Научная статья на тему 'Формирование мотивации родителей к осуществлению адаптивного физического воспитания в домашних условиях детей с нарушением интеллекта'

Формирование мотивации родителей к осуществлению адаптивного физического воспитания в домашних условиях детей с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AT HOME / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Н.И.

В данной статье рассматривается алгоритм формирования позитивной мотивации на основе совместной деятельности педагогов и родителей для эффективной абилитации в домашних условиях детей с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PARENTS'' MOTIVATION FOR ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AT HOME WITH CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The algorithm of the formation of positive motivation on the basis of joint activities of teachers and parents for effective home habilitation of children with intellectual disabilities is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации родителей к осуществлению адаптивного физического воспитания в домашних условиях детей с нарушением интеллекта»

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018

УДК 376 ФЕДОРОВА Н.И.

кандидат педагогических наук, зав. кафедрой спортивной медицины и АФК, Смоленская государственная академия физической культуры спорта и туризма Е-mail: doc_fni777@mail.ru

UDC376

FEDOROVA N.I.

Ph.D., Head of the Department of Sports Medicine and the Adaptive Physical Culture, Smolensk state academy of physical

culture, sports and tourism Е-mail: doc_fni777@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

FORMATION OF PARENTS' MOTIVATION FOR ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AT HOME WITH CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

В данной статье рассматривается алгоритм формирования позитивной мотивации на основе совместной деятельности педагогов и родителей для эффективной абилитации в домашних условиях детей с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: мотивация, адаптивное физическое воспитание в домашних условиях, дети с нарушением интеллекта.

The algorithm of the formation of positive motivation on the basis of joint activities of teachers and parents for effective home habilitation of children with intellectual disabilities is considered in this article.

Keywords: motivation, adaptive physical education at home, children with intellectual disabilities.

Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта является мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций и возможности инклюзии в социуме [1].

В нашей стране адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта, как правило, осуществляют государственные учреждения (детские сады, школы, интернаты и тд.). Родители детей с нарушением интеллекта либо не участвуют в этом процессе, либо уделяют ему недостаточное внимание. Очевидно, это связано с отрицательным отношением к абилитации ребенка с помощью различных средств физической культуры, либо с недостаточным уровнем педагогических знаний и навыков.

Известно, что формирование заинтересованности родителей в проведении занятиях физическими упражнениями с детьми с нарушением интеллекта - это не одномоментный, а долгий поэтапный процесс - от развития элементарных гигиенических навыков до формирования глубоких знаний по теории адаптивного физического воспитания. На наш взгляд, целесообразно внедрение курса родителей основам теории и методики адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Очевидно, что приобретенные родителями теоретические знания и практические навыки в сфере адаптивного физического воспитания позволят применять в домашних условиях физические упражнения, средства закаливания и массаж, для оказания оптимальной коррекции психосоматического состояния ребенка.

Важным условием успешного выполнения любой деятельности, является мотивация, так как именно она стимулирует личную активность, заинтересованность человека в любом виде деятельности.

Целью настоящего исследования является изучение мотивации родителей к осуществлению адаптивного физического воспитания в домашних условиях детей с нарушением интеллекта.

Для изучения и последующего анализа мотивов, побуждающих родителей заниматься в домашних условиях физическими упражнениями с детьми с нарушением интеллекта

нами разработана анкета, с учетом определения особенностей познавательных, социальных мотивов и мотивов саморазвития матерей. Проведено анкетирование 467 матерей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

По мнению ряда авторов [1,2] эффективность процесса обучения родителей во многом зависит от их мотивации.

Согласно существующим представлениям психологов [Л.И. Божович, Л.В. Благонадежная, Щукина Г.И., Якобсон П.М.] существуют следующие мотивы:

- Познавательные мотивы реализуют потребность родителей в знаниях, они связаны с проявлением интереса, любознательности, стремлением узнать новые факты, сведения.

- Социальные мотивы, связаны с необходимостью учения; желанием получить социальное одобрение.

- Мотивы саморазвития проявляются в потребности самосовершенствования, самореализации, самоактуализации, самоопределения.

Результат анализа анкет позволил установить, что 50% опрошенных респондентов признают первостепенными познавательные мотивы. Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы).

32% респондентов считают существенными социальные мотивы. Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Приоритет мотива саморазвития отдают 18% респондентов. Стремление к самосовершенствованию - важный мотив, который побуждает человека к процессу обучения.

© Федорова Н.И. © Fedorova N.I.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

Стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации личностного роста. Человек с высоким уровнем такой мотивации, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

В соответствии с целью предпринятого исследования на базе Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма была организована в 2015 году Школа родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного формирования позитивной мотивации родителей к осуществлению адаптивного физического воспитания в домашних условиях детей с нарушением интеллекта, необходимо помочь им осознать объективную связь процес-

са абилитации ребенка с уровнем знаний и умений в области адаптивного физического воспитания. Подобный методический подход позволяет формировать мотивацию к желанию иметь высокий уровень знаний и умений в сфере адаптивного физического воспитания.

Предложенный алгоритм формирования позитивной мотивации на основе совместной деятельности педагогов и родителей, ориентирован на формирование познавательных интересов и мотивов деятельности, эмоционально-ценностных взаимоотношений, приобретения опыта реализации освоенных знаний, умений и навыков в непосредственной практической деятельности, необходимый для эффективной абилитации в домашних условиях детей с нарушением интеллекта.

Библиографический список

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006. 512 с.

2. Макаренко В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом. // Известия ПГУ им. В .Г. Белинского. 2008. №10. С.140-141.

References

1. Ilyin E.P. Motivation and motives. St. Petersburg, 2006. 512 p.

2. Makarenko V.K. Formation of motivation for physical culture and sports trainings. // Izvestia Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky. 2008. №10. Pp.140-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.