Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ'

ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права граждан / свобода граждан / чрезвычайные обстоятельств / режим повышенной готовности / ограничительные меры / rights of citizens / freedom of citizens / extraordinary circumstances / high alert / restrictive measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Александровна Климова

Автор рассматривает особенности ограничения прав и свобод граждан в условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств, проводит анализ различных вариантов реагирования органов государственной власти на возникающие угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Александровна Климова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RESTRICTIONS ON THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE EVENT OF EMERGENCY CIRCUMSTANCES

The author examines the peculiarities of limiting the rights and freedoms of citizens in conditions of emergencies, analyzes various options for the response of public authorities to emerging threats to the sanitary and epidemiological well-being of the population.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ»

УДК 342.7 ББК 67.400

ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Аннотация. Автор рассматривает особенности ограничения прав и свобод граждан в условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств, проводит анализ различных вариантов реагирования органов государственной власти на возникающие угрозы санитарно-

эпидемиологического благополучия населения.

Ключевые слова: права граждан, свобода граждан, чрезвычайные обстоятельств, режим повышенной готовности, ограничительные меры.

S.А. KLIMOVA, legal adviser of « Yurpomosch» LLC klimova@yandex.ru 115035, Moscow, Sadovnicheskaya str., 9 p. 2

FEATURES OF RESTRICTIONS ON THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE EVENT OF EMERGENCY CIRCUMSTANCES

Annotation. The author examines the peculiarities of limiting the rights and freedoms of citizens in conditions of emergencies, analyzes various options for the response of public authorities to emerging threats to the sanitary and epidemiological well-being of the population.

Key words: rights of citizens, freedom of citizens, extraordinary circumstances, high alert, restrictive measures.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также в

Светлана Александровна Климова

юрисконсульт ООО «Юрпомощь»

klimova@yandex.ru

115035, г. Москва,

ул. Садовническая, д.9 стр. 2

Данное

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с поправками от 30.12.2008, 5.02.2014, 21.07.2014, 14.03.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26.01.2009, №4, ст. 445.

2 Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26.12.1994, №35, ст. 3648.

3 Согласно ст. 2 Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6.04.2020, №14 (часть I), ст. 2028.

предпринимаются властями не могут ограничивать права и свободы граждан (в том числе, например, право на свободное передвижение).

У значительной части правозащитников стал возникать вопрос о правомерности введения режима повышенной готовности, который фактически ограничивает права и законные интересы граждан, поскольку установление подобного режима является прерогативой высших органов исполнительной власти (посредством издания федеральных законов), а не как не в связи с введением в действие указа или постановления главы региона.

Возникали некоторые проблемы и с расширенным толкованием органами власти термина «повышенная готовность». Так, например, председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас заявил, что ограничения, введенные в г. Москве в соответствии с Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 №12-УМ затрагивают конституционные права граждан и поэтому могут вводится только на основании федерального закона1. Похожей точки зрения придерживались и другие общественные деятели, утверждая, что различные вводимые ограничения в данном случае могут носить только лишь рекомендательный характер. По состоянию на июнь 2020 г. Министерство юстиции РФ пришло к выводу о том, что введенные ограничительные меры были приняты всеми субъектами РФ в соответствии с пределами предоставленных их полномочий и отвечают конституционным интересам охраны жизни и здоровья граждан. Однако, соответствующих письменных разъяснений Министерством юстиции дано не было.

По состоянию на 28.09.2020 г. Конституционный Суд РФ принял к рассмотрению запрос подмосковского суда, который просит проверить конституционность Постановления губернатора Московской области (дело №8186/15-01/2020)2. Рассматривая дело об административном правонарушении по ст. 20.6.1 КоАП РФ («Невыполнение правил поведения при угрозе ЧС») судья пришел к выводу о том, что право на свободу передвижения закреплено в Конституции РФ, а соответственно имеет прямое действие, которое не может быть ограничено постановлением главы Московской области, в связи с чем за соответствующими разъяснениями было составлено обращение в Конституционный Суд РФ.

1 Клишас оценил введение всеобщего режима изоляции в Москве // РИА «Новости» от 29.03.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20200329/1569326871.html. (Дата обращения 03.11.2020).

2 КС принял к рассмотрению первый запрос о коронавирусных мерах в МО // «Право.ру» от 28.09.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.ru/news/226087/. (Дата обращения 03.11.2020).

Далеко не каждое государство оказалось готовым к объективной правовой необходимости изменения сложившихся с гражданами конституционно -правовых отношений. Изменения, которые были вызваны необходимостью предотвращения распространения коронавирусной инфекции повлекли за собой создание ряда новых правовых институтов. Так, например, появился такой новый вид правоотношений как «самоограничение» конституционных прав человека, то есть сознательное добровольное воздержание граждан от реализации своих конституционных прав в условиях возникновения чрезвычайной ситуации или иных близких к ней условий [2, с. 71]. На первоначальном этапе борьбы с коронавирусной инфекцией государственными органам делался акцент именно на добровольном признании граждан возможности и допущения ими самоограничений.

В условиях складывающейся обстановки, обусловленной с первыми случаями заражения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, граждане, которые пересекали границу Российской Федерации, а также совместно проживающие с ними граждане обязаны были соблюдать некоторые «карантинные» меры. В соответствии со ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1 ограничительные мероприятия, предполагающие собой ограничения в хозяйственной и иной деятельности могут применять в случае угрозы возникновения и распространения инфекций по предписанию главных государственных санитарных врачей и их заместителей, а также в соответствии с решением Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Подобные мероприятия по «самоизоляции» должны были соблюдаться гражданами в течение 14 дней со дня возвращения на территории Российской Федерации.

