УДК 35.085
Киселев Александр Михайлович Kiselev Aleksandr M.
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки
Академия ФСИН России (390036, Рязань, ул. Сенная, 1)
doctor of sciences (pedagogical), associate professor, professor of the department of mobilization and tactical and special training
Academy of the Federal penitentiary service of Russia (1 Sennaya st., Ryazan, 390036)
E-mail: kamkis@bk.ru
О проблеме готовности сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации к действиям в экстремальных ситуациях
On the issue of readiness of employees of law enforcement bodies of the Russian Federation to act in extreme situations
Статья посвящена актуальной для современных условий функционирования отечественных правоохранительных органов проблеме формирования готовности отдельных сотрудников, органов и подразделений в целом и их руководителей к действиям в экстремальных ситуациях природного, техногенного и криминального характера.
В статье раскрываются общие условия, специфичные компоненты и иные особенности процесса формирования готовности сотрудников, подразделений правоохранительной системы и руководителей органов при выполнении ими служебных задач в условиях экстремальных ситуаций.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, формирование готовности, сотрудники, руководители правоохранительных органов и подразделений, специфика формирования готовности руководителя и коллектива.
The article is devoted to modern conditions of functioning of domestic law enforcement agencies to the problem of formation of readiness of individual employees, organs and units as a whole and their leaders to act in extreme situations of natural, technological and criminal characters.
The article describes the general conditions, specific components and other features of the process of formation of readiness of employees of divisions of law-enforcement system and of the heads of the authorities in fulfilling their tasks in the conditions of extreme situations.
Keywords: extreme situation, the formation of readiness of the employees, heads of law enforcement agencies and units, the specifics of formation of readiness of leader and team.
Реалии сегодняшнего дня, характеризующиеся небывалым обострением социально-политических, экономических, национальных, территориальных и религиозных противоречий, ростом числа чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, активным распространением международного терроризма, осложняют условия выполнения служебных задач сотрудниками правоохранительной системы России. Приведенные выше в качестве примера обстоятельства предъявляют высокие требования как к отдельным сотрудникам, так и к служебным коллективам правоохранительных органов.
Личностная и коллективная эффективность профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях во многом определяется не только наличием высокопрофессиональных умений и навыков межведомственного взаимодействия у начальствующего состава органов, но и формированием готовности у всего персонала, что является основополагающим элементом успешного выполнения служебных задач различной сложности.
На состояние готовности сотрудников правоохранительных органов значительное влияние оказывают внешние и внутренние условия, так или иначе корректирующие их профессиональ-
ную деятельность. К числу таковых условий, характеризующих готовность сотрудников к действиям в сложной оперативной обстановке, на наш взгляд, в первую очередь необходимо отнести:
— степень тревожности обстановки, в которой осуществляется служебная деятельность;
— уровень индивидуальной подготовленности сотрудника;
— личностное нервно-психическое состояние;
— состояние здоровья и физическое самочувствие;
— наличие жизненного и служебного опыта в решении задач подобной и большой экстремальности;
— умение своевременно повысить уровень личностной психологической готовности для предстоящей деятельности в экстремальных ситуациях.
Наши исследования [1, с. 45—67] показали, что для возникновения состояния готовности к экстремальным видам служебной деятельности сотруднику правоохранительных органов необходимо:
— осознание целей, решение которых приведет к успешному выполнению поставленной руководством задачи;
— оценка условий, в которых будут протекать предстоящие служебные действия и осмысление имеющегося профессионального опыта, связанного с решением подобных задач и выполнением аналогичных требований;
— определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее эффективных способов выполнения приказаний и требований старшего начальника;
— анализ проявления личностных психоэмоциональных и волевых установок, оценка соотношения уровня личностных возможностей с необходимостью достижения нужного результата;
— мобилизация сил в соответствии с условиями сложившейся ситуации и способами решения служебной задачи.
В итоге каждый член коллектива настраивается на определенное поведение, на совершение деятельности, соответствующей достижению необходимой цели. Готовит, если нужно, специальную материальную базу для выполнения задачи, а также совершает подготовительные действия, пополняет недостаток информации, проводит соответствующие упражнения и тренировки, определяет потенциально возможные варианты развития чрезвычайной (экстремальной) ситуации. А с началом практических
действий он внимательно следит за изменением оперативной обстановки, оценивает эффективность личных действий, модель которых он создал заблаговременно, стремится не упустить оптимальных вариантов и способов, способствующих достижению поставленной цели. Таким образом, напрашивается очевидный вывод о том, что состояние готовности каждого сотрудника правоохранительных органов к действиям в экстремальных ситуациях имеет сложную динамическую структуру и, как правило, включает следующие компоненты:
— мотивационный, в основе которого лежит необходимость в исполнении служебного долга;
— ориентационный, включающий знания и представления об особенностях и условиях деятельности своего коллектива в вероятных экстремальных ситуациях;
— операциональный, основывающийся на овладении способами (приемами) профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, специальными навыками и специфическими умениями;
— волевой, состоящий из самоконтроля и мобилизации резервов организма;
— оценочный, воплотивший в себя объективную самооценку личной подготовленности к процессу решения служебных задач в оперативной обстановке той или иной сложности.
Достаточная развитость и выраженность представленных в статье компонентов и их органичное взаимодействие, бесспорно, на наш взгляд, являются показателями достаточно высокого уровня готовности сотрудника, его активности, самостоятельности, креативности в процессе профессиональной деятельности в условиях экстремальной ситуации. И в противовес этому их неразвитость и слабая выраженность показывают несомненную неподготовленность сотрудника, незавершенность в формировании его готовности, ее невысокий уровень.
