7. Landers, D.M. (1980), "The arousal-performance relationship revisited". Research Quarterly for Exercise and Sport by the American Alliance for Health, Physical Education, Recreation and Dance, 1900 Association Drive, Reston, VA 20191, USA, Vol. 51, р. 77-90.
8. McMorris, T. (2004), Acquisition and Performance of Sports Skills, John Wiley & Sons, Ltd, West Sussex, England. - 300 p.
9. Nacsson, J. and Schmidt, R.A. (1971) "The activity-set hypothesis for warm-up decrement". J Motor Behavior, Vol. 3. pp. 1-15.
10. Oxendine, J.B. (1968), Psychology of motor learning, 1st edn. Appleton-Century-Crofts, NY, USA. - 366 p.
11. Pribram, K.H. and McGuinness, D. (1975) "Arousal, activation, end effort in the control of attention", Psych Rev, Vol. 82, pp. 116-149.
12. Sanders, A.F. (1983), "Towards a model of stress and human performance", Acta Psych, Vol. 53, pp. 61-97.
13. Singer, R.N. (1968), Motor control and human performance, 1st edn. Macmillan, London, UK. - 480 p.
14. Smith, М1. & Glass, G.V. (1977), "Meta-analysis of psychotherapy outcome studies", American Psychologist, Vol. 32, pp. 752-760.
15. Spence, R.N. (1958), "A theory of emotionally based drive and its relation to performance in simple learning situation", Am Psych, Vol. 13, pp. 131-141.
16. Yerkes, R.M. and Dodson, J.D. (1908), "The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation". J Comp Neurol Psych, Vol. 18, pp. 459-482.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2017
УДК 796.011
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ФАКТОР НОРМАЛИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК
Алексей Анатольевич Шелехов, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению влияния вовлечения родителей в процесс физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями на отношения в семье. В статье приводится анализ научной литературы по данной теме и анализ данных педагогического эксперимента, посвященного исследованию родительских установок с помощью методики PARI.
Ключевые слова: физическое воспитание, нарушение интеллекта, дети, родители, отношения между родителями и детьми.
INVOLVEMENT OF PARENTS IN THE PROCESS OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES AS A FACTOR OF NORMALIZATION OF THE PARENT-CHILD RELATIONSHIP
Alexey Anatolievich Shelekhov, the senior teacher The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article discusses the results of the study devoted to examination of the effects of involving the parents in the process of physical education of children with intellectual disabilities on parent-children relationship. In the article the analysis of the scientific literature on the given topic and analysis of data of the pedagogical experiment devoted to the study of parent attitudes using the method of PARI.
Keywords: physical education, intellectual disabilities, children, parents, child-parent relationships.
Согласно данным Федеральной службы Государственной статистики, на 2016 год в Российской Федерации зарегистрировано 613000 детей-инвалидов, из них 217000 - дети в возрасте от 0 до 7 лет. Одними из самых распространенных причин инвалидности являются психические заболевания, в том числе связанные с нарушением интеллекта [http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#]
Нарушение интеллекта не только снижает когнитивные функции ребёнка, но и является причиной аномального развития двигательной сферы. Данные ограничения мешают в приобретении социального опыта и подготовки к самостоятельной жизни. Главной причиной, затрудняющей формирование у лиц данной нозологической группы двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики. Картина двигательных нарушений данного контингента сложна и мозаична. Уровень развития физических способностей находится в прямой зависимости от степени интеллектуального дефекта. Особенно замедленно у данной нозологии развитие координационных способностей [2]. Термин «моторная неловкость» наиболее точно характеризует уровень развития двигательной сферы ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
Ещё А.Н. Леонтьев 1975 выявил взаимосвязь уровня развития моторики и психического развития, отмечая, что психика не просто проявляется в движении, но и движение формирует психику. Н.А. Бернштейн утверждал, что движение в уровне предметного действия представляет собой смысловой акт, является элементарным поступком, направленными на решение поставленной задачи, а это позволяет видеть в осмысленном движении интеллектуальный компонент.
Как отмечают специалисты, для детей с умственной отсталостью характерно отсутствие борьбы мотивов, наблюдается нарушение сознательного контроля произвольной активности, что связывается с недостаточным развитием функций коры головного мозга. Мотивы учебных, трудовых и других действий человека с нарушением интеллекта заданы взрослыми людьми [4]. Целью воспитания и обучения подобных детей является формирование у них знаний, умений и навыков такого уровня, который позволил бы им успешно адаптироваться к социальным нормам и самостоятельной жизни. Для достижения данной цели необходимо обеспечить:
• непрерывность, системность, преемственность процесса физического воспитания ребёнка
• рациональный объём двигательной активности ребёнка.
