Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ УГРОЗЕ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (СТ. 20.6.1 КОАП РФ)'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ УГРОЗЕ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (СТ. 20.6.1 КОАП РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ COVID-19 / УГРОЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ / РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаметдинова Г. Ф.

В статье анализируются изменения в административном законодательстве, произошедшие с возникновением ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации. Анализируется правоприменительная практика, сложившаяся в отношении несовершеннолетних в случае совершения ими административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ на примере Тюменской области. Дается характеристика состава правонарушения в сравнении со ст. 6.3 КоАП РФ. Автором указывается, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушение несовершеннолетними детьми Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, важным является решение вопроса о возрасте, с которого возникает обязанность по соблюдению масочного режима. Особенно важен ответ на данный вопрос при привлечении к ответственности законных представителей несовершеннолетних, не использующих маски в установленных местах по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Отмечено, что сложившаяся практика привлечения к административной ответственности родителей основана на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, согласно которым, для профилактики и борьбы с распространением COVID-19, использование медицинских масок детьми обязательным, наравне с взрослым населением, является с 12-летнего возраста. В результате проведенного исследования делается вывод о необходимости введения института ответственности родителей (законных представителей) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по охране здоровья своих несовершеннолетних детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хаметдинова Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTING ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS AND THEIR LEGAL REPRESENTATIVES FOR NON-COMPLIANCE WITH THE RULES OF CONDUCT IN AN EMERGENCY SITUATION OR THE THREAT OF ITS OCCURRENCE (ARTICLE 20.6.1 OF THE ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article analyzes the changes in administrative legislation that occurred with the emergence of a situation caused by the spread of a new coronavirus infection COVID-19 on the territory of the Russian Federation. The article analyzes the law enforcement practice that has developed in relation to minors in the case of their committing an administrative offense under Article 20.6.1 of the Administrative Code of the Russian Federation on the example of the Tyumen region. The article describes the composition of the offense in comparison with Article 6.3 of the Administrative Code of the Russian Federation. The article considers the peculiarities of bringing to administrative responsibility the parents (legal representatives) of minors under Part 1 of Article 5.35 of the Administrative Code of the Russian Federation in case of violation of the Rules of Conduct that are mandatory for citizens and organizations, when a high-alert mode or an emergency situation is introduced. As a result of the conducted research, the author concludes that it is necessary to introduce the responsibility of parents (legal representatives) for non-fulfillment (improper fulfillment) of the duty to protect the health of their minor children.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ УГРОЗЕ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (СТ. 20.6.1 КОАП РФ)»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Научная статья С. 31-38

УДК 342.92

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ УГРОЗЕ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (ст. 20.6.1 КоАП РФ)

Гульнара Фазитовна Хаметдинова

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия gulnara.khamietdinova@mail.ru, ORCЮ: 0000-0002-7629-2498

Аннотация. В статье анализируются изменения в административном законодательстве, произошедшие с возникновением ситуации, вызванной распространением новой коро-навирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации. Анализируется правоприменительная практика, сложившаяся в отношении несовершеннолетних в случае совершения ими административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ на примере Тюменской области. Дается характеристика состава правонарушения в сравнении со ст. 6.3 КоАП РФ. Автором указывается, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушение несовершеннолетними детьми Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, важным является решение вопроса о возрасте, с которого возникает обязанность по соблюдению масочного режима. Особенно важен ответ на данный вопрос при привлечении к ответственности законных представителей несовершеннолетних, не использующих маски в установленных местах по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Отмечено, что сложившаяся практика привлечения к административной ответственности родителей основана на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, согласно которым, для профилактики и борьбы с распространением СОУШ-19, использование медицинских масок детьми обязательным, наравне с взрослым населением, является с 12-летнего возраста. В результате проведенного исследования делается вывод о необходимости введения института ответственности родителей (законных представителей) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по охране здоровья своих несовершеннолетних детей.

