УДК 37.018.15
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ УЧАСТИЯ В АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Н.И. Федорова, И.И. Бахрах
ФГБОУ ВО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Смоленск, Россия Для связи с авторами: Е-mail: doc_fni777@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается структура и содержание компетентностно-ориентированной технологии физкультурного образования родителей, предназначенной для проведения абилитации детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры в домашних условиях. Основными компонентами, составляющими технологии физкультурного образования родителей детей с нарушениями интеллекта, являются: целевой компонент, определяющий знания цели, задачи и направленность обучения детей с интеллектуальными нарушениями, а также знание общепринятых принципов адаптивной физической культуры; образовательный компонент, включающий в себя знания о программно-методическом обеспечении адаптивного физического воспитания, принципах, средствах и методических приемах обучения детей с нарушениями интеллекта двигательным действиям, а также путях их преодоления; процессуальный компонент, характеризующийся организационными формами и методикой проведения занятий физическими упражнениями и практическими навыками обучения двигательным действиям; результативный компонент, отражающий результат участия родителей в процессе абилитации детей с нарушениями интеллекта. В соответствии с целью и задачами компетентностно-ориентированной технологии физкультурного образования родителей нами разработана программа «Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями интеллекта в семье». Результаты проведенного цикла подготовки родителей детей с нарушением интеллекта свидетельствуют, что у родителей успешно сформированы педагогические компетенции и они начали проводить абилитацию детей в домашних условиях. Можно полагать, что разработанная технология участия родителей детей с нарушениями интеллекта, осуществляемая в домашних условиях, позволит повысить эффективность абилитации детей дошкольного возраста при рассматриваемом заболевании.
Ключевые слова: технология, компетенции, компетентностный подход, абилитация детей с нарушениями интеллекта в домашних условиях.
COMPETENCY-ORIENTED TECHNOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION FOR PARENTS FOR THEIR FURTHER PARTICIPATION IN HABILITATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES N.I. Fedorova, I.I. Bakhrakh
Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk, Russia Abstract
The paper considers the structure and content of the competency-oriented technology of physical education for parents, intended for habilitation of children with intellectual disabilities using adaptive physical training at home. The main components making up the technologies of physical education for parents of children with intellectual disabilities are as follows: - the target component. It defines the knowledge of the purpose, objectives and pathways of teaching children with intellectual disabilities, as well as the knowledge of the generally accepted principles of adaptive physical culture; - an educational component. It includes the knowledge of the program-methodical support of adaptive physical education, principles, means and methodical tools of training motor activities of children with intellectual disabilities, as well as the ways to overcome them; - the procedural component. It is characterized by organizational forms and methods of physical training and developing practical skills in training motor activities; - the resultant component. It reflects the result of parents' participation in the process of habilitation of children with intellectual disabilities. In accordance with the purpose and objectives of the competence-oriented technology of physical education of parents, we developed the "Adaptive physical education of children with intellectual disabilities in the family" program. The results of
the training cycle for parents of children with intellectual disabilities demonstrate that parents have obtained pedagogical competences, and they have started to deliver the habilitation of children at home. It can be assumed that the developed technology of participation for parents of children with intellectual disabilities, which can be carried out at home, will increase the effectiveness of habilitation of preschool aged children with intellectual disabilities.
Keywords: technology, competence, competence approach, habilitation of children with intellectual disabilities at home.
В настоящее время в России адаптивное физическое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, как правило, осуществляют государственные органы. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья либо не участвуют в этом процессе, либо уделяют ему недостаточное внимание. В результате складывается негативная ситуация, в результате которой не используется адаптивное физическое воспитание в семье. Следует отметить основную особенность семейного адаптивного воспитания детей дошкольного возраста. На данном этапе постнатального онтогенеза семья является первым и уникальным воспитателем, так как ребенок находится в тесном и непосредственном контакте с родителями, в этот период происходит его формирование и развитие как личности. Следовательно, семья является основным источником социализации, особенно в первые пять лет жизни ребенка, так как обладает огромными возможностями формирования личностной физической культуры.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в системе абилитации детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта актуализирует значение применения средств адаптивной физической культуры в условиях семейного воспитания [1,3].