Особняком стоят вопросы и проблемы, характерные для некоторых особенностей готовности правоохранительного коллектива (органа, учреждения, отдела, службы) и его руководителя (начальника) к действиям в экстремальных ситуациях.
Готовность коллектива является основополагающим фактором успешного выполнения служебной задачи любого уровня сложности и экстремальности. Возникновение состояния коллективной готовности к деятельности в экстремальной ситуации начинает проявляться еще с момента постановки цели на основе по-
требностей и мотивов (или осознания коллективом и руководителем поставленной перед ними задачи). Далее следуют планирование, определение установок, конструирование моделей, составление схем предстоящих действий и выбор нужного, наиболее эффективного способа выполнения задачи. После этого руководитель приступает к реализации проявившегося состояния готовности в конкретной профессиональной деятельности, использует при этом необходимые методы и средства, оценивает процесс выполнения задачи, а также появившиеся отдельные итоги, сравнивает полученные показатели с планируемыми, при необходимости корректирует действия подчиненных сотрудников. Причем в проявлении и становлении коллективной готовности к выполнению задач в экстремальных ситуациях основной функцией выступают взаимоотношения руководителя коллектива и подчиненных сотрудников в нормальных условиях служебной занятости. Готовясь к исполнению поставленной, например, перед подразделением служебной задачи, его руководитель, основываясь на имеющемся опыте, приобретенных знаниях и усвоенных навыках, старается раскрыть определенный личностный потенциал, как правило, реализуя при этом такие потенциальные способности, которые являются важнейшими слагаемыми его готовности к деятельности в экстремальной ситуации: неспецифические и специфические.
Неспецифические способности выражаются грамотным использованием методов и средств, характерных для решения множества служебных задач, поддержанием стабильного внутреннего равновесия, мобилизацией личного опыта, чувств, воли для выполнения экстремальных по сложности заданий. В реализации неспецифических способностей проявляется целеустремленность, активность и целостность личности, руководящей правоохранительным коллективом.
Специфические же способности как компоненты готовности проявляются в развитии специальных профессиональных устойчивых качеств и свойств личности руководителя, таких как черты характера, способности, уровень притязаний и т. п., а также в такой степени их актуализации, которая бы строго совпадала с требованиям к выполнению профессиональных правоохранительных задач в условиях экстремальных ситуаций или сложной оперативной обстановки. Неспецифические и специфические способности руководителя коллек-
тива находятся в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости с готовностью к деятельности в подобных условиях подчиненных ему сотрудников.
Руководителю следует также обращать внимание на то, что готовность любого коллектива, занимающегося правоохранительной деятельностью, к успешному выполнению профессиональных задач в экстремальных ситуациях не является прямым следствием или механической суммой готовности отдельных его членов. Помимо мобилизации индивидуальных качеств сотрудников, руководителю коллектива, как считают некоторые ученые, многие годы исследовавшие проблему профессиональной подготовки личного состава силовых структур к деятельности в сложной оперативной обстановке, нужно уметь привлекать для выполнения служебной задачи общественное мнение, традиции коллектива, создать в коллективе соответствующие климат и настроение [2, с. 80—101].
Общий же успех в решении служебных задач, возникающих в ходе выполнения коллективом профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, как правило, будет являться плодом совместных, согласованных действий множества людей. Положительный коллективный результат способен проявиться, базируясь на объективном восприятии и адекватном представлении всем личным составом всего процесса выполнения поставленной задачи, а также основываясь на взаимопомощи, полном доверии друг к другу, слаженности и взаимодействии. Таким образом, фундаментальными основаниями готовности коллектива к деятельности в экстремальных ситуациях выступают целеустремленность и направленность умственных, эмоциональных и волевых проявлений как каждого его члена в отдельности, так и его руководителя, а также общая установка на безупречное выполнение служебного долга в сложной оперативной обстановке, зачастую характеризующейся угрозой здоровью и жизни сотрудников.
Не вызывает сомнений тот факт, что в коллективе единомышленников при успешном решении сложных профессиональных задач возрастает уровень взаимного доверия, появляется стремление к подражанию высокопрофессиональным сотрудникам, к состязательности и самоутверждению, а это в свою очередь способствует повышению степени готовности к деятельности в экстремальных ситуациях не только отдельных сотрудников, но
и коллектива (органа, подразделения и т. п.) в целом.
Таким образом, высокий уровень служебной дисциплины и исполнительности, профессиональная выучка, сознательность и стойкость, сплоченность, взаимопонимание и взаимная поддержка друг друга, доброжелательность, внимательное и заботливое отношение руководителя коллектива к подчиненным сотрудникам во взаимодействии с разумной требовательностью к ним, взаимозаменяемость и способность прийти на выручку сослуживцу — вот те предпосылки, способные создать общую установку на формирование готовности коллектива к успешному выполнению служебных задач в экстремальных ситуациях любой сложности.
Примечания
1. Киселев А.М. Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009.
2. Столяренко А.М. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. М., 1982.
Notes
1. KiselevA.M. System of improvement of professional training of employees of Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme situations: dissertation... doctor of pedagogical sciences. St. Petersburg, 2009.
2. Stolyarenko A.M. Psychological and pedagogical problems of management in the Ministry of interior, police department. Moscow, 1982.