Ключевые слова: коронавирусная инфекция COVID-19, угроза распространения заболевания, режим повышенной готовности, ограничительные меры, административная ответственность, несовершеннолетние, здоровье ребенка

Для цитирования: Хаметдинова Г. Ф. Проблемы реализации административной ответственности несовершеннолетних и их законных представителей за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КОАП РФ) // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 4 (31). С. 31-38.

© Г. Ф. Хаметдинова

Original article

PROBLEMS OF IMPLEMENTING ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS AND THEIR LEGAL REPRESENTATIVES FOR NON-COMPLIANCE WITH THE RULES OF CONDUCT IN AN EMERGENCY SITUATION OR THE THREAT OF ITS OCCURRENCE

(ARTICLE 20.6.1 OF THE ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Gulnara F. Khametdinova

Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen, Russia, gulnara.khamietdinova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7629-2498

Abstract. The article analyzes the changes in administrative legislation that occurred with the emergence of a situation caused by the spread of a new coronavirus infection COVID-19 on the territory of the Russian Federation. The article analyzes the law enforcement practice that has developed in relation to minors in the case of their committing an administrative offense under Article 20.6.1 of the Administrative Code of the Russian Federation on the example of the Tyumen region. The article describes the composition of the offense in comparison with Article 6.3 of the Administrative Code of the Russian Federation. The article considers the peculiarities of bringing to administrative responsibility the parents (legal representatives) of minors under Part 1 of Article 5.35 of the Administrative Code of the Russian Federation in case of violation of the Rules of Conduct that are mandatory for citizens and organizations, when a high-alert mode or an emergency situation is introduced. As a result of the conducted research, the author concludes that it is necessary to introduce the responsibility of parents (legal representatives) for non-fulfillment (improper fulfillment) of the duty to protect the health of their minor children.

Keywords: coronavirus infection COVID-19, the threat of the spread of the disease, high alert, restrictive measures, administrative responsibility, minors, child health

For citation: Khametdinova G. F. Problems of Implementing Administrative Responsibility of Minors and their Legal Representatives for Non-Compliance with the Rules of Conduct in an Emergency Situation or the Threat of its Occurrence (Article 20.6.1 of the Administrative Code of the Russian Federation). Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice]. 2021;(4):31-38. (In Russ.)

Введение

В 2020 году Российская Федерация, как и весь мир, столкнулась с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 (2019-nCOV), признанной заболеванием, представляющим опасность для окружающих1. Пандемия затрагивает практически все без исключения сферы жизни современного общества [3, с. 28]. В связи с возникшей угрозой распространения инфекции в экстренном порядке были предприняты меры медицинского характера: строительство новых и перепрофилирование действующих больниц в ковидные стационары, создан запас медицинского оборудования, лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты, потребовалась

1 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих : Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 49. Ст. 4916.

смена специализации врачей, созданы дистанционные консультативные центры по вопросам диагностики и лечения COVID-192 и др.

Возникла необходимость в принятии и правовых мер для регулирования общественных отношений в условиях распространения заболевания. С 1 апреля 2020 года на территории Российской Федерации был введен режим повышенной готовности и связанные с этим ограничительные меры3. В срочном порядке

2 О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 : Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. № 198н // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.07.2021).

3 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

был принят ряд нормативных правовых актов федерального и регионального уровня. «Необходимость в законодательных новеллах повлекла принятие экстраординарных мер, в том числе связанных с внесением изменений в действующее законодательство»1. Как правильно подчеркнуто в литературе: «Ни у кого не вызывает сомнений, что государство должно выполнить перед гражданами свои обязательства по обеспечению безопасности их жизни и здоровья» [5, с. 63].

Материалы исследования

Настоящая проблема стала предметом научных исследований. Обсуждению вопросов, связанных с правовым регулированием общественных отношений в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, посвящены работы А. В. Каляшина, М. Ю. Водяной, А. А. Максурова, Ю. Л. Шумских и др. Предметом научной полемики стали вопросы юридического анализа новых составов административных правонарушений, а также проблемы реализации административной ответственности и многие др.

