УДК: 34.03
ББК: 67.0
Шумских Ю.Л.
УЖЕСТОЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ
КОРОНАВИРУСА
Shumskikh Ju.L.
TIGHTENING OF LEGAL LIABILITY IN CONDITIONS CORONAVIRUS
Ключевые слова: юридическая ответственность, ужесточение юридической ответственности, нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
Keywords: legal liability, tightening of legal liability, violation of sanitary and epidemiological rules.
Аннотация: в статье проводится анализ и дается оценка эффективности мер ужесточения уголовной и административной ответственности за нарушение карантинных мероприятий в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции на территории РФ, изучается опыт некоторых иностранных государств. Единственным эффективным способом противостоять интенсивному распространению коронавируса, как считают ученые и как свидетельствует опыт отдельных иностранных государств, является обеспечение условий самоограничения (самоизоляции) или карантина. Для урегулирования отношений, возникающих в связи с введением на территории России специальных режимов самоограничения (самоизоляции), в отдельных случаях карантина, Правительством РФ приняты экстренные меры в первую очередь организационного, экономического и социал ь-ного характера, направленные на защиту здоровья населения, борьбу с коронавирусом, а также поддержку бизнеса в чрезвычайных условиях, вызванных интенсивным распространением инфекции. В целях повышения эффективности превентивной функции предпринятых Правительством РФ мер, а также формирования серьезного отношения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к введению карантинных мероприятий, необходимых в первую очередь для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, защиты жизни и здоровья граждан, были ужесточены меры административной и уголовной ответственности за ряд правонарушений, связанных распространением коронавирусной инфекции. Отношения, складывающиеся в процессе развития пандемии в России, нуждаются в более тщательном правовом регулировании, требуется развитие нормативно-правовой базы. Однако анализ норм Конституции РФ и международных правовых норм позволяют сделать вывод о том, что ограничение отдельных прав граждан и иных субъектов отношений в связи с необходимостью предотвратить распространение коронавируса COVID-19, имеет правовую основу. Автор приходит к выводу, что ужесточение ответственности в рассматриваемой сфере имеет комплексный характер, является своевременным и необходимым способом борьбы с пандемией коронавируса COVID-19, имеющим правовые основания.
Abstract: in this article analyzes and evaluates the effectiveness to tightening measures of criminal and administrative liability for violation of quarantine measures in order to counter the spread of coronavirus infection in the Russian Federation, the experience of some foreign states is studied. The only effective way to counter the intensive spread of coronavirus, according to scientists, and as the experience of individual foreign states indicates, is to ensure conditions of self-restriction (self-isolation) or quarantine. In order to resolve relations arising in connection with the introduction of special self-restriction (self-isolation) regimes in Russia, in some cases of quarantine, the Government of the Russian Federation took emergency measures, primarily organizational, economic and social ones, aimed at protecting public health, combating coronavirus, and also supporting businesses in emergencies caused by the spread of infection. In order to increase the
effectiveness of the preventive function of the measures taken by the Government of the Russian Federation, as well as the formation of a serious attitude of citizens, legal entities, individual entrepreneurs to the introduction of quarantine measures necessary primarily to ensure sanitary and ep-idemiological safety of the population, protect the life and health of citizens, administrative measures have been tightened and criminal liability for a number of offenses related to the spread of co-ronavirus infection. The relations emerging in the process of the development of the pandemic in Russia require more careful legal regulation; development of the regulatory framework is required. However, an analysis of the norms of the Constitution of the Russian Federation and international legal norms allows us to conclude that the restriction of certain rights of citizens and other subjects of relations in connection with the need to prevent the spread of the coronavirus COVID-19, has a legal basis. The author concludes that the tightening of responsibility in this area is complex, a timely and necessary way to combat the COVID-19 coronavirus pandemic, which has legal grounds.