По мнению специалистов [1,2,3], для эффективного участия родителей в этом процессе необходима технология формирования у них теоретических знаний и практических навыков, необходимых для применения различных средств и методических приемов адаптивной физической культуры в процессе абилитации детей с нарушениями интеллекта, осуществляемой в домашних условиях. На основании результатов анализа специальной литературы и опыта работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интел-
лекта нами разработана компетентностно-ориентированная технология физкультурного образования родителей, предназначенная для проведения абилитации детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры в домашних условиях. В основе компетентностно-ориентированной технологии образования родителей детей с умственной отсталостью лежат положения о том, что семья:
- является «личностной» средой жизни детей, во многом определяющей состояние их здоровья и физического развития;
- выполняет социальную функцию посредством педагогического воздействия на процесс адаптивного физического воспитания;
- призвана обеспечить эффективную коррек-ционную работу средствами адаптивной физической культуры;
- формирует у ребенка первоначальные знания о здоровье, болезни, способах поддержания здоровья;
- осуществляет коррекцию или компенсацию нарушенных психосоматических функций детей с умственной отсталостью.
Как указывают [2,3], уровень образованности в современных условиях не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. Согласно мнению этих авторов, с позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентност-ный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Общие принципы компетентностного подхода отражают следующие положения:
- смысл образования заключается в том, чтобы развивать у родителей способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта;
- содержанием обучения родителей становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить;
- необходимо создание условий для формирования у родителей опыта самостоятельного решения поставленных проблем;
- оценка результатов обучения осуществляется на основе анализе уровня образованности, достигнутого родителями, т.е. на уровне их компетенций.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится уровень сформированных ключевых компетенций.
Структура предлагаемой педагогической технологии представлена на рисунке 1. Основными компонентами, составляющими технологии физкультурного образования родителей детей с нарушениями интеллекта, являются:
- целевой компонент. Определяет знания цели, задачи и направленности обучения детей с интеллектуальными нарушениями, а также знание общепринятых принципов адаптивной физической культуры;
- образовательный компонент. Включает в себя знания о программно-методическом обеспечении адаптивного физического воспитания, принципах, средствах и методических приемах обучения детей с нарушениями
интеллекта двигательным действиям, а также путях их преодоления;
— процессуальный компонент. Характеризуется организационными формами и методикой проведения занятий физическими упражнениями и практическими навыками обучения двигательным действиям;
— результативный компонент. Отражает результат участия родителей в процессе абили-тации детей с нарушениями интеллекта.
В соответствии с целью и задачами компетентностно-ориентированной технологии физкультурного образования родителей нами разработана программа «Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями интеллекта в семье».
Цель программы — формирование у родителей детей с интеллектуальными нарушениями компетенций, необходимых для осуществления адаптивного физического воспитания в семье. Задачами программы являются:
— формирование у родителей адекватного восприятия ребенка;
— расширение информированности родителей о психосоматическом статусе и потенциальных возможностях ребенка;
— обучение родителей применению средств и методических приемов физической реабилитации, организации игровой и образовательной деятельности детей в домашних условиях;
— формирование у родителей умений и навы-
ков по контролю состояния здоровья детей, оказанию первой помощи при неотложных состояниях у детей;
— повышение уровня психического здоровья родителей;
— оптимизация системы внутрисемейных отношений;
— повышение уровня правовой грамотности. Программа рассчитана на 30 часов и состоит из двух модулей, каждый из которых включает несколько разделов.
