Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
459
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / УГРОЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агарзаев Селди Короглуевич

Статья посвящена исследованию особенностей охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период действия военного положения. Автор анализирует понятия «охрана общественного порядка» и «общественная безопасность» и дает их авторскую трактовку. Рассматриваются задачи, решаемые органами внутренних дел Российской Федерации при введении военного положения на подведомственной территории, раскрывается содержание оперативно-служебной деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции, уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения. В заключение приводятся выводы и рекомендации по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в период действия военного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агарзаев Селди Короглуевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND ENSURING PUBLIC SAFETY BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE PERIOD OF MARTIAL LAW

The article is devoted to the study of the peculiarities of the protection of public order and ensuring public safety during the period of martial law. The author analyzes the concepts of “protection of public order” and “public safety” and gives their author’s interpretation. The tasks solved by the internal affairs bodies of the Russian Federation during the introduction of martial law in the subordinate territory are considered, the content of the operational and service activities of the units of the patrol and post service of the police, criminal investigation, district police commissioners, the state road safety inspectorate is revealed. In conclusion, the conclusions and recommendations on improving the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation during the period of martial law are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»

Особенности охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел Российской Федерации в период действия военного положения

АГАРЗАЕВ СЕЛДИ КОРОГЛУЕВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: agarzaev024@gmail.com

Features of the Protection of Public Order and Ensuring Public Safety by the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation during the Period of Martial Law

AGARZAEV SELDI KOROGLUEVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: agarzaev024@gmail.com

УДК 351.75

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период действия военного положения. Автор анализирует понятия «охрана общественного порядка» и «общественная безопасность» и дает их авторскую трактовку. Рассматриваются задачи, решаемые органами внутренних дел Российской Федерации при введении военного положения на подведомственной территории, раскрывается содержание оперативно-служебной деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции, уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения. В заключение приводятся выводы и рекомендации по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в период действия военного положения.

Ключевые слова и словосочетания: охрана; общественный порядок; военное положение; угроза.

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of the protection of public order and ensuring public safety during the period of martial law. The author analyzes the concepts of "protection of public order" and "public safety" and gives their author's interpretation. The tasks solved by the internal affairs bodies of the Russian Federation during the introduction of martial law in the subordinate territory are considered, the content of the operational and service activities of the units of the patrol and post service of the police, criminal investigation, district police commissioners, the state road safety inspectorate is revealed. In conclusion, the conclusions and recommendations on improving the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation during the period of martial law are presented.

Keywords and phrases: security; public order; martial law; threat.

Охрана общественного порядка и общественной безопасности (далее — охрана порядка) является одной из основных задач деятельности органов правопорядка Российской Федерации. Важность охраны порядка заключается в том, что от эффективной ее реализации зависит внутригосударственная стабильность и безопасность. Вопросы безопасности обрели свою актуальность с появлением первых людей и обществ. Процесс развития человечества и государственности сопровождался совершенствованием форм и методов обеспечения безопасности [1, с. 6]. Рассматривая категорию «безопасность», Платон отмечал, что состояние безопасности характеризуется отсутствием зла и должно обеспечиваться стражами (сословием воинов), которые оберегали бы государство от внешних и внутренних угроз [4, с. 71—73].

Ключевая роль в охране порядка в Российской Федерации отведена Министерству внутренних дел Российской Федерации и является одной из основных его задач. Ввиду многообразия нормативного и устоявшегося док-тринального толкования понятия «охрана общественного порядка» сформулируем его через обобщение наиболее распространенных понятий. Так, под охраной общественного порядка будем понимать комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на соблюдение правовых и иных социальных норм, отвечающих общественным интересам, обеспечивающих состояние защищенности человека, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах. Реализация задачи по охране порядка включает деятельность по профилактике и предупреждению различных правонарушений, а также пресечению и раскрытию преступлений.

