УДК 376 ФЕДОРОВА Н.И.
кандидат педагогических наук, доцент, Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма E-mail: [email protected] БАХРАХ И.И.
доктор медицинских наук, профессор, Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма E-mail: [email protected]
UDC376 FEDOROVA N.I.
Ph.D., associate professor, Head of Chair of Sports Medicine and Adaptive Physical Education, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
E-mail: [email protected] BAKHRAKH I.I.
Doctor of Medical Sciences, Professor of Chair of Sports Medicine and Adaptive Physical Education, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ORGANIZATIONAL-METHODICAL ASPECTS OF HABILITATION OF MENTALLY DEFECTIVE CHILDREN BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN CONDITIONS OF FAMILY EDUCATION
Семья, является наиболее важным институтом воспитания ребенка. В этой связи, возникает необходимость обеспечения непрерывного образования родителей. В процессе обучения родителей детей с умственной отсталостью, необходимо формировать общекультурные и педагогические компетенции, основанные на принципах адаптивной физической культуры, необходимые для реализации семейного адаптивного физического воспитания ребенка с умственной отсталостью.
Ключевые слова: семейное воспитание, абилитация, средства адаптивной физической культуры, программа обучения родителей, педагогические компетенции
Family is the most important institution of a child's upbringing. In this regard, there is a need to ensure the continuous parents' education. In the process of education of parents of mentally defective children, it is necessary to form general cultural and pedagogical competencies based on the principles of adaptive physical culture, necessary for the realization offamily adaptive physical education of a mentally defective child.
Keywords: family upbringing, habilitation, means of adaptive physical training, parents' education program, pedagogical competence.
Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризующаяся, негативными тенденциями, сопровождающимися ростом заболеваемости, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности детей, обостряет проблему поиска, разработки и научного обоснования педагогических технологий абилитации и реабилитации.
В дошкольном периоде постнатального онтогенеза формируются базовые компоненты личности ребенка [2]. Развитие его личностных «механизмов» поведения, формирование двигательных, психомоторных, интеллектуальных и морфофункциональных взаимосвязей.
Как указывают [1, 3] семья, является наиболее важным институтом воспитания ребенка, в ней закладываются основы его личностного становления. Семья во многом определяет социальный статус, отношение детей к занятиям физическим упражнениям, мотивацию к здоровому образу жизни.
Подавляющая часть родителей, в своей воспитательной деятельности, опирается на собственный жизненный опыт, опыт их родителей, что нередко приводит
к возникновению дисгармонии в воспитании [1, 3]. В этой связи, возникает необходимость обеспечения непрерывного образования родителей, позволяющего на основе принципов адаптивной физической культуры проводить в семье коррекцию клинических проявлений у детей с умственной отсталостью. При этом как считают [1, 3], главная цель обучения родителей - подготовка их к самостоятельному выбору решения, возникающих жизненных проблем и воспитательных задач. Поэтому родителям необходимо владеть не только методиками обучения детей, но и быть способными к реабилитационной деятельности в домашних условиях. А также обладать комплексом необходимых компетенций.
В словаре С.И. Ожегова понятие «компетенция -определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен», а «компетентность - это осведомленность, авторитетность в какой-либо области».
В процессе обучения родителей детей с умственной отсталостью, необходимо формировать общекультурные и педагогические компетенции, основанные на дидактических принципах адаптивной физической
© Федорова Н.И., Бахрах И.И. © Fedorova N.I., Bakhrakh I.I.
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
культуры, необходимые для реализации семейного адаптивного физического воспитания ребенка с умственной отсталостью.
В связи с необходимостью модернизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, повышается роль специалистов, профессиональная деятельность которых связана с адаптивной физической культурой. Одной из существенных задач их профессиональной деятельности, является помощь семье в решении проблем адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью.
Очевидно, что эффективной формой подобной помощи являются «Школы родителей», в которых специалисты по адаптивной физической культуре будут проводить обучение родителей методике проведения занятий физическими упражнениями с детьми с умственной отсталостью.
Однако, в специальной научной и учебно-методической литературе содержание программ обучения родителей проведению занятий физическими упражнениями с детьми с умственной отсталостью представлено явно не достаточно. Поэтому, нами предпринято исследование, целью которого является разработка, экспериментальное обоснование и внедрение в практику программы обучения родителей адаптивному физическому воспитанию в семье.