Описание проводимого

исследования

«Введение правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера»2. Сложившаяся ситуация оказала влияние и на несовершеннолетних участников публичных отношений. Равно, как и на взрослых, на детей распространились правила нового режима правоотношений с некоторыми особенностями, вытекающими из характера детско-родительских отношений. В частности, родительской обязанности по охране здоровья своих несовершеннолетних детей,

1 Позиция Комитета по применению новой статьи 20.6.1 КоАП РФ и по принятию дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации : информация Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (документ опубликован не был) // СПС «Кон-сультантПлюс». URL: http://www/consultant.ru/ (дата обращения: 20.04.2021).

2 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 5.

воспитанию законопослушного поведения, защите прав и законных интересов.

Ответственность законных представителей несовершеннолетних в условиях режима повышенной готовности основана на положениях ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», возлагающей обязанность на граждан Российской Федерации соблюдать законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также выполнять установленные правила поведения2 при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее — ЧС).

В КоАП РФ наряду с иными дополнениями4 1 апреля 2020 года была введена статья 20.6.1, установившая ответственность за «невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения». Высокий уровень распространения коронавирусной инфекции СОУШ-19 вызвал необходимость введения новых правил поведения в общественных местах, соблюдение которых обеспечивается ст. 20.6.1 КоАП РФ. Административная ответственность установлена за нарушение, выразившееся в невыполнении правил поведения при режиме повышенной готовности на территории, где существует угроза возникновения ЧС, или непосредственно в зоне ЧС. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ указаны последствия в виде наступления вреда здоровью человека или имуществу и повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи.

Одновременно с принятием нового состава была дополнена статья 6.3 КоАП РФ частями 2 и 3, содержание которых исключает применение ст. 20.6.1 КоАП РФ. Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность при наличии оснований для обязательной самоизоляции. Это деяние заключается в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических

2 Об утверждении Правил поведения, обязатель-

ных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации : Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 15. Ст. 2274.

4 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ (ред. от 29 декабря 2020 г.) // Российская газета. 2020. 3 апр.

и противоэпидемических мероприятий (ч. 1 ст. 6.3). Совершение этих же деяний в период ЧС, при угрозе распространения опасного заболевания1, либо в период карантина вызывают усиление ответственности на основании части 2 ст. 6.3 КоАП РФ, равно как и деяние, выразившееся в невыполнении предписания органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор. Причинение вреда здоровью человека либо смерть, наступившие в результате данного деяния, квалифицируются по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, при отсутствии последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.

К административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ привлекаются лица, в отношении которых отсутствуют, установленные ст. 6.3 КоАП РФ основания для обязательной самоизоляции, иначе говоря, это ответственность за нарушение установленного2 порядка поведения в общественных местах. Объект данных составов различен: в одном случае — это санитарно-эпидемиологическое благополучие (ст. 6.3), в другом — общественный порядок и безопасность (ст. 20.6.1). Этим и объясняется их расположение в соответствующих главах КоАП РФ.

В Обзоре Верховного Суда РФ3 отмечается, что ст. 20.6.1 и ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ соотносятся как общая и специальная нормы. В этой связи, нарушение карантинных мер влечет ответственность на основании ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Остальным предписан режим самоизоляции, который предполагает нахождение человека дома и избегание им контакта с другими людьми. В отличие от карантина, при режиме самоизоляции разрешается покидать квартиру в исключительных случаях.

О различной правовой природе данных норм свидетельствует и их нормативно-правовая основа. Нарушение положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

1 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих : Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715.

2 Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации : Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417.

3 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (^т-19) № 1.

характера»4 служит основанием применения ст. 20.6.1 КоАП РФ. При этом ответственность наступает за нарушение федеральных и региональных правил поведения, установленных при режиме повышенной готовности или ЧС. Положениями ст. 6.3 КоАП РФ обеспечивается исполнение норм федерального законодательства, закрепленных Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»5.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ выступают общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, в то время как ст. 6.3 нацелена на охрану здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Отличительная особенность данных норм заключается в содержании охраняемых объектов.