Исходя из того факта, что дети с нарушением интеллекта имеют сниженную мотивацию к двигательной активности, можно сделать вывод о том, что их социальная ситуация развития должна быть побуждающей. Последнее десятилетие ознаменовано повышенным интересом со стороны представителей различных научных дисциплин к проблеме семей воспитывающих детей с ограничениями в состоянии здоровья. Отечественные и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что решение проблем подобных семей невозможно за счёт одного лишь коррекционного воздействия на ребёнка. Необходимо создавать специальные маршруты адресной и комплексной помощи родителям. Justin W. Peer и Stephen B. Hillman в 2014 году опубликовали научный обзор, посвящённый изучению ключевых стрессовых факторов и устойчивости к стрессу родителей детей с нарушениями интеллектуального развития. Согласно информации, представленной в данном исследовании, наибольшую тревогу у специалистов вызывает тот факт, что уникальная стрессовая ситуация, в которой находятся родители, зачастую негативно отражается на их способности к рациональному и объективному педагогическому воздействию на ребёнка, т.е. на выполнении родительских функций. Так же в исследовании отмечается, что наиболее эффективными коппинг-механизмами для родителей являются: оптимистический жизненный стиль и социальная поддержка [5].
К похожим выводам в своём исследовании, посвящённом роли семейного воспитания в социализации детей с интеллектуальным недоразвитием, приходит Гузанова
Д.Ю. Она отмечает, что именно отношения между родителями и детьми чаще всего входят в противоречие с процессом социализации ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости. [1].
Н.Г. Корельская в своих работах отмечает, что основными инициаторами и организаторами совместных занятий с детьми, должны быть их родители, которые также нуждаются в реабилитации, абилитации и адаптации к сложившейся жизненной ситуация. Евсеев С.П. и Евсеева О.Э. предлагают для решения данных задач использовать средства и методы адаптивной физической культуры [2].
Однако стоит отметить, что несмотря на подробно изученную проблему особенностей отношения родителей к детям в семьях воспитывающих детей с нарушением интеллекта и многолетний положительный опыт использования средств и методов адаптивной физической культуры для физического воспитания данного контингента, практически неизученным остаётся вопрос включения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Также отметим противоречие: между практической необходимостью использования методик вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллектуального развития и недостатком научно-обоснованных разработок в этой области [4].
Анализ научной литературы и современных работ по теме исследования позволил нам сделать следующее предположение: вовлечение родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями будет способствовать положительным изменениям во взаимоотношениях родителей и детей.
В этой связи, нами была разработана методика вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта. Эффективность данной методики была доказана в ходе педагогического эксперимента. На рисунке 1 представлена схема методики, позволяющей повышать компетентность родителей в вопросах физического воспитания и интегрировать их в систему междисциплинарного взаимодействия специалистов, работающих с их ребенком. Данная методика была впервые апробирована в период с 15.01.15 по 18.04.15 на базе ГБДОУ № 14 компенсирующего вида города Санкт-Петербурга.
Семинар с родителями. 30 минут
Занятие 2 раза в неделю 60 мин
Беседа на темы:
1)Характеристика психофизического развития детей с особенностями развития
2)Принципы АФК
3)Современные методы и принципы АФК
4)Организация и проведение самостоятельных занятий вне образовательного учреждения.
Занятие проводится в групповой форме. В ходе занятия родители овладевают средаствами и
методами адаптивной физической культуры
Подготовка к предстоящему занятия (объяснение целей, задач занятия)
Ответы на вопросы родителей
Рисунок 1 - Схема методики вовлечения родителей в процесс физической реабилитации детей с ограничениями
в состоянии здоровья
В период с 3 октября по 28 ноября 2016 года на той же базе была проведена вторая часть эксперимента. Были набраны новые экспериментальная и контрольная группы, в которые вошли по 10 мальчиков с интеллектуальными нарушениями в возрасте 6 лет и их родители. Экспериментальная группа прошла занятия по предложенной методике.
Участники контрольной группы занимались по принятой в ГБДОУ №14 образовательной программе. Целью данного эксперимента было определение влияния предложенной методики на изменение отношения родителей к детям.