Понятие юридической ответственности - сложное и многоаспектное, но так или иначе, ее можно определить как способ реагирования государства на правонарушения с целью пресечения совершаемых и предупреждения новых противоправных деяний, обеспечения соблюдения и уважительного отношения к закону всеми субъектами права, а также применения к правонарушителю определенных неблагоприятных последствий, закрепленных в санкции нормы права, которые он обязан претерпевать в силу совершенного им деяния. Юридическая ответственность как особый вид социальной ответственности проявляется во взаимодействии личности, общества, государства и закона, а также находится в неразрывной функциональной связи с иными видами социальной ответственности: моральной, политической, общественной, гражданской, профессиональной, организационной и т.п. Они поддерживают друг друга в достижении общих целей, оказывают целостное влияние на каждого индивида, способствуют формированию у граждан правомерного поведения, правосознания, должного уровня нравственной и правовой культуры. Это имеет большое значение в условиях кризисного состояния общества, высокого уровня преступности, коррупции, нигилизма, антисоциального поведения значительного количества граждан, неуважительного отношения к закону и правам человека, сложных экономических, политический и социальных реалий, в том числе проявления различного рода эпидемий и пандемий.
В этих условиях определенные социальные процессы приходится признавать
опасными для личности, общества и государства, возникает необходимость принимать своевременные и эффективные меры борьбы с ними. Несомненно, значительная роль среди них отводится мерам именно юридической ответственности, применение которых зачастую сопровождается созданием новых и изменением действующих норм права, предусматривающих ответственность за те или иные правонарушения, криминализацией отдельных противоправных деяний, ужесточением санкций отдельных видов юридической ответственности (преимущественно уголовной и административной ответственности). Конечно, для противостояния опасным социальным явлениям недостаточно лишь усиления мер юридической ответственности. Необходимо создание системы эффективных мероприятий экономического, социального, политического, организационного характера, а также применение морально-нравственных
средств воздействия на сознание общества и каждого отдельного индивида.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения (далее ВОЗ) объявила пандемию коронавируса COVID-19, возникшего в конце декабря прошлого года в китайской провинции, угрозой всемирного значения, которая оказывает разрушительное влияние на всю глобальную экономику и экономику каждого отдельного государства. Не вдаваясь в известные подробности развития пандемии коронавируса в мире и в России, остановимся на некоторых правовых аспектах, направленных на борьбу с данным опасным явлением.
Несмотря на всю опасность коронави-
руса и сложность процесса борьбы с ним, явление это управляемое и контролируемое, но только в том случае, если обеспечивается строгое соблюдения всех необходимых мер безопасности. В условиях отсутствия вакцины вируса единственным эффективным способом противостоять его интенсивному распространению, как считают ученые [9; 15], и как свидетельствует опыт отдельных государств, которые уже фактически справились с эпидемией, или в которых распространение коронавируса на сегодняшний день является минимальным, является обеспечение условий самоограничения (самоизоляции) или карантина.
Для урегулирования отношений, возникающих в связи с введением на территории России специальных режимов самоограничения (самоизоляции), в отдельных случаях карантина, Правительством РФ приняты экстренные меры в первую очередь организационного, экономического и социального характера, направленные на защиту здоровья населения, борьбу с коронавиру-сом, а также поддержку бизнеса в чрезвычайных условиях, вызванных интенсивным распространением инфекции. В целях повышения эффективности превентивной функции предпринятых Правительством РФ мер, а также формирования серьезного отношения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к введению карантинных мероприятий, необходимых в первую очередь для обеспечения санитарно -эпидемиологической безопасности населения, защиты жизни и здоровья граждан, были ужесточены меры административной и уголовной ответственности за ряд правонарушений, связанных распространением ко-ронавирусной инфекции.