Эффективному выполнению задачи по охране порядка способствует наличие специализированных подразделений и служб органов внутренних дел Российской Федерации. Значительная роль в охране порядка принадлежит подразделениям патрульно-постовой службы полиции (ППСП), службе уголовного розыска (УР), службе участковых уполномоченных полиции (УУП) и подразделениям государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Эти и другие подразделения органов внутренних дел осуществляют охрану порядка как в обычных, так и в особых условиях.

Термин «особые условия» широко используется органами публичной власти Российской Федерации. Однако, несмотря на это, он не имеет

нормативного закрепления в действующих актах российского законодательства. Наиболее верным и содержательным представляется определение особых условий, сформулированное профессором А. Ф. Майдыковым, который охарактеризовал их как обстановку повышенной опасности, вызываемую явлениями (событиями) различного характера и требующую от органов публичной власти принятия (реализации) специальных мер реагирования в целях защиты интересов личности, общества и государства в мирное или военное время [3, с. 96]. Тем самым термин «особые условия» является универсальным обобщающим понятием, включающим в себя деятельность при режимах чрезвычайного положения, военного положения, контртеррористической операции, ведения гражданской и территориальной обороны, обеспечения мобилизационной готовности в предвоенное и военное время, а также при любой нестандартной обстановке, возникающей при проведении массовых мероприятий или осложнении оперативной обстановки, нарушающих нормальное функционирование людей и органов управления.

В настоящее время особенную актуальность приобрели вопросы функционирования органов внутренних дел Российской Федерации в период действия военного положения, связанного с осложненной военно-политической обстановкой в мире и введением военного положения на территории четырех субъектов Российской Федерации (Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей)1. Правовую основу участия органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении режима военного положения составляют Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ), Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее — ФКЗ № 1) и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ № 3).

Ст. 87 Конституции РФ предусматривает введение Президентом Российской Федерации на территории РФ или в отдельных ее местностях режима военного положения в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии2. Целевым назначением режима военного

1 О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей : Указ Президента Рос. Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 22.02.2022).

2 Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный

положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации1. Созданию таких условий способствует применение комплекса экономических, политических, административных, военных и иных мер. Согласно п. 29 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» участие в обеспечении режима военного положения в случае его введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях отнесено к числу обязанностей по-лиции2. В п. 2 ст. 7 ФКЗ № 1 содержится перечень мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение, наиболее важной и базовой из которых является усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Важность охраны порядка отражена в Указе Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации», которым в рамках введенных на территории РФ режимов высшим должностным лицам всех субъектов РФ поручено усилить охрану общественного порядка и обеспечения общественной безопасности3. В этом же указе поручено создать в каждом субъекте РФ оперативный штаб для реализации мер реагирования на риски, возникающие в сфере военной безопасности. Определено, что руководителем оперативного штаба является высшее должностное лицо субъекта РФ. При этом отмечено, что особенности и порядок реализации мер должны учитывать текущее состояние и возникающие риски на территории этого субъекта РФ. Данное положение следует считать оправданным, поскольку порядок и особенности реализации мер по усилению охраны порядка на территории отдельных субъектов РФ в военное время будут отличаться в зависимости от таких критериев, как территориальная приближенность отдельного субъекта РФ к району проведения специальной военной операции; криминогенная обстановка; этнический и социальный состав населения и его общая численность; интенсивность миграционных потоков; развитость инфраструктуры; предрасположенность

интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.02.2022).

1 О военном положении : Федер. конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.02.2022).

2 О полиции : Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 22.02.2022).

3 О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2022).

к диверсионной деятельности; подверженность к современным угрозам с использованием новых технологий и др. Следовательно, принятию решений оперативного штаба в зависимости от района, угроз и опасностей должен предшествовать тщательный мониторинг состояния и анализ развития военной ситуации на территории каждого субъекта РФ, который должен проводиться во взаимодействии с органами публичной власти соответствующего субъекта РФ и с учетом особенностей обстановки, складывающейся на территории субъекта РФ.

