Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ ПРИ МЕТОДАХ ПОЗНАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИЛОГИИ И ХИМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ ПРИ МЕТОДАХ ПОЗНАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИЛОГИИ И ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЯ / ХИМИЯ / РЕЗУЛЬТАТ / ФОРМИРОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / ЗАДАЧИ / ОСНОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлатов Саид Сайфудидинович, Баротзода Камоллидин Ашур

В этой статье автор исследует особенности изучения учеников школы при методах познания на занятиях биологии и химии. Автор статьи на основе многочисленных материалов анализирует изучения учеников школы при методах познания на занятиях биологии и химии. Для обучения этого метода развивается интеллектуальные умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умении выделять главное, делать выводы и др.), которые формируются такой исследовательской умении, как целеполагания, планирования деятельность и контроля выполнении плана и сопоставления результата исследовании при прохождении темы по биологии в 11 классе таджикской школы, как «Основы селекция», «Эволюционное учение», «Фауна и экология животных Таджикистана», «Экология с основами биогеоценологии», «Живая клетка», «Генетика с основами селекции», «Бионика» и другие, которые являются основой формировании представления об естественнонаучного предмета и портрета мира и понимании суть природных явлений и процессов. Следует оценивать, что полученный результат, формирует умения безопасной и эффективной использовании лабораторного оборудования, которые при проведении точного измерения и адекватного и полученного результата, которые представляют научно-обоснованные аргументы в своих действиях, которые основаны на межпредметных задачах учебного предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлатов Саид Сайфудидинович, Баротзода Камоллидин Ашур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TEACHING SCHOOL PUPILS WITH THE METHODS OF KNOWLEDGE IN THE LESSONS OF BIOLOGY AND CHEMISTRY

In this article, the author explores the features of studying school students with methods of cognition in biology and chemistry classes. The author of the article, based on numerous materials, analyzes the studies of school students using methods of cognition in biology and chemistry classes. To teach this method, intellectual skills are developed (analysis, synthesis, comparison, generalization, the ability to highlight the main thing, draw conclusions, etc.), which are formed by such research skills as goal setting, planning activities, and monitoring the implementation of the plan and comparing the result of the study while passing through the topic biology in the 11th grade of the Tajik school, such as "Fundamentals of Selection", "Evolutionary Teaching", "Fauna and Ecology of Animals of Tajikistan", "Ecology with the Basics of Biogeocenology", "Living Cell", "Genetics from the Basics E selection "," Bionics "and others that and others, which are the basis for the formation of ideas about the natural science subject and portrait of the world and understanding the essence of natural phenomena and processes. It should be estimated that the result obtained forms the skills for the safe and efficient use of laboratory equipment, which, when conducting accurate measurements and adequate and obtained results, which present evidence-based arguments in their actions, which are based on the interdisciplinary tasks of the subject.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ ПРИ МЕТОДАХ ПОЗНАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИЛОГИИ И ХИМИИ»

графика функции (у=ах, у=х2, у=х3, y=sinx и другие) по алгебре ученики затрудняются. Используя возможности языков программирования высокого уровня на примере Microsoft VisualBasic, учащиеся с легкостью строят график функции. Свою созданную программу учащиеся демонстрируют на уроках алгебры с помощью электронной доски и таким образом в несколько раз облегчают работу учителя.

Ключевые слова: графические умения, компьютерная программа, исследование, решение задач по алгебре, электронная таблица, график функции, квадратная функция, кубическая функция.

USING A COMPUTER TO CREATE A FUNCTION GRAPH

In this article, the author provides methodological recommendations for the effective use of a computer in teaching information technology and its relationship with the subject of seventh-grade algebra when using the graphical capabilities of the Qbasic, Microsoft VisualBasic programming languages when creating a function graph. As shown by the studies conducted by the author in secondary schools to create a graph of the function (у=ах, у=х2, у=х3, y=sinx, and others) in algebra, students find it difficult. Using the capabilities of high-level programming languages using the example of Microsoft Visual Basic, students can easily graph functions. Students demonstrate their created program in algebra lessons using an electronic board and thus facilitate the work of a teacher several times.

Keywords: graphic skills, computer program, research, solving algebra problems, spreadsheet, function graph, square function, cubic function.

Сведения об авторах:

Назаров Довар Амонович - ассистент кафедры методики преподавания начального образования Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни.

Адрес: 734003, Республика Таджикистан, город Душанбе, район И. Сомони, проспект Рудаки 121. Тел.: (+992) 777 00 33 43.

Раджабов Умед Хушвакович - ассистент кафедры методики преподавания физики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни. Адрес: 734003, Республика Таджикистан, город Душанбе, район И. Сомони, проспект Рудаки 121. Тел.: (+992) 933 21 1721.

