УДК 796.011:376
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА
Т.Ю. Никифорова
Показана необходимость проведения коррекционной работы по совершенствованию психомоторной сферы школьников с нарушением интеллекта. Предложена методика коррекции координационных способностей у подростков с нарушениями интеллекта, основанная на соотношении базовых и вариативных упражнений, воздействующих на двигательную и психическую сферы подростков. Раскрыты особенности проведения методики по развитию базовых координационных способностей у мальчиков 11-13 лет, имеющих легкую степень умственной отсталости.
Среди наиболее распространенных причин инвалидности являются психические заболевания, к которым относятся нарушения интеллекта [9]. Количество детей, имеющих нарушения интеллектуального развития, в последние десятилетия возрастает и в экономически развитых странах, по данным Всемирной организации здравоохранения составляет 1-3 % [3].
Одной из актуальных тем в области адаптивной физической культуры является физическое воспитание детей с умственной отсталостью. Наличие интеллектуальных нарушений у детей, как правило, сочетается с аномальным развитием их двигательной сферы. Причем ведущей причиной, затрудняющей формирование у данной категории лиц двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики [9]. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессах физического развития, социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности [2].
Для категории лиц, имеющих ограничения в психической и/или физической сферах, двигательная активность является одним из основных условий жизнеобеспечения, средством поддержания работоспособности. Однако особая роль движения состоит в том, что оно служит «... способом развития всех зон коры больших полушарий мозга, координации межцентральных связей, формирования двигательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии» [4].
Следует отметить, что координация двигательных действий непосредственно связана с функциональным состоянием центральной нервной системы (ЦНС). При этом нарушение координационных способностей (КС) является наиболее распространенной формой двигательных расстройств. В то же время, воздействуя на развитие
координационных способностей детей, имеющих умственную отсталость, можно оказывать положительное влияние на процессы, происходящие в ЦНС, а также корректировать двигательную сферу ребенка [1].
Поскольку координационные способности имеют взаимосвязь с уровнем развития психических процессов, то совершенствование КС является одним из важных направлений в коррекционной работе с учащимися, имеющими задержку психического развития [5].
Обращает внимание тот факт, что среди категории детей с умственной отсталостью, доля детей с легким недоразвитием познавательных способностей (дебильностью) составляет 70-80 %. Так, для детей с легкой степенью умственной отсталости в целом характерно психомоторное недоразвитие, проявляющееся в замедленном темпе развития локомоторных функций, угловатости движений, наличии суетливости и двигательного беспокойства. При этом у таких детей плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика [2, 4].
В процессе адаптивной физической культуры особое внимание следует уделять развитию базовых координационных способностей, которые считаются наиболее значимыми в процессе физического воспитания. Это, в свою очередь, позволит детям осуществлять большое количество двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия). К базовым видам КС относят следующие способности: «... способность к сохранению равновесия, способность к ориентации в пространстве, способности, основанные на проприоцептивной чувствительности, способность к дифференцированию, быстрому реагированию, кинестетическая способность, способность к усвоению заданного ритма, расслаблению и др.» [7].
Важной особенностью развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью является возможность для них лучшего овладения элементарными бытовыми двигательными навыками, которые нередко являются трудновыполнимыми (завязывание шнурков, рисование, письмо). Однако путем целенаправленного воздействия на двигательную сферу ребенка с нарушениями интеллекта станет возможным повысить уровень их адаптации к бытовым условиям жизни [8].
В то же время сроки наступления благоприятных (сенситивных) периодов развития у здоровых школьников и детей, имеющих отклонения в развитии не совпадают. Так, у школьников с умственной отсталостью период развития базовых КС приходится на возраст 9-12 лет [7].
В этой связи становится актуальной целенаправленная работа по коррекции базовых КС детей подросткового возраста.
Цель исследования состоит в экспериментальном обосновании методики развития базовых координационных способностей у мальчиков 11-13 лет с легкой степенью умственной отсталости.
В рамках исследования предполагается выявить исходный уровень развития координационных способностей мальчиков подростков с нарушениями интеллекта и определить эффективность методики по коррекции у них базовых КС.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, тестирование с использованием двигательных тестов, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе МБОУ № 32 (УШ вида) г. Липецка. Контингент детей: обучающиеся 11-13 лет (5-7-е классы), имеющие в анамнезе легкую степень умственной отсталости. В исследовании принимали участие мальчики среднего школьного возраста в количестве 12 чел. При этом были сформированы 2 группы: контрольная (6 мальчиков) и экспериментальная (6 мальчиков).
Для оценки развития координационных способностей мальчиков 11-13 лет использовались следующие двигательные тесты [6]:
1. Проба Ромберга «Аист» (статическое равновесие).
2. Челночный бег 3*10 м (координационные способности, относящиеся к целостным двигательным действиям).
3. Три кувырка вперед (координационные способности в акробатических упражнениях).
4. Бег к пронумерованным медицинболам (способность к ориентированию в пространстве).
5. Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения (координационные способности в спортивно -игровых двигательных действиях).
Продолжительность исследования составила 2,5 месяца.
