АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА, ВВЕДЁННОГО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
В.А. Синицына, студент
Кубанский государственный аграрный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-4-173-178
Аннотация. В связи с распространением по всему миру новой коронавирусной инфекции, представляющей собой опасное заболевание и признанной Всемирной организацией здравоохранения пандемией (то есть необычайно сильной эпидемией, распространившейся в мировых масштабах), в 2020 году в российское законодательство оперативно были внесены некоторые изменения. В частности, в Кодекс об административным правонарушениях были введены новые статьи, которые содержат новые составы правонарушений и ответственность за их совершение. В данной статье речь пойдет об их анализе, разберется свежая практика, приведутся положительные и отрицательные результаты принятых изменений и их влияние на общество.
Ключевые слова: короновирусная инфекция, административная ответственность, административный штраф, предупреждение, карантин, масочный режим, социальная дистанция.
Прежде всего, следует выделить причины и цели принятых изменений. Законодательство об административных правонарушениях ставит своими задачами защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие население и т.д., и поэтому, впервые возникшие из-за коронавирусной инфекции неурегулированные общественные отношения и опасные условия, в которых оказалось население Российской Федерации, а именно: высокие показатели инфицирования; большое количество зараженных; появление уровня смертности; паника; недоверие к средствам массовой информации и появление теорий о том, что СОУГО-19 - всемирный заговор и инфекция - это не больше, чем выдумка фармацевтических компаний и т.д. обусловили необходимость введения законодателем определенных норм и ограничений. Таким образом, на данном этапе законодатель ставит своими целями:
1) недопущение распространения инфекции и недостоверной информации о ней;
2) сохранение здоровья населения;
3) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия насе-
ления, являющегося одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду;
4) предупреждение и предотвращение административных правонарушений, связанных с режимом, введенным в условиях пандемии коронавируса;
5) воспитание граждан в духе уважения к закону, к здоровью других граждан.
Введение категории административной ответственности за нарушение режимов, которые введены (или могут быть введены) в условиях пандемии коронавируса связано с принятием федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1], содержащего значительные корректировки касательно статей 6.3, 20.6.1, 13.15, 14.4.2. названного Кодекса.
Итак, статью 6.3. КоАП РФ о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения дополнили двумя новыми составами.
По первому составу предусмотрены наказания, если нарушение, выразившееся в нарушении действующих санитарных
правил и гигиенических нормативов, совершено:
1) в период режима чрезвычайных ситуаций или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
2) в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
По этому же составу ответственность грозит тем лицам, которые не выполнили в установленный срок выданное в данные периоды предписание или требование Ро-спотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации [4] коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В связи с этим, в ответе на вопрос №22 «коронавирусного» обзора [8] Верховный суд РФ определил круг лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. К таким лицам, в частности, суд отнес:
- лица с подозрением на наличие коро-навируса;
- лица, прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;
- лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие коронавируса;
- лица, уклоняющиеся от лечения ко-ронавируса.
Данная поправка включает следующие размеры административного штрафа:
- на граждан - в размере от 15 до 40 тысяч рублей;
- на должностных лиц - от 50 тысяч до 150 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 тысяч до 150 тысяч рублей или административное при-
остановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В судебной практике уже имеется достаточно много примеров правонарушений по данной статье. В качестве примера можно привести случай из Московской области - судья Одинцовского городского суда признал виновной в совершении административного правонарушения гражданку Российской Федерации с подтвержденным диагнозом COVID-19, которая покинула место проживания (карантина), за что была привлечена к административной ответственности и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15 тысяч рублей. В целом по России только с 1 апреля по 8 июня в суды поступило около чуть более 16 тыс. дел по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, а больше всего административных дел по этой же статье за время карантина, по данным «Апологии протеста», возбудили в Краснодарском крае - было составлено свыше 4,3 тыс. протоколов.
Ответственность по второму составу грозит, если рассмотренные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или его смерть, но при этом не считаются преступлением. Ответственность в данном случае будет отличаться - штрафы будут значительно выше, так как правонарушение имеет более серьезные негативные последствия:
- на граждан - в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей;
- на должностных лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Верховный Суд в обзоре №2 дал разъяснения по вопросу разграничения уголовной ответственности по части 2 статьи 236 УК РФ и административной ответственности по части 3 статьи 6.3 КоАП. Так, административная ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП РФ наступает лишь в тех случаях, когда действие (или бездействие) правонарушителя не содержит уголовно наказуемого деяния. В свою очередь, действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по части 2 статьи 236 УК РФ при установлении наличия признака массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы наступления таких последствий, в случае наступления последствий в виде смерти человека.