Объективная сторона анализируемого деликта заключается в невыполнении закрепленных в законодательстве правил6 поведения в определенном месте и при определенных условиях. Во-первых, это деяние, происходящее на территории (зоне) на которой существует угроза возникновения ЧС, или непосредственно в самой зоне ЧС. Во-вторых, неотъемлемым условием действия данного правового запрета является введение режима повышенной готовности на указанной территории.

Законодательное описание деяний, образующих ст. 20.6.1 КоАП РФ, позволяет часть 1 охарактеризовать как формальный, а часть 2 как материальный составы, последствием последнего выступает вред либо здоровью человека, либо его имуществу. По конструкции норма бланкетная, что требует «для определения правил поведения в обязательном порядке установить документ, в котором они закреплены» [2, с. 65].

Под режимом повышенной готовности, не получившим законодательного закрепления, в правовой литературе предлагается

4 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

5 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

6 Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации : Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417.

понимать «особый правовой режим, вводимый на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, в том числе при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих и иных обстоятельств непреодолимой силы в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [1, с. 408].

Правила поведения, нарушение которых образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, закреплены Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»1 (далее — Правила). Настоящие Правила требуют соблюдения общественного порядка и законодательства Российской Федерации о защите населения и о санитарно-эпидемиологическом благополучии; выполнения законных требований специально уполномоченных должностных лиц; использования средств коллективной и индивидуальной защиты; принятия мер по вызову уполномоченных должностных лиц для пострадавших, оказания им первой помощи; иметь при себе и предъявлять по требованию документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы, дающие право не соблюдать требования Правил и др.

Нарушение как федеральных правил поведения в условиях режима повышенной готовности или ЧС, так и правил, закрепленных в законодательстве субъектов Российской Федерации, влекут административную ответственность по ст. 20.6.1 КоАП РФ2. Например, на основании Постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. № 120-п «О введении режима повышенной готовности»3 на территории Тюменской области с 18 марта 2020 г. был введен режим повышенной готовности и закреплены дополнительные меры

1 Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации : Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417.

2 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (^т-19) № 1.

3 О введении режима повышенной готовности : Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. № 120-п // Тюменская область сегодня. 2020. 24 марта.

административной ответственности4 за нарушение установленных ограничений. В соответствии с данным актом на граждан региона был возложен запрет покидать места проживания, за исключением таких случаев, как необходимость: обращения за экстренной медицинской помощью; следования к месту работы (которая не была приостановлена в соответствии с законодательством) и обратно; следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания; выноса отходов до ближайшего места их накопления.

Сотрудниками ПДН УМВД России по Тюменской области были выявлены нарушения требований о соблюдении правил самоизоляции, установленных на территории Тюменской области5. Так, за 9 месяцев 2020 года6 по Тюменской области в отношении несовершеннолетних было составлено 229 протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ, 123 из них возбуждено подразделениями по делам несовершеннолетних территориальных ОВД УМВД России по г. Тюмени и 6 из всех протоколов составлены территориальными отделами внутренних дел юга Тюменской области.

Анализ изученных 68 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ7 свидетельствует, что одним из основных нарушений стало нахождение несовершеннолетних вне мест самоизоляции. С ослаблением ограничительных мер, актуальным становится нарушение, связанное с неисполнением обязанности использовать средства индивидуальной защиты [1, с. 408].

При привлечении к административной ответственности несовершеннолетних

4 Невыполнение или ненадлежащее выполнение нормативных правовых актов Тюменской области по защите населения от чрезвычайных ситуаций, в случае, если эти действия не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ : Кодекс Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 г. № 55 (ст. 3.6) // СПС «Кодекс». ИЯЬ: https://docs.cntd. ги/^ситеП:/450257147 (дата обращения 17.05.2021).

5 О введении режима повышенной готовности: Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. № 120-п.