Модуль «Знания об адаптивной физической культуре» (20 часов) включает в себя такие разделы, как «Базовые понятия адаптивной физической культуры» и «Адаптивная двигательная рекреация». Эти разделы содержат сведения о средствах, методах адаптивной физической культуры, о формах организации занятий в адаптивной физической культуре. Кроме того, в нем рассматриваются вопросы о различных видах адаптивной двигательной рекреации: адаптивном туризме, водных видах, игровых видах адаптивной двигательной рекреации. Модуль «Способы двигательной деятельности» (10 часов) содержит задания, ориентированные на активное включение родителей в самостоятельные формы занятий адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью. Этот раздел включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью» и «Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой». Основным содержанием данного раздела является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной педагогической деятельности практических навыков и умений. Программа «Адаптивное физическое воспитание в семье» предусматривает формирование у родителей детей с нарушениями интеллекта следующих компетенций:
— гностической. Родители владеют знаниями о средствах и методах адаптивной физической культуры, знают формы организации занятий физическими упражнениями, воспитательные условия, необходимые для полноценного и качественного развития ребенка. Родитель понимает значимость занятий
адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и осознает свою роль в этом процессе;
- менторский. Родители умеют находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения занятий компенсирующего и коррекционно-развивающего образования детей с нарушениями интеллекта;
- личностного самосовершенствования. Родители обладают навыками использования различных методов и форм организации физкультурных занятий, строящихся с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей с интеллектуальными нарушениями; установления педагогически целесообразных взаимоотношений с такими детьми.
Для оценки уровня формирования педагогических компетенций у родителей детей с нарушениями интеллекта предложены следующие критерии:
- пороговый — родитель знает теоретические основы адаптивной физической культуры, возможности их применения в работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями;
- продвинутый — предполагает наличие у родителей способности к педагогическому самообразованию; родители имеют представление о том, какие воспитательные условия необходимо создать для проведения занятий компенсирующего и коррекционно-развивающего образования детей с интеллектуальными нарушениями;
- высокий — родитель владеет навыками выбора цели и задач адаптивной физической культуры при конкретном заболевании, способностью проводить занятия с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, используя средства адаптивной физической культуры.
Программа направлена на достижение системы планируемых результатов, включающей личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к само-
развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки.
Предметные результаты:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития;
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики;
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями о функциональных возможностях организма;
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха. Начиная с 2016 года разработанная нами программа проходит экспериментальную апробацию на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. В течение 2016 года 65 родителей прошли обучение по программе «Адаптивное физическое воспитание в семье». Результаты проведенного цикла подготовки родителей детей с нарушением интеллекта свидетельствуют, что у родителей успешно сформированы педагогические компетенции и 74% прошедших обучения родителей начали проводить абилитацию детей в домашних условиях. Можно полагать, что изложенная выше технология участия родителей детей с нарушениями интеллекта, осуществляемая в домашних условиях, позволит повысить эффективность абилитации детей дошкольного возраста при рассматриваемом заболевании.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Астафьев, Н. В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников : учеб. пособие / Н. В. Астафьев, А. С. Самыличев. - Омск, 2010. - 40 с.
2. Кухарчук, О. В. Особенности семей, воспитывающих дошкольников с РАС / О. В. Кухарчук, К. В. Игнатьева // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник
научных статей /под ред. О. Е. Нестеровой, Р. М. Шамионова, Е. С. Пяткиной, Л. В. Шиповой, М. Д. Коноваловой. - М. : Издательство «Перо», 2016 -728 с. [Электронное издание] 3. Ряписова, А. Г. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики / А. Г. Ряписова, Т. Л. Чепель // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 226-233.
LIST OF REFERENCES
1. Astafiev, N. V. The concept of additional physical education for mentally retarded schoolchildren : textbook / N. V. Astafiev, A. S. Samylichev. - Omsk, 2010. - 40 p.
2. Kukharchuk, O. V. Peculiarities of families growing up preschoolchildren with autism spectrum disorders / O. V. Kukharchuk, K. V. Ignatieva // Rehabilitation, habilitation and socialization: an interdisciplinary
approach. Collection of scientific articles / ed. by O. E. Nesterova, R. M. Shamionova, E. S. Pyatkina, L. V. Shipova, M. D. Konovalova. - M. : "Pero" Publishing house, 2016. - 728 p. [electronic edition] 3. Ryapisova, A. G. Investigation of the effectiveness of the educational process in conditions of inclusive practice / A. G. Ryapisova, T. L. Chepel // Siberian Pedagogical Magazine. - 2012. - № 2. - P. 226-233.