В качестве метода исследования нами был выбран метод математико-статистической обработки данных, полученных в результате эксперимента с использованием методики изучения родительских установок Parental Attitude Research Instrument (PARI). Авторами данной методики являются американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России методика адаптирована Т.В. Нещерет. На рисунке 2 представлены результаты исследуемых признаков родительских установок.
Результаты методики PARI
Вербализация
Уклонение от контакта 12 Развитие активности
Излишняя сторогость Чрезмерная забота
Стремление ускорить Создание излишней
развитие безопасности
до ^^^ после Рисунок 2 - Математико-статическая обработка результатов методики PARI
На представленной диаграмме отражена положительная динамика, исследуемых признаков родительских установок. Данные полученные в результате тестирования родителей были обработаны в компьютерной программе Statgraphics plus с применением непараметрического критерия Вилкоксона. Практически во всех признаках различия статистически достоверны. Показательно, что единственным признаком, изменения которого статистически не подтвердились оказалось «стремление ускорить развитие ребёнка». Это можно объяснить тем, что высокое значение данного признака характерно для родителей, активно занимающихся развитием своих детей. Принимая во внимание тот факт, что занятия по предложенной методике и контроль за физической активностью своего ребёнка, воспринимались родителями экспериментальной группы как возможность для активизации его развития, мы можем говорить о том, что подобный результат можно считать закономерным. Более того, на графике мы можем наблюдать минимальную тенденцию к снижению данного показателя, а, следовательно, констатировать, что включение родителей в процесс физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями не вызвал негативных сдвигов в данном признаке родительских установок.
ВЫВОДЫ
В ходе исследования было установлено, что родители воспитывающие детей с нарушением интеллекта, находятся в уникальной стрессовой ситуации и недостаток знаний и умений в воспитании ребёнка может спровоцировать формирование неадекватных отношений между ними, что в свою очередь существенно затрудняет процесс социализации ребёнка. В ходе педагогического эксперимента было доказано, что одним из эффективных способов оптимизации отношений в семье является вовлечение родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гузанова, Д.Ю. Роль семейного воспитания в социализации детей с интеллектуальным недоразвитием / Д.Ю. Гузанова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 18. - С. 185-189.
2. Евсеева, О.Э. Совершенствование двигательных способностей у лиц с нарушениями интеллекта средствами физической культуры и спорта / О.Э. Евсеева, А.А. Шелехов // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2015 г., посвященной 120-летию университета. - СПб., 2016. -С. 104-105.
3. Евсеева, О.Э. Социальное партнерство в теории и практике АФК / О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 3 (47). - С. 11.
4. Шелехов, А.А. Роль семьи в образовании и воспитании детей с нарушением интеллекта / А.А. Шелехов, О.Э. Евсеева // Современные проблемы теории и методики адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2016. - С. 77-80.
5. Peer, J.W. Stress and Resilience for Parents of Children With Intellectual and Developmental Disabilities: A Review of Key Factors and Recommendations for Practitioners / J.W. Peer, S.B. Hillman // J. Policy Pract. Intellect. Disabil. -2014. -Vol. 11. - No. 2. - P. 92-98.
REFERENCES
1. Guzanova, D. Yu. (2011), "Role of family education in the socialization of children with intellectual disabilities", Psychology and pedagogy: methods and problems ofpractical application, No. 18, pp. 185-189.
2. Evseeva, O.E. and Shelekhov, A.A. (2016), "Improvement of motor abilities in individuals with intellectual disabilities by means of physical culture and sport", Practical conference of the faculty of the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg, 2015, St. Petersburg, pp. 104-105.
3. Evseeva, O.E. and Aksenov, A.V. (2011), "Social partnership in the theory and practice of Adaptivity Physical Education", Adaptive physical culture, Vol. 47, No. 3, pp.11.
4. Shelekhov, A.A. and Evseeva, O.E. (2016), "Role of the family in education and upbringing of children with intellectual disabilities", Modern problems of theory and methodology of adaptive physical education, St. Petersburg, pp 77-80.
5. Peer, J.W. and Hillman, S.B. (2014), "Stress and Resilience for Parents of Children With Intellectual and Developmental Disabilities: A Review of Key Factors and Recommendations for Practitioners", J Policy Pract Intellect Disabil., Vol. 11, No. 2, pp. 92-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2017