6 С 1 апреля 2020 г. — дня введения в действие ст. 20.6.1 КоАП РФ на основании ФЗ от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

7 Материалы представлены Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Тюмени и Тюменского района.

за нарушение анализируемых Правил, важным является решение вопроса о возрасте, с которого возникает обязанность по соблюдению масочного режима. Особенно важен ответ на данный вопрос при сложившейся практике привлечения к ответственности законных представителей несовершеннолетних, не использующих маски в установленных местах по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Правительством Тюменской области установлена обязанность граждан — обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 г. № 31 — «в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах»1.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения2 для профилактики и борьбы с распространением COVID-19, использование медицинских масок детьми обязательным, наравне с взрослым населением, является с 12-летнего возраста. Основываясь на данные рекомендации сложилась практика привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ родителей (законных представителей) несовершеннолетних, достигших 12-летнего возраста к моменту нарушения ими требования о ношении маски. Нарушение детьми 12-15-летнего возраста Правил, ответственность за которые предусмотрена ст. 20.6.1 КоАП РФ, по причине недостижения ими возраста административной ответственности (16 лет), влечет последствие для их родителей (законных представителей) в виде административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ — как результат ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию своего несовершеннолетнего ребенка.

Установить количество материалов, возбужденных по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, по тем же основаниям, что указаны в ст. 20.6.1 КоАП РФ,

1 О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 г. № 31 (документ опубликован не был) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https:// www.pravo.gov.ru (дата обращения 30.03.2021).

2 О масках в условиях COVID-19 (обновление 1 декабря 2020 г.) // Всемирная организация здравоохранения :

[сайт]. URL: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/ novel-coronavirus-2019/advice-for-public/when-and-how-to-use-masks (дата обращения 06.06.2021).

не представляется возможным. По информации Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) отдельной отчетности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за нарушение несовершеннолетними детьми правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения, не ведется. Отсутствует данная информация и в подразделениях по исполнению административного законодательства территориальных отделов полиции, так как база данных не предусматривает «разбивки» по мотивам совершения ненадлежащего воспитания несовершеннолетних.

Итак, положения ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ обеспечивают право детей на содержание, воспитание, обучение, защиту прав и интересов со стороны своих родителей (законных представителей). Являясь общей нормой в сфере защиты детства, ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ устанавливает ответственность субъекта правонарушения не только за собственные упущения, но и административные проступки детей, считая их результатом ненадлежащего воспитания. Данное положение распространяется, в том числе и на нарушение вновь введенных правил поведения в общественных местах (ст. 20.6.1 КоАП РФ) детьми в возрасте до 16 лет. С одной стороны, это обеспечение соблюдения детьми правил поведения в условиях повышенной готовности, с другой стороны, это забота об их здоровье. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей3. Под заботой понимаются усердные хлопоты, беспокойное попеченье, комплекс действий по отношению к объекту, нацеленных на его благополучие [3, с. 656].

В действующей норме ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ не содержится прямого указания на отсутствие заботы о здоровье своих детей, как одного из факторов ненадлежащего воспитания. Забота о физическом и психическом здоровье детей не вытекает из используемых в описании «ненадлежащего исполнения родительских обязанностей» таких понятий, как «содержание, воспитание, обучение, защита прав и интересов». Исходя из общеупотребительного смысла данных понятий, прямо не вытекает обязанности заботиться о здоровье своих несовершеннолетних детей.

В связи с изложенным полагаем, что обстоятельства, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, усиливают давно назревшую необходимость закрепления ответственности родителей

3 Семейный кодекс РФ от 29 дек. 1995 г. № 23-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

за ненадлежащее обеспечение мер, направленных на охрану и заботу о здоровье детей. По нашему мнению, реализация данного предложения явится обеспечительной мерой, в том числе, и закреплённого федеральным законодательством приоритета охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей1.