Значительно увеличены санкции ч. 1 ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации [3] (далее УК РФ) за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее массовое заболевание людей. В частности, устанавливаются такие виды наказаний, как: штраф в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (ранее максимальный его размер составлял восемьдесят тысяч рублей), ограничение свободы на срок до двух лет (ранее - до года), либо принудительные работы на срок до двух
лет, либо лишение свободы на тот же срок (новые санкции). Уголовная ответственность теперь может наступать уже за создание угрозы массового заболевания людей. Ужесточена и разграничена ответственность за причинение в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил по неосторожности смерти человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ), и за причинение смерти по неосторожности двух или более лиц (ч. 3 ст. 236 УК РФ), максимальное наказание в виде лишения свободы теперь составляет семь лет [7].
В статью 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4] (далее КоАП РФ) введена часть вторая, устанавливающая административное наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период введения на территории карантинных мероприятий. Максимальный размер наказания в виде штрафа составляет для граждан сорок тысяч рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (далее ИП) - сто пятьдесят тысяч рублей, для юридических лиц - пятьсот тысяч рублей. Также для ИП и юридических лиц предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Частью 3 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена теперь административная ответственность и за причинение вреда здоровью человека или смерть человека в результате нарушения карантинных запретов, если это деяние не содержит признаков преступления [6].
После начала пандемии особенно обострилась ситуация с распространением фей-ков (ложной информации) в сети Интернет, что молниеносно приводит к крайне негативным последствиям: созданию препятствий реализации мер по недопущению распространения коронавируса, паники и дезориентации населения, причинению психологического ущерба гражданам.
В связи с этим УК РФ дополнен новой статьей 207.1, предусматривающей ответственность за публичное распространение под видом правдивых сообщений заведомо
ложной информации об обстоятельствах, составляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а также принимаемых мерах, с максимальным наказанием в виде ограничения свободы сроком до трех лет; и статьей 207.2, устанавливающей ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до трех лет, а в случае причинения по неосторожности смерти человека или иные тяжкие последствия - в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Также дополнили статью 13.15 КоАП РФ двумя новыми частями 10.1 и 10.2, изменили редакцию части 11 указанной статьи, установив административную ответственность за распространение в средствах массовой информации, в сети Интернет под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, с максимальным наказанием в виде штрафа размером до 5 миллионов рублей, а в случае повторного совершения правонарушения - до 10 миллионов рублей.
Ужесточили административную ответственность и за некоторые другие правонарушения. Так, в отношении недобросовестных аптечных организаций статьей 14.4.2 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за реализацию (отпуск) препаратов по завышенным ценам в виде штрафа в двукратном размере излишне полученной выручки от их реализации, что является особенно актуальным в условиях чрезвычайных ситуаций и эпидемий. В статье 20.6.1 КоАП РФ закреплен новый состав административного правонарушения, за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, максимальное наказание за которое предусмотрено в виде штрафа до трехсот тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью человека или имуществу, за повторное совершение правонарушения - до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на
срок до девяноста суток.
Изменения законодательства об ужесточении ответственности вступили в силу с момента их официального опубликования 3 апреля 2020 года. Новые нормы об административных правонарушениях стали активно применяться.
Нарушения, за которые граждан привлекают к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ, заключаются в несоответствии формы справок на передвижение, выданные юридическими и должностными лицами, установленным требованиям (использование подложного документа) [12], не предъявлении сотрудникам полиции специальных электронных пропусков, отсутствие справок от работодателя установленного образца, нахождении в общественных местах в нарушении режима самоизоляции, прогулки в нескольких километрах от дома, нахождение несовершеннолетних без сопровождения взрослых и без средств индивидуальной защиты. За данные правонарушения в большинстве случаев назначается минимальное административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. Хотя, по мнению отдельных юристов, данные меры привлечения к ответственности являются избыточными, так как сотрудникам полиции и судебным органам в каждом конкретном случае следует давать оценку обстановке, в которой совершалось деяния, все обстоятельства, связанные с личностью, привлекаемой к ответственности, имелась ли реальная угроза причинения вреда окружающим.