Контрольная группа занималась по программе адаптивной физической культуры 2 раза в неделю. Экспериментальная группа занималась по усовершенствованной нами методике 5 раз в неделю по 20 мин. Работа коррекционной направленности проводилась в середине основной части занятий АФК (2 раза в неделю), а также в виде трех дополнительных занятий по развитию координационных способностей.
Следует отметить, что в традиционном подходе на занятиях по физической культуре, как правило, применяется механический перенос методики по развитию КС здоровых детей, однако из предыдущего возрастного периода. В экспериментальной методике мы учитывали тот факт, что дети с умственной отсталостью гораздо труднее воспринимают технику выполнения новых заданий (особенно координационного характера).
Для адаптации экспериментальной методики развития КС к особенностям психомоторной сферы школьников с нарушениями интеллектуального развития нами учитывались следующие подходы:
1. При освоении изучаемого материала необходимо использовать повторный метод обучения до полного его закрепления. Это связано со слабостью закрепления условно-рефлекторных связей у школьников с умственной отсталостью [1].
2. Систематическое и последовательное обучение детей новым двигательным действиям в соответствии с их двигательными возможностями и образование на этой основе более сложных форм координации движений. В этой связи будет обеспечиваться возможность совершенствования психофизиологических функций, связанных с управлением и регулировкой двигательных действий.
3. Осуществление индивидуального контроля при обучении детей двигательным действиям и оценки степени их утомления.
С экспериментальной группой мальчиков-подростков была использована усовершенствованная методика коррекции КС, основанная на изменении соотношения объёма базовых и вариативных упражнений на занятиях. Перечень упражнений были объединены по группам, исходя из направленности их воздействия:
- комплекс упражнений без предметов (базовый);
- комплексы упражнений с предметами (вариативные) - с мячами, гимнастическими палками и обручем;
- ходьба, бег;
- лазание;
- прыжки;
- метания.
Коррекционная работа с подростками состояла из двух частей.
В первой части применялись упражнения без предметов (более легкие и знакомые), которые выполняли две функции: разминки и совершенствования КС. Причем упражнения первой группы были направлены на активизацию двигательной сферы и повышение эмоционального фона занятия.
Вторая часть включала по шесть упражнений одной из групп (с предметами, метанием предметов и др.), которые выполняли также две функции: обучения и развития. При этом упражнения были подобраны таким образом, чтобы активизировать психические процессы (внимание, память, мышление и др.).
Количество упражнений первой группы в три раза превышало объем второй, а по времени выполнения соотношение было равным - по 50 %. По нашему мнению, это будет способствовать активизации двигательной и психической сферы детей с легкой степенью умственной отсталости.
Результаты исследования. На основании индивидуальных результа -тов мальчиков 11-13 лет и нормативов развития координационных способностей были выявлены уровни их развития в двух группах в начале и конце эксперимента.
Результаты, полученные в контрольной группе, свидетельствуют, что уровень развития координационных способностей у 6 мальчиков находится на низком уровне как в начале эксперимента, так и по его завершению.
В экспериментальной группе результаты 6 мальчиков улучшились, однако не по всем двигательным тестам. Так, если в начале эксперимента уровень развития КС по 5 двигательным тестам в среднем соответствовал низкому уровню, то после проведения методики по коррекции КС была выявлена положительная динамика. В пробе «Аист» (статическое равновесие) подростки экспериментальной группы показали средний уровень развития данной способности. В тесте «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» (КС в спортивно-игровых двигательных действиях) показатели мальчиков улучшились до уровня ниже среднего. Результаты выполнения двух тестов улучшились на 3,7 и 1,1 с соответственно.
В тесте «Челночный бег 3*10 м» показатели развития КС, относящиеся к целостным двигательным действиям, у мальчиков экспериментальной группы в среднем улучшились - от низкого уровня в начале эксперимента до ниже среднего уровня после проведения коррекционной работы. Время выполнения теста «Челночный бег» у мальчиков в среднем сократилась на 0,8 с.
Полученные результаты в двигательных тестах были обработаны с помощью методов математической статистики, что позволило определить средние значения, ошибку средней и достоверность различий между изучаемыми группами по критерию Т-Вилкоксона.
Достоверность различий между результатами контрольной и экспериментальной групп до и после проведенного исследования представлена в таблице.
Показатели развития координационных способностей мальчиков 11-13 лет с легкой степенью умственной отсталости
Двигательные тесты Контрольная группа Р Экспериментальная группа Р
Начало экспер. Окончание экспер. Начало экспер. Окончание экспер.