Главой 6 КоАП РФ предусматривается ответственность специального субъекта, наделенного родительской обязанностью за правонарушения, объектом которых является здоровье несовершеннолетних, в двух случаях: ч. 2 ст. 6.102 и ч. 2 ст. ст. 6.233 КоАП РФ. Что же касается ст. 6.34, применение которой вызвано необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то она не предполагает ответственности законных представителей, по аналогии со ст. 6.10, ст. 6.23 КоАП РФ.

Субъект правонарушения по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ общий: физические вменяемые лица в возрасте 16-17 лет. К ответственности

1 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. ИЯЬ: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения 08.07.2021).

2 Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

3 Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодер-жащей продукции.

4 Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

привлекаются несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Противоправное деяние (ст. 20.6.1 КоАП РФ), совершенное детьми в возрасте с 12 до 15 лет влечет ответственность для их законных представителей на основании ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ характеризуется умышленной формой вины несовершеннолетнего субъекта ответственности.

Заключение и вывод

В целях единообразного подхода к вопросу об ответственности законных представителей несовершеннолетних за нарушение Правил в условиях повышенной готовности следует либо исключить ответственность законных представителей несовершеннолетних 12-15-летнего возраста, либо предусмотреть ответственность законных представителей в КоАП РФ за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по охране здоровья своих несовершеннолетних детей. Правильным видится выбор последнего варианта. С целью обеспечения реализации законодательных норм, провозглашающих приоритет охраны здоровья детей, следует закрепить административную ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних, дополнив ст. 5.35 КоАП РФ частью 1.1. следующего содержания: «Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанности заботиться о здоровье ребенка, а равно непринятие мер по профилактике заболеваний, диагностики, лечения с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка, а также непринятие мер для оказания ему медицинской помощи».

Список источников

1. Водяная М. Ю. Особенности применения статьи 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). Санкт-Петербург. 2021. С. 407-411.

2. КаляшинА. В. Юридическая характеристика нововведенных составов административных правонарушений и ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения в условиях распространения COVID-19 // Ученые записки. 2020. № 2 (34). С. 64-69.

3. Максуров А. А. Проблемы координации деятельности органов власти в области борьбы с пандемией коронавируса // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 2. С. 28-33.

4. Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый: в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. 3-е изд. Санкт-Петербург : Типография М. О. Вольфа. 1880. 812 с. URL: https://www.prlib.ru/item/375611 (дата обращения: 20.08.20210).

5. Шумских Ю. Л. Ужесточение юридической ответственности в условиях коронавируса // Вестник Волжского университета им. В. Н.Татищева. 2020. Т.1, № 3. С. 56-63.

References

1. VodyanayaM.Yu. Features of the application of Article 20.6.1 of the Administrative Code of the Russian Federation «Non-compliance with the rules of conduct in an emergency or a threat of its occurrence». Materials of the international scientific and practical conference Actual Problems of Administrative and Administrative Procedural Law (Sorokinsky readings). St. Petersburg. 2021:407-411. (In Russ.)

2. Kalyashin A. V. Legal characteristics of the new structures of administrative offenses and responsibility for non-compliance with the rules of conduct in an emergency situation or the threat of its occurrence in the conditions of the spread of COVID-19. Scientific notes. 2020;(2):64-69. (In Russ.)

3. MaksurovA. A. Problems of coordinating the activities of authorities in the field of combating the coronavirus pandemic. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Law and order: history, theory, practice]. 2020;(2):28-33. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Explanatory dictionary of the living Great Russian language. Volume one: in 4 volumes.author-comp. V. I. Dal. 3rd ed. St. Petersburg: Printing house of M. O.Wolf. 1880;812. Available from: https://www.prlib.ru/ item/375611 [Accessed 20 August 2021].

5. ShumskikhYu. L. Tightening of legal responsibility in the conditions of coronavirus. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva [Bulletin of the V. N.Tatishchev Volga State University]. 2020;1(3):56-63. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию / This article was submitted: 31.08.2021. Поступила после рецензирования / Received after review: 15.09.2021 Принята к публикации / Accepted for publication: 25.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.