Распространение получают и более серьезные правонарушения, такие как повторное нарушение гражданами режима самоизоляции, массовое уклонение от соблюдения карантинного режима лицами, прибывшими из-за рубежа [14; 16]. Несмотря на постоянное повсеместное распространение информации об опасности распространения коронавирусной инфекции и возможных ее тяжелых последствиях, сложности экономической, социальной и санитарно-эпидемиологической ситуации, установившейся уже во многих регионах страны, достаточно большое число граждан не стремится соблюдать рекомендации врачей, не воспринимают серьезно призывы предста-
вителей государственной и муниципальной власти, разъяснения правоохранительных органов, что порой создает угрозу заражения работников целой организации, жителей отдельного многоэтажного дома, отдельного муниципального образования [17].
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований зачастую сопряжено с совершением иных проступков, предусмотренных ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль» или ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)». Нарушение режима самоизоляции может сопровождаться кражами, распитием спиртных напитков, ездой на мотоциклах без водительского удостоверения [11], что в значительной мере утяжеляет морально-нравственную составляющую совершенных проступков. Возраст нарушителей, как правило, варьируется в пределах 25 лет - 41 года. Участились случаи привлечения к административной ответственности лиц, распространяющих недостоверную информацию о корона-вирусе, в соответствии со ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации».
К административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологический правил в условиях пандемии привлекаются не только граждане, но и ИП и юридические лица. В период нерабочей недели, объявленной в России с 30 марта по 5 апреля, в отдельных субъектах ИП массово (более 100 человек) не выполнялись требования прекратить работу и перевести работников на удаленный режим, не готовы быть ответственными и соблюдать принятые распоряжения о мерах по противодействию распространения коронавируса и крупные магазины, и небольшие салоны по оказанию услуг населению, точки продажи разливных
напитков [10].
Ужесточение юридической ответственности в целях обеспечения соблюдения жизненно необходимых карантинных мер предпринимается не только в России, но и практически во всех странах мира. И, нужно сказать, что наказание в рамках административной и уголовной ответственности зачастую намного строже, чем в нашем государстве. Так, например, в Китае уголовная ответственность может наступить уже за факт несообщения о наличии симптомов заболевания в случае нахождения лица в общественном месте или, если человек побывал в провинции Ухань, и не обратился в медицинскую организацию. А в случае, если он не предпринял никаких мер самоизоляции, подвергая тем самым опасности большое количество людей, нарушителю грозит тюремное заключение сроком до 10 лет, пожизненным заключением или смертной казнью. За период пандемии в Китае уже имеется 21 уголовное дело преступлениям, связанным с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, за четыре из которых могут приговорить к смертной казни [13]. Нужно отметить, что пик эпидемии коронавируса в Китае миновал, и ВОЗ, эксперты дают высокую оценку опыту борьбы с ней, а также жестким карантинным мероприятиям, проведенным в данной стране.
В Канаде считают эффективной мерой юридической ответственности - административный штраф за нарушение режима ограничений в условиях пандемии до одного миллиона долларов. Высокие штрафы для граждан установлены и в Норвегии - до 20 норвежских крон (около 140 тысяч рублей) или тюремное заключение на срок до 15 дней. Италия, являющаяся основным очагом распространения коронавируса в Европе, тоже установила меры ответственности за нарушение карантинных правил. Однако по сравнению с Китаем и другими странами, они достаточно лояльные. Так, за несоблюдение карантина гражданам может быть назначен штраф в размере 227 долларов (чуть более 17 тысяч рублей), за самые серьезные правонарушения лицу грозит всего лишь арест до трех месяцев. В таких государствах, как Франция, Италия, Испания,
Норвегия, Китай, США отмечается высокий процент привлечения к ответственности за нарушение карантинных мероприятий.