1. Проба «Аист», с 10,7±1,2 10,4±1,3 >0,05 11,7±1,3 15,4±1,5 <0,05
2. Челночный бег 3*10 м, с 9,8±0,3 9,9±0,4 >0,05 10,0±0,4 9,2±0,2 >0,05
3. Три кувырка вперед, с 9,1 ± 0,1 9,3 ± 0,1 >0,05 9,3±0,1 6,4±0,3 >0,05
4. Бег к пронумерованным мячам, с 15,2±0,3 15,0±0,3 >0,05 14,6±0,4 10,5±0,2 <0,05
5. Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения, с 12,7±0,01 13,0±0,4 >0,05 13,5±0,2 12,4±0,3 >0,05
Из результатов, представленных в таблице, видно, что у мальчиков контрольной группы показатели развития КС до и после эксперимента достоверно не различаются (Р>0,05). В экспериментальной группе получены достоверные изменения показателей (Р<0,05) по двум двигательным тестам: проба «Аист» и бег к пронумерованным мячам. Значимых улучшений не произошло по трем тестам: челночный бег 3^10 м, три кувырка вперед, ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.
В заключение следует отметить, что развитие координационных способностей у умственно отсталых детей позволит совершенствовать их локомоторные функции, повышать точность движений, устранять их непродуктивность, обусловленные психомоторным недоразвитием.
Апробированная нами методика по коррекции координационных способностей у мальчиков 11-13 лет, имеющих легкую степень умственной отсталости, позволила улучшить показатели этих способностей. На основании полученных данных можно заключить, что предложенная методика коррекционной работы, основанная на изменении соотношения объёма базовых и вариативных упражнений, применяемая в подростковом возрасте, является эффективной.
Комплексы упражнений координационной направленности из предложенной методики можно рекомендовать использовать как на уроках по адаптивной физической культуре, так и при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий (внеклассные и внешкольные занятия) с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
Список литературы
1. Болдырева В.Б. Развитие координационных способностей умственно отсталых детей 13-14 лет средствами баскетбола: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 23 с.
2. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития: монография. М.: Изд-во Книголюб, 2006. 140 с.
3. Веневцев С.И. Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2004. 102 с.
4. Каменский Е.Р. Развитие координационных способностей у подростков, имеющих отклонения в развитии: учеб.-метод. пособие. Биробиджан, 2015. 55 с.
5. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2010. 144 с.
6. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
7. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2005. 448 с.
8. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. СПб., 2001. 160 с.
9. Шелехов А.А. Организация работы с родителями как фактор повышения эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта // Адаптивная физическая культура. 2017. № 2(70). С. 11-13.
Никифорова Татьяна Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
METHOD OF CORRECTION OF COORDINATION ABILITIES IN ADOLESCENTS C INTELLECTUAL DISABILITIES
T.Yu. Nikiforova
The need for corrective work to improve the psychomotor sphere of schoolchildren with impaired intelligence is shown. A technique is proposed for correcting coordination abilities in adolescents with intellectual disabilities, based on the ratio of basic and variable exercises that affect the motor and mental spheres of adolescents. The features of the methodology for the development of basic coordination abilities in boys 11-13 years old with a slight degree of mental retardation are disclosed.
Key words: adolescents, adaptive physical education. coordination abilities, motor impairment, intellectual impairment, mental retardation.
Nikiforova Tatyana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, nickiforowa. ni@yandex. ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenova-Tyan-Shansky
Reference
1. Boldyreva V.B. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej umstvenno otstalyh detej 13-14 let sredstvami basketbola: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. Tambov, 2009. 23 s.
2. Butko G.A. Fizicheskoe vospitanie detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: monografiya. M.: Izd-vo Knigolyub, 2006. 140 s.
3. Venevcev S.I. Dmitriev A.A. Ozdorovlenie i korrekciya psihofizicheskogo razvitiya detej s narusheniem intellekta sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. M.: Sovetskij sport, 2004. 102 s.
4. Kamenskij E.R. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej u podrostkov, imeyushchih otkloneniya v razvitii: ucheb. metod. posobie. Birobidzhan, 2015. 55 s.
5. Lebedinskij V.V. Narushenie psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste: ucheb. posobie dlya stud. vysshih ucheb. zavedenij. M.: Izdat. centr «Akademiya», 2010. 144 s.
6. ЬуаЬ VI. Коогё1пас1оппуе БровоЬпоБЙ: ё1а§пов1;1ка 1 га2уШе. М.: ТУТ Бгушоп, 2006. 290 б.
7. Теог1уа 1 ог§ап12ас1уа аёарйупо] ГшсЬевко] киГШгу: исЬеЬшк. V 2 1. Т. 2. Боёегекаше 1 ше1;оё1к1 аёарйупо] ГшсЬевко] киГШгу 1 Иага^епв^ка ее овпоупуЬ у1ёоу / роё оЬвЬсЬ. геё. рго£ Б.Р. ЕуБееуа. М.: 8оуе18ку Брог!, 2005. 448 б.
8. БЬаркоуа Ь.У. Роёу^Ьпуе щгу ё1уа ёе1е] б пагшЬешеш у га2уШ1. БРЬ., 2001.
160 Б.
9. 8Ье1екЬоу А.А. 0г§ап12ас1уа гаЬо1у б гоёке1уаш1 как Гак1;ог роуувЬешуа еГГек1;1упо81;1 ргосеББа аёар1;1упо§о Й21сЬе8ко§о уовркашуа ёе1е] б пагшЬешеш 1п1е11ек1а // Adaptivnaya fizicheskaya Ы'Шга. 2017. № 2(70). S. 11-13.