ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Н.И. ФЕДОРОВА, Г.Н. ГРЕЦ, СГАФКСТ, г. Смоленск, Россия
Аннотация
Разработана технология формирования базовых знаний теории и методики адаптивной физической культуры у родителей детей с нарушением интеллекта на основе концепции контекстного обучения. Было проведено исследование, по результатам которого целесообразность применения разработанной нами программы обучения подтвердилась эффективностью подготовки родителей детей с нарушением интеллекта к самостоятельному проведению занятий физическими упражнениями в домашних условиях.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с нарушением интеллекта, обучение родителей, концепция
контекстного обучения.
FORMATION OF BASIC KNOWLEDGE OF THEORY AND METHODS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE OF PARENTS OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY ON THE BASE OF CONTEXTUAL EDUCATION
N.I. FEDOROVA, G.N. GRETS, SAPCST, Smolensk, Russia
Abstract
A technology has been developed for the formation of basic knowledge of the theory and methodology of adaptive physical education in parents of children with intellectual disabilities based on the concept of contextual education. A study was conducted, according to which the appropriateness of applying the training program developed by us was confirmed by the effectiveness of preparing parents of children with intellectual disabilities to conduct physical exercises independently at home.
Keywords: adaptive physical culture, children with intellectual disability, training of parents, consent of contextual
education.
Введение
В Российской Федерации существует проблема абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях [1, 2, 6]. По данным официальной статистики, в настоящее время в стране насчитывается 25% впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет, страдающих аутизмом, умственной отсталостью, задержкой психического развития и т.д. Хотя государство уделяет большое внимание абилитации таких детей, по различным причинам ее эффективность в ряде случаев недостаточна. Одной из причин является недостаточный уровень педагогических знаний и умений родителей, не позволяющий им принимать активное участие в воспитании детей с нарушением интеллекта, особенно проводить их абилитацию в домашних условиях средствами и методическими приемами адаптивной физической культуры [4, 8, 9]. Очевидно, что для формирования базовых теоретических знаний и практических навыков в сфере адаптивного физического воспитания,
необходимых родителям для участия в абилитации детей с нарушением интеллекта в домашних условиях, целесообразно использовать современные педагогические технологии.
Семейное воспитание детей - один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество [7].
Цель исследования - разработать и апробировать технологию формирования базовых знаний теории и методики адаптивной физической культуры у родителей детей с нарушением интеллекта на основе концепции контекстного обучения.
На протяжении ряда лет на базе Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма (СГАФКСТ) нами проводились исследования, целью которых являлись разработка, научное обоснование и экспериментальная оценка эффективности инновационной технологии обучения родителей детей с нару-
С*)
шением интеллекта базовым положениям теории и методики адаптивного физического воспитания. Для участия в эксперименте были созданы две группы родителей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: экспериментальная (ЭГ) - 50 чел. и контрольная (КГ) -45 чел. Контрольная группа обучалась самостоятельно по рекомендованной нами литературе, а консультативную помощь они получали в детских поликлиниках по месту прописки.
Результаты исследования
В разработанной нами технологии обучения родителей детей с нарушением интеллекта, основанной на концепции контекстного обучения, программа предусматривала 72 ч общей нагрузки (30 ч - лекции; 16 ч -практические занятия; 16 ч - семинарские занятия, 10 ч -самостоятельные занятия).
Программой предусматриваются следующие виды учебного процесса: лекционные, практические и семинарские занятия; самостоятельная работа; подготовка и сдача теста по основам адаптивной физической культуры.
Содержание лекций посвящено основным теоретическим сведениям по разделам программы, на практических занятиях родители изучают основы методик адаптивной физической культуры, овладевают навыками практического использования средств адаптивной физической культуры, приобретают способность принимать решения, основанные на использовании различных форм адаптивной двигательной рекреации.
Цель семинарских занятий - закрепление теоретических знаний, оценка результатов самостоятельной работы.
Особенностью структуры этой программы является выделение трех содержательно связанных этапов, отличающихся целью, задачами, содержанием.
Уровень освоения родителями теоретического материала учитывался по набранным баллам при ответах на разработанные тесты по каждому этапу обучения. На каждый вопрос теста предлагалось два ответа: правильный -оценка 5 баллов, неправильный - 1 балл. Результаты теоретической подготовки оценивались в зависимости от средней оценки в баллах и качества знаний (%).
Цель первого этапа: изучение и закрепление базовых знаний по адаптивной физической культуре, необходимых для проведения занятий в домашних условиях. Программа первого этапа обучения предусматривает базовую подготовку родителей детей с нарушением интеллекта, позволяющую им проводить в домашних условиях занятия по адаптивному физическому воспитанию. Она предполагает изложение основных теоретических, методических и практических основ адаптивной физической культуры.