About the authors:

Nazarov Dovar Amonovic - assistant of the Department of primary edication methods of the Tajik State Pedagogical University named by S. Aini. Address: 734003, Republic of Tajikistan, Dushanbe city, I. Somoni district, Rudaki Avenue 121. Tel.: (+992) 777 00 33 43.

Rajabov Umed Khushvaqtovich - assistant of the Department of Physics Teaching Methods of the Tajik State Pedagogical University named by S. Aini. Address: 734003, Republic of Tajikistan, Dushanbe city, I. Somoni district, Rudaki Avenue 121. Tel.: (+992) 933 21 17 21.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ ПРИ МЕТОДАХ ПОЗНАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИЛОГИИ И ХИМИИ Давлатов С.С., Баротзода К.А.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Надо отметить, в этой работе мы рассматриваем важнейшие значение современной биологии и характеров особенности обучения учеников общеобразовательной школы при различных методах познания на занятиях биологии и химии. Особое место при преподавании биологии и химии надо обратить на различные особенности обучения учеников 5- 11 классы общеобразовательной школы в Республике Таджикистан.

В настоящее время в школах при изучении различных методах познания учителя средней школы рассматривают различные методы, которые помогают при преподавании биологии и химии.

Учителя общеобразовательной школы, которые являются замечательными мастерами своего дела, которые сумеют показать различные вопросы при прохождении различных методах познания. Они являются крупными и талантливыми современным учителями в Республике Таджикистан, которые в своих занятиях проводят различные методы познания.

Цель эти занятий заключает в том, что они используют различные наглядные пособий по темам, которые они ведут на своих занятиях и строят новый мир. Они показывает

реальную жизнь и отражается времена в развитии биологического закона познания, которые охватывает различные методы познания, при прохождении темы «Класс животных», «Эволюция Чарльз Дарвина» в 7 - 10 классы общеобразовательной школы, которые помогают учителям биологии на занятиях.

Ефремова Т.Ф. писала: «Особое развитие в биологических и химических занятиях развивается различные темы из реальной жизни , а также другими вопросы широкой читательской аудитории на занятиях биологии и химии. Они были переведены на сотни языков народов мира и окажут большое влияние на сознания учеников общеобразовательной школы» [2, с.46]. Эта работа является актуальным, потому что показывает характерные особенности обучения учеников общеобразовательной школы при различных методах познания на занятиях биологии и химии, которые были переведены при посредстве методах познания на таджикский язык.

Салтыкова И.Ф. писала: «В форме предметов биологии и химии широкой возможность при формировании такие умения показывают методы эмпирической и теоретической при получении новые знания, которые помогают естественнонаучной проблемы и метод познание» [3, с.88].

Для обучения этого метода развивается интеллектуальные умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умении выделять главное, делать выводы и др.), которые формируются такой исследовательской умении, как целеполагания, планирования деятельность и контроля выполнении плана и сопоставления результата исследовании при прохождении темы по биологии в 11 классе таджикской школы, как «Основы селекция», «Эволюционное учение», «Фауна и экология животных Таджикистана», «Экология с основами биогеоценологии», «Живая клетка», «Генетика с основами селекции», «Бионика» и другие, которые являются основой формировании представления об естественнонаучного предмета и портрета мира и понимании суть природных явлений и процессов.

Обучения естественнонаучными методами познании показано Государственным образовательным стандартом основного общего образования Республики Таджикистан, который имеет следующий предметное требование к выпускникам общеобразовательной школы в Республике Таджикистан, которые овладеют умение показать гипотез, конструировают различные модели законы биологии и химии, наблюдать характеры развития биологических и химических методах познания, которые в настоящее время являются актуальными при проведении различных экспериментов на занятиях биологии и химии.

Надо отметить, что в своем Послание, Президент Республики Таджикистан, Лидер нации, Основатель мира и согласия, уважаемый Эмомали Рахмон от 26 декабря 2019 года отметил, что 2020-2040 годы считает, что эти годы должны развивать естественные науки, математики, физики, химии, биологии и географии. На основе данного послания 3 февраля 2020 вышел указ Президента Республики Таджикистан об объявлении 2020-2040 годы «Двадцатилетием изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования».

Следует оценивать, что полученный результат, формирует умения безопасной и эффективной использовании лабораторного оборудования, которые при проведении точного измерения и адекватного и полученного результата, которые представляют научно-обоснованные аргументы в своих действиях, которые основаны на межпредметных задачах учебного предмета.

