12,9 до 17,2 %, в экспериментальной - с 13,5 до 27 %. Разница показателя составляет 9,8 %;

- уменьшилось количество девушек, которые не справляются с данным упражнением: в контрольной группе - с 12,9 до 4,3 %, а в экспериментальной - с 4,5 до 0 % (отсутствие воспитанников не справляющихся с отжиманиями от пола с согнутыми коленями);

4) подъем туловища из положения лежа (девушки):

- количество девушек, выполняющих норматив (10 раз), увеличилось: с 21,5 до 34,4 % - в контрольной группе и с 22,5 до 40,5 % -в экспериментальной. Разница показателя составляет 18 %.

Была отмечена положительная динамика развития скоростно-силовых способностей:

- в экспериментальной группе на 27 % увеличилось число детей, которые выполняют норматив по прыжкам через скакалку, в то время как в контрольной данный показатель увеличился на 12,9 %. Разница в результатах 14,1 %;

- в экспериментальной группе с 27 до 4,5 % уменьшилось количество обучающихся, не справляющихся с прыжками через скакалку и с 34,4 до 12,9 % - в контрольной группе;

- в экспериментальной группе на 18 % увеличилось число воспитанников, которые выполняют норматив по прыжкам в длину, в контрольной группе увеличение составило 8,6 %. Разница между двумя группами 5,5 %, в пользу экспериментальной группы;

- в экспериментальной группе на 36 % уменьшилось число детей, не выполняющих прыжок с места до 100 см, а в контрольной - на 30,1 %.

Установлено повышение уровня развития координационных способностей:

- 100 % детей осваивают бег по зигзагу в экспериментальной группе, в контрольной группе этот показатель ниже на 12,9 %;

- 86,5 % в экспериментальной группе и 78,5 % в контрольной осваивают ходьбу по гимнастической скамейке. Разница показателя 8 % в пользу экспериментальной группы.

При повторном тестировании уровня развития гибкости также отмечена положительная динамика:

- 95,5 % детей в экспериментальной группе хорошо справляются с наклонами туловища вперед из положения стоя, а в контрольной группе эта цифра составляет 87,1 %;

- в экспериментальной группе на 8,2 % по сравнению с контрольной группой увеличилось число обучающихся, справляющихся с наклонами туловища вперед из положения сидя: данный показатель составляет 91 и 82,8 % соответственно.

Необходимость проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, бесспорна, и как никогда актуальна. Методы и средства этой работы должны быть направлены на решение целого комплекса учебных, воспитательных и оздоровительных задач. Использование фитбола на уроках вызывает интерес у детей и положительно влияет на общий фон их настроения, стимулирует желание выполнять какие-либо действия с предметом, то есть способствует повышению учебной мотивации.

Обобщение полученных в ходе экспериментальной работы данных, позволяет утверждать, что систематическое использование разработанного комплекса упражнений с фитболом способствует развитию у обучающихся с нарушением интеллекта основных физических качеств: равновесия, координации движений, ориентации в пространстве, выносливости и гибкости, а также улучшению общего самочувствия, что подтверждает его эффективность и возможность внедрения в программу по физической культуре в ОКУСО «Курский социальный профессионально-реабилитационный центр».

Список литературы

1. Кухарчук О.В., Полякова С.С. Воспитание личности детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. С. 11-26.

2. Болдырева В.Б., Кейно А.Ю., Грицков П.М. Развитие координационных способностей умственно отсталых детей 9-11 лет средствами физического воспитания // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. Вып. 6(170). С. 151-159.

3. Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография. Омск: СибГАФК, 2000. 210 с.

4. Горелик В.В. Адаптивная физическая культура (АФК) и спорт для лиц с нарушениями интеллекта: учеб.-метод. пособие. Тольятти: ТГУ, 2009. 103 с.

5. Сизова Л.Н. Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 752-754. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru /archive/ 65/10694/ (дата обращения: 30.01.2020).

6. Хайбуллаева Ф.Р., Андрусева И.В., Бобрик Ю.В. Физическая реабилитация детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры // Вестник физиотерапии и курортологии. 2019. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-reabilitatsiya-detey-s-narusheniyami-intellekta-sredstvami-adaptivnoy-fiziches-koy-kultury (дата обращения: 05.02.2020).

7. Фомина А.Н. Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта // Наука и образование сегодня. 2018. № 8(31). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-propriotseptivnyh-navykov-s-pomoschyu-metodov-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury-dlya-detey-s-narusheniem-intellekta (дата обращения: 05.02.2020).

8. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. М.: Спорт, 2016. 616 с.

9. Александрова Е.В. Фитбол-гимнастика, атлетическая гимнастика, БОС-терапия для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие/ под ред. Е.В. Александровой. М.: Изд-во МГГЭУ, 2017. 219 с.

Соколова Ирина Александровна, канд. с.-х. наук, доц., bhbyfc46@,mail.ru, Россия, Курск, Курский государственный университет,

Извеков Евгений Леонидович, магистрант, izvekov2013@yandex.ru, Россия, Курск, Курский государственный университет

DEVELOPMENT OF STUDENTS ' PHYSICAL CAPACITY WITH INTELLECTUAL

DISABILITIES

I.A. Sokolova, E.L. Izvekov

The results of using a set of exercises with fitball in the educational process of physical education of students with intellectual disabilities are presented. Positive dynamics in the development of flexibility, strength, speed, strength, coordination abilities in children with intellectual impairment was noted.

Key words: fitball, physical abilities, development, correction, gymnastic exercises, impaired intelligence.

Sokolova Irina Alexandrovna, candidate of agricultural science, associate professor, bhbyfc46@,mail. ru, Russia, Kursk, Kursk State University,

Izvekov Evgeny Leonidovich, undergraduate, izvekov2013@yandex.ru, Russia, Kursk, Kursk State University

References

1. Kuharchuk O.V., Polyakova S.S. Vospitanie lichnosti detej s OVZ sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [The education of the personality of children with disabilities by means of adaptive physical education] // Psihologiya, sociologiya i pedagogika [Psychology, Sociology and Pedagogy]. 2015. No 12. P. 11-26.

2. Boldyreva V.B., Kejno A.Yu., Grickov P.M. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej umstvenno otstalyh detej 9-11 let sredstvami fizicheskogo vospitaniya [The development of coordination abilities of mentally retarded children 9-11 years old by means of physical education] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities]. 2017. Vol. 22. Issue. 6(170). P. 151159.

3. Gorskaya I.Yu., Suyangulova L.A. Bazovye koordinacionnye sposobnosti shkol'nikov s razlichnym urovnem zdorov'ya [Basic coordination abilities of students with different levels of health]: monograph. Omsk: SibGAFK, 2000. 210 p.

4. Gorelik V.V. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura (AFK) i sport dlya lic s narusheniyami intellekta [Adaptive physical education (AFC) and sports for people with intellectual disabilities]: textbook. method. allowance. Tolyatti: TSU, 2009. 103 p.

5. Sizova L.N. Razvitie i korrekciya dvigatel'noj aktivnosti u umstvenno otstalyh detej pri pomoshchi gimnasticheskih uprazhnenij [The development and correction of motor activity in mentally retarded children using gymnastic exercises] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2014. No. 6. P. 752-754. [Electronic resource]. URL: https://moluch.ru/archive/65/ 10694 / (accessed: 01/30/2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Hajbullaeva F.R., Andruseva I.V., Bobrik Yu.V. Fizicheskaya reabilitaciya detej s narusheniyami intellekta sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Physical rehabilitation of children with intellectual disabilities by means of adaptive physical education] // Vestnik fizioterapii i kurortologii [Bulletin of physiotherapy and balneology]. 2019. No. 1. [Electronic resource]. URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/ fizicheskaya-reabilitatsiya-detey- s-narushe-niyami-intellekta-sredstvami-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury (accessed: 02.02.2020).

7. Fomina A.N. Razvitie proprioceptivnyh navykov s pomoshch'yu metodov adaptivnoj fizicheskoj kul'tury dlya detej s narusheniem intellekta [The development of proprioceptive skills using adaptive physical education methods for children with intellectual disabilities] // Nauka i obrazovanie segodnya [Science and Education Today]. 2018. No 8(31). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-propriotseptivnyh-navykov-s-pomoschyu-metodov-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury-dlya-detey-s-narusheniem-intellekta (accessed: 05.02.2020).

8. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and organization of adaptive physical education]: textbook. M.: Sport, 2016. 616 p.

9. Aleksandrova E.V. Fitbol-gimnastika, atleticheskaya gimnastika, BOS-terapiya dlya lic s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Fitball gymnastics, athletic gymnastics, biofeedback therapy for people with disorders of the musculoskeletal system]: textbook. allowance / ed. E.V. Alexandrova. M.: Publishing House of Moscow State University of Economics and Economics, 2017. 219 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.