Нарушение так называемой «социальной дистанции» также относят к ст. 6.3 КоАП РФ. Постановление Главного государственного санитарного врача [7] закрепило обязанность граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра в общественных местах, общественном транспорте. Для того чтобы пассажиры соблюдали социальную дистанцию, во всем общественном транспорте были нанесены специальные наклейки, которыми разделялись сиденья. На каждом втором месте появилась надпись «Соблюдайте дистанцию, не садитесь здесь». Если раньше это предостережение носило рекомендательный характер, то сейчас субъектами оно закреплено как предписание. Так, например, соблюдать социальную дистанцию в 1,5 м в Москве было закреплено в указе мэра Сергея Собянина [6], в Краснодарском крае- Постановлением главы администрации (губернатора) [5].
Несоблюдение требования о социальной дистанции уже обернулось штрафами для магазинов. Согласно требованиям властей, в магазинах должна быть нанесена специальная разметка, которая покажет посетителям безопасное расстояние друг от друга. За ее отсутствие владельцам грозит наказание - уже было привлечено к ответственности по этой статье много организаций и предпринимателей. Так, за несоблюдение дистанции в магазине или в автобусе наказывают или юридическое
лицо, владеющее бизнесом, или ИП. Могут штраф так же наложить на руководство или иное виновное должностное лицо. Возможна приостановка деятельности провинившейся организации (например, закрытие того же магазина).
В целом, поправки, внесенные в статью 6.3 административного кодекса РФ, существенно усилили ответственность за нарушение карантинных ограничений. Ранее эта статья предусматривала только наказание в виде штрафа для граждан в размере до 500 рублей. С введением новых пунктов (2-3), как можно заметить, санкции значительно увеличились, теперь минимальный штраф для россиян за нарушение санитарно-гигиенических норм вырос в разы, как и для бизнеса, санкции стали намного выше.
Вторая поправка к статье 13.15 установила административную ответственность за распространение заведомо недостоверной информации (так называемых «фейк-ньюз») именно для юридических лиц (для физических она была уже предусмотрена частями 9-10). Статья была дополнена частями 10.1 и 10.2, которые установили наказание за распространение в средствах массовой информации под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. Наказание по данной статье так же определяется административным штрафом в размере от 1,5 до 3 млн руб. Если же такие действия юридического лица повлекли смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи - штраф будет варьироваться в пределах от 3 до 5 млн
руб.
Важным моментом является разграничение противоправных действий, отнесенный к статье 13.15 КоАП РФ и к статьям 207.1 и 207.2 УК РФ. В отличии от действий, предусмотренных административ-
ным кодексом, для привлечения к уголовной ответственности, с учетом условий, цели и мотивов распространения дезинформации (например, для провокации паники среди населения, нарушения правопорядка), такие действия должны представлять реальную общественную опасность и причинять вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности. Помимо этого, стоит помнить о том, что административная ответственность предусмотрена и для физических, и для юридических лиц (ч. 9-11 ст. 13.15 КоАП), а к уголовной ответственности могут быть привлечены лишь граждане-физические лица.
Следующей корректировке была подвергнута глава 20, которая дополнилась статьей 20.6.1 - невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Здесь, под правилами поведения законодатель, вероятнее всего имел ввиду «Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» [3]. По времени принятия эти Правила почти совпадают с включением ст. 20.6.1 в КоАП, так как КоАП федеральный, разумно было бы предположить, что ответственность предусмотрена за нарушение именно федеральных Правил [10].
Наказание в данном случае несколько мягче - нарушение закона может повлечь как предупреждение, так и административный штраф: гражданину нужно будет уплатить в бюджет от 1 до 30 тысяч рублей. Т. е. нижний предел санкции здесь намного меньше, и при наличии уважительных обстоятельств, возможно, ему назначат минимальный штраф. Если же совершен проступок, повлекший вред здоровью других людей, нарушителя уже ждет наказание от 15 до 50 тысяч рублей.
