Закон и право. 2022. № 8. С. 217-220.
Law and legislation. 2022;(8):217-220.
Научная статья
УДК 343
https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_217 NIION: 1997-0063-8/22-487
EDN: https://elibrary.ru/ZCDWNB MOSURED: 77/27-001-2022-8-687
Особенности оптимизации деятельности руководителей правоохранительных органов
Юрий Юрьевич Тищенко1, Анастасия Андреевна Самойлова2
1 НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия
2 НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия; Российский государственный гуманитарный
университет, Москва, Россия
1 yutish@list.ru
2 shaporenko_a.a@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оптимизации деятельности руководителей правоохранительных органов. По мнению авторов, оптимизация профессиональной подготовки руководителя в правоохранительной системы предполагает организацию и осуществление педагогического процесса, выбор его содержания, методов и форм воздействия на основе определенных критериев, которые обеспечивают более эффективное решение оперативно-служебных задач.
В заключение сделан вывод о том, что управление отдельными службами и подразделениями правоохранительных органов будет являться эффективным только тогда, когда наряду с выполнением оперативно-служебных задач руководителем ведется продуманный подбор и эффективная расстановка кадров, созидательная работа, направленная на формирование сплоченного коллектива, состоящего из опытных и грамотных сотрудников.
Ключевые слова: правоохранительные органы, руководитель, деятельность руководителя, профессиональное обучение, личный состав, кадровая работа, профессиональное мастерство, повышение квалификации.
Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Самойлова A.A. Особенности оптимизации деятельности руководителей правоохранительных органов // Закон и право. 2022. № 8. С. 217—220. https://doi.org/10.24412/ 20733313_2022_8_217 EDN: https://elibrary.ru/ZCDWNB
Original article
Features of optimization of activity of heads of law enforcement agencies
Yuri Yu. Tishchenko1, Anastasia A. Samoilova2
1 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia
2 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia; Russian State
University for the Humanities, Moscow, Russia
1 yutish@list.ru
2 shaporenko_a.a@rambler.ru
Abstract. The article discusses the Issues of optimizing the activities of heads of law enforcement agencies. According to the authors, the optimization of the professional training of the head in the territorial bodies of the law enforcement system involves the organization and implementation of the pedagogical process, the choice of its content, methods and forms of influence on the basis of certain criteria that provide a more effective solution of operational and service tasks. In conclusion, it is concluded that the management of individual services and law enforcement units will be effective only when, along with the performance of operational and service tasks,
© Тищенко Ю.Ю., Самойлова А.А. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 08-2022
the head conducts a thoughtful selection and effective placement of personnel, creative work aimed at forming a cohesive team consisting of experienced and competent employees.
Keywords: law enforcement agencies, the head, the activity of the head, professional training, personnel, personnel work, professional skills, professional development.
For citation: Tishchenko Yu.Yu., Samoilova A.A. Features of optimization of activity of heads of law enforcement agencies // Law and legislation. 2022;(8):217—220. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_217 EDN: https://elibrary.ru/ZCDWNB
Оптимизация и преемственность подготовки руководителей различных подразделений правоохранительных органов обусловлены потребностями в дальнейшем повышении эффективности профессионального обучения и воспитания личного состава. Одной из основных особенностей профессиональной и воспитательной функции руководителя выступает наличие инициативного и творческого подхода к организации эффективной оперативно-служебной деятельности.
Рассматривая приведенную особенность, ранее исследователи отмечали, что ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни навыки, усвоенные на конкретном примере, не могут обеспечить развитие творческого мышления офицера, поэтому за образцом репродуктивного усвоения знаний, навыков и умений закономерно должен следовать этап продуктивного усвоения, а также стратегия обучения и воспитания [2, с. 98].
Отметим, что результаты проведения кадровой и воспитательной работы руководителя напрямую зависят от его уровня профессионального мастерства, педагогической культуры, профессиональной подготовки и возможности повышения своей квалификации. В качестве системы профессиональной подготовки руководителей правоохранительных органов чаще всего выделяется совокупность функциональных периодов и компонентов, призванных преемственно осуществлять оптимальную подготовку руководителя как педагога, воспитателя, наставника в период учебы в учебном заведении и ее совершенствование в процессе прохождения службы.
По нашему мнению, оптимизация профессиональной подготовки руководителя в территориальных органах правоохранительной системы предполагает организацию и осуществление педагогического процесса, выбор его содержания, методов и форм воздействия на основе определенных критериев, которые обеспечивают более эффективное решение оперативно-служебных задач.
Представляется, что на современном этапе наиболее целесообразно рассматривать обра-
зовательные учреждения и территориальные подразделения правоохранительных органов как две самостоятельные, но взаимосвязанные специальные педагогические системы. Учитывая сказанное, полагаем возможным определить основные требования, которым должны соответствовать процессы оптимизации и сохранения преемственности в результате вышеуказанного взаимодействия. К ним можно отнести следующие:
■ знание уровня педагогической подготовленности сотрудника и его учет при осуществлении служебных задач в практической деятельности;
■ создание условий в территориальных подразделениях для развития познаний сотрудника в сфере психологии, социологии, педагогики, а также ознакомление с передовыми достижениями и накопленным положительным опытом;
■ повышение уровня правовой грамотности и педагогической культуры сотрудника;
■ учет факторов, влияющих на эффективность кадровой и воспитательной работы;
■ учет прикладных аспектов работы территориальных подразделений в учебных планах и программах образовательных организаций правоохранительной системы.