В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора вышеуказанные ограничительные меры по самоизоляции были применены и гражданам, которые входили в так называемую «группу риска» [3] (например, старше 65 лет или страдающие хроническими заболеваниями). При этом, указанные граждане могут покидать место своего проживания:

— для обращения за медицинской помощью или при возникновении угрозы жизни и здоровью;

1 Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения 03.11.2020).

— для следования к месту осуществления своей деятельности (работы), кроме случаев, когда их деятельность была переведена на дистанционный режим работы;

— для следования к ближайшему месту приобретения товаров, для выгула животных, для выноса отходов.

Данные ограничения были установлены для всех граждан Российской Федерации в период с 30 апреля 2020 г. до момента фактического снятия некоторых ограничений в соответствии с распоряжением руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В условиях повышенной готовности был принял ряд нормативно-правовых актов, которые устанавливают ответственность за нарушение режима ограничительных мер, при этом эти меры распространяются не только на граждан, которые представляют угрозу распространения вируса, но и на тех, которые нарушают режим самоизоляции, поскольку этот режим является непосредственной частью режима повышенной готовности.

Так, в КоАП РФ1 была внесена ст. 20.6.1, предусматривающая административную ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Соответствующие поправки были внесены в ст. 6.3 и 15 КоАП РФ, предусматривающие наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц, а также на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Предусмотрен также штраф за распространение средствами массовой информации под видом достоверных сведений, которые содержат в себе заведомо недостоверную информацию об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности граждан, а также о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения.

Несмотря на введение ограничительных мер ряд организаций и предприятий продолжили осуществление своей деятельности, а те, деятельность которых была приостановлена должны были обеспечить сохранение рабочего места и заработной платы работникам. Таким образом, физические лица-работники получили защищенность от необоснованного расторжения трудового договора в период введения ограничительных мер. Не допускалось также и снижение заработной платы за введенный «нерабочий период». На сегодняшний день рекомендовано установление гибкого графика прибытия и убытия на

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7.01.2002, №1 (часть I), ст. 1.

рабочее место для избежания массового скопления граждан, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры.

Многие организации, в том числе и образовательные, продолжили осуществлять свою деятельность дистанционно, что сохраняется и в настоящее время (так, ряд учебных заведений преимущественно продолжают использовать дистанционную форму обучения, дистанционная работа предусмотрена, например, в учреждения службы занятости и др.). Кредитные и банковские организации продолжили осуществлять свою деятельность при общении с гражданами лично, при этом предполагалась необходимость соблюдения санитарно-гигиенических мер и мер по социальному дистанцированию.

Продолжает действовать система выявления больных посредством использования диагностических тест-систем, при этом в случае выявления «положительного» результата меры по самоизоляции применяются до момента полного фактического избавления от любых симптомов вирусной инфекции. Разработана и установлена приоритетность проведения бесплатного тестирования граждан в соответствии с выявлением факта отсутствия или наличия симптомов, или контакта с зараженным человеком.

Сохраняются существующие требования по изоляции и жесткому медицинскому наблюдению в отношении лиц, прибывших из других стран, и контактирующих с ними граждан. По решению Правительства Российской Федерации пересмотрен порядок оформления, выдачи и оплаты больничных листов гражданам, находящимся на карантине. Медицинские организации получат право оформлять листы нетрудоспособности дистанционно без очного осмотра пациента, у которого имеются показания для самоизоляции.

Следует отметить, что руководству государства и субъектов Российской Федерации на первоначальном этапе развития заболевания в условиях давления общества и средств массовой информации пришлось столкнуться с рядом проблем, связанных с действительной возможностью введения ограничений. Кроме того, выявилось наличие некоторых пробелов в законодательстве, которые через некоторое время были ликвидированы.

Во времена «беспокойства» и отсутствия объективной информации, многие средства массовой информации были наполнены рядом сведений, которые не соответствовали действительности, создавая панические настроения в обществе, в связи с чем оптимальным решением законодателя для преодоления распространения недостоверной информации стало введение уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации, которая могла касаться как текущей ситуации распространения инфекций, так и возможных последствий от ограничений для граждан и в целом для экономики государства.

Однако несмотря на это, положительный эффект от введенных ограничений «затмевается» отрицательной позицией ряда правозащитников, а также фактически нанесенным убыткам субъектам предпринимательской деятельности, которые в условиях введенных ограничений не смогли эффективно и своевременно изменить привычные модели осуществления своей деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Ключевская Н. Защита прав человека в период пандемии: повышенная стипендия, отмена штрафов за нарушение самоизоляции, дистанционная продажа рецептурных лекарств и другие предложения СПЧ // Информационно-правовой портал «Гарант.ру», 10.07.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/article/1400284/ (Дата обращения 03.11.2020).

2. Лунгу Е.В. Пандемия COVID-19. Новый вызов конституционным отношениям // Правоприменение. — 2020. — 4 (3). — С. 69-75. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.24147/2542-1514.2020.4(3).69-75.

3. Сыропятова С.Б., Алланина Л.М. Правовое регулирование национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. — 2020. — №2. — Т. 1. — С. 139-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.