В последнее время одним из самых распространенных оснований для получения штрафа является посещение магазинов, а также простое нахождение на улице без маски. Прогулки без маски сегодня как раз подпадают под ст. 20.6.1. КоАП РФ и вле-
кут за собой штраф от 1 до 30 тыс. руб. Помимо этого, штраф может быть взыскан с организации, например, с магазина, который допускал обслуживание людей без средств защиты. Для компаний штраф будет составлять от 100 до 300 тыс. руб.
Лишь за одну неделю районные суды города уже вынесли несколько десятков постановлений о привлечении граждан к административной ответственности по данной статье. Некоторые судьи применяли более мягкое наказание в виде предупреждения: так, например, один гражданин за жарку шашлыка в период режима повышенной готовности получил предупреждение, а другой получил штраф в размере 5000 рублей за нахождение в сквере. Например, судами Краснодарского края с 14 апреля 2020 года было рассмотрено более 130 дел об административном правонарушении по ст. 20.6.1 КоАП РФ. По 75 из них судами принято решение о наложении административного штрафа в размере от 1000 до 3 000 рублей. В 45 случаях привлекаемые лица получили предупреждение. Таким образом очевидно, что вопрос о размере наказания решается исключительно на усмотрение судьи.
Немаловажные изменения коснулись и статьи 14.4.2, которая была дополнена частью четвертой. Она предусматривает административные штрафы за реализацию либо отпуск препаратов, если при этом нарушаются требования указанного законодательства в части установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей. На фоне борьбы с коро-новирусом данная поправка также имеет место быть в целях предотвращения завышения цен в связи с повышенном спросом населения на противовирусные препараты и средства защиты, поэтому Правительство получило полномочие устанавливать предельные размеры оптовых и розничных надбавок на лекарства в условиях чрезвычайных ситуаций или угрозы распространения опасного заболевания для окружающих [2]. Своим распоряжением оно определило конкретный список лекарств в перечне жизненно необходимых и важ-
нейших лекарственных препаратов для ний довольно высоки. С другой стороны, медицинского применения на 2020 год. предпринятые меры обуславливаются
Итак, коронавирусная инфекция, с ко- сложившейся эпидемиологической ситуа-торой столкнулась Россия и в целом мир, цией, поэтому можно говорить о своевре-уникальна, поскольку драматически за- менности введенных норм и их благопри-тронула все сферы жизни людей, при том ятном влиянии на состояние российских что высокоэффективных способов борь- граждан. Законодателю удалось снизить бы с ней у человечества не оказалось. Не темп распространения инфекции на терри-смотря на это, государство сумело ока- тории страны, уменьшить уровень смерт-зать оперативное сопротивление возник- ности от короновируса в сравнении с дру-шей проблеме, ввести определенные ме- гими странами, стоит отметить и экономи-ры и тем самым защитить население от ческую составляющую: в условиях закры-эпидемии. В целом, внесенные комплекс- тия предприятий и границ, резкого обвала ные изменения в кодекс об администра- цен на нефть и других сложностей, штра-тивных правонарушениях Российской Фе- фы, являясь основным видом администра-дерации, с одной стороны, несут достаточ- тивных наказаний и одним из неналоговых но ужесточенный характер мер админи- доходов бюджета, оказали действенную стративной ответственности, так как раз- финансовую поддержку в период эконо-меры штрафов и в общем размеры наказа- мического кризиса.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 01.04.2020 N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Федеральный закон от 26.03.2020 N 67-ФЗ "О внесении изменений в статью 60 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
3. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
4. Постановление Правительства РФ от 31 января 2020 г. N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
5. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)".
6. Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (с изменениями и дополнениями).
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9.
8. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1 (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).
9. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года).
10. Павлов Н.В. К вопросу об административно-правовой природе производства по осуществлению муниципального контроля // Административное право и процесс. - 2014. - Вып. 11. - С. 59-63.
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF CITIZENS FOR VIOLATION OF THE REGIME INTRODUCED IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC
V.A. Sinitsyna, Student Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)
Abstract. Due to the worldwide spread of a new coronavirus infection, which is a dangerous disease and a pandemic recognized by the World Health Organization (that is, an unusually strong epidemic that has spread globally), some changes were promptly made to Russian legislation in 2020. In particular, new articles were introduced into the Code of Administrative Offenses, which contain new elements of offenses and responsibility for their commission. In this article, we will discuss their analysis, sort out recent practice, give positive and negative results of the adopted changes and their impact on society.
Keywords: coronavirus infection, administrative responsibility, administrative fine, warning, quarantine, mask mode, social distance.