В соответствии с целью и задачей предпринятого исследования разработана авторская программа «Адаптивное физическое воспитание в семье».
Цель авторской программы - формирование у родителей компетенций необходимых для осуществления адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью в семье.
В основу программы заложены следующие задачи:
- формирование у родителей адекватного восприятия ребенка;
- расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка;
- обучение родителей приемам физической реабилитации, организации игровой и образовательной деятельности детей в домашних условиях;
- формирование у родителей умений и навыков по контролю состояния здоровья детей, оказанию первой помощи при неотложных состояниях у детей;
- повышение уровня психического здоровья родителей;
- оптимизация системы внутрисемейных отношений;
- повышение уровня правовой грамотности.
Программа предусматривает формирование у родителей детей с умственной отсталостью следующие компетенции:
- общекультурные, (самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития; самообразование; осуществление профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей; осуществление поиска, анализа и оценки информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных задач, и личностного развития).
- педагогические, (нахождение и использование методической литературы и других источников информации, необходимой для подготовки и проведения занятий компенсирующего и коррекционно-развивающего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; использование различных методов и форм организации физкультурных занятий, строящихся с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, установление педагогически целесообразных взаимоотношений с такими детьми).
Объем программы 30 часов, в течении которых предусматривалось формирование теоретических знаний в сфере адаптивной физической культуры; обучение практическим навыкам проведения занятий физическими упражнениями.
В Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма организована Школа родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, где реализуется авторская программа «Адаптивное физическое воспитание в семье».
Для экспериментальной апробации в течение 20152016 года были организованы занятия в Школе родителей. За данный период охвачено более 96 родителей детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Из числа слушателей высшее образование имеют 56%, средне специальное - 32%, полная средняя школа -12%. Полных семей - 94%. Жилищные условия у всех респондентов хорошие, материальные условия - удовлетворительные. В 78% семей воспитанием ребенка занимается мать, в 14% - оба родителя, в 8% - бабушки и дедушки.
В большинстве семей отсутствуют меры наказания ребенка, а из мер поощрения в основном используют похвалу.
На вопрос, о роли родителей в адаптивном физическом воспитание ребенка, все респонденты ответили, что адаптивное физическое воспитание в семье будет значительно выше при условии их тесного сотрудничества со специалистом в сфере адаптивной физической культуры.
Судя, по результатам анкетирования, на заключительном этапе курса по экспериментальной программе у 72% родителей повысился уровень знаний по вопросам теории и методики адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста, у 71% - повысилась мотивация к проведению занятий адаптивным физическим воспитанием с ребенком с умственной отсталостью. Респонденты положительно оценивают значение формирование навыков здорового образа жизни средствами адаптивной физической культуры; обучения ребенка двигательным действиям и т.д. необходимо отметить, что 13% родителей по разным причинам прекратили посещать занятия в Школе родителей.
Таким образом, целенаправленное обучение родителей в области дошкольного адаптивного физического
воспитания значительно повышает качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта.
Результаты данного фрагмента проведенного иссле-
дования отражают целесообразность и эффективность разработанной нами экспериментальной программы формирования педагогических компетенций у родителей детей с умственной отсталостью.
Библиографический список
1. БахуроваЕ.П. Основы успешного семейного воспитания // Образование и воспитание. 2015. №1. С. 64-69.
2. Дворкина Н.И. Направления семейного физического воспитания детей новорожденного и грудного возраста / Н.И. Дворкина, В.А. Прусова // Материалы 6 Всероссийской научно-практической конференции (3-4 апреля 2014 г.) «Связи с общественностью в спорте: образование, тенденции, международный опыт». Краснодар: КГУФКСТ, 2014. С. 87-90
3. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности /Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.
References
1. Bakhurova E.P. Principles of successful family education / / Education and upbringing. 2015. №1. Pp. 64-69.
2. Dvorkina N.I. Directions of family physical education of newborn children and infants / N.I. Dvorkina, V.A. Prusova // Materials of the 6th All-Russian Scientific and Practical Conference (April 3-4, 2014) "Public Relations in Sport: Education, Trends, International Experience". Krasnodar: KSUPhCST, 2014. Pp. 87-90
3. Mardakhaev L.V. Family education: problems and features / Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. No. 13 (342). Education and health. Issue. 4. Pp. 173-178.