Поэтому результаты этого эксперимента, между предметами тестирования учащихся средних общеобразовательных школ Республики Таджикистан имеет результаты международных тестирований биологии, химии свидетельствуют о низком уровне владения естественнонаучными методами познания у таджикских школьников. Виноградов В. В.писал: «Проблема обучения школьников естественнонаучным методам познания затрагивалась в работах многих ученых-методистов. Наиболее полно эта проблема раскрыта в теории и методике обучения физике и биологии, теоретические методы познания, эмпирические методы познания, которые нашли отражение в монографиях и научных работах великих русских ученых и отечественные методисты» [1, с. 41]. Методика обучения биологии и химии и проблема обучения школьников естественнонаучным методам познания в целом не рассматривалась, но имеются отдельные работы, посвященные формированию исследовательских умений учащихся при изучении биологии, которые отраженные в работах наших ученых.

Таким образом, надо отметить, что данная проблема ждет свое дальнее решение исследование и считается актуальным в современной таджикской педагогике.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов В.В. Методика преподавания биологии. М.: Наука, 1980. - 362 с.

2. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь биологии. Т. 1-3. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006 - 34 с.

3. Салтыкова И.Ф. Изучение биологии.- М.: Правда, 1988., - 56 с.

4. Рябова М.Т. Особенности изучения биологии в средней школы.- М.: Наука, 2010.- 276 с.

5. Федоров Н.Р. Развитие биологических наук в школе.- М.: Наука, 2008.- 187 с.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ ПРИ МЕТОДАХ ПОЗНАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИЛОГИИ И ХИМИИ

В этой статье автор исследует особенности изучения учеников школы при методах познания на занятиях биологии и химии. Автор статьи на основе многочисленных материалов анализирует изучения учеников школы при методах познания на занятиях биологии и химии.

Для обучения этого метода развивается интеллектуальные умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умении выделять главное, делать выводы и др.), которые формируются такой исследовательской умении, как целеполагания, планирования деятельность и контроля выполнении плана и сопоставления результата исследовании при прохождении темы по биологии в 11 классе таджикской школы, как «Основы селекция», «Эволюционное учение», «Фауна и экология животных Таджикистана», ««Экология с основами биогеоценологии», «Живая клетка», ««Генетика с основами селекции», ««Бионика» и другие, которые являются основой формировании представления об естественнонаучного предмета и портрета мира и понимании суть природных явлений и процессов.

Следует оценивать, что полученный результат, формирует умения безопасной и эффективной использовании лабораторного оборудования, которые при проведении точного измерения и адекватного и полученного результата, которые представляют научно-обоснованные аргументы в своих действиях, которые основаны на межпредметных задачах учебного предмета.

Ключевые слова: биология, химия, результат, формирование, учебный предмет, задачи, основа.

PECULIARITIES OF TEACHING SCHOOL PUPILS WITH THE METHODS OF KNOWLEDGE IN THE LESSONS OF BIOLOGY AND CHEMISTRY

In this article, the author explores the features of studying school students with methods of cognition in biology and chemistry classes. The author of the article, based on numerous materials, analyzes the studies of school students using methods of cognition in biology and chemistry classes.

To teach this method, intellectual skills are developed (analysis, synthesis, comparison, generalization, the ability to highlight the main thing, draw conclusions, etc.), which are formed by such research skills as goal setting, planning activities, and monitoring the implementation of the plan and comparing the result of the study while passing through the topic biology in the 11th grade of the Tajik school, such as "Fundamentals of Selection", "Evolutionary Teaching", "Fauna and Ecology of Animals of Tajikistan", "Ecology with the Basics of Biogeocenology", "Living Cell", "Genetics from the Basics E selection "," Bionics "and others that and others, which are the basis for the formation of ideas about the natural science subject and portrait of the world and understanding the essence of natural phenomena and processes.

It should be estimated that the result obtained forms the skills for the safe and efficient use of laboratory equipment, which, when conducting accurate measurements and adequate and obtained results, which present evidence-based arguments in their actions, which are based on the interdisciplinary tasks of the subject.

Key words: biology, chemistry, result, formation, subject, tasks, basis.

Сведение об авторах

Давлатов Саид Сайфудидинович - Старший преподаватель кафедры общей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни Тел.98743 7182 Баротзода Камоллидин Ашур - Зав.кафедрой общей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государственного педагогического университета Тел: (+992) 934 05 04 46

About the authors

Davlatov Said Sayfudidinovich - Senior Lecturer, Department of General Biology and Biology Teaching Methods, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini Tel: (+992) 98743 7182

Barotzoda Kamollidin Ashur - Head of the Department of General Biology and Methods of Teaching Biology, Tajik State Pedagogical University Tel: (+992) 934 05 04 46

НАЦШИ МАШГУЛИЯТХОИ БЕРУНАЗСИНФЙ ВА БЕРУНАЗМАКТАБЙ ДАР ТАШАККУЛИ ^ИССИ ТАБИАТДУСТИИ ХОНАНДАГОН

Мирзоев С.С., Цалилова М.П.