Анализ статистических данных о привлечении к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 236 УК РФ, позволяет сделать вывод о том, что за период с 2009 г. по 2018 г. в среднем привлекается 10 человек в год, при этом количество осужденных с каждым годом, за некоторым исключением, становится меньше. А за преступления, связанные с нарушением санитарно-эпидемиологических правил в период эпидемий практически никто к уголовной ответственности не привлекался [8]. В каждом конкретном случае совершения противоправного деяния необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением санитарно-эпидемиологи-чески х правил и массовыми заболеваниями людей, а в случае создания угрозы опасных последствий - оценить реальность такой угрозы и факт ее создания именно в результате противоправного поведения конкретного лица. К тому же, как видится, любой факт нарушения карантинных правил лицом, имеющим опасное заболевание, в условиях эпидемии уже создает потенциальную угрозу для окружающих. По оценкам многих специалистов, юристов, сотрудников правоохранительных органов, указанные проблемы затрудняют привлечение к уголовной ответственности за совершение деяний, предусмотренных ст. 236 УК РФ и вынесение в отношении виновных обвинительного приговора суда.
Более эффективным, на наш взгляд, будут являться меры по ужесточению административной ответственности. Так, по данным судебной статистики в год привлекается к ответственности в среднем 10646 лиц, нарушивших санитарно-эпидемиологические правила, в том числе и в условиях карантинного режима [8]. Административное наказание в виде предупреждения, штрафа и приостановление деятельности применяется не только к физическим, но и должностным и юридическим лицам, чего нельзя осуществить в рамках уголовной ответственности. А значительное увеличение размера штрафа, по нашему мнению, является достаточно эффективным сдерживающим фактором.
В настоящее время введенные ограничения, связанные с противодействием распространению коронавируса СОУТО-19, многими юристами расцениваются как неправомерные, в связи с тем, что специального закона, раскрывающего понятие и содержание «самоизоляции» и «самоограничения» не создано. В свою очередь не разрешает проблему и подпункт «д» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на который делают ссылки некоторые юристы, в котором говорится о компетенции должностного лица имеющего право «принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» и «ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации»[5]1. Можно согласиться с тем, что отношения, складывающиеся в процессе развития пандемии в России, нуждаются в более тщательном правовом регулировании, требуется развитие нормативно-правовой базы. Однако анализ норм Конституции РФ и международных правовых норм позволяют сделать вывод о том, что ограничение некоторых прав граждан и иных субъектов отношений в связи с необходимостью предотвратить распространение коронавируса СОУГО-19 имеет правовую основу.
Европейская конвенция о защите прав человека содержит нормы, позволяющие государству отступить от некоторых обязательств по соблюдению прав человека, и ввести на своей территории их ограничение в интересах «национальной безопасности и общественного порядка» [1 ]. И многие страны Совета Европы этим правом воспользовались. На территории России также практически во всех регионах вводится «режим повышенной готовности», в соот-
1 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ; ред. от 01.04.2020 // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52 95/ 6ff5e98fee989a34bd9ce012f4b62cfa4d8ed 1d0/. -Дата рецепции материала: 20.05.2020.
ветствии с которым могут ограничиваться такие права, как право на свободу передвижения, право на свободу собраний и объединений, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование и ряд других. С точки зрения международного права, данные ограничения прав человека не являются неправомерными.
В Конституции Российской Федерации ограничение одних прав и свобод человека и гражданина (например, право на передвижение) допускается в целях обеспечения полной и эффективной защиты других прав и свобод (например, право на жизнь и охрану здоровья) [2]. Ни у кого не вызывает сомнений в том, что государство должно выполнить перед гражданами свои обязательства по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. В сложившихся трудных условиях возможно нет времени и необходимых ресурсов для поэтапного планомерного внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, разобраться в применяемых формулировках и терминах. Но необходимо принимать быстрые, своевременные и максимально эффективные решения, позволяющие справиться с возникшей проблемой, призывая граждан и других субъектов отношений к сознательности и правильному пониманию вводимых
ограничений. И это, несомненно, имеет положительный результат. Ужесточение же административной и уголовной ответственности является вынужденной мерой воздействия на тех субъектов права, которые не желают добровольно соблюдать вводимый на территории России режим самоизоляции (самоограничения) и тем самым ставят под угрозу жизнь и здоровье других граждан.