Отметим, что сам процесс оптимизации профессиональной подготовки сотрудников в образовательных организациях и территориальных подразделениях правоохранительной системы должен включать совокупность способов выбора его основных элементов: целей, содержания, методов, средств, форм, условий, результатов.
Оптимальная компетенция руководителя является одним из ключевых факторов построения эффективно функционирующей системы управления. Правильное определение и разграничение компетенции должностных лиц позволяет успешно реализовать конкретные должностные функции, в противном случае неизбежна диспропорция прав и обязанностей, влекущая неравномерное распределение нагрузки, сужающая возможность определить круг полномочий и ответственности [1, с. 102].
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022
Решая воспитательные задачи в процессе профессиональной и педагогической подготовки будущих руководителей подразделений правоохранительных органов, необходимо обеспечить усвоение основных методологических положений, связанных с формированием личностных качеств, соответствующих каждому элементу функциональной структуры деятельности руководителя.
Следует отметить позицию, касающуюся со -временной подготовки руководителей территориальных органов, осуществляемую в Академии управления МВД России.
Так, М.В. Шустров достаточно справедливо отмечает, что организация воспитательной работы с руководителями территориальных органов МВД России направлена на изучение индивидуальных особенностей сотрудников, формирование и развитие профессиональных и морально-психологических качеств, необходимых для совершенствования управленческой компетенции. В частности, в ходе обучения приоритет отдается воспитанию значимых общечеловеческих качеств: умению сопереживать, видеть высшее человеческое предназначение, способности разбираться в людях, умению убеждать, иметь твердую жизненную позицию [4, с. 31].
Полагаем, что сущность оптимизации и преемственности профессиональной подготовки сотрудников к будущей работе в качестве руководителя состоит в том, чтобы на каждом этапе его профессионального становления как педагога и воспитателя, наставника и организатора, управленца из всего непрерывного потока информации отобрать тот необходимый минимум знаний, который в достаточно короткий срок может обеспечить вхождение сотрудника в руководящую должность и позволит успешно выполнять поставленные перед ним служебные задачи.
На современном этапе развития правоохранительной системы и повышения эффективности ее деятельности на руководящих должностях должны работать сотрудники, имеющие достаточно высокую квалификацию, обладающие широким кругозором и способностью сочетать в своей деятельности практический опыт с передовыми достижениями науки и практики. Полагаем, что данные качества приобретаются в процессе накопления опыта, однако их надо постоянно совершенствовать и обогащать новыми знаниями в результате учебы, самообразования, повышения квалификации, а также в про-
цессе приобретения опыта в практической деятельности.
Одной из основных сторон организаторской и управленческой деятельности руководителя является работа с коллективом, с подчиненными сотрудниками. Особое значение здесь приобретает правильная работа, касающаяся подбора и расстановки квалифицированных кадров, поскольку от организованности, соблюдения дисциплины, инициативности достаточно часто зависит успех выполнения служебных задач.
Учитывая изложенное, считаем необходимым отметить, что управление отдельными службами и подразделениями правоохранительных органов будет являться эффективным только тогда, когда наряду с выполнением оперативно-служебных задач руководителем ведется продуманный подбор и эффективная расстановка кадров, созидательная работа, направленная на формирование сплоченного коллектива, состоящего из опытных и грамотных сотрудников, а также учитывается динамика движения кадров и тем самым формируется, обучается и воспитывается резерв кадров, подходящий для выдвижения на руководящие должности.
Список источников
1. Болдырев У.К. К вопросу об оптимизации компетенции начальника территориального органа МВД России как субъекта организации правоохранительной деятельности // Тр. Академии управления МВД России. 2016. № 4. С. 101—104.
2. Короткое Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. М., 1988. 121 с.
3. Рыбянец В.И. Система обязана быть более гибкой // Полиция России. 2014. № 8. С. 24—27.
4. Шустрое М.В. Приоритетные направления в подготовке и воспитании руководителей территориальных органов МВД России // Тр. Академии МВД России. 2014. № 3. С. 31—32.
References
1. Boldyrev U.K. On the issue of optimizing the competence of the head of the territorial body of the Ministry of internal affairs of Russia as a subject of law enforcement organization // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 4. Pp. 101—104.
2. Korotkov E.N. Development of creative thinking of officers in the process of training. M., 1988. 121 p.
LAW & LEGISLATION • 08-2022
3. Rybyanets V.I. The system must be more flexible // Police of Russia. 2014. № 8. Pp. 24-27.
4. Shustrov M. V. Priority directions in the training and education of heads of territorial bodies of the
Ministry of internal affairs of Russia // Proceedings of the Academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2014. № 3. Pp. 31-32.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Криминология
Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.]
ISBN: 978-5-238-03433-1
Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.
Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, по-дробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.
Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.
Информация об авторах Тищенко Ю.Ю. — кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 Самойлова А.А. — кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-3; доцент кафедры уголовного права и процесса
Information about the authors
Tishchenko Yu.Yu. — candidate of law, senior researcher of SIC-3
Samoilova A.A. — candidate of law, leading researcher of SIC-3; associate professor of the department of criminal law and procedure
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 20.05.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.
The article was submitted 20.05.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022