Донишгоуи давлатии Кулоб ба номи А. Рудаки Миразоров К.И.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Дар ташаккули хисси табиатдустй ва маърифати экологии хонандагон дар чараёни омузиши фанхои зистшиносй накши машгулиятхои беруназсинфй ва беруназмактабй назаррас мебошад.

Бо акидаи И.Д.Зверев [4, с.73] мавкеъ ва худуди гузарондани машгулиятхои беруназсинфии хонандагон нихоят васеъ буда, дар кабинетхои фаннй, дар табиат, дар Гушаи табиати зинда, дар китъаи таълимй тачрибавии мактаб, дар махфилхои фаннй, викторинахои биологй ва амсоли онхо мавриди баррасй мегаранд.

Роху усулхо, методхо ва намудхои гуногуни машгулиятхои беруназсинфй дар чараёни омузиши сикли фанхои зистшиносй (табиатшиносй, ботаника, зоология, экология, биологияи умумй) дар муассисахои тахсилоти миёнаи умумй дар тадкикотхои олимон: А.И.Никишов [5, с.12-18], К.И.Василеф [3, с.38], Д.Абдуллозода [1, с.16], С.Акрамов [2, с.22], Хуторский А.В. [7, с.8], Шамова Т.И. [8, с.82], Щубкина А.С. [9, с.10-16с] аз нигохи педагогию дидактикй таснифу тавсиф гардиданд.

Дар ташаккули шавку завк, хисси табиатдустй ва маърифати экологии хонандагон, накши махфилхои фаннй низ назаррас мебошад.

Дар киёс бо дигар машгулиятхои беруназсинфй, яъне махфилхои фаннй аз банду кисматхои ботаника (синфхои V-VI), зоология (синфхои VII-VIII), экология (синфхои IX) ва анатомия ва физиология (синфхои IX), тибки талаботи барномахои таълимии ин кабил фанхо накшаи солонаи таквимии омузгорон ва накшаи махфилхо бо таври ихтиёрй дар байни хонандагони дорои шавку завк, дониш, махорату малакаи касбй дошта, мохе як маротиба, бахри тавсифу навишти маърузахо тахтирохбарирохбарони махфилхои «Экологхои чавон», «Ботаникхои чавон», «Зоологхои чавон» ва «Физиологхои чавон» бо иштироки гурухи васеи хохишмандону шавкмандони биология, экология ва зоология гузаронида мешаванд. Иштирок ва кироати маърузахо дар махфилхо на танхо шавку завки касбомузй, балки фаъолияти чустучуию эчодии хонандагону донишчуёнро барои навиштани корхои курсй, рисолахои хатм ва хатто маколахои илмй, назариявй ва амалй (аз тачриба) хидоят менамояд.

Дар муассисахои тахсилоти миёнаи умумии№5-и ш. Кулоб дар соли тахсили 2016-2017 дар махфил тахти рохбарии муаллимони баландихтисос (Дасаналиева Г, ки 30 сол боз фаъолият дорад), Абдулов Д (холо аспиранти гоибхони Донишгохи давлатии Кулоб) «Экологхои чавон» ва «Физиологхои чавон» фаъолият менамоянд. Дар онхо хонандагони болаёкат, иштирокчиёни озмунхои фаннй, олимпиадахои мактабй шахрй, вилоятй ва хатто чумхуриявй иштирок намуда, ба машгулиятхои таълимй «Педагогикаи технологй ва накши он дар ташаккули дониш, махорату малака ва маърифати таълимии хонандагон» баромад намуданд. Доир ба истифодаи усулхои нави таълими иттиолотй, дар рафти махфилхо, аз тахтахои электронй, компютер истифода бурда, бо истифодаи зарбулмасалу чистонхои биологй корхои махфилхоро чамъбасту хулосабарорй намуда, бо иштирокчиёни фаъол сипосномахо ва дигар тухфахои арзишнок такдим карда шуд.

Махфили натуралистони чавон дорои оинномаи худ буда, ба он хонандагон ихтиёран аъзо мешаванд ва тибки накшаи корй ва мазмуну мундаричаи барномахои таълимии биология ва экология чун анъана мохе 1 маротиба гузаронида мешавад.

Дар асоси низомномаи фанхои зистшиносй хайати махфил тахти рохбарии бевоситаи муаллимон (аз сардори гурух, котиб, масъулини васоитхои техники таълимй, хайати тахия ва нашрияи рузномаи «Натуралистони чавон» иборат буда, дар чамъомади ташкилии мохи сентябр хар сол тасдик ва баррасй мегардад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.