Ужесточение юридической ответственности в условиях распространения коро-навирусной инфекции в России, как и во многих странах мира, сопровождается проведением дополнительных комплексных мероприятий организационного, экономического, социального, воспитательного характера, направленных на стимулирование граждан и хозяйствующих субъектов соблюдать обусловленные сложной пандемической ситуацией ограничения. Можно согласиться с мнением многих специалистов, что Россия, учитывая положительный и отрицательный опыт других государств, которые уже на протяжении длительного периода времени ведут борьбу с коронавирусом COVID-19, предпринимает своевременные и во многом эффективные меры, в том числе и ужесточение юридической ответственности, по противодействию распространению опасной инфекции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/. - Дата рецепции материала: 03.04.2020.
2. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. - Дата рецепции материала: 03.04.2020.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ; ред. от 01.04.2020 // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_10699/. - Дата рецепции материала: 03.04.2020.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ; ред. от 01.04.2020 // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. - Дата рецепции материала: 03.04.2020.
5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно-
генного характера: федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ; ред. от 01.04.2020 // Консуль-тантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 5295/ 6ff5e98fee989a34bd9ce012f4b62cfa4d8ed1d0/. - Дата рецепции материала: 20.05.2020.
6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ Российская газета. - 03.04.2020. -№ 72 (8126). - Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/03/koap-dok.html. - Дата рецепции материала: 03.04.2020.
7. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ // Российская газета. - 03.04.2020. - № 72 (8126). - Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/03/uk100fz-dok.html. - Дата рецепции материала: 03.04.2020.
8. Статистика - Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2019 года - 2017 год // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - Режим доступа: http://wwwcdep.ru/mdex.php?id=79. - Дата рецепции материала: 06.04.2020.
9. Бирюкова, М. Названа самая эффективная мера против распространения коронавиру-са / М. Бирюкова // Российская газета. - № 63(8117). - 24.03.2020. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/03/24/mera-protiv-koronavirusa.html. - Дата рецепции материала: 28.03.2020.
10. Более ста бизнесменов Оренбуржья нарушили режим повышенной готовности // РИА Новости. - 29.03.2020. - Режим доступа: https://ria.ru/20200329/1569317344.html. - Дата рецепции материала: 04.04.2020.
11. В Заинске начали привлекать к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции // Официальный Татарстан. - 03.04.2020. - Режим доступа: http://zainsk.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1721001.htm. - Дата рецепции материала: 05.04.2020.
12. В Китае рассказали о казни за нарушения во время эпидемии коронавируса // РИА Новости. - 15.02.2020. - Режим доступа: https://ria.ru/20200215/1564820337.html. - Дата рецепции материала: 28.03.2020.
13. Зиновьева, П. Жительницу Оренбурга накажут за нарушение режима самоизоляции / П. Зиновьева // ФедералПресс. - 02.04.2020. - Режим доступа: https://fedpress.ru/news/56/ incidents/2468641. - Дата рецепции материала: 05.04.2020.
14. Сухоруков, А. Врач назвал лучший способ борьбы с коронавирусом / А. Сухоруков // РИА Новости. - 03.04.2020. - Режим доступа: https://ria.ru/20200403/1569547290.html. - Дата рецепции материала: 05.04.2020.
15. СОУГО-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики // Официальный сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/883/events/. - Дата рецепции материала: 07.04.2020.
16. Фахрутдинов, Р. Опасное пренебрежение: названо число нарушителей карантина // Р. Фахрутдинов // Газета. т. - 02.04.2020. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/ 2020/04/01/13032433^^^. - Дата рецепции материала: 05.04.2020.
17. Хрусталев, К. Село в Оренбургской области закрыли на карантин из - за коронавиру-са / К. Хрусталев // Урал56.Ру. - 04.04.2020. - Режим доступа: ttps://www.ural56.ru/news/ 643465/. - Дата рецепции материала: 04.04.2020.
Получено: 24.04.2020г.