Определив характерные особенности конкретной местности, высшим должностным лицом субъекта РФ принимаются решения по реализации мер, в том числе по усилению охраны порядка. Для этого органами внутренних дел РФ могут быть приняты меры к увеличению количества дежурных нарядов в системе единой дислокации, численности сотрудников, входящих в состав отдельных патрулей и групп, дополнительной экипировки сотрудников и предоставлению дополнительных специальных средств. Вместе с тем могут быть изменены маршруты патрулирования и места дислокации нарядов и подразделений полиции по охране общественного порядка. Приоритетному патрулированию должны подлежать маршруты, приближенные к объектам, подлежащим обязательной охране (военные, важные государственные и иные объекты). При несении службы всем постам и нарядам следует быть особенно бдительными и соблюдать меры антитеррористической защищенности.

Вышеизложенные меры реализации охраны общественного порядка потребуют увеличения плотности нарядов в 1,5—2 раза, существенно увеличат служебную, физическую и моральную нагрузку на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В этой связи подлежат разрешению вопросы формирования мобильных резервов для органов внутренних дел РФ и их экипировки. Создание дополнительных резервов сил возможно за счет содействия граждан, общественных объединений и частных охранных организаций.

Отдельного внимания заслуживает потенциал подразделений УУП в охране порядка, профилактике, пресечении и раскрытии преступлений и иных правонарушений в условиях введения военного положения. Характер несения службы УУП на обслуживаемых административных участках обусловливает тесное взаимодействие с гражданами и населением. Проведение мероприятий по определению криминогенных объектов в ходе обхода административного участка, выявлению лиц, на-

ходящихся под административным надзором, подозрительных лиц и беспризорных несовершеннолетних обеспечивает своевременную профилактику правонарушений. При обеспечении режима военного положения на УУП могут возлагаться дополнительные функции по выявлению лиц, уклоняющихся от призыва и военной службы, розыску дезертиров, установлению диверсантов и разведывательно-диверсионных групп, по борьбе с мародерством, распространителями провокационных слухов и др. Именно создание и распространение дезинформации является одной из современных угроз нарушения общественного порядка и безопасности [2, с. 134]. Тем самым участковые уполномоченные полиции выполняют многофункциональную деятельность по охране порядка в рассматриваемых условиях.

В период действия режима военного положения, на фоне повышенных общественных волнений возрастает риск совершения разнохарактерных правонарушений. Оперативная обстановка на улицах и в иных общественных местах подвержена быстрым изменениям. Эффективность охраны порядка в таких условиях будет зависеть от грамотного и своевременного перераспределения сил и средств полиции с учетом сложившейся обстановки. Наряду с этим, необходимо добиться того, чтобы сотрудники четко осознавали стоящие перед ними задачи и понимали пути их реализации. Для этого необходимо

проведение качественных инструктажей нарядов перед заступлением на охрану порядка и при их перераспределении. Ведь, как уже отмечалось выше, реализация задачи по охране порядка определяет стабильность внутри государства и относится к одной из основных задач органов государственной власти при обеспечении режима военного положения.

Таким образом, можно отметить, что ключевая роль в охране порядка отведена Министерству внутренних дел Российской Федерации и является одной из основных его задач. Реализация задачи по охране порядка включает деятельность специализированных подразделений и служб органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике и предупреждению различных правонарушений, а также пресечению и раскрытию преступлений. Наибольшей многофункциональностью в обеспечении охраны порядка в период действия режима военного положения обладают подразделения участковых уполномоченных полиции. Эффективность решения задачи по охране порядка будет зависеть от тщательного мониторинга состояния и анализа развития военной ситуации на территории каждого субъекта Российской Федерации и правильного определения особенностей, складывающихся на территории отдельного субъекта, а также грамотного распределения сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации.

Список литературы:

1. Грищенко Л. Л., Грищенко В. В., Корабельни-кова Ю. Л. Обеспечение безопасности человека, общества и государства в современном мире. М., 2022.

2. Грищенко Л. Л., Синодов И. А. Роль и место МВД России в обеспечении информационной безопасности // Академическая мысль. 2022. № 4 (21).

3. Княжев В. Б,. Майдыков А. Ф. О некоторых особенностях правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).

4. Платон. Собрание сочинение : в 4 т. М., 1994. Т. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.