Программа первого этапа обучения родителей базовым знаниям по адаптивной физической культуре, необходимых для проведения занятий с детьми с нарушениями интеллекта в домашних условиях, предусматривала следующие разделы:
Базовые понятия адаптивной физической культуры.
Адаптивная двигательная рекреация.
Формы проведения самостоятельных занятий адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Организация и проведение самостоятельных занятий адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой.
Установлено, что у родителей ЭГ средняя оценка знаний варьировалась в первом случае от 3,7 до 4,5 балла, а у родителей КГ - от 3,3 до 3,8 балла; качество знаний у родителей ЭГ варьировалось от 37 до 60%, а в КГ - от 19 до 41%. Межгрупповые различия на заключительном этапе данной серии исследования статистически достоверные (р < 0,05).
Цель второго этапа: изучение особенностей методики адаптивной физической культуры с детьми с нарушением интеллекта. Программа второго этапа обучения регламентирует дальнейшую подготовку родителей, позволяющую им проводить в домашних условиях занятия по адаптивной физической культуре со своими детьми. Она предусматривает изучение методов воспитания личности и развития двигательных качеств.
Программа второго этапа подготовки родителей к самостоятельным занятиям адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта предусматривала следующие разделы:
• Методы обучения двигательным действиям.
• Методы развития физических способностей.
• Методы развития координационных способностей.
• Методы воспитания личности.
• Методика интегральной оценки моторной функциональности детей 3-7 лет с нарушением интеллекта.
Установлено, что сумма занятых мест по степени усвоения знаний, особенностей методики адаптивной физической культуры с детьми во всех случаях была выше у родителей ЭГ, чем у родителей КГ. Так, если у родителей ЭГ средняя оценка знаний варьировалась в первом случае от 4,0 до 4,3 балла, а у родителей КГ - от 3,3 до 3,6 балла; качество знаний у родителей ЭГ варьировалось от 68 до 75%, а в КГ - от 23 до 30%.
Целью третьего этапа является создание условий для благоприятного вхождения детей в мир социальных отношений через укрепление внутрисемейных связей и на основе создания единого пространства общения; психолого-педагогическое просвещение родителей; повышение воспитательного воздействия семьи.
Программа третьего этапа обучения ориентирована на создание благоприятных условий для повышения педагогической, психологической и правовой грамотности родителей.
Данный уровень был выявлен на основе тестирования, программа которого включала в себя следующие тесты по разделам программы:
♦ Роль семейных традиций в воспитании ребенка.
♦ Влияние родительских отношений на психологическое развитие ребенка.
♦ Поощрения и наказания в семье.
♦ Влияние родительских отношений на психологическое развитие ребёнка.
♦ Нормативно-правовая грамотность родителей.
♦ Здоровый образ жизни.
Установлено, что сумма занятых мест по степени усвоения педагогической, психологической и правовой грамотности родителей во всех случаях была выше у родителей ЭГ, чем у родителей КГ. Так, если у родителей ЭГ средняя оценка знаний варьировалась в первом случае от 4,0 до 4,5 балла, а у родителей КГ - от 3,3 до 3,8 балла; качество знаний у родителей ЭГ варьировалось от 55 до 67%, а в КГ - от 19 до 41%.
Образование в сфере адаптивной физической культуры позволяет родителям более эффективно выполнять функции помощи, поддержки, защиты детей и взрослых членов семьи. Оно обеспечивает грамотность решения тех или иных проблем, инициирует ответственность человека за своих детей и свободу педагогического выбора. Успех родителей во многом зависит от того, готовы ли они слушать и слышать своего ребенка [3, 5, 9].
Таблица 1
Рейтинг теоретической подготовки родителей по дошкольному адаптивному физическому воспитанию (экспериментальная группа)
Формирование мотивации родителей детей с нарушением интеллекта к изучению учебного материала, предусмотренного программой, на наш взгляд, во многом зависит от знаний рейтинга предпочитаемых тем в сфере адаптивного физического воспитания. С этой целью нами проведен анализ предпочтения разделов программы родителями КГ и ЭГ на основании интервьюирования. Процесс интервьюирования осуществлялся в виде анкетирования, анкета включала 7 показателей (табл. 1).
Родители ЭГ на первом этапе на 1-е место поставили -«Основные понятия теории адаптивной физической культуры», на 2-е - «Методики адаптивной физической культуры», на 3-е - «Семейные взаимоотношения». На втором этапе - «Семейные взаимоотношения», «Ценности физической культуры», «Средства физического воспитания». На третьем этапе - «Основы здорового образа жизни», «Нормативно-правовая грамотность» и «Средства физического воспитания».
В КГ приоритеты отдельных разделов теоретической подготовки по адаптивному физическому воспитанию были несколько иные. На первом этапе 1-е место - «Методики адаптивной физической культуры», 2-е -«Основы здорового образа жизни», 3-е - «Средства адаптивного физического воспитания» (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг теоретической подготовки родителей по дошкольному адаптивному физическому воспитанию (контрольная группа)
№ п/п Показатель 1 этап 2 этап 3 этап
Рейтинг
1 Ценности адаптивной физической культуры 4 2 6
2 Основные понятия теории адаптивной физической культуры 1 7 5
3 Основы здорового образа жизни 5 5 1
4 Нормативно-правовая грамотность 4 6 2
5 Методики адаптивной физической культуры 2 4 4
6 Семейные взаимоотношения 3 1 7
7 Средства адаптивного физического воспитания 7 3 3
№ п/п Показатель 1 этап 2 этап 3 этап
Рейтинг
1 Ценности адаптивной физической культуры 4 3 4
2 Основные понятия теории адаптивной физической культуры 7 6 5
3 Основы здорового образа жизни 2 2 7
4 Нормативно-правовая грамотность 5 7 6
5 Методики адаптивной физической культуры 1 4 2
6 Семейные взаимоотношения 6 5 3
7 Средства адаптивного физического воспитания 3 1 1
Выводы
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что представленная выше программа обучения позволяет в достаточной степени обеспечить эффективность подготовки родителей детей с нарушением интеллекта к проведению адаптивного физического воспитания в семье. Для того чтобы процесс образования родителей осуществлялся конструктивно, необходимо,
чтобы они сами выступали субъектами этого процесса. Поэтому доминирующими становятся вопросы самообразования родителей. В этом случае многое определяет методология образовательной деятельности: определение последовательности образовательных действий, получение необходимого общепедагогического «сопровождения», методическая помощь.
Массовая физическая культура и оздоровление населения
Литература
1. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложными нарушениями развития: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. - М.: Просвещение, 2008 -78 с.
2. Бахурова Е.П. Основы успешного семейного воспитания // Образование и воспитание. - 2015. - № 1. -С. 64-69.
3. Борякова, Н.Ю. Развитие мнестических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы / Н.Ю. Борякова, Т.И. Дубровина, О.С. Орлова // Специальное образование. - 2013. - № 2. -С. 5-11.
4. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития / М.А. Касицина (организационный аспект). -М.: В. Секачев, 2007. - 78 с.
5. Бубеева, Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Б.Н. Бубеева // Вестник БГУ. - 2010. - № 1. - С. 221-224.
6. Жизненные миры современной российской семьи: монография / З.Х. Саралиева, В.А. Блонин, Н.Ю. Егорова [и др.]. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2015. - 264 с.
7. Кухарчук, О.В. Особенности семей, воспитывающих дошкольников с РАС [Электронное издание] / О.В. Кухарчук, К.В. Игнатьева // Реабилитация, аби-литация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник научных статей / под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Л.В. Шиповой, М.Д. Коноваловой. - М.: Перо, 2016. - 728 с.
8. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
9. Ситаров, В.А. Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями развития / В.А. Ситаров, С.Н. Глаголев, А.И. Шутенко // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. - С. 222-230.
References
1. Basilova, T.A. and Aleksandrova, N.A. (2008), How to help a baby with complex developmental disorders: a guide for parents, Moscow: Prosveshchenie, 78 p.
2. Bakhurova, E.P. (2015), Fundamentals of successful family education, Obrazovanie i vospitanie, no. 1, pp. 64-69.
3. Boryakova, N.Yu., Dubrovina, N.I. and Orlova, O.S. (2013), Development of mnestic processes of children with mental retardation in the structure of correctional work, Special'noe obrazovanie, no. 2, pp. 5-11.
4. Boryakova, N.Yu. and Kacitsina, M.A. (2007), Correctional and pedagogical work in kindergarten for children with mental retardation, Moscow: V. Sekachev, 2007, 78 p.
5. Bubeeva, B.N. (2010), The problem of inclusive education of children with disabilities, Vestnik of the BGU, no. 1, pp. 221-224.
6. Saralieva, Z.Kh., Blonin, V.A., Egorova, N.Yu., et al. (2015), Life of the modern Russian family: monograph, N. Novgorod: Publishing House NNGU, 264 p.
7. Kukharchuk, O.V. and Ignatyev, K.V. (2016), Features of families growing up preschool children with ASD, In: Rehabilitation, habilitation and socialization: an interdisciplinary approach: collection of scientific articles, Moscow: Publishing House "Pero", 728 p.
8. Mastyukova, E.M. and Moskovkina, A.G. (2003), Family education of children with developmental disabilities: textbook for higher educational establishments students, Moscow: VLADOS, 408 p.
9. Sitarov, V.A., Glagolev, S.N., and Shutenko, A.I. (2011), Adaptive educational environment as a pedagogical space for teaching children with disabilities, Znanie, ponimanie, umenie, no